Конспект урока русского языка по теме "Обособленные определения" (8 класс)
Оценка 5

Конспект урока русского языка по теме "Обособленные определения" (8 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
31.07.2024
Конспект урока русского языка по теме "Обособленные определения" (8 класс)
Конспект урока русского языка по теме "Обособленные определения" (8 класс)
конспект.docx

Конспект урока русского языка по теме «Обособленные определения»

 

Предмет: русский язык

Класс: 8

Тема урока: обособление определений

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок-исследование

Цель урока: разобрать все случаи обособления согласованных определений; учиться правильно расставлять знаки препинания при согласованных определениях.

Задачи урока:

-образовательные: познакомить учащихся с видами обособленных определений, способами выражения обособленного определения, правилами обособления согласованных определений;

-развивающие: выявлять грамматические условия обособления, определять согласованные определения, а также определения с обстоятельственным значением, правильно ставить знаки препинания, обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников;

-воспитательные: формировать чувство сопричастности к событиям прошлого и настоящего Родины, воспитывать чувство патриотизма и гражданственности, воспитывать культуру общения, интерес и любовь к русскому языку.

Формируемые универсальные учебные действия:

-познавательные: читать, извлекая нужную информацию, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему); создавать модели объектов в знаково-символической форме.

-личностные: формировать   интерес к русскому языку, анализировать свои действия, объективно оценивать уровень своих знаний; выражать положительное отношение к процессу познания;

-регулятивные: искать пути решения проблемы, анализировать и систематизировать накопленный материал, планировать, ставить учебную задачу;

-коммуникативные: взаимодействовать в группе, обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Форма работы: групповая, фронтальная.

Оборудование: доска, проектор и экран, рабочие листы, учебник, тетрадь.

 

1.      Вступительное слово.

- Добрый день. Ребята, 18 марта мы отмечаем праздник, который стал

 Государственным  совсем недавно. В этом году ему исполняется 10 лет. Это – День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Давайте перенесёмся на 10 лет назад в тот самый момент, когда по образному выражению Президента России В. В. Путина, Крым и Севастополь вернулись «в родную гавань».

 

Смотрим видео 1 «Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань».

 

- Крым – особый для России регион. Регион, где Россия демонстрирует созидание:

строит социально значимые проекты, развивает курорты, принимающие жителей всей страны. Поэтому сегодня в канун государственного праздника, Дня воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, мы с вами на уроке, изучая новую тему, будем говорить о природе Крыма и его достопримечательностях.

 

2.      Актуализация.

 

- Откройте тетради, оформите классную работу.

На доске вы видите предложение, запишите его (знаки препинания не расставлены).

Крым - это полуостров находящийся в северной части Чёрного моря.

- Выполним пунктуационный разбор предложения.

- Назовите определения, дайте им характеристику.

 

3.      Создание проблемной ситуации.

 

Слайд 1.

 

   

 

- Перед вами задание из ОГЭ по русскому языку, где требуется указать цифры, на  месте которых в предложении должны стоять запятые. Какой ответ вы дали бы? Почему?

Уставший после купания в море (1) я с удовольствием лежал на песке (2) прогретом солнцем (3) и наслаждался тишиной.

    

- Посмотрите на верный ответ. Какая проблема возникла?

(есть и другие случаи обособления определений).

 

Слайд 2.

   

 

4.      Определение темы исследования и формулирование цели исследования.

 

- Сформулируйте тему урока.

(Обособленные определения).

 

Слайд 3.

 

 

- Запишите тему урока.

- Какую цель мы перед собой поставим?

(выяснить условия обособления определений).

 

5.      Изучение нового материала.

- Одно условие обособления определений мы уже знаем. Оформим его в тетради.

Запишите схему предложения, которое мы разбирали (Крым - это полуостров находящийся в северной части Чёрного моря.).

    ͓

Сущ., /̰п̰р̰и̰ч̰. ̰о̰б̰./,

 

Слайд 4.

А) Исследовательская работа в группах.

- Чтобы узнать другие условия обособления определений, проведем исследование.

Разделимся на группы. Каждая группа получает материал для исследования.

 

- У вас на рабочих листах несколько предложений. Ваша задача – выполнить

пунктуационный разбор предложений на листах по алгоритму, указанному рядом с предложениями.

 

Б) Представление собственных выводов, результаты работы в группах.

- Крым – удивительный полуостров. Каких только чудес нет здесь! Богатая история, в которой успели отметиться греки, византийцы и хазары, особое расположение, средиземноморский климат, удивительный ландшафт полуострова — всё это веками формировало особую атмосферу. Думаю, работая с предложениями на карточках, вы обратили внимание на достопримечательности Крыма. Итак, давайте озвучим ваши выводы.

 

1 группа

 

Слайд 5.

 

Обособляется определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами, если оно стоит после определяемого существительного.

- Запишем это условие в тетрадь в виде схемы и пример.

    ͓

Сущ., /̰п̰р̰и̰л̰.̰+̰ з̰а̰в̰и̰с̰. ̰с̰л̰./,

            ͓ сущ.               прил. + завис.сл.

Гора Ай-Петри, /известная во всем мире/, является символом Крымского побережья.

 

Слайд 6.

 

2 группа

 

Слайд 7.

