Конспект урока русского языка по теме"Способы объяснения лексического значения слова"(прямое и переносное значение)
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка по теме"Способы объяснения лексического значения слова"(прямое и переносное значение)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
19.10.2020
Конспект урока русского языка по теме"Способы объяснения лексического значения слова"(прямое и переносное значение)
Цели урока: дать понятие о прямом и переносном значении слова. научить находить в тексте слова с переносным значением и употреблять их в речи.
Конспект урока русского языка 5 класс.docx

Конспект  урока русского языка

                                          5 класс

Тема « Способы объяснения лексического значения слова»

(прямое и переносное значение)

                   Цели предметные:

ü дать понятие о прямом и переносном значении слова;

ü сформировать умение различать прямое и переносное значения слов,

ü умение   находить в тексте слова с переносным значением и употреблять их в речи;

ü формировать навыки работы с толковым словарем; обогащать словарный запас учащихся;

ü воспитывать чуткие, добрые отношения к маме,

ü систематизировать знания по изученным частям речи;

ü закрепление теоретических понятий на практике;

ü способствовать запоминанию основной терминологии.

Цели метапредметные:

ü проникновение в глубину лексического значения слова;

ü совершенствование различных видов деятельности.

    Цели личностные:

ü совершенствование личностной концепции «Я – учёный»;

ü совершенствование личностной концепции  «Я – соискатель»;

ü формирование всесторонне развитой личности.

Формировать различные виды УУД.

Личностные УУД:

-       уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

Коммуникативные УУД:

-       читать и воспринимать задание;

-       умение слушать и вступать в диалог;

-       умение полно и точно оформлять устную речь;

-       умение работать в группах.

Регулятивные УУД:

-       умение самостоятельно определять познавательные цели и пути их достижения;

-       умение правильно оценивать результаты своей и чужой деятельности.

Познавательные УУД:

-       умение отличать новое от уже известного;

-       умение аргументировать свое мнение;

-       оперирование лингвистическими понятиями.

Оборудование: учебное пособие, рабочая тетрадь, наглядность, слайды.

Форма организации образовательного процесса: урок изучения нового  материала.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности.

II. Актуализация опорных знаний.

          Добрый день, ребята! Откройте тетради, запишите число. Прежде  чем  объявить  тему  сегодняшнего  урока,  я хочу  задать  вам  вопрос, связанный с литературой, вы знаете, кто такой Илья Муромец? (Народный богатырь, герой многих былин). Знаете ли вы, что в  одной из былин об Илье Муромце есть такие слова:

Слово, оно что яблочко:

с одного-то боку зеленое,

так с другого румяное,

ты умей его, девица,

повертывать…

         Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово, если рассматривать его с разных сторон, какое оно? (ответы учеников). Автор учит нас владеть словом, так как слово может иметь не одно  значение, а несколько.

Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо  разобрать данные слова по составу.

III. Открытие новых знаний.

Переводчик, поднос, туманный, яркое.

Если вы правильно разобрали  слова по составу, то соберите новое слово, которое будет соответствовать данной схеме: приставка, корень, суффикс, окончание. Ребята,  какое слово у вас получилось. Правильно (переносное). Это и есть тема нашего урока. Давайте запишем  тему нашего урока: «Прямое и переносное значение слов». Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое, переносное.

IV .Повторение изученного материала.

И  начнём мы сегодня наш урок  с игры «Верю – не верю». Если вы согласны с моим утверждением - +, если не согласны -. Будьте внимательны!

Верите ли вы, что… 1. Словарный состав языка называется лексикой. +

2. То, что обозначает слово, называется лексическим значением. +

3. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется многозначным. --

4. Слово, имеющее два и более значений, называется однозначным. --

5. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется толковый словарь +

Ключ к проверке: + + - - + ( Учащиеся обменялись тетрадями и проверили работу  одноклассника)

V. Тренировочное упражнение. Давайте с вами вспомним тему прошлого урока  «Лексическое значение слова» и  выполним с вами следующие практические задания.

-       Найди и подчеркни лишнее слово. Свой ответ объясните.

·        Шалун, тихоня, озорник.

·        Ураган, дождь, буря.

·        Алфавит, азбука, чистописание.

-       Ребята, с какими из приведенных синонимов-прилагательных могут сочетаться данные существительные? С любым ли прилагательным можно связать существительные? С каким законом русского языка это связано?

