Конспект урока русского языка по теме «Обособленные определения»
Предмет: русский язык
Класс: 8
Тема урока: обособление определений
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: урок-исследование
Цель урока: разобрать все случаи обособления согласованных определений; учиться правильно расставлять знаки препинания при согласованных определениях.
Задачи урока:
-образовательные: познакомить учащихся с видами обособленных определений, способами выражения обособленного определения, правилами обособления согласованных определений;
-развивающие: выявлять грамматические условия обособления, определять согласованные определения, а также определения с обстоятельственным значением, правильно ставить знаки препинания, обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников;
-воспитательные: формировать чувство сопричастности к событиям прошлого и настоящего Родины, воспитывать чувство патриотизма и гражданственности, воспитывать культуру общения, интерес и любовь к русскому языку.
Формируемые универсальные учебные действия:
-познавательные: читать, извлекая нужную информацию, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему); создавать модели объектов в знаково-символической форме.
-личностные: формировать интерес к русскому языку, анализировать свои действия, объективно оценивать уровень своих знаний; выражать положительное отношение к процессу познания;
-регулятивные: искать пути решения проблемы, анализировать и систематизировать накопленный материал, планировать, ставить учебную задачу;
-коммуникативные: взаимодействовать в группе, обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Форма работы: групповая, фронтальная.
Оборудование: доска, проектор и экран, рабочие листы, учебник, тетрадь.
1. Вступительное слово.
- Добрый день. Ребята, 18 марта мы отмечаем праздник, который стал
Государственным совсем недавно. В этом году ему исполняется 10 лет. Это – День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Давайте перенесёмся на 10 лет назад в тот самый момент, когда по образному выражению Президента России В. В. Путина, Крым и Севастополь вернулись «в родную гавань».
Смотрим видео 1 «Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань».
- Крым – особый для России регион. Регион, где Россия демонстрирует созидание:
строит социально значимые проекты, развивает курорты, принимающие жителей всей страны. Поэтому сегодня в канун государственного праздника, Дня воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, мы с вами на уроке, изучая новую тему, будем говорить о природе Крыма и его достопримечательностях.
2. Актуализация.
- Откройте тетради, оформите классную работу.
На доске вы видите предложение, запишите его (знаки препинания не расставлены).
Крым - это полуостров находящийся в северной части Чёрного моря.
- Выполним пунктуационный разбор предложения.
- Назовите определения, дайте им характеристику.
3. Создание проблемной ситуации.
Слайд 1.
- Перед вами задание из ОГЭ по русскому языку, где требуется указать цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Какой ответ вы дали бы? Почему?
Уставший после купания в море (1) я с удовольствием лежал на песке (2) прогретом солнцем (3) и наслаждался тишиной.
- Посмотрите на верный ответ. Какая проблема возникла?
(есть и другие случаи обособления определений).
Слайд 2.
4. Определение темы исследования и формулирование цели исследования.
- Сформулируйте тему урока.
(Обособленные определения).
Слайд 3.
- Запишите тему урока.
- Какую цель мы перед собой поставим?
(выяснить условия обособления определений).
5. Изучение нового материала.
- Одно условие обособления определений мы уже знаем. Оформим его в тетради.
Запишите схему предложения, которое мы разбирали (Крым - это полуостров находящийся в северной части Чёрного моря.).
͓
Сущ., /̰п̰р̰и̰ч̰. ̰о̰б̰./,
Слайд 4.
А) Исследовательская работа в группах.
- Чтобы узнать другие условия обособления определений, проведем исследование.
Разделимся на группы. Каждая группа получает материал для исследования.
- У вас на рабочих листах несколько предложений. Ваша задача – выполнить
пунктуационный разбор предложений на листах по алгоритму, указанному рядом с предложениями.
Б) Представление собственных выводов, результаты работы в группах.
- Крым – удивительный полуостров. Каких только чудес нет здесь! Богатая история, в которой успели отметиться греки, византийцы и хазары, особое расположение, средиземноморский климат, удивительный ландшафт полуострова — всё это веками формировало особую атмосферу. Думаю, работая с предложениями на карточках, вы обратили внимание на достопримечательности Крыма. Итак, давайте озвучим ваши выводы.
