КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА УРОКА: Что такое корень слова?
Цель: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах.
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятием «корень»;
содействовать формированию умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова, группировать однокоренные слова по отличительным признакам;
познакомить с новым словарным словом, активизировать его в устной и письменной речи учащихся.
Развивающие: учить принятию различных точек зрения других людей;
формировать умение задавать вопросы, контролировать свои действия и
действия партнера, вносить коррективы.
Воспитательные: формировать положительное отношение к уроку русского языка, к школе; мотивировать к самопознанию; развивать понимание причин своего успеха или неуспеха
Оборудование урока: конспект, компьютер, экран, презентация, учебник, толковый словарь, раздаточный материал.
Этапы |
Содержание |
Примечание |
1.Организационный момент |
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят). Уши внимательно слушают и всё …(слышат). Голова хорошо … (думает). -На минутке чистописания вы будете писать букву, а какую именно вы сейчас скажете сами. Эта буква обозначает согласный парный глухой твердый звук в слове комар. -Правильно, мы повторим написание буквы Кк. (1-3 слайды) -Посмотрите на написание этой буквы. Так пишется печатная буква, а так прописная. -Обратите внимание на то, как вы сидите и как расположена тетрадь. -Посмотрите, как пишется заглавная буква К. -Запишите ее в тетрадь. -Посмотрите, как пишется строчная буква к. -Запишите ее рядом. -Пропишите целую строчку. -Оцените свою работу. Если вы написали буквы красиво и аккуратно, поставьте на полях «+», если вам самим не нравится, как вы написали, работа выглядит неаккуратно, поставьте «-» |
|
2. Актуализация знаний.
|
-Чтобы узнать тему нашего урока, нужно разгадать кроссворд. Работаем в группах. 1) Всегда во рту, а не проглотишь. (язык) 2) Последний осенний месяц. (ноябрь) 3) Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. (предложение) 4) Высказывание, в котором 2 или несколько предложений, которые объединены общей темой и связаны по смыслу. Имеет свою тему и главную мысль. Его можно озаглавить. (текст) 5) Слова, противоположные по смыслу. (антонимы) 6) Числительное, обозначающее любимую оценку. (пять) -Давайте проверим. -Какое слово получилось по вертикали? (корень) -Оцените работу. Если ваша группа отгадала все слова, то поставьте на полях «+», если угадали не все слова, то «-». -Запишите слово «корень» в тетрадь, поставьте ударение. -Кто попробует сформулировать тему урока, поставить вопрос, на который мы должны ответить? (Что такое корень слова?) -Проверим, правы ли мы. Откроем учебники на с.74 и прочитаем тему урока. |
|
3. Формулирование проблемы.
|
-Я выписала из толкового словаря, что же такое корень. Давайте посмотрим. 1) Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. 2) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. 3) Начало, источник, истоки чего-нибудь. 4) В языкознании: основная, значимая часть слова. -Какой вывод можем сделать? (это слово многозначное) -А какое из этих определений подходит к нашему исследованию? (основная часть слова). -Правильно, корень – это основная, главная часть слова. В нём заключен смысл слова. Мы можем даже сказать, что от него «растут» другие слова. -Как обозначается корень? ( ) -У вас на столах лежат карточки. Прочитайте стихотворение про себя. -Прочитаем вслух (один ученик). Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым, А был садик – словом. Это слово, Слово – корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада Вот ещё посадка рядом, И садовый вот цветок, Садовник посадил в горшок. Очень интересно Гулять в саду словесном. - Обсудите в парах, что общего в выделенных словах? (корень и близкое значение) -Какой корень? (сад) -Давайте с вами вспомним, как называются слова, которые имеют одинаковый корень и близкое значение (однокоренные). -Проговорим хором! -Оцените свою работу в парах и поставьте на полях «+» или «-». -Итак, давайте вспомним ход нашего исследования. Мы уже научились красиво писать букву Кк, разгадали кроссворд, выяснили, что такое корень и однокоренные слова. Теперь давайте немножко отдохнём. Физкультминутка.
|
|
4. Открытие новых знаний. |
1) Откройте упр.130. Прочитайте задание, обсудите в парах. -Найдите однокоренные слова (осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики). -Как вы их определили? (имеют общую часть и близкое значение) -Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень. -Проверьте свою работу. -Если все правильно, то на полях «+», если есть ошибки «-». 2) Прочитайте задание упр.131. - Прочитайте предложения. - Найдите однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. {Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.) - Чем похожи эти слова? {Имеют общую часть и значение.) - Объясните лексическое значение каждого слова. - Какая часть содержит лексическое значение всех однокоренных слов? {Корень.) - Прочитайте ниже сведения о языке. - Что такое корень? - Приведите примеры однокоренных слов.
|
|
5. Развитие умений. |
Упр. 132 (с. 75). - Прочитайте слова. Подумайте, как распределить их по группам. -Выполните задание. (Проверка. Учащиеся читают группы слов и называют корень.) Докажите, что это однокоренные слова.
|
|
6. Итог урока.
|
Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов? |
|
7. Домашнее задание.
|
Записать однокоренные слова: вариант 1 — с корнем -мор- (море), вариант 2 — с корнем -гор- (гора). |
|
8. Рефлексия |
«Светофор» Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора». Подойдите к доске, выберите кружок нужного цвета и вставьте его в нужный кармашек. (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока). |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.