Конспект урока русского языка "Простые и сложные предложения"
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка "Простые и сложные предложения"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
12.05.2023
Конспект урока русского языка "Простые и сложные предложения"
Конспект урока русский язык Простые и сложные предложения.docx

Конспект урока

Дата проведения:

Класс: 3

УМК «Школа России»

Предмет: русский язык

Тема: Простое и сложное предложение

Цель – создание условий для знакомства с простым и сложным предложением.

Задачи:

1.      Познакомить с понятиями "простые и сложные предложения"; научить распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы; познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное.

2.      Развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание; развивать навык чёткого и красивого письма; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся; закрепить навык определения простых  и сложных предложений; закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении.

3.      Содействовать воспитанию познавательного интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Вид планируемых УУД

Формируемые УУД

 

Планируемый уровень достижения

Предметные УД

- умение каллиграфически писать буквы

- умение писать словарные слова

- умение определять предложение

- умение различать предложения по интонации;

- умение сравнивать восклицательные и невосклицательные предложения;

- умение читать предложения с различной интонацией и чувством

1 уровень - ознакомительный

Регулятивные  УУД

– умение работать по плану

– волевая саморегуляция

– самоконтроль учебной деятельности

2 уровень - репродуктивный

Познавательные УУД

– умение анализировать информацию;

- умение обобщать полученные знания

- умение закреплять полученную информацию, делать выводы

2 уровень - репродуктивный

Коммуникативные УУД

-  умение отвечать на вопросы учителя

– умение слушать, вступать в диалог;

- умение участвовать в диалоге;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли

2 уровень - репродуктивный

Личностные  УУД

- выражение познавательного интереса к изучению русского языка

- рефлексия   своего отношения к содержанию темы

2 уровень - репродуктивный

Учебная литература:

- учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Часть 1. С. 31-32

- рабочая тетрадь: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык. 3 класс. Часть 1. С. 11

Оборудование: компьютер, интерактивная доска,

Наглядный материал:

 

Ход урока

Этап

Время

Содержание урока

Методические указания

I

00

Организационный момент

-  Долгожданный дан звонок -
   Начинаем наш урок!
   Тут затеи и задачи,
   Игры, шутки, всё для вас!

   Пожелаем всем удачи –

   За работу, в добрый час!

- Проверим всё ли у вас готово к работе.
- Ручка на месте?
- Тетрадка?
- Карандаш?
- Отлично,  а как мы сидим ровно, покажите мне. Руки положите на парту, чтобы я увидела вашу готовность.

- Замечательно, можем начинать.

 

II

 

00

Минутка чистописания

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

- Ребята, обратите внимание на доску.

 hello_html_m423cdf98.png

- На прямую палочку

  Справа села галочка.

  Там поныне и сидит —

  Буквой К на нас глядит.

- Сегодня я предлагаю вам прописать букву «К».

- Я тетрадь свою открою

  И наклонно положу.

  Я, друзья, от вас не скрою
  Ручку я вот так держу.

  Сяду прямо, не согнусь,
  За работу я возьмусь.

Дети открывают тетради, прописывают буквы, слоги и слова.

Учитель наблюдает, подходит, поправляет.

 

III

 

 

02

Словарная работа

- Ребята, какие слова называют словарными?

  (Это слова с непроверяемым написанием)

- Верно, сейчас мы с вами поработаем с такими словами.

- Какая будет тема нашей словарной работы, вы узнаете, отгадав мою загадку.

- Что растёт на нашей грядке?

   Огурцы, горошек сладкий.
   Помидоры и укроп

   Для приправы и для проб.

   Есть редиска и салат,
   Наша грядка просто клад.

   Если слушал ты внимательно,
   То запомнил обязательно.
   Отвечай – ка по порядку.
   Что растёт на нашей грядке?

   (Овощи)

- Совершенно верно, темой нашей словарной работы будут овощи.

- Назовите свои любимые овощи. Поднимаем руку.