1 группа
Слайд 5.
Обособляется определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами, если оно стоит после определяемого существительного.
- Запишем это условие в тетрадь в виде схемы и пример.
͓
Сущ., /̰п̰р̰и̰л̰.̰+̰ з̰а̰в̰и̰с̰. ̰с̰л̰./,
͓ сущ. прил. + завис.сл.
Гора Ай-Петри, /известная во всем мире/, является символом Крымского побережья.
Слайд 6.
2 группа
Слайд 7.
Обособляется определение, отделенное от определяемого слова другими членами предложения.
- Запишем это условие в тетрадь в виде схемы и пример.
Х ….. , /̰̰̰ ̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰/, …,/̰̰̰ ̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰/, ….. Х
͓
Скалы привлекают внимание любителей фотосессий, /похожие на сыр/.
Слайд 8.
3 группа
Слайд 9.
Обособляется два и более однородных нераспространенных определения, стоящих
после определяемого слова.
- Запишем это условие в тетрадь в виде схемы и пример.
Х, /̰ ̰ ̰ , ̰ ̰ /, Х, /̰ ̰ ̰ и ̰ ̰ /,
͓
Лавандовые поля, /бескрайние, ароматные/, подарят красочные фотографии.
Слайд 10.
4 группа
Слайд 11.
Определение, стоящее перед определяемым существительным, обособляются,
если имеет значение причины или уступки.
- Запишем это условие в тетрадь в виде схемы и пример.
причина ͓
…,/̰̰̰ ̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ /, сущ.
причина почему? ͓
/Построенный в XVI в./, Бахчисарайский дворец заинтересует самый широкий круг
посетителей.
Слайд 12.
5 группа
- Прежде чем мы услышим выводы, сделанные второй группой, предлагаю посмотреть видеосюжет об одном из главных городов Крыма Севастополе, чья история переносит нас в глубокие века.
Сморим видео 2 «Севастополь - город доблести и славы».
- Теперь слово участникам 5 группы.
Слайд 13.
Обособляется любое определение, стоящее перед или после определяемого слова, выраженного личным местоимением.
- Запишем это условие в тетрадь в виде схемы и пример.
Слайд.
͓ ͓
л.мест., /̰̰̰ ̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰/, …,/̰̰̰ ̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰/, л.мест.
͓ л.мест.
/Основанный в конце 18 века/, он представляет собой изумительное зрелище для любителей истории.
Слайд 14.
6. Физкультминутка.
7. Первичное закрепление.
А) - Обобщим полученные выводы. Повторим все условия обособления определений.
Устные ответы нескольких учащихся.
Слайд 15.
Б) - Выполним устно упражнение 1 (слайды 16 – 21). Дополните предложения обособленными определениями. Выполняя упражнение, опирайтесь на правило, записанное в тетради.
В) - Перейдем к выполнению упражнения 2. На рабочих листах вы видите
предложения. Выберите условие обособления определения. Заполните таблицу, вписав соответствующие пунктам правила номера предложений.
- Давайте проверим ваши ответы. Сверьте свою работу с таблицей на слайде (слайд 22).
8. Рефлексия.
– Вернемся к предложению из задания ОГЭ.
Уставший после купания в реке (1) я с удовольствием лежал на песке (2) прогретом солнцем (3) и наслаждался тишиной.
Слайд 23.
- Как теперь вы можете объяснить постановку запятой под цифрой 1?
(Определение, относящееся к определяемому местоимению.
Определение, имеющее значение причины и стоящее перед определяемым существительным).
9 . Домашнее задание.
Выучить правило обособления определений. Выполнить пунктуационный разбор предложений 1,2,7,9 из упр. 352.
10. Заключительное слово.
- Для многих туристов поездка в Крым – это пляжный отдых: особый воздух, много
солнца и моря! Но Крым – это ещё и древнейшие города, храмы с тысячелетней историей, императорские дворцы, цветные озёра, горы на месте вулканов, водопады и пещеры. Крым – это история, которую нужно знать каждому!
Звучит финальная песня «Крым и Россия, Россия и Крым».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.