·        Карий, коричневый (глаз, пиджак);

·        крепкий, ильный (дружба, характер);

·        горячий, горючий (слеза, чай);

·        кромешный, полный  (тьма, ответ).

-       Ребята, а сейчас посмотрите на эти слова и  из слов, данных в скобках, выберите такие, в сочетании с которыми прилагательные и глаголы получают не прямое, а  переносное значение по схожести с другим предметом. Прочитайте, что у вас получилось, объясните свое мнение.

Бирюзовый (брошь,  лен, небо, перстень),  золотой (колосок, кольцо, руки), зажечь (свеча, костер, ребят),  рассыпались (зерна, монеты, лучи).

VI. Объяснение нового материала. Посмотрите на доску. Перед вами загадки, отгадайте их , вставляя пропущенные буквы. Отгадки впишите в  кроссворд.

По горизонтали:1. Пришла из лесу птичка в рыжей шу…ке кур посчитать.3Снег засыпал все дома, к нам опять пришла….

По вертикали: 2.Зеленый т…леночек привязан в…ревочкой  л…жит на боку и т…лстеет.4.Весь мир од…вает, сама нагишом.

(Лиса, зима, арбуз, игла)

Беседа с учащимися.

-       Какие слова подсказали вам разгадку загадки?

-       В прямом или переносном значении употреблены слова-разгадки?

V. Открытие новых знаний.  Посмотрите, ребята, на слайды и выполните последовательно эти задания вместе со мной (обсуждение темы между учащимися).

 

img2        img5

 

Вывод, к которому приходим после обсуждения: Переносное значение слова - значение, которое приобретает слово в речи, когда его употребляют вместо другого слова. Прямое значение слова - его собственное значение, название того или иного предмета, явления, которые нас окружают. Следовательно, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения (схема с примерами на слайде). Ребята, приведите свои примеры. Слово или оборот речи,  употребленный в переносном значении на основе сходства, называется метафорой. Перенос значения слова служит для создания образной и выразительной речи. На основе переносного значения слов создаются:

-       метафора (костер рябины красной);

-       олицетворение (запела капель);

-       эпитет (холодный взгляд)

VI. Диктант с лексическим заданием «Подскажи словечко!».

1. Иней лег на ветви ели, иглы за ночь ... (побелели). 2. Деревья скрыла седина, и наступила ... (тишина). 3. Голова ль ты, головушка! Что на грудь ты наклонилася? Отчего ты без времени белым инеем ... (покрылася)?

Задания: 1. Объяснить постановку знаков препинания.

2. Найти слова с переносным значением, рассказать о них.

VII. Распределительный диктант.  Сейчас мы поработаем, ребята, с вами в  группах. Выпишите словосочетания в 2 колонки: 1 группа- с прямым значением выделенных слов;2 группа- с переносным значением выделенных слов.

Железный стержень - железный характер, подошва ноги - подошва горы; малыш спрятался - солнце спряталось; язык пламени-язык коровы; мягкая улыбка-мягкая трава; воет ветер-воет волк.

VIII. Цифровой диктант

-       Определите прямое и переносное значение слова.

1-прямое значение

2-переносное значение

Железная воля, стеклянный сосуд, подошва горы, подошва сапога, крылья самолета, стеклянный взгляд, железная решетка ,крылья ласточки, вскипела вода, летит ворон, мальчик вскипел от обиды, время летит.

Ответ: 2,1,2,1,2,2,1,1,1,1,2,2. (взаимопроверка)

IX. Свободный диктант.

Выделите слова, употребленные в переносном значении.

Корольки увидели другое дерево с дуплом. Из дупла на них повеяло сыростью и гнилью. Потом показался просвет, и корольки вылетели на маленькую солнечную полянку. На полянке стоял старый пень.

         На пне они увидели большой уродливый древесный гриб. Только что собрались корольки пролететь мимо него, как вдруг серые веки  гриба поднялись. Под веками зажглись большие круглые глаза. Это была сова.

X. Дидактическая игра «Перевертыш»

1)Замените в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел переносное значение.

 Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют. Отец спит.

2) Вспомните русские народные сказки. Если правильно прочитаете слова, то узнаете известные  русские сказки.

«Мышкин сарай» - «Кошкин дом»

«Собака босиком»- «Кот в сапогах»

«Железный замок» - «Золотой ключик»

«Всезнайка и его враги» - «Незнайка и его друзья»

«Бодрствующее чудовище» - «Спящая красавица»

      3) С каждым из данных слов  составьте несколько  словосочетаний так, чтобы в одном из них данное слово было употреблено в прямом значении,

     а в другом – в переносном.