- Для того, чтобы узнать, какое у нас с вами будет первое слово, я предлагаю вам в парах собрать пазлы.

  Дети собирают пазлы в парах.

- Собрали? Что получилось?
  (Капуста)

- Молодцы!

- Давайте запишем это слово в наши тетради.

- Сначала запишу я, внимательно посмотрите.
-
Сели все ровно. Спинка прямая, ножки не висят. Тетрадочка под углом 45 градусов, уголок смотрит в животик.

- Пропишите в своих тетрадях, пожалуйста, слово капуста 2 раза.

- Какое опасное место в нашем слове?
  (В слоге кА мы можем написать ко)

- Верно, подчеркните.

- В слове капуста нужно писать букву «а».

- Поставим ударение.

- Гласная находится в безударной позиции, поэтому остаётся сомнительной.

- Проверить это слово невозможно, потому что не удастся подобрать проверочное слово с ударением на первый слог.

- Определите род и число у данного слова.

  (Женский ро, единственное число)

- Составим предложение со словом капуста.

   (Мама сварила суп из капусты)

- Отлично, а какие вы пословицы и поговорки знаете со словом капуста?

- Обратите внимание на слайд. Прочитайте данные пословицы.

  (Без капусты щи не густы. Капуста любит воду да хорошую погоду. Капусту любить – про хвори забыть.)

- Как вы понимаете значение  первой пословицы?

  (Если капусты в щах достаточно, блюдо получается густым, сытным. А без капусты получаются не щи, а пустая водянистая похлёбка, которой никто не наестся)

- Объясните значение второй пословицы.

  (Она обозначает то, что для того, чтобы получить качественный урожай капусты, необходимо правильно за ней ухаживать. Капусту необходимо хорошо поливать, она требует много влаги, немаловажным является и наличие теплой погоды. Капуста любит солнце)

- Хорошо, поясните последнюю пословицу, пожалуйста.

  (Капуста не только вкусна, но и очень полезна. Богата полезными, необходимыми для человеческого организма витаминами)

- Замечательно. Предлагаю вам записать первую пословицу.

- Записали, ручки отложили.

- Вам интересно, какое ещё слово я вам приготовила?

- Обратите внимание на слайд. Отгадайте ребус.

- Что получилось?

  (морковь)

- Кто любит морковь? Почему она вам нравится?

- Запишем наше слово. Внимательно посмотрите, как я записываю слово морковь.

- Теперь пропишите слово морковь два раза в своих тетрадях. Не забываем про правильный наклон, положение рук, да?

- Где опасное место, кто знает?

  (В слоге мо, можем написать мА)

- А еще, какое опасное место заметили?

  (Вместо буквы В, можем записать букву Ф)

- Верно. Кто – то желает выйти к доске, подчеркнуть опасное место и поставить ударение? Остальные работают в своих тетрадях. 

    Кто-то из детей выходит к доске.

- Гласная буква о является безударной, считается непроверяемой.

- Ребята, а вы знали, что если обратиться к происхождению слова «морковь», то мы сможем проверить написание безударной гласной «о»?

- Так вот, существует такое древнее слово, как «морква», в котором под ударением чётко слышится звук о. Данное слово существовало в южнорусских диалектах русского языка, пока не превратилось в слово «морковь».

- А букву В мы сможем с вами проверить. Каким способом?

  (Нет моркоВи, нет моркоВок, моркоВочка)

- Отлично. Теперь предлагаю вам записать предложение со словом морковь.

- Придумайте подходящее прилагательное к нашему слову.
  (Сладкая, вкусная, полезная, питательная)

- Запишем вот такое предложение.

- Мама посадила в огороде морковь.

- Вы большие молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

Слайд 5

 

 

 

 

IV

1)

05

Мотивационно-целевой

- Из чего состоит текст?

  (Из предложений)

- Вспомните, что мы называем предложением.

  (Предложение состоит из одного или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.)

- Давайте вспомним, какие виды предложений мы различаем? 

