Конспект урока
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Тема урока: Превосходная степень сравнения имен прилагательных
Цель урока: актуализировать знания о способах образования форм степеней сравнения имен прилагательных.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
получение и закрепление знаний о способах образования, морфологических признаках и синтаксической роли форм степеней сравнения имен прилагательных; введение понятий «превосходная степень», «простая форма», «составная форма»;
формирование знаний о речевых ошибках, связанных с употреблением форм степеней сравнения;
формирование навыков комплексного анализа слова (на лексическом, словообразовательном, морфемном уровнях).
Метапредметные:
формирование умений находить, извлекать и систематизировать информацию; формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и ее результаты, развитие навыков коррекции и оценки;
формирование умений работы в паре, навыков взаимодействия и сотрудничества;
формирование умений работы с таблицей, интернет-ресурсами, справочниками;
формирование ценностного отношения к учебным предметам.
Личностные:
развитие интереса к получению знаний в процессе обучения; формирование стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции;
формирование личных ценностных ориентиров.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Организация положительной мотивации на уроке.
- Здравствуйте, ребята. Вы, наверное, удивились, увидев сразу несколько елок?
- Как вы думаете, с чем это связано?(Новый год, Рождество…)
- Откуда пошла эта традиция? (Петр Первый завез из Европы в знак подражания европейской культуре)
- Какие обычаи, связанные с елкой знаете вы?
- Сегодня у нас не обычный урок, а конкурс красоты. И участницы тоже необычные, на титул красавицы будут претендовать ….ёлки! Да, вы не ослышались- елки. Посмотрите на них, разве они не красавицы? А в роли судей выступите вы. На вас лежит очень ответственная и приятная миссия: оценить все елки по достоинству.
- Предлагаю следующие номинации.: Самая пушистая, Самая маленькая, Самая стильная, Самая необычная, Самая скромная, Самая изящная, Самая голубая, Самая оригинальная, Самая аппетитная. У вас на столах лежат конверты с номинациями. Внимательно рассмотрев каждую, вы должны дать справедливую и объективную оценку, чтобы ни одна из красавиц не обиделась.
(Играет музыка. Ученики вскрывают конверты, рассматривают елки и оценивают их.)
- У каждой елки есть свой титул. Но какой эпитет подошел бы ко всем елкам? (Самая красивая). Почему?
2. Актуализация знаний.
Демонстрирует слайд.
Для того чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо проанализировать все озвученные номинации.
- Какие прилагательные мы использовали для оценивания елок? В какой они форме?
- Для чего они употреблены ? (прилагательные показывают, что признак предмета проявляется в большей степени) Докажите.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная) (Слайд №2)
- Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь.
3. Целеполагание. Постановка учебной задачи.
- Сформулируйте цель урока.
Учащиеся ставят перед собой цель: изучить способы образования превосходной степени сравнения и рассмотреть особенности их употребления в речи,
4. Открытие нового знания.
1) Создание проблемной ситуации.
Учитель дает проблемную задачу, задает наводящие вопросы и подводит к ее решению.
У каждого на столе таблица. Ознакомьтесь с ней. (Слайд №3)
Исходная форма |
Превосходная степень сравнения |
|
|
? |
? |
|
Скромнейшая |
Самая скромная |
|
Высочайшая |
Наиболее высокая |
|
Необычнейшая |
Наименее обычная |
2) Подводит обучающихся к формулировке понятий:
-Как вы считаете, почему прилагательные разделены на две группы? Опираясь на ваши знания о сравнительной степени сравнения прилагательных, дайте название каждой колонке. Запишем их. (Слайд №4)
3) Предлагает учащимся выполнить задания.
-Работаем с первой колонкой – простой превосходной степенью сравнения. Выполните словообразовательный анализ слов. Какой вывод можете сделать? Представьте вывод в виде формулы, запишите в таблицу.
- Теперь работаем со второй колонкой. Что вы можете сказать о составной превосходной степени? Как она образуется?
Пытаются правильно записать ход рассуждений в виде формул: (Слайд №5)
Простая превосходная = Нач. ф. прил. +-ейш-,-айш-
Составная превосходная =Самый Наиболее наименее + прил. в полной ф.
4) Знакомство с материалом учебника на стр. 14. Обсуждение в группе.
- О каких особенностях прилагательных в превосходной степени вы узнали?
5. Первичное закрепление знаний.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Задание 1. Выпишите только те прилагательные, от которых сможете образовать степени сравнения. Запишите все возможные формы, выделите суффиксы.
Красивый, дедов, тонкий, шерстяной, глубокий, морской, мудрый.
Самопроверка по эталону (слайд).
Почему записали не все прилагательные? Какой можно сделать вывод?
Задание 2. Выделите все члены предложения. Найдите прилагательные, укажите их форму.
Путешествие интереснейшее!
Друг рассказал об интереснейшем путешествии.
Я часто вспоминаю самое интересное путешествие.
- Укажите синтаксическую роль имен прилагательных.
(Слайд №6)
6. Физминутка. Учитель зачитывает текст физминутки.
Я называю вам прилагательные, если прилагательное в простой форме превосходной степени сравнения, вы хлопаете, если в составной форме превосходной степени – приседаете.