Образец: Крылья голубя – крылья фантазии, надежды, мечты, славы, молодости.
Пожар, лед, гром, пламя, свет, волна, пропасть, дорога, облако, тупой, жаркий, колючий, черный, кудрявый, дремать, просыпаться.

XI.  Творческая мастерская. Работа над текстом. Перед вами текст. Внимательно прочитайте.

Легенда.

  Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черное, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась  мать холодных глаз снохи. Только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице.

Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его красота жены. Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился. А горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!»                                                                            (В.А.Сухомлинский.)

(Подчеркнутые слова учитель объясняет.)

-         Подчеркните в тексте словосочетания с переносным значением. Как они характеризуют героев?

-         Подберите к найденным словам примеры с прямым значением.

-         Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующую переходу значения на основе сходства:

1) цвета; 2) веса; 3) тепла; 4) высокое качество металла;

5) действия людей приписываются неживым предметам.

(1) ослепительная красота, черное сердце; 2) тяжелый характер;

3) холодные глаза, горячее сердце; 4) золотой сыночек; 5) потерять меня,  околдовала красота.)

-         А сейчас, ребята, придумайте продолжение легенды. Напишите 2-4 предложения, включив слова с переносным значением.

(Несколько учащихся  читают  свои варианты окончания этой истории.)

-         А хотите узнать, как заканчивается эта легенда у автора?

Продолжение легенды.

         Из глаз сына побежали слезы, закружилась голова. Вложил он сердце обратно, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала курчавую голову к груди.

         Не захотел после этого сын возвращаться к жене, в груди которой было каменное сердце. Не вернулась и мать.

-       Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Сформулируйте изученные определения.

-       Где мы можем применять полученные знания? Для чего нужны переносные значения слов? (Переносные значения слов  – средства выразительности. Они делают текст живым,  красочным, выразительным.)

-       Какова главная тема легенды Сухомлинского? Чему учит нас эта легенда? Мы судим о человеке по делам и поступкам. Нельзя предавать близких. Материнское сердце всепрощающее. Самое страшное для человека – смотреть и не видеть зло (как сын), привыкать ко злу или помогать его творить. Не допускайте унижения человеческого достоинства!

XII. Проверка знаний по теме. Тест.

1.     Словарный состав языка изучает наука:

А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология
Г) пунктуация

2.     Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:

А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы

3.     В каком ряду слова являются многозначными:

А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор.

4.     Ряд, в котором все имена прилагательные в составе словосочетаний употреблены в переносном значении:

  А) теплый воздух, теплый прием, теплая встреча.

Б) острый нож, острый язык, острое слово.

В) яркая личность, яркое впечатление, яркий талант.

5.     Ряд, в котором все глаголы в составе сочетаний слов употреблены в переносном значении:

А) бегут дети, бегут дни, бежит время.

Б) идет друг, идет дождь, идет лето.

В) кипят желания, кипеть гневом

6.     Ответьте всерьез на шуточные вопросы:

А) Какое государство можно носить на голове?

Б) Какой город летает?

  В) Какая европейская столица стоит на скошенной траве?

XIII. Подведение итога урока. Подводя итог урока, я хочу, чтобы вы ответили мне на вопросы ( на доске нарисована «Лестница успеха»)

 Сегодня на уроке я узнал (а)….

 Для меня было новым…..

   Меня заставило задуматься…

   Для меня стало открытием….

XIV. Домашнее задание. Составить рассказ, в котором будут слова с прямым и переносным значением; гр.2- составить современный словарик слов с прямым и переносным значением.


 

Конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка 5 класс

Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять познавательные цели и пути их достижения; - умение правильно оценивать результаты своей и чужой деятельности

Регулятивные УУД: - умение самостоятельно определять познавательные цели и пути их достижения; - умение правильно оценивать результаты своей и чужой деятельности

III. Открытие новых знаний.

III. Открытие новых знаний.

С каким законом русского языка это связано? ·

С каким законом русского языка это связано? ·

Вывод, к которому приходим после обсуждения:

Вывод, к которому приходим после обсуждения:

Иней лег на ветви ели, иглы за ночь

Иней лег на ветви ели, иглы за ночь

Замените в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел переносное значение

Замените в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел переносное значение

Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено?

Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено?

Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

Б) острый нож, острый язык, острое слово

Б) острый нож, острый язык, острое слово
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2020