   (По цели высказывания и по интонации.)

- Вспомним, какие мы знаем члены предложения.

   (Главные и второстепенные)

- Верно, из чего состоят главные члены предложения?

  (Состоят из подлежащего и сказуемого)

- Что обозначают подлежащее и сказуемое?

  (Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, а сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем)

- На какие вопросы отвечает подлежащее?

   (На вопросы кто? Или что?)

- А сказуемое?

    (Отвечает на вопросы что делает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? Что сделает? И тд)

- Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения.

- Что можете сказать о второстепенных членах предложения?

   ( Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие члены предложения. Отвечают на вопросы кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чем? Какой? Какая? Какое? Где? Куда? Когда? Как? Откуда? И др.)

- Как называют предложения, в которых есть второстепенные члены предложения?

  (Распространенные предложения)

- Предлагаю вам сейчас разобрать наше предложение: «Мама посадила в огороде морковь» по членам предложения.

- Кто забыл, как правильно разобрать предложение по членам, обратитесь к памятке, которую можете найти на странице 144 в учебнике.

- Сначала определим что?

   (О чём или о ком говорится в предложении)

- О ком говорится в предложении?

  (О маме)

- На какой вопрос отвечает слово «мама»?

  (Вопрос «кто?»)

- Значит слово «мама» - подлежащее. Как будем подчеркивать?

  (Одной чертой)

- Далее, будем искать, что говорится о подлежащем.

- Как будет звучать вопрос?

  (Мама что делала?)

- Что она делала?

  (Посадила)

- Верно, слово «посадила» будет являться чем?

  (Сказуемым, подчеркиваем двумя чертами)

- Что можем сказать об этих словах?

  (Это главные члены предложения)

- Еще слова остались? Продолжаем.

- Найдём второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое.

- Поставим от сказуемого вопрос. Какой вопрос поставим?

  (Посадила «где?» в огороде)

- Верно, и еще один вопрос можно задать от сказуемого.

  (Посадила «что?» морковь)

- Отлично, значит, можем сделать вывод о том, что предложение какое?

   (Распространенное)

 

- Дайте характеристику первому предложению в загадке. 

   (Повествовательное, невосклицательное.)

- Запишите это предложение в тетради под диктовку.

- Давайте найдем грамматическую основу предложения.

- О чем говорится в предложении?

   (О Листьях.) 

- Что говорится о листьях? 

   (Они пожелтели.)

- Сколько грамматических основ в этом предложении?

   (Одна.)

- Как называются предложения с одной грамматической основой? 

   (Простыми.)

- Ребята, а все ли мы знаем о предложениях? (Ответы детей.)

- А как вы думаете, бывают ли предложения, в которых больше основ?

- О чем мы будем говорить на уроке? (Узнаем что-то новое о предложениях.)

 

 

 

Актуализация знаний

Выход на тему

2)

 

 

Мотивация

3)

 

 

Цель

V

 

 

Ориентировочный

- Составим план урока.

 (План:

1

-Что нужно сделать, чтобы решить пункты нашего плана? 

().

 

VI

1)

 

Поисково-исследовательский

1.

Открытие новых знаний

2)

 

2

Первичное закрепление темы (упр)

 

 

Физминутка

 

VII

 

Практический

 

Вторичное закрепление темы (упр)

 

 

 

Самостоятельная работа по теме

VIII

36

Рефлексивно-оценочный план

 

 

Прием рефлексии

Прием самооценки

IX

39

Итог урока

д/з

прощание

 

 

 

Примечание

1.Этапы урока могут быть изменены в зависимости от типа урока и специфики предмета.

2.В методических указаниях пишутся:

- Формы организации работы (парная, групповая, фронтальная).

- Ссылки на использование занимательного  дидактического материала (игры, кроссворды, ребусы).

- Использование раздаточного (карточки, счетные палочки, буквы и т.п.) и демонстрационного (плакаты, презентации) наглядного материала.