 

 

Обособляется определение, отделенное от определяемого слова другими членами предложения.

- Запишем это условие в тетрадь в виде схемы и пример.

Х …..  , /̰̰̰ ̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰/,                         …,/̰̰̰ ̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰/, …..   Х

       ͓                           

Скалы привлекают внимание любителей фотосессий, /похожие на сыр/.

 

Слайд 8.

 

 

3 группа

 

Слайд 9.

 

Обособляется два и более однородных нераспространенных определения, стоящих

после определяемого слова.                                               

- Запишем это условие в тетрадь в виде схемы и пример.

Х, /̰ ̰ ̰ , ̰ ̰ /,            Х, /̰ ̰ ̰  и  ̰ ̰ /,

                        ͓

Лавандовые поля, /бескрайние, ароматные/, подарят красочные фотографии.

 

Слайд 10.

 

4 группа 

 

Слайд 11.

 

 

Определение, стоящее перед определяемым существительным, обособляются,

 если имеет значение причины или уступки.

 

- Запишем это условие в тетрадь в виде схемы и пример.

    причина    ͓

…,/̰̰̰ ̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ ̰ /, сущ.

           

     причина          почему?   ͓

/Построенный в XVI в./, Бахчисарайский дворец заинтересует самый широкий круг

 посетителей.

 

Слайд 12.

 

5 группа 

 

- Прежде чем мы услышим выводы, сделанные второй группой, предлагаю посмотреть видеосюжет об одном из главных городов Крыма Севастополе, чья история переносит нас в глубокие века.

 

Сморим видео 2 «Севастополь - город доблести и славы».

 

- Теперь слово участникам 5 группы.

 

Слайд 13.

 

 

Обособляется любое определение, стоящее перед или после определяемого слова, выраженного личным местоимением.

- Запишем это условие в тетрадь в виде схемы и пример.

Слайд.

   ͓                                                                                ͓

л.мест., /̰̰̰ ̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰/,                         …,/̰̰̰ ̰̰ ̰ ̰ ̰ ̰/, л.мест.

                                                         ͓ л.мест.

/Основанный в конце 18 века/, он представляет собой изумительное зрелище для любителей истории.

 

Слайд 14.

 

6.      Физкультминутка.

 

7.      Первичное закрепление.

 

А) - Обобщим полученные выводы. Повторим все условия обособления определений.

Устные ответы нескольких учащихся.

 

Слайд 15.

 

 

Б) - Выполним устно упражнение 1 (слайды 16 – 21). Дополните предложения обособленными определениями. Выполняя упражнение, опирайтесь на правило, записанное в тетради.

 

    

 

   

 

   

 

В) - Перейдем к выполнению упражнения 2. На рабочих листах вы видите

предложения. Выберите условие обособления определения. Заполните таблицу, вписав соответствующие пунктам правила номера предложений.

 

- Давайте проверим ваши ответы. Сверьте свою работу с таблицей на слайде (слайд 22).

 

 

8.      Рефлексия.

 

Вернемся к предложению из задания ОГЭ.

Уставший после купания в реке (1) я с удовольствием лежал на песке (2) прогретом солнцем (3) и наслаждался тишиной.

 

Слайд 23.

 

- Как теперь вы можете объяснить постановку запятой под цифрой 1?

(Определение, относящееся к определяемому местоимению.

Определение, имеющее значение причины и стоящее перед определяемым существительным).

 

9 . Домашнее задание.

 

Выучить правило обособления определений. Выполнить пунктуационный разбор предложений 1,2,7,9 из упр. 352.

 

10.  Заключительное слово.

 

- Для многих туристов поездка в Крым – это пляжный отдых: особый воздух, много

солнца и моря! Но Крым – это ещё и древнейшие города, храмы с тысячелетней историей, императорские дворцы, цветные озёра, горы на месте вулканов, водопады и пещеры. Крым – это история, которую нужно знать каждому!

 

Звучит финальная песня «Крым и Россия, Россия и Крым».

 


 

Конспект урока русского языка по теме «Обособленные определения»

Конспект урока русского языка по теме «Обособленные определения»

Крым – особый для России регион

Крым – особый для России регион

Определение темы исследования и формулирование цели исследования

Определение темы исследования и формулирование цели исследования

А ) Исследовательская работа в группах

А ) Исследовательская работа в группах

Слайд 7. Обособляется определение, отделенное от определяемого слова другими членами предложения

Слайд 7. Обособляется определение, отделенное от определяемого слова другими членами предложения

Обособляется два и более однородных нераспространенных определения, стоящих после определяемого слова

Обособляется два и более однородных нераспространенных определения, стоящих после определяемого слова

Прежде чем мы услышим выводы, сделанные второй группой, предлагаю посмотреть видеосюжет об одном из главных городов

Прежде чем мы услышим выводы, сделанные второй группой, предлагаю посмотреть видеосюжет об одном из главных городов

Физкультминутка. 2.

Физкультминутка. 2.

В) - Перейдем к выполнению упражнения 2

В) - Перейдем к выполнению упражнения 2

Как теперь вы можете объяснить постановку запятой под цифрой 1? (Определение, относящееся к определяемому местоимению

Как теперь вы можете объяснить постановку запятой под цифрой 1? (Определение, относящееся к определяемому местоимению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2024