Конспект урока русского языка: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Цели:
Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять представление о роли приставок в речи, о правописании приставок с гласными А, О, Е и с согласными; закреплять умение пользоваться правилом написания Ъ.
2. Углублять орфографические навыки правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения; тренировать умение образовывать новые слова с помощью приставок, графически обозначать их на письме.
3. Развивать умения различать предлоги и приставки, находить их и правильно писать; закреплять знание по разбору слов по составу.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать орфографическую зоркость, связную речь, умение выразительно читать; обогащать словарный запас; развивать умение работать индивидуально, в парах;
2. Развитие мыслительных операций: анализа, наблюдения.
Коррекционно-воспитывающие:
Развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение друг к другу, культуру общения в спорных ситуациях, чувство удовлетворенности результатами своей работы.
Коррекционная:
Коррекция внимания, мышления, памяти.
Здоровьесберегающая:
Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, гимнастики для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.
Здоровьесберегающий аспект:
Работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости
Тип: урок закрепления изученного материала.
Оборудование: Раздаточные карточки с текстами, карточки с заданиями разного уровня сложности для самостоятельной работы, индивидуальные «карточки – помощницы» для слабых учащихся, сигнальные карточки ( ); учебники, тетради, учебные принадлежности; опорные таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Проверка на наличие школьных принадлежностей.
2. - Сядет тот, кто правильно определит - слово с приставкой или с предлогом?
II. Проверка домашнего задания
- Дома вы должны были повторить правила. Давайте проверим вашу готовность.
- Какие части слова вы знаете? Дайте им определение.
- О какой части слова мы говорили на последних уроках?
III. Актуализация знаний.
- Давайте мы с вами вспомним те правила русского языка, с которыми уже знакомы. На какое правило слова в первом столбике?
- Как проверить слово с безударной гласной в корне слова?
- Прочитайте слова во втором столбике. Какое правило спряталось в этих словах?
- Как проверить парную согласную в корне слова?
- Определите правило третьего столбика.
- Что вы знаете о непроизносимых согласных?
украшает снег праздник
осенний град звездный
река холод радостный
- Все эти правила учат писать корень слова.
IV. Постановка темы урока.
- Почему я начинаю урок вот с этих строк?
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
Ведь при помощи приставки
Образуются слова.
(Ответы детей)
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать изученные нами приставки.
- Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока «Правописание приставок».
V. Работа по теме урока.
1. Упражнение « Третий лишний».
- Найди лишнее слово. Обоснуй свой выбор. (Один ученик работает у доски)
Д…бежал, д…брый, з…ехал.
П…лоска, п…дъезд, на…кусил.
- Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании этих приставок? Почему? (Ответ).
Вывод: данные приставки всегда пишутся одинаково.
На доске вывешивается правило (приставки о согласными и гласными А, О, Е).
- Запишите через запятую слова с приставками, приставки выделите.
- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.
- Вспомним правило написания Ъ.
2. ФИЗМИНУТКА «Не ошибись, пожалуйста».
Встаньте.
Поднимите руки.
Похлопайте.
Потопайте.
Тихонько сядьте.
Попрыгайте.
- Назовите слова с приставками, из тех, что вы услышали.
3. Словарная работа. (один ученик работает у доски, остальные – в тетради)
- Запишите под диктовку:
Перрон, антенна, коммунист, телеграмма, выкройка. ( что объединяет первые 4 слова?, что можете сказать о последнем слове?)
- Найдите слово с приставкой, разберите его по составу.
4. Упражнение «Конверт» - Перед вами конверт. В данном конверте вы найдете листочки с деформированными предложениями. Ваша задача составить их, используя схемы предложений. Из составленных предложений у вас должен получиться текст. Работаем в парах.
Закинул, в, рыболов, и, речку, ждет, удочку. (Закинул рыболов в речку удочку и ждет.)
Вдруг, воде, запрыгал, и, поплавок, утонул, в. (Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул.)
Дернул, окунька, и, рыбак, удочку, вытащил. (Дернул рыбак удочку и вытащил окунька.)
Проверка текста с помощью картинки. (Если текст составлен верно, то на обороте картинка рыбы.)
По одному предложению читают.
- Как можно озаглавить текст?
- Наша с вами задача: научиться видеть слова с приставками. Вам необходимо найти слова с приставками и выписать только приставки. (По одному человеку из каждой пары выходят к доске и вывешивают приставки, составляют по три слова).
- С каждой приставкой составить по три слова: 1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол.
- Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное (прилагательное, глагол).
- Как пишется приставка?
- с чем можно спутать приставку? (с предлогом).
- Восстановите правило, что такое приставка, и что такое предлог.
На доске вывешивается правило - схема.
Приставка Предлог
Часть слова Слово
Для образования нового слова Для связи слов в предложении
Пишется слитно Пишется раздельно
5. Работа с учебником. Самостоятельная работа.
Выполним упражнение 109 на странице 68.
Слабые ученики выполняют в тетради индивидуальную работу по карточкам:
«Соберите слова».
до под
над писать от
с про
за на
6. Работа в парах. Два ученика работают у доски в паре.
- Прочитайте слова. Стрелками укажите:
- слова с приставкой, в которой пишется буква А;
- слова с приставкой, в которой пишется буква О.
п…словица
…тбой
А н…дстройка О
п…возка
з…морозки
з…ход
Проверка.
VI. Тест – итог.
- Найди правильный ответ обведите в кружок.
А. слово Б. часть слова
2. Где стоит приставка?
А. перед корнем Б. после корня
2. Приставка служит для ...
А. узнавания родственных слов;
Б. связи слов в предложении;
В. образования новых слов;
Г. иной ответ.
3. Приставка пишется …
А. раздельно Б. слитно
4. Согласные в приставках с-, в, над-, под-, от-, об-
А. пишутся одинаково, независимо от произношения
Б. написание зависит от произношения
5. После какой части слова пишется Ъ?
А. после корня
Б. после приставки с гласной
В. после приставки на согласный
6. Перед какими гласными пишется Ъ?
А. е, о, я, ю Б. у, и, ы, ё В. е, ё, ю, я
7. Приставки с гласными А, О, Е …
А. пишутся по-разному
Б.пишутся одинаково, независимо от произношения
VII. Домашнее задание
Упр. 110 на стр. 68, выписать слова с приставками, приставки выделить. (Разобрать в классе).
VIII. Оценивание. Самооценка.
- Оцените свою работу на уроке.
Обучающиеся выходят к доске и выбирают магнитики, объясняя свой выбор.
Красный- «5», синий- «4», зеленый- «3».
IX. Рефлексия.
- Какое задание больше всего понравилось?
- Вызывает ли затруднение написание приставок?
- Как не ошибиться в написании изученных приставок?
- За активную хорошую работу на уроке я всем даю «отличную» ручку, которая поможет вам выполнять работы только на «отлично»! Урок окончен. Можете быть свободны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.