3. Уровней достижения три: 1 уровень – ознакомительный, 2 уровень – репродуктивный, 3 уровень – продуктивный.


 


Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные) П- познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные)

Личностные

 

Организационный момент

(1 минута)

Создать эмоциональный настрой на урок

Беседа

-   Приветствие детей.

-   Представление.

-   Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

 

-    Приветствуют учителя

 

 

 

Фронтальная

 

Устный контроль

 

 

- выражение позитивного настроя на урок

 

Минутка чистописания

(3 минуты)

Сформировать навык правильного написания буквы «к», ее соединений с другими буквами в словах

Упражнение

-   Ребята, откройте тетради, положите её под наклоном и запишите сегодняшнее число, классная работа. Туловище, голову, плечи держим ровно. Обе руки на столе. Одной рукой пишем, второй – придерживаем тетрадь.

-   Кто написал, отложите ручки, положите руки на парту и ждите своих товарищей.

-   Посмотрите на доску. Спишите первую строчку, продолжив закономерность. Обратите внимание на соединение.

-   Не забываем, что тетрадь должна лежать под наклоном. Туловище, голову, плечи держим ровно. Обе руки на столе. Одной рукой пишем, второй – придерживаем тетрадь.

-   Теперь пропишите слово «календарь» и однокоренные ему слова.

 

-   Со словом «календарь» составьте и запишите предложение.

-   Кто хочет прочитать, какое предложение получилось?

-   Пожалуйста, читай.

-   Молодцы.

Открывают тетради, записывают число, классная работа.

 

 

 

 

 

 

Списывают.

 

 

 

 

 

 

 

Прописывают слово «календарь» и однокоренные ему слова.

 

Составляют и записывают предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают.

Индивидуальная

Запись на доске

Устный контроль

- умение каллиграфически писать буквы

К - умение слушать и понимать речь других;

 

- формирование любознательности и любви к родному языку

 

Словарная работа

(1 минута)

Содействовать развитию речи

Беседа, упражнение

-    Ребята, какие орфограммы есть в слове «календарь»?

-    Подчеркните «опасные места».

-    Ребята, что такое календарь?

-    В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова календарь – это таблица или книжка с указанием всех дней в году.

-    Какие бывают календари?

-     Составьте словосочетания со словом календарь и запишите его в тетрадь.

-    Безударные гласные «а» и «е»

 

Подчеркивают

Отвечают

 

 

 

 

-    Отрывные и настольные

 

Составляют и записывают словосочетание

Индивидуальная

Запись на доске

Компьютер, мультимедийная доска, проектор, мультимедийная презентация

Устный контроль

- умение писать словарные слова

К - уметь составлять и высказывать речевые высказывания;

К - умение слушать и понимать речь других;

П - умение отвечать на вопросы;

К - умение участвовать в диалоге;

К - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли.

- формирование любознательности и любви к родному языку

 

Мотивационно-целевой этап

(1 минута)

Создание проблемной ситуации

Подводящий диалог

-   Вспомните, что такое предложение? Что мы знаем о предложении?

 

 

 

-   Молодцы. Прочитайте, что написано на слайде?

 

 

 

-   Докажите.

 

 

 

-   Что отличается в этих предложениях?

 

 

-   Верно.

-   Вы прочли эти предложения одинаково или по-разному?

-   А почему?

 

-   Сегодня мы с вами разберемся, почему же одинаковые предложения нужно читать по-разному.

 

-   Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль

-   В предложении слова связаны по смыслу

-   Я прочитал очень интересную книгу.

-   Я прочитал очень интересную книгу!

-    Это предложения

-   Предложение содержит законченную мысль, в конце предложения ставятся знаки препинания: (.), «!» или «?»

