Конспект урока русского языка. Тема "Что такое корень слова?"
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка. Тема "Что такое корень слова?"

Оценка 4.7
doc
03.04.2020
Конспект урока русского языка. Тема "Что такое корень слова?"
русский язык.doc

КОНСПЕКТ УРОКА

 

ТЕМА УРОКА: Что такое корень слова?

 

Цель:  уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах.

Задачи:

Образовательные: познакомить  с  понятием  «корень»; 

содействовать формированию  умения  находить  корень  слова,  подбирать  однокоренные  слова,  группировать  однокоренные  слова  по  отличительным  признакам; 

познакомить  с  новым  словарным  словом,  активизировать  его  в  устной  и  письменной речи учащихся.

Развивающие:  учить принятию различных точек зрения других людей;

формировать  умение  задавать  вопросы,  контролировать  свои  действия  и

действия партнера, вносить коррективы.

Воспитательные: формировать  положительное  отношение  к  уроку  русского  языка,  к  школе;  мотивировать  к  самопознанию; развивать  понимание причин своего успеха или неуспеха

Оборудование урока: конспект,  компьютер,  экран,  презентация,  учебник, толковый словарь, раздаточный материал.

 

 

 

Этапы

Содержание

Примечание

1.Организационный момент

На  уроке  наши  глаза  внимательно смотрят  и

все … (видят). 

Уши внимательно слушают и всё …(слышат). 

Голова хорошо … (думает).

-На  минутке  чистописания  вы  будете  писать букву, а какую именно вы сейчас скажете сами. Эта  буква  обозначает  согласный  парный глухой твердый звук в слове комар.

-Правильно,  мы  повторим  написание  буквы

Кк. (1-3 слайды)

-Посмотрите  на  написание  этой  буквы.  Так пишется печатная буква, а так прописная.

-Обратите внимание на то, как вы сидите и как расположена тетрадь.

-Посмотрите, как пишется заглавная буква К.

-Запишите ее в тетрадь.

-Посмотрите, как пишется строчная буква к.

-Запишите ее рядом.

-Пропишите целую строчку.

-Оцените  свою  работу.  Если  вы  написали

буквы красиво и аккуратно, поставьте на полях

«+»,  если  вам  самим  не  нравится,  как  вы

написали,  работа  выглядит  неаккуратно, поставьте «-»

 

 

2. Актуализация знаний.

 

 

 

 

-Чтобы  узнать  тему  нашего урока, нужно  разгадать  кроссворд.  Работаем  в группах.

1) Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

2) Последний осенний месяц. (ноябрь)

3)  Слово  или  несколько  слов,  которые выражают законченную мысль. (предложение)

4)    Высказывание,  в  котором  2  или  несколько предложений,  которые  объединены  общей темой и связаны по смыслу. Имеет свою тему и главную мысль. Его можно озаглавить. (текст)

5) Слова, противоположные по смыслу. (антонимы)

6)  Числительное,  обозначающее  любимую оценку.  (пять)

-Давайте проверим.

-Какое  слово  получилось  по  вертикали? (корень)

-Оцените  работу.  Если  ваша  группа  отгадала все  слова,  то  поставьте  на  полях  «+»,  если угадали не все слова, то «-».

-Запишите слово «корень» в тетрадь, поставьте ударение.

 -Кто  попробует  сформулировать  тему  урока,

поставить  вопрос,  на  который  мы  должны

ответить? (Что такое корень слова?)  

-Проверим, правы ли мы. Откроем учебники на с.74 и прочитаем тему урока.

 

 

3. Формулирование проблемы.

 

 -Я выписала из толкового словаря, что же такое корень. Давайте посмотрим.

1)  Подземная  часть  растения,  служащая  для укрепления  его  в  почве  и  всасывания  из  нее воды и питательных веществ.

2)  Внутренняя,  находящаяся  в  теле  часть волоса, зуба, ногтя.

3) Начало, источник, истоки чего-нибудь.

4)  В  языкознании:  основная,  значимая  часть слова. 

-Какой  вывод  можем  сделать?  (это  слово

многозначное)

-А  какое  из  этих  определений  подходит  к нашему исследованию? (основная часть слова).

-Правильно,  корень  –  это  основная,  главная часть слова. В нём заключен смысл слова. Мы можем  даже  сказать,  что  от  него  «растут» другие слова.

-Как обозначается корень? (   ) 

 -У  вас  на  столах  лежат  карточки.  Прочитайте стихотворение про себя.

-Прочитаем вслух (один ученик).

 Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик – словом.

Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – 

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада

Вот ещё посадка рядом,

И садовый вот цветок,

Садовник посадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

 - Обсудите в  парах, что  общего  в  выделенных словах? (корень и близкое значение)

-Какой корень? (сад)

-Давайте  с  вами  вспомним,  как  называются слова,  которые  имеют  одинаковый  корень  и близкое значение (однокоренные).

-Проговорим хором!

-Оцените  свою  работу  в  парах  и  поставьте  на полях «+» или «-».

-Итак,  давайте  вспомним  ход  нашего исследования.  Мы  уже  научились  красиво писать  букву  Кк,  разгадали  кроссворд, выяснили,  что  такое  корень  и  однокоренные слова. Теперь давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка.

 

 

4. Открытие новых знаний.

 1) Откройте упр.130. Прочитайте задание, обсудите в парах.

-Найдите однокоренные слова (осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики).

-Как вы их определили? (имеют общую часть и близкое значение)

-Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.

-Проверьте свою работу.

-Если все правильно, то на полях «+», если есть ошибки «-».

2) Прочитайте задание упр.131.

 - Прочитайте предложения.

- Найдите однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. {Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.)

- Чем похожи эти слова? {Имеют общую часть и значение.)

-  Объясните лексическое значение каждого слова.

-  Какая часть содержит лексическое значение всех однокоренных слов? {Корень.)

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Что такое корень?

-   Приведите примеры однокоренных слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Развитие умений.

Упр. 132 (с. 75).

- Прочитайте слова. Подумайте, как распределить их по группам.

-Выполните задание.

(Проверка. Учащиеся читают группы слов и называют корень.)

Докажите, что это однокоренные слова.

 

 

 

 

 

 

6. Итог урока.

 

 Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?

 

 

 

 

7. Домашнее задание.

 

Записать однокоренные слова: вариант 1 — с корнем -мор- (море), вариант 2 — с корнем -гор- (гора).

 

8. Рефлексия

«Светофор»

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора». Подойдите к доске, выберите кружок нужного цвета и вставьте его в нужный кармашек.

(зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

 

 


КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА:

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА:

ЭтапыСодержаниеПримечание 1

ЭтапыСодержаниеПримечание 1

Чтобы узнать тему нашего урока, нужно разгадать кроссворд

Чