Предмет: Русский язык.
Тема: Типы текстов.
Возрастная группа: 3 класс
Описание методической разработки.
Данный конспект урока составлен в соответствии со всеми требованиями и рекомендациями ФГОС. Цель занятия – познакомить с типами текстов в русском языке, определить их место и значение в нашей речи. В ходе урока дети будут продолжать учиться исследовать русский язык, самостоятельно делать выводы, работать со словарными словами, находить и объяснять пройденные орфограммы. Все необходимые для проведения занятия карточки и раздаточный материал можно найти в разделе конспекта «Приложение».
Цель занятия:
1. Познакомить с видами текстов.
2. Продолжать работать со словарными словами.
3. Тренироваться в написании словарных слов.
4. Активировать словарный запас.
5. Расширять лексикон.
6. Развивать навыки письма и каллиграфии.
7. Развивать умение применять на практике полученные ранее знания.
8. Развивать навыки грамотного и последовательного изложения своих мыслей.
9. Развивать память, мелкую моторику, логическое и образное мышление.
10. Продолжать учиться самостоятельно делать выводы и подводить итоги.
11. Развивать умение слышать и слушать собеседника.
Оборудование:
1) Картинка волка с научным текстом (см. приложение)
Ход занятия.
1. Вводная часть. Работа со словарными словами.
Ребята, отгадайте загадки.
Есть копытный великан.
Шея как подъемный кран,
С рожками, пятнистый,
Но не очень быстрый. (Жираф)
Ты рукой его не тронь!
Грива есть, но он не конь.
Нет копыт, а есть клыки
И на лапах коготки. (Лев)
Вот лежит «живой» замок,
Он ворчит у твоих ног,
Лег у двери поперек
Ты никак пройти не смог.
Но не бойся, он дружок —
Дай костей и пирожок. (Собака)
Как можно назвать отгадки одним словом? (Животные)
Вы смогли найти орфограммы в этом слове? (Безударная гласная И)
Можно ли ее проверить? (Нет) Значит, у нас появилось новое словарное слово. В какой части слова находится орфограмма? (Корень)
Давайте запишем слово под диктовку, выделим корень и орфограмму.
Письменная индивидуальная работа.
2. Основная часть.
Послушайте три текста о животных и подумайте, чем отличаются тексты.
Текст 1.
Русское слово «животное» образовано от «живот», в прошлом означавшего «жизнь, имущество». В быту под терминами «дикие животные», «домашние животные» часто понимаются только млекопитающие или четвероногие наземные позвоночные (млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные). Однако в науке за термином животные закреплено более широкое значение. В научном смысле к животным, помимо млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных, относится огромное множество других организмов: рыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звёзды, всевозможные черви и т. д.
Текст 2.
Животные бывают такими разными! Пушистые, мягкие, когтистые, зубастые, с хвостами, большими ушами, рогами и копытами. Они бывают разных размеров – от крошечных, с монетку, до настоящих гигантов. Они такие разные, но каждое животное прекрасно по-своему.
Текст 3.
На прошлой неделе мы с классом были на представлении в цирке. Каких только животных там не было! А какие трюки они выполняли! Медведи танцевали и катались на велосипедах. После них выступали тигры. Это величественные и независимые звери. Но как они старались, выполняя программу. Тигры прыгали через горящие кольца, ходили на задних лапах и очень старались! Всем детям представление очень понравилось!
Ребята, что вы можете сказать про эти три текста? У них есть общая тема? Назовите ее. А в чем разница? Как преподносится информация о животных?
В первом случае мы услышали научный текст. Это точные факты о чем-либо или кем-либо. В таких текстах вы не увидите отношение автора к происходящему, эмоции ил чувства. Цель такого текста – сообщить факты, доводы, аргументы с позиции ученого. Именно научные тексты мы можем встретить в любой энциклопедии. К научному тексту можно задать вопрос «почему»?
Какой вопрос можно задать к тексту 2? (Какие) Такие тексты называются тексты-описания. Их цель – охарактеризовать предмет, событие или живое существо. Как вы думает, какие частей речи будет много в тексте-описании? (Прилагательных)
Третий текст называется текст-повествование. Его цель – рассказать о человеке, животном, предмете или событии. К такому тексту можно задать вопрос «что случилось?»
Устная коллективная работа по новой теме.
3. Первичное закрепление материала.
Ребята, посмотрите на доску (картинка волка с научным текстом,см. приложение)
Прочитайте текст.(Коллективное чтение) Какой тип текста мы прочитали? (Научный) Где можно встретить такой текст о волках? (В энциклопедии). Какой вопрос мы можем задать к тексту? (Почему?).
Моолдцы!
4. Индивидуальная письменная работа.
Давайте попробуем самостоятельно составить текст-описание про волков. Запишите текст в тетрадь.
После написания текста дети по желанию зачитывают свои работы.
5. Домашнее задание.
Составить текст-повествование на свободную тему.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.