-   В первом предложении в конце стоит точка, а во втором -восклицательный знак

 

-   По-разному

 

-   Потому что стоят разные знаки препинания

 

 

 

 

Фронтальная

Компьютер, мультимедийная доска, проектор, мультимедийная презентация

Устный

контроль

- умение определять предложение;

К - уметь составлять и высказывать речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

К - умение слушать и понимать речь других;

П - умение отвечать на вопросы;

К - умение участвовать в диалоге;

К - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли;

К -умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение других

-формирование положительного отношения к учебной деятельности

- выражение познавательного отношения к изучению русского языка

 

Мотивация к учебной деятельности

Беседа

-  Ребята, для чего нам нужно научиться этой теме?

-    Чтобы речь была правильной и красивой. Чтобы читать предложения с правильной интонацией.

 

Фронтальная

Устный

контроль

 

П-  умение отвечать на вопросы учителя

К -умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение других

- формирование положительного отношения к учебной деятельности

 

Формулировка учебной задачи

Беседа

-   Откройте учебник на странице 20. Прочитайте тему нашего урока.

 

-   Какую цель на урок мы можем поставить?

-   Верно.

 

-   Виды предложений по интонации

-   Узнать, какие различают предложения по интонации

 

Фронтальная

Компьютер, мультимедийная доска, проектор, мультимедийная презентация

Устный

контроль

 

Р - умение определять цель

 

 

Ориентировочный этап

(1 минута)

 

Планирование учебной задачи

Беседа

-    Составим план наших действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-    Что нужно сделать, чтобы решить пункты нашего плана? 

 План

1. Узнаем, какие предложения называют восклицательными, а какие предложения называют невосклицательными.

2. Узнаем, когда нужно ставить восклицательный знак.

3. Научимся определять интонацию в предложении и читать предложения с различной интонацией.

-   Изучить тему, выполнить упражнения в учебнике.

Фронтальная

Компьютер, мультимедийная доска, проектор, мультимедийная презентация

Устный контроль

 

Р - умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять средства для  осуществления деятельности

 

 

Проблемно-исследовательский этап

1) (3 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) (6 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) (6 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Физкультминутка (4 минуты)

 

 

 

5) (2 минуты)

Организовать поиск решения проблемы

Подводящий диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-    Решим первый пункт плана, узнаем, какие предложения называют восклицательными, а какие предложения называют невосклицательными.

-   Прочитайте стихотворение на странице 20.

-   Ребята, как нужно произносить предложения с восклицательным знаком?

-   Когда используются в речи такие предложения?

 

-   Предложения бывают разными не только по цели высказывания, но и по интонации, то есть по тому, как мы их произносим: спокойно или с особым чувством.

-   Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), ‒ называются восклицательными.

-   Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.

-   В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.

-   Например: Какое чудесное время года наступило!

-   Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, ‒ это невосклицательные предложения. В них не выражены сильные чувства.

-   В конце невосклицательных предложений может ставиться точка или вопросительный знак.

-   Например: Хорошая горка получилась

-   Пойдем сегодня гулять на площадку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-   С особым выражением

 

-    Когда хотят выразить волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество

Фронтальная

Учебник

Компьютер, мультимедийная доска, проектор, мультимедийная презентация

Устный контроль

- умение различать предложения по интонации;

- умение сравнивать восклицательные и невосклицательные предложения;

 

 

 

К - умение слушать и понимать речь других;

П - умение отвечать на вопросы;

К - умение участвовать в диалоге;

К – умение воспринимать новый материал;

Р – умение работать по плану;

Р- саморегуляция при выполнении заданий

 

-  осознание  неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию

 

 

Организовать поиск решения проблемы

Практическая работа

-  Давайте посмотрим на наш план, какой из пунктов мы выполнили.

 

 

-  Теперь перейдем ко второму пункту плана, потренируемся определять, какое предложение по интонации.

-  Выполним упражнение 28. Пожалуйста, прочитайте строки.

-  Каким чувством наполнены эти строки?

-  Давайте прочтем строки еще раз, передавая это чувство интонацией. Кто желает?

-  Давайте определим, какое по интонации каждое предложение.

-  По какому признаку вы это определили?

