Конспект урока русского языка
по теме «Роль местоимений в речи»
4 «А» класс
УМК «Школа России»
Тема урока: Роль местоимений в речи.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.
Используемая образовательная технология: Технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.
Организовать учебную деятельность, направленную на развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания.
Создать условия для воспитания уважения к чужому мнению, доброжелательного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи, сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.
Планируемые результаты:
Предметные:
• формирование представлений о местоимении, как части речи;
• распознавать местоимения среди других частей речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Личностные.
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные УУД.
• учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД.
•
уметь
ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;
добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную
литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные
признаки местоимения
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.
Метапредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.
Методы обучения:
По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).
По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)
- активные методы (обсуждение в группах)
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)
На уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.
Виды контроля на уроке:
- ученик- ученик (при работе в парах)
- самоконтроль
- ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде)
Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи!
Каждой минутой, трудясь, дорожи!
- Добрый день ребята! У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место,
я желаю вам быть внимательными, активными, любознательными.
2. Актуализация опорных знаний
Ребята, какое время года следует после зимы? А как называется первый месяц весны? МАРТ
- Назовите первый звук в слове «март». М
-Дайте характеристику этому звуку.
-Какой буквой обозначается этот звук?
-На минутке чистописания мы напишем букву М.
М
- Когда пишется заглавная буква М?
-Москва, морозный, молчит, меня
-Напишите над словами, к какой части речи они относятся.
- Кто определил части речи?
- А у кого возникли затруднения?
- О чем пойдет сегодня речь на уроке, как вы думаете?
(о местоимении)
3. Постановка цели урока
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
(Изучить местоимение как часть речи,
Выяснить, какова роль М в речи.
Узнать особенности М,
Научиться распознавать М в речи)
Итог подводит учитель.
4. Постановка проблемы и решение проблемы
- Ребята, прочитайте текст СЛАЙД
Сова — хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. –
-О ком этот текст?
(о сове)
- Что вы ещё знаете об этой птице?
Дети:
Распространены совы по всему свету, кроме Антарктиды и некоторых океанических островов. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах.
Мелкие совы живут около 20 лет, а крупные — филины доживали в неволе до 68 лет. Сов можно встретить во всех природных зонах нашей страны. Из 144 видов этих птиц 18 обитает у нас.
-Вернемся к нашему тексту,
-Определите, какой в нем имеется недостаток.
(В каждом предложении имеется слово «сова».)
-Как можно исправить этот недостаток? КАРТОЧКИ
(Заменить данное слово другим.)
-Какие слова из предложенных на доске мы можем использовать, чтобы исправить речевую ошибку?
Дети выходят к доске и заменяют слова.
- Какой текст получится? Прочитайте.
Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши.
- Какие умения мы применили, выполняя эту работу?
(умение исправлять речевые ошибки, редактировать текст)
- Ребята, а где это умение может нам пригодиться?
(при написании изложения, сочинения)
- Какой частью речи является слово сова? ( именем существительным)
- Какой частью речи мы воспользовались, чтобы устранить ошибки в тексте?
(местоимение)
- Вместо какой же части речи мы употребили слово она? ( вместо имени существительного).
- Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?
- Какие предположения будут у вас?
-Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов
анти( вместо) и онима ( имя) СЛАЙД
- Какой мы можем сделать вывод: что такое местоимение?
- Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение.
- (Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.
Местоимение –это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного.)
- Выясним, какова же роль местоимения
в речи?
- Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.
Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?
-Какой текст понравился больше? Почему?
Мы убрали повторы и сделали текст более грамотным.
-Какой мы можем сделать вывод: Для чего же мы используем в речи местоимения?
(Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов)
- Местоимение заменяет имя существительное. А что такое имя существительное?
(Сущ. –это часть речи, к-рая обозначает предмет.
-Значит и местоимение обозначает предмет? ПРОБЛЕМА
Как вы думаете? Давайте мы с вами это выясним.
(предположения детей)
- Для этого вы будете работать в парах
- Вспомним правила работы в парах
на слайде
Будьте активны!
