Конспект урока русского языка по теме "Обособленные определения" (8 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.07.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока русского языка по теме "Обособленные определения" (8 класс)
Иконка файла материала конспект.docx

Конспект урока русского языка по теме «Обособленные определения»

 

Предмет: русский язык

Класс: 8

Тема урока: обособление определений

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок-исследование

Цель урока: разобрать все случаи обособления согласованных определений; учиться правильно расставлять знаки препинания при согласованных определениях.

Задачи урока:

-образовательные: познакомить учащихся с видами обособленных определений, способами выражения обособленного определения, правилами обособления согласованных определений;

-развивающие: выявлять грамматические условия обособления, определять согласованные определения, а также определения с обстоятельственным значением, правильно ставить знаки препинания, обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников;

-воспитательные: формировать чувство сопричастности к событиям прошлого и настоящего Родины, воспитывать чувство патриотизма и гражданственности, воспитывать культуру общения, интерес и любовь к русскому языку.

Формируемые универсальные учебные действия:

-познавательные: читать, извлекая нужную информацию, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему); создавать модели объектов в знаково-символической форме.

-личностные: формировать   интерес к русскому языку, анализировать свои действия, объективно оценивать уровень своих знаний; выражать положительное отношение к процессу познания;

-регулятивные: искать пути решения проблемы, анализировать и систематизировать накопленный материал, планировать, ставить учебную задачу;

-коммуникативные: взаимодействовать в группе, обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Форма работы: групповая, фронтальная.

Оборудование: доска, проектор и экран, рабочие листы, учебник, тетрадь.

 

1.      Вступительное слово.

- Добрый день. Ребята, 18 марта мы отмечаем праздник, который стал

 Государственным  совсем недавно. В этом году ему исполняется 10 лет. Это – День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Давайте перенесёмся на 10 лет назад в тот самый момент, когда по образному выражению Президента России В. В. Путина, Крым и Севастополь вернулись «в родную гавань».

 

Смотрим видео 1 «Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань».

 

- Крым – особый для России регион. Регион, где Россия демонстрирует созидание:

строит социально значимые проекты, развивает курорты, принимающие жителей всей страны. Поэтому сегодня в канун государственного праздника, Дня воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, мы с вами на уроке, изучая новую тему, будем говорить о природе Крыма и его достопримечательностях.

 

2.      Актуализация.

 

- Откройте тетради, оформите классную работу.

На доске вы видите предложение, запишите его (знаки препинания не расставлены).

Крым - это полуостров находящийся в северной части Чёрного моря.

- Выполним пунктуационный разбор предложения.

- Назовите определения, дайте им характеристику.

 

3.      Создание проблемной ситуации.

 

Слайд 1.

 

   

 

- Перед вами задание из ОГЭ по русскому языку, где требуется указать цифры, на  месте которых в предложении должны стоять запятые. Какой ответ вы дали бы? Почему?

Уставший после купания в море (1) я с удовольствием лежал на песке (2) прогретом солнцем (3) и наслаждался тишиной.

    

- Посмотрите на верный ответ. Какая проблема возникла?

(есть и другие случаи обособления определений).

 

Слайд 2.

   

 

4.      Определение темы исследования и формулирование цели исследования.

 

- Сформулируйте тему урока.

(Обособленные определения).

 

Слайд 3.

 

 

- Запишите тему урока.

- Какую цель мы перед собой поставим?

(выяснить условия обособления определений).

 

5.      Изучение нового материала.

- Одно условие обособления определений мы уже знаем. Оформим его в тетради.

Запишите схему предложения, которое мы разбирали (Крым - это полуостров находящийся в северной части Чёрного моря.).

    ͓

Сущ., /̰п̰р̰и̰ч̰. ̰о̰б̰./,

 

Слайд 4.

А) Исследовательская работа в группах.

- Чтобы узнать другие условия обособления определений, проведем исследование.

Разделимся на группы. Каждая группа получает материал для исследования.

 

- У вас на рабочих листах несколько предложений. Ваша задача – выполнить

пунктуационный разбор предложений на листах по алгоритму, указанному рядом с предложениями.

 

Б) Представление собственных выводов, результаты работы в группах.

- Крым – удивительный полуостров. Каких только чудес нет здесь! Богатая история, в которой успели отметиться греки, византийцы и хазары, особое расположение, средиземноморский климат, удивительный ландшафт полуострова — всё это веками формировало особую атмосферу. Думаю, работая с предложениями на карточках, вы обратили внимание на достопримечательности Крыма. Итак, давайте озвучим ваши выводы.