Самый смелый, наиболее крепкий, крепчайший, высочайший, самый глубокий, наилегчайший, наименее быстрый, наиболее громкий, умнейший, самый верный.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание : исправьте ошибки в предложениях, запишите правильный вариант.
Моё новогоднее платье самое ярчайшее.
Наш класс наиболее спокойнеший.
Портфель моего друга наиболее тяжелее.
- Почему возникли ошибки?
Поменяйтесь тетрадями с соседями, проверяем по эталону.
Моё новогоднее платье самое яркое.
Наш класс самый спокойный.
Портфель моего друга наиболее тяжелый.
2) Запись предложения.
-Мы немного позабыли о наших конкурсантках. Каким общим титулом они обладают? Запишем это предложение.
Наша елка самая красивая.
- Синтаксический разбор предложения у доски.
- В какой форме стоит прилагательное в данном предложении?
- Когда мы в речи употребляем составную форму превосходной степени? (составная форма превосходной степени прилагательных называет такой признак предмета, который наиболее преобладает над другими подобными предметами)
- А знаете ли вы, Общественной палатой РТ был объявлен конкурс на звание лучшей новогодней елки? Вы успели проголосовать за елку нашего района. Она того стоит.
- Какие еще достоинства нашего района вы можете назвать?
- Приведите свои примеры.
3)Тестовые вопросы на слайдах. (Слайд №7,8)
8. Домашнее задание: подобрать факты «Рекорды моей родины» или сочинение-миниатюру «За что я люблю свою малую родину» с использованием прилагательных в разных формах сравнения.
9. Рефлексия.
- Какие цели ставили в начале урока? Что нового узнали?
- Каким способом?
- Где будете использовать?
- Какие затруднения испытывали? Расскажите о своих результатах, используя прилагательные в форме превосходной степени (Самым легким было…, труднейшим заданием оказалось…).
Выбрать листок по цвету, характеризующему ваше состояние во время урока (зеленый - чувствовал себя успешным на сегодняшнем занятии, голубой - был безразличен, желтый - был увлечен, получил удовольствие от общения, красный - был активным на уроке.
-
Благодарю за работу! Успехов!!! (Слайд №9)
Исходная форма |
Превосходная степень сравнения |
|
|
? |
? |
|
Скромнейшая |
Самая скромная |
|
Высочайшая |
Наиболее высокая |
|
Необычнейшая |
Наименее обычная |
Задание 1. Выпишите только те прилагательные, от которых сможете образовать степени сравнения. Запишите все возможные формы, выделите суффиксы.
Красивый, дедов, тонкий, шерстяной, глубокий, морской, мудрый.
Почему записали не все прилагательные? Какой можно сделать вывод?
Задание 2. Выделите все члены предложения. Найдите прилагательные, укажите их форму.
Путешествие интереснейшее!
Друг рассказал об интереснейшем путешествии.
Я часто вспоминаю самое интересное путешествие.
Задание 3 : Исправьте ошибки в предложениях, запишите правильный вариант.
Моё новогоднее платье самое ярчайшее.
Наш класс наиболее спокойнеший.
Портфель моего друга наиболее тяжелее.
- Почему возникли ошибки?
Исходная форма |
Превосходная степень сравнения |
|
|
? |
? |
|
Скромнейшая |
Самая скромная |
|
Высочайшая |
Наиболее высокая |
|
Необычнейшая |
Наименее обычная |
Задание 1. Выпишите только те прилагательные, от которых сможете образовать степени сравнения. Запишите все возможные формы, выделите суффиксы.
Красивый, дедов, тонкий, шерстяной, глубокий, морской, мудрый.
Почему записали не все прилагательные? Какой можно сделать вывод?
Задание 2. Выделите все члены предложения. Найдите прилагательные, укажите их форму.
Путешествие интереснейшее!
Друг рассказал об интереснейшем путешествии.
Я часто вспоминаю самое интересное путешествие.
Задание 3 : Исправьте ошибки в предложениях, запишите правильный вариант.
Моё новогоднее платье самое ярчайшее.
Наш класс наиболее спокойнеший.
Портфель моего друга наиболее тяжелее.
- Почему возникли ошибки?
Исходная форма |
Превосходная степень сравнения |
|
|
? |
? |
|
Скромнейшая |
Самая скромная |
|
Высочайшая |
Наиболее высокая |
|
Необычнейшая |
Наименее обычная |
Задание 1. Выпишите только те прилагательные, от которых сможете образовать степени сравнения. Запишите все возможные формы, выделите суффиксы.
Красивый, дедов, тонкий, шерстяной, глубокий, морской, мудрый.
Почему записали не все прилагательные? Какой можно сделать вывод?
Задание 2. Выделите все члены предложения. Найдите прилагательные, укажите их форму.
Путешествие интереснейшее!
Друг рассказал об интереснейшем путешествии.
Я часто вспоминаю самое интересное путешествие.
Задание 3 : Исправьте ошибки в предложениях, запишите правильный вариант.
Моё новогоднее платье самое ярчайшее.
Наш класс наиболее спокойнеший.
Портфель моего друга наиболее тяжелее.
- Почему возникли ошибки
Самая пушистая |
Самая маленькая |
Самая стильная |
Самая необычная |
Самая скромная |
Самая изящная |
Самая голубая |
Самая оригинальная |
Самая аппетитная |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.