 

-  Спишите поэтические строки.

-   Узнали, какие предложения называют восклицательными, а какие предложения называют невосклицательными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

Читают

 

 

-  Все предложения по интонации - восклицательные

-  Восклицательный знак в конце предложения

Списывают

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Учебник

Компьютер, мультимедийная доска, проектор, мультимедийная презентация

Устный контроль

- умение различать предложения по интонации;

- умение сравнивать восклицательные и невосклицательные предложения;

- умение читать предложения с различной интонацией и чувством;

К - умение слушать и понимать речь других;

П - умение отвечать на вопросы;

К - умение участвовать в диалоге;

К - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли;

К -умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение других

К – умение воспринимать новый материал

Р – умение работать по плану

 

-  осознание  неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию

 

 

Организовать поиск решения проблемы

Практическая работа

-    Выполним упражнение 29.

-    Давайте вставим пропущенные буквы.

-    Первое слово.

 

-    Следующее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-    Молодцы. Вы нашли проверочное слово к каждому слову.

-    Теперь запишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы.

-    Кто желает прочитать стихотворение?

-    Определите вид каждого предложения по интонации.

 

 

 

 

 

 

-  Молодцы, вы справились с упражнением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-    Заглянула. Проверочное слово взгляд

-    Осень – осенний Ш

-    Шишек – жи-ши пиши с буквой «И»

-    Зеленых – зелень

-    Ягод – ягоды

-    Лесной – лес

-    В темный лес дремучий

Заглянула осень.

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен!

Сколько алых ягод

У лесной рябинки!..

 

 

 

 

 

-     В темный лес дремучий заглянула очень – невосклицательное

-     Сколько свежих шишек у зелёных сосен! – восклицательное

-     Сколько алых ягод у лесной рябинки! – восклицательное

Фронтальная

Учебник

Устный контроль

- умение различать предложения по интонации;

- умение сравнивать восклицательные и невосклицательные предложения;

- умение читать предложения с различной интонацией и чувством;

К - умение слушать и понимать речь других;

П - умение отвечать на вопросы;

К - умение участвовать в диалоге;

К - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли;

К -умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение других

К – умение воспринимать новый материал

Р – умение работать по плану

 

-  осознание  неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию

 

 

Профилактика утомления

 

-   Ребята, вы устали? Давайте проведем физкультминутку.

Физкультминутка

-    Отдохнули? Будем работать дальше.

-    Да

 

 

-    Да

Фронтальная

Компьютер, мультимедийная доска, проектор, мультимедийная презентация

 

 

 

 

 

Организовать поиск решения проблемы

Беседа

-    Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения могут быть невосклицательными и восклицательными по интонации.

-    Например, скворцы прилетели.

-    Какое это предложение по цели высказывания и по интонации?

 

-    Скворцы прилетели!

-    Какое это предложение по цели высказывания и по интонации?

 

-    Прилетайте, скворцы поскорей.

 

 

-    Прилетайте, скворцы, поскорей!

 

 

 

 

 

 

-    По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное

 

-    По цели высказывания – повествовательное, по интонации – восклицательное

-    По цели высказывания – побудительное, по интонации –невосклицательное

-    По цели высказывания – побудительное, по интонации –восклицательное

Фронтальная

Компьютер, мультимедийная доска, проектор, мультимедийная презентация

Устный контроль

- умение различать предложения по интонации;

- умение сравнивать восклицательные и невосклицательные предложения;

- умение читать предложения с различной интонацией и чувством;

- умение различать предложения по цели высказывания

К - умение слушать и понимать речь других;

П - умение отвечать на вопросы;

К - умение участвовать в диалоге;

К - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли;

К -умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение других

К – умение воспринимать новый материал

Р – умение работать по плану

 

-  осознание  неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию

 

 

Практический этап

1) (5 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) (6 минут)

Обеспечить применение полученных знаний

Упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-    Выполним упражнение 30.