Слушайте друг друга!
Сделайте работу интересной!
Перед вами карточки. Прочитайте текст.
Обучающимся предлагается текст. КАРТОЧКИ
''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные
заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление
всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь
на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда
через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было:
отличная оценка обеспечена. "
- Вопрос: Кто же это "он"? Куст, мальчик, конь.
- Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?
(Слово "он" не называет предмета.)
Читает учитель продолжение
-Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".
- Сделайте вывод: Чем отличается значение существительного от значения местоимения?
(Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его, а существительное называет предмет.)
- Что вы узнали, выполняя эту работу?
(Местоимение указывает на предмет)
- Вы работали в паре. Какие умения вы развивали, работая в паре?
(сотрудничество, умение договариваться)
Где в жизни вам может пригодиться умение работать в паре?
Знакомство с личными местоимениями.
- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:
- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? Я
- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? МЫ
- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? ТЫ ВЫ
- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?
Если этот человек не знаком нам,
Если он старше.
- Если говорят о человеке, который в
данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? ОН ОНА
- Если это группа лиц? ОНИ
- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
-У вас было задание: найти в толковом словаре, что означает слово ЛИЧНЫЙ.
- Кто из вас нашел значение этого слова?
В "Толковом словаре" Ожегова записано:
· 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т. е. человеком). Личный пример.
· 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
ЛИЧНЫЙ - указывают на лица СЛАЙД
-Какое умение развивали, работая с карточками?
(умение делать выбор)
Перечислим еще раз все личные местоимения.
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они – СЛАЙД
Это без сомнения
Все местоимения.
-А теперь давайте повторим все, что узнали:
-Что такое местоимение?
Местоимение -это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает. Эти местоимения называются личными.
Работа по учебнику
Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 52.
Физминутка.
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
- Какие слова-местоимения были в этой физкультминутке?
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- А вот какие местоимения вы будете использовать, выполняя следующее задание, вам придется определить самим.
-Прочитайте текст. Какой в нем недостаток? (ПОВТОРЫ)
- Как вы думаете, что вам необходимо сделать? (заменить)
Задание:
Слайд
Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.
- Проверка. По эталону
-
Слайд
Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.
-Ребята, у кого были ошибки. В чем состояла ошибка?
- В данном тексте найдите слова с проверяемой гласной в корне слова.
- Назовите слова с этой орфограммой.
- Ребята, местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку. Поиграем с вами в игру «Открой секрет»
На доске записаны слова:
Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.
-
Задание: Перед вами слова, прочитайте их.
- В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и запишите в тетрадь.
Проверка.
- Какие слова появились у вас в тетради?
ТЫ, ОН, ОНА, ОН, ВЫ, Я, ТЫ, ВЫ, МЫ, ОНИ.
-Как называются эти слова в русском языке?
(местоимение)
-Так что же такое местоимение?
- Ребята, я вам предлагаю небольшой тест по теме « Местоимение –часть речи»
ТЕСТ СЛАЙД
1. Местоимение-это…
А) часть речи, которая называет предмет
Б) часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.
2. Укажите местоимение
А) ель Б) край В) ты Г) ем
3. Укажи предложение, в котором встречается местоимение
А) Из леса доносилось пение птиц.
Б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
4. Найди слова, которые не являются местоимением
А) ты, мы Б) она, он В) о,в
Итог урока. Рефлексия.
Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.
Какую цель мы сегодня ставили перед собой?
Выяснить, какова роль М в речи. Узнать особенности М,
СЛАЙД
Продолжите предложения
· Сегодня я узнал…
· Теперь я могу…
· Я научился…
· Я понял, что…
· Для меня было трудно…
Заполните таблицу
Утверждения |
Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. |
|
2) Я достиг цели урока. |
|
3) Я умею верно использовать местоимения в речи. |
|
4) Я знаю какие местоимения относятся к личным. |
|
4) Мне необходимо поработать над… |
перечисли темы для доработки |
Дом. Задание стр.52 упр. 110
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.