 

1 группа

 

Слайд 5.

 

Обособляется определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами, если оно стоит после определяемого существительного.

- Запишем это условие в тетрадь в виде схемы и пример.

    ͓

Сущ., /̰п̰р̰и̰л̰.̰+̰ з̰а̰в̰и̰с̰. ̰с̰л̰./,

            ͓ сущ.               прил. + завис.сл.

Гора Ай-Петри, /известная во всем мире/, является символом Крымского побережья.

 

Слайд 6.

 

2 группа

 

Слайд 7.

 

 

Обособляется определение, отделенное от определяемого слова другими членами предложения.

- Запишем это условие в тетрадь в виде схемы и пример.

Х …..  , /̰̰̰ ̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰/,                         …,/̰̰̰ ̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰/, …..   Х

       ͓                           

Скалы привлекают внимание любителей фотосессий, /похожие на сыр/.

 

Слайд 8.

 

 

3 группа

 

Слайд 9.

 

Обособляется два и более однородных нераспространенных определения, стоящих

после определяемого слова.                                               

- Запишем это условие в тетрадь в виде схемы и пример.

Х, /̰ ̰ ̰ , ̰ ̰ /,            Х, /̰ ̰ ̰  и  ̰ ̰ /,

                        ͓

Лавандовые поля, /бескрайние, ароматные/, подарят красочные фотографии.

 

Слайд 10.

 

4 группа 

 

Слайд 11.

 

 

Определение, стоящее перед определяемым существительным, обособляются,

 если имеет значение причины или уступки.

 

- Запишем это условие в тетрадь в виде схемы и пример.

    причина    ͓

…,/̰̰̰ ̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ /, сущ.

           

     причина          почему?   ͓

/Построенный в XVI в./, Бахчисарайский дворец заинтересует самый широкий круг

 посетителей.

 

Слайд 12.

 

5 группа 

 

- Прежде чем мы услышим выводы, сделанные второй группой, предлагаю посмотреть видеосюжет об одном из главных городов Крыма Севастополе, чья история переносит нас в глубокие века.

 

Сморим видео 2 «Севастополь - город доблести и славы».

 

- Теперь слово участникам 5 группы.

 

Слайд 13.

 

 

Обособляется любое определение, стоящее перед или после определяемого слова, выраженного личным местоимением.

- Запишем это условие в тетрадь в виде схемы и пример.

Слайд.

   ͓                                                                                ͓

л.мест., /̰̰̰ ̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰/,                         …,/̰̰̰ ̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰/, л.мест.

                                                         ͓ л.мест.

/Основанный в конце 18 века/, он представляет собой изумительное зрелище для любителей истории.

 

Слайд 14.

 

6.      Физкультминутка.

 

7.      Первичное закрепление.

 

А) - Обобщим полученные выводы. Повторим все условия обособления определений.

Устные ответы нескольких учащихся.

 

Слайд 15.

 

 

Б) - Выполним устно упражнение 1 (слайды 16 – 21). Дополните предложения обособленными определениями. Выполняя упражнение, опирайтесь на правило, записанное в тетради.

 

    

 

   

 

   

 

В) - Перейдем к выполнению упражнения 2. На рабочих листах вы видите

предложения. Выберите условие обособления определения. Заполните таблицу, вписав соответствующие пунктам правила номера предложений.

 

- Давайте проверим ваши ответы. Сверьте свою работу с таблицей на слайде (слайд 22).

 

 

8.      Рефлексия.

 

Вернемся к предложению из задания ОГЭ.

Уставший после купания в реке (1) я с удовольствием лежал на песке (2) прогретом солнцем (3) и наслаждался тишиной.

 

Слайд 23.

 

- Как теперь вы можете объяснить постановку запятой под цифрой 1?

(Определение, относящееся к определяемому местоимению.

Определение, имеющее значение причины и стоящее перед определяемым существительным).

 

9 . Домашнее задание.

 

Выучить правило обособления определений. Выполнить пунктуационный разбор предложений 1,2,7,9 из упр. 352.

 

10.  Заключительное слово.

 

- Для многих туристов поездка в Крым – это пляжный отдых: особый воздух, много

солнца и моря! Но Крым – это ещё и древнейшие города, храмы с тысячелетней историей, императорские дворцы, цветные озёра, горы на месте вулканов, водопады и пещеры. Крым – это история, которую нужно знать каждому!

 

Звучит финальная песня «Крым и Россия, Россия и Крым».

 


 

Посмотрите также