-    Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-    Прочитайте эти предложения с восклицательной интонацией.

-    Какое чувство вы выразили в каждом из восклицательных предложений?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Самолет летит. – повествовательное, невосклицательное

2.  Гроза надвигается. - повествовательное, невосклицательное

3.  Кто сломал ветку березки? - вопросительное, невосклицательное

4.  Как жаль эту березку. - повествовательное, невосклицательное

5.  Не ломайте ветви деревьев. - побудительное, невосклицательное

6.  Пусть будет мир во всем мире. - побудительное, невосклицательное

 

 

1. Самолет летит! – восторг, радость

2. Гроза надвигается! – страх, тревога

3. Кто сломал ветку березки?! – недоумение, возмущение

4. Как жаль эту березку! – сочувствие, сожаление

5. Не ломайте ветви деревьев! – просьба, приказ

6. Пусть будет мир во всем мире! – торжество

Фронтальная

Учебник

Устный контроль

- умение различать предложения по интонации;

- умение различать предложения по цели высказывания;

- умение читать предложения с различной интонацией и чувством

К - умение слушать и понимать речь других;

П - умение отвечать на вопросы;

К - умение участвовать в диалоге;

К – умение использовать полученные знания;

Р - умение закреплять полученную информацию, делать выводы

 

- выражение положительного отношения к русского языка

 

Обеспечить применение полученных знаний

Упражнение

-   На слайде 6 предложений. Я буду давать характеристику предложению, а вы будете называть его номер, затем записывать в тетради.

-   Побудительное восклицательное предложение. (4)

-   Повествовательное восклицательное предложение. (1)

-   Повествовательное невосклицательное предложение. (6)

-   Вопросительное невосклицательное предложение. (2)

-   Вопросительное невосклицательное предложение. (5)

-   Повествовательное невосклицательное предложение. (3)

-    Молодцы, теперь давайте проверим.

-    Поменяйтесь тетрадями.

-    Ставьте «+», если верный ответ и «-», если ответ неверный

-    Ответы: 4, 1, 6, 2, 5, 3

-    Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки. Одна ошибка.

-    Молодцы!

-    Две ошибки.

-    Хорошо!

-    Больше трех.

-    Вам нужно потренироваться.

 

 

 

 

Записывают ответы

Фронтальная

Компьютер, мультимедийная доска, проектор, мультимедийная презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль

- умение различать предложения по интонации;

- умение различать предложения по цели высказывания;

 

К - умение слушать и понимать речь других;

П - умение отвечать на вопросы;

К – умение использовать полученные знания

 

- выражение положительного отношения к русского языка

 

Рефлексивно-оценочный этап

(4 минуты)

Рефлексивный анализ. Оценка

Беседа

-    С какими видами предложений вы познакомились на уроке?

-    Когда используются в речи такие предложения?

 

-    Как нужно произносить восклицательные предложения?

-   Давайте проверим, все ли пункты плана мы выполнили.

 

 

 

 

 

 

 

 

-    Достигли ли мы цели нашего урока?

-    Кого бы вы могли оценить на уроке?

-    Вашу работу на уроке я оцениваю положительно. Вы хорошо потрудились. Особенно хочу отметить «Имя» Он(а) справились со всеми заданиями без ошибок (был(а) активными)

-    Восклицательными и невосклицательными

-    Когда хотят выразить волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество

-    С особым выражением, чувством

-    Узнали, какие предложения называют восклицательными, а какие предложения называют невосклицательными

-   Узнали, когда нужно ставить восклицательный знак

-   Научились определять интонацию в предложении и читать предложения с различной интонацией

-   Да

 

 

 

 

 

Фронтальная

Компьютер, мультимедийная доска, проектор, мультимедийная презентация

Устный контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимооценка

 

Оценка учителя

- умение делать вывод по теме урока

П - умение обобщать полученные знания

К -умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение других

-рефлексия   своего отношения к содержанию темы

 

Рефлексивный анализ. Самооценка.

Лесенка успеха

-    Теперь давайте оценим свою работу на уроке.

-    У вас на столах лежат 2 смайлика: веселый и грустный. (Приложение2)

-    Поднимите весёлый смайлик, если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое. А грустный смайлик, если вам было сложно работать на уроке, вы мало, что поняли.

-    Вижу, что большинство поняли тему и вам понравился урок.

Оценивают свою работу на уроке.

Фронтальная

Смайлики

Самооценка

 

 

Р – умение оценивать свою деятельность

- выражение положительного отношения к русского языка

 

Итог урока

(2 минуты)

Объяснить домашнее задание

Беседа

-   Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Выполнить упражнения 22 и 23 в рабочей тетради на странице 11.

Прощание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прощаются

Фронтальная

Рабочая тетрадь

 

 

 

 

 



 

Конспект урока Дата проведения:

Конспект урока Дата проведения:

Начинаем наш урок! Тут затеи и задачи,

Начинаем наш урок! Тут затеи и задачи,

Капуста) - Молодцы! - Давайте запишем это слово в наши тетради

Капуста) - Молодцы! - Давайте запишем это слово в наши тетради

Кто-то из детей выходит к доске

Кто-то из детей выходит к доске

Сначала определим что? (О чём или о ком говорится в предложении) -

Сначала определим что? (О чём или о ком говорится в предложении) -

V Ориентировочный -

V Ориентировочный -

Этап урокаОбразовательная задача этапа урокаМетоды и приемы работыДеятельность учителяДеятельность обучающихсяФорма организации учебной деятельности

Этап урокаОбразовательная задача этапа урокаМетоды и приемы работыДеятельность учителяДеятельность обучающихсяФорма организации учебной деятельности

Кто хочет прочитать, какое предложение получилось? -

Кто хочет прочитать, какое предложение получилось? -

Мотивационно-целевой этап (1 минута)Создание проблемной ситуацииПодводящий диалог

Мотивационно-целевой этап (1 минута)Создание проблемной ситуацииПодводящий диалог

БеседаРебята, для чего нам нужно научиться этой теме?

БеседаРебята, для чего нам нужно научиться этой теме?

Проблемно-исследовательский этап 1) (3 минуты) 2) (6 минут) 3) (6 минут) 4)

Проблемно-исследовательский этап 1) (3 минуты) 2) (6 минут) 3) (6 минут) 4)

Физкультминутка (4 минуты) 5) (2 минуты)Организовать поиск решения проблемыПодводящий диалог -

Физкультминутка (4 минуты) 5) (2 минуты)Организовать поиск решения проблемыПодводящий диалог -

Физкультминутка (4 минуты) 5) (2 минуты)Организовать поиск решения проблемыПодводящий диалог -

Физкультминутка (4 минуты) 5) (2 минуты)Организовать поиск решения проблемыПодводящий диалог -

Физкультминутка (4 минуты) 5) (2 минуты)Организовать поиск решения проблемыПодводящий диалог -

Физкультминутка (4 минуты) 5) (2 минуты)Организовать поиск решения проблемыПодводящий диалог -

Физкультминутка (4 минуты) 5) (2 минуты)Организовать поиск решения проблемыПодводящий диалог -

Физкультминутка (4 минуты) 5) (2 минуты)Организовать поиск решения проблемыПодводящий диалог -

Организовать поиск решения проблемыПодводящий диалог -

Организовать поиск решения проблемыПодводящий диалог -

Обеспечить применение полученных знаний

Обеспечить применение полученных знаний

Обеспечить применение полученных знаний

Обеспечить применение полученных знаний

Взаимооценка Оценка учителя- умение делать вывод по теме урокаП - умение обобщать полученные знания

Взаимооценка Оценка учителя- умение делать вывод по теме урокаП - умение обобщать полученные знания

Итог урока (2 минуты) Объяснить домашнее задание

Итог урока (2 минуты) Объяснить домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2023