Конспект урока русского языка. Тема "Что такое корень слова?"

  • doc
  • 03.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала русский язык.doc

КОНСПЕКТ УРОКА

 

ТЕМА УРОКА: Что такое корень слова?

 

Цель:  уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах.

Задачи:

Образовательные: познакомить  с  понятием  «корень»; 

содействовать формированию  умения  находить  корень  слова,  подбирать  однокоренные  слова,  группировать  однокоренные  слова  по  отличительным  признакам; 

познакомить  с  новым  словарным  словом,  активизировать  его  в  устной  и  письменной речи учащихся.

Развивающие:  учить принятию различных точек зрения других людей;

формировать  умение  задавать  вопросы,  контролировать  свои  действия  и

действия партнера, вносить коррективы.

Воспитательные: формировать  положительное  отношение  к  уроку  русского  языка,  к  школе;  мотивировать  к  самопознанию; развивать  понимание причин своего успеха или неуспеха

Оборудование урока: конспект,  компьютер,  экран,  презентация,  учебник, толковый словарь, раздаточный материал.

 

 

 

Этапы

Содержание

Примечание

1.Организационный момент

На  уроке  наши  глаза  внимательно смотрят  и

все … (видят). 

Уши внимательно слушают и всё …(слышат). 

Голова хорошо … (думает).

-На  минутке  чистописания  вы  будете  писать букву, а какую именно вы сейчас скажете сами. Эта  буква  обозначает  согласный  парный глухой твердый звук в слове комар.

-Правильно,  мы  повторим  написание  буквы

Кк. (1-3 слайды)

-Посмотрите  на  написание  этой  буквы.  Так пишется печатная буква, а так прописная.

-Обратите внимание на то, как вы сидите и как расположена тетрадь.

-Посмотрите, как пишется заглавная буква К.

-Запишите ее в тетрадь.

-Посмотрите, как пишется строчная буква к.

-Запишите ее рядом.

-Пропишите целую строчку.

-Оцените  свою  работу.  Если  вы  написали

буквы красиво и аккуратно, поставьте на полях

«+»,  если  вам  самим  не  нравится,  как  вы

написали,  работа  выглядит  неаккуратно, поставьте «-»

 

 

2. Актуализация знаний.

 

 

 

 

-Чтобы  узнать  тему  нашего урока, нужно  разгадать  кроссворд.  Работаем  в группах.

1) Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

2) Последний осенний месяц. (ноябрь)

3)  Слово  или  несколько  слов,  которые выражают законченную мысль. (предложение)

4)    Высказывание,  в  котором  2  или  несколько предложений,  которые  объединены  общей темой и связаны по смыслу. Имеет свою тему и главную мысль. Его можно озаглавить. (текст)

5) Слова, противоположные по смыслу. (антонимы)

6)  Числительное,  обозначающее  любимую оценку.  (пять)

-Давайте проверим.

-Какое  слово  получилось  по  вертикали? (корень)

-Оцените  работу.  Если  ваша  группа  отгадала все  слова,  то  поставьте  на  полях  «+»,  если угадали не все слова, то «-».

-Запишите слово «корень» в тетрадь, поставьте ударение.

 -Кто  попробует  сформулировать  тему  урока,

поставить  вопрос,  на  который  мы  должны

ответить? (Что такое корень слова?)  

-Проверим, правы ли мы. Откроем учебники на с.74 и прочитаем тему урока.

 

 

3. Формулирование проблемы.

 

 -Я выписала из толкового словаря, что же такое корень. Давайте посмотрим.

1)  Подземная  часть  растения,  служащая  для укрепления  его  в  почве  и  всасывания  из  нее воды и питательных веществ.

2)  Внутренняя,  находящаяся  в  теле  часть волоса, зуба, ногтя.

3) Начало, источник, истоки чего-нибудь.

4)  В  языкознании:  основная,  значимая  часть слова. 

-Какой  вывод  можем  сделать?  (это  слово

многозначное)

-А  какое  из  этих  определений  подходит  к нашему исследованию? (основная часть слова).

-Правильно,  корень  –  это  основная,  главная часть слова. В нём заключен смысл слова. Мы можем  даже  сказать,  что  от  него  «растут» другие слова.

-Как обозначается корень? (   ) 

 -У  вас  на  столах  лежат  карточки.  Прочитайте стихотворение про себя.

-Прочитаем вслух (один ученик).

 Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик – словом.

Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – 

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада

Вот ещё посадка рядом,

И садовый вот цветок,

Садовник посадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

 - Обсудите в  парах, что  общего  в  выделенных словах? (корень и близкое значение)

-Какой корень? (сад)

-Давайте  с  вами  вспомним,  как  называются слова,  которые  имеют  одинаковый  корень  и близкое значение (однокоренные).

-Проговорим хором!

-Оцените  свою  работу  в  парах  и  поставьте  на полях «+» или «-».

-Итак,  давайте  вспомним  ход  нашего исследования.  Мы  уже  научились  красиво писать  букву  Кк,  разгадали  кроссворд, выяснили,  что  такое  корень  и  однокоренные слова. Теперь давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка.

 

 

4. Открытие новых знаний.

 1) Откройте упр.130. Прочитайте задание, обсудите в парах.

-Найдите однокоренные слова (осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики).

-Как вы их определили? (имеют общую часть и близкое значение)

-Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.

-Проверьте свою работу.

-Если все правильно, то на полях «+», если есть ошибки «-».

2) Прочитайте задание упр.131.

 - Прочитайте предложения.

- Найдите однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. {Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.)

- Чем похожи эти слова? {Имеют общую часть и значение.)

-  Объясните лексическое значение каждого слова.

-  Какая часть содержит лексическое значение всех однокоренных слов? {Корень.)

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Что такое корень?

-   Приведите примеры однокоренных слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Развитие умений.

Упр. 132 (с. 75).

- Прочитайте слова. Подумайте, как распределить их по группам.

-Выполните задание.

(Проверка. Учащиеся читают группы слов и называют корень.)

Докажите, что это однокоренные слова.

 

 

 

 

 

 

6. Итог урока.

 

 Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?

 

 

 

 

7. Домашнее задание.

 

Записать однокоренные слова: вариант 1 — с корнем -мор- (море), вариант 2 — с корнем -гор- (гора).

 

8. Рефлексия

«Светофор»

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора». Подойдите к доске, выберите кружок нужного цвета и вставьте его в нужный кармашек.

(зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).