Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи. Наблюдение»
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи. Наблюдение»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
25.08.2022
Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи. Наблюдение»
Конспект урока содержит этапы, ход урока, УУД .
Глагол как часть речи.doc

 

 

 

 

  Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи. Наблюдение»

автор: Панова Елена Викторовна

должность: учитель начальных классов

 

 

 

 


Русский язык

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

 

Тема: Определение глагола как части речи

 Цель: Обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.

 Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.

Деятельность учеников:

-       Наблюдать за ролью глаголов в речи.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организационный момент – самооценка

 

“Обмен настроением”

 

-Посмотрите на слайд, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и объясните свой выбор.

Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

Спокойное - я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!

Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

 

- Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

 4  4

2. Беседа.

– Как называются слова, о которых можно спросить:

что это? кто это? (Имена существительные.)

какой? какая? какое? какие? (Имена прилагательные.)

– Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них? (Местоимения.)

– Приведите примеры названных частей речи.

По группам: один ученик называет слово, ученик из другой группы отвечает, какая это часть речи, и т.д.

Примечание. Называются только те три части речи, которые назвали во время беседы, – существительные, прилагательные, местоимения.

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

II. Формулирование проблемы.

 

 

 

 

 

 

1  3  4 5

1. Мотивирующее введение в тему урока.

На слайде представлен текст.

Муравей и голубка.

Муравей … к ручью: захотел … . Волна … его и чуть не … . Голубка … ветку; она … – муравей … . И … ему ветку в ручей. Муравей … на ветку и … . (Л.Н. Толстой)

– Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова.

Варианты учеников.

– А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.)

 

Муравей и голубка.

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидала – муравей тонет. И бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

(Л.Н. Толстой)

– Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы.)

– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть. (Глагол.)

– Что обозначает глагол?

– На какие вопросы отвечает?

– Зачем глаголы нужны в речи?

2. Формулирование цели урока.

– Проверим свои предположения, прочитав название параграфа.

– Рассмотрите рисунок. Что делает Афанасий? (Плывёт.)

– Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами?

А представьте себе мир без действий.

- Какой это будет мир?

- Попробуйте его показать.

- Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.

– Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью … глаголов.

- Покажите эту жизнь.

- К концу урока вы постараетесь ответить на вопросы и составить определение изучаемой части речи.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение по учебнику и определение ключевых слов темы.

4 5 6 1  4

а) Упр.  Запись отдельных примеров с комментированием.

- Прочитайте задание

– Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберём подходящее действие.)

- Выберите по одному слову и всей группой подберите к нему глаголы.

2. Слуховой диктант.

– Кто о себе мог так рассказать?

Я – страшное дело – какой деловой:

В любые дела ухожу с головой,

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

(Т. Рик)

– Послушайте ещё раз и выпишите все глаголы.

– Сколько глаголов? (7.)

 

Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно производить разные действия.)

– По частоте употребления глагол занимает 2-е место после имени существительного.

- Сделайте вывод. Выберите нужную карточку

1 4 3 4 1 4

б) Упр.

– Прочитайте текст ознакомительным чтением. Ответьте на вопрос: что означает глагол? Откуда это слово в русском языке?

Связные ответы детей.

- Обсудите, какая карточка соответствует этому упражнению.

 

1 3 4 1 2 3 4

3. Продолжение наблюдений. Отличие глаголов от других частей речи со сходным значением.

Упр.

– Что общего у слов в каждой группе?

– Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак.)

– Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?

– Запишите только глаголы. Покажите, как вы действовали.

Запись: бегал (что делал?), петь (что делать?)...

– Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? (Задать вопрос и подумать над значением.)

- Сделайте вывод и подберите нужную карточку.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

1 45

4. Работа с определением

– Прочитайте текст про себя.

– Что бы вы ещё могли добавить к этому определению? (О роли глаголов в речи.)

– Приведите свои примеры глаголов.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

 

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

IV. Развитие умений.

3  4  6  1  3

1. Первичное закрепление материала.

- А сейчас задание для самых сообразительных. Помогите друг другу.Замените словосочетания глаголом. (каждой группе)

Задирать нос (важничать)

Зарубить на носу (запомнить)

Клевать носом (дремать)

Повесить нос (загрустить, опечалиться)

Водить за нос (обманывать)

Ломать голову – думать, размышлять, разгадывать.

- Как называются такие словосочетания?

2. Словесное рисование.

– Попробуйте представить себе глагол в виде живого существа.

Какой он?

                                           

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

 

V. Итог урока.

 

4  4 2 3

– Итак, подведём итог урока.

- На какие вопросы мы хотели сегодня ответить?

- Возьмите карточки и прочитайте своё определение глагола.

- Найдите правило в учебнике.

- Сравните его со своим.

 – Вспомните своё настроение в начале урока.

- Осталось ли оно тем же или изменилось?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Я рада, что настроение у некоторых улучшилось.

Вы молодцы, работали дружно.

 

 

 

 

 

 

 


-      

Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи

Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи

Русский язык ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ

Русский язык ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ

Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату

Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату

Муравей и голубка. Муравей спустился к ручью: захотел напиться

Муравей и голубка. Муравей спустился к ручью: захотел напиться

III. Открытие новых знаний. 1

III. Открытие новых знаний. 1

Связные ответы детей . - Обсудите, какая карточка соответствует этому упражнению

Связные ответы детей . - Обсудите, какая карточка соответствует этому упражнению

Приведите свои примеры глаголов

Приведите свои примеры глаголов

V . Итог урока. 4 4 2 3 –

V . Итог урока. 4 4 2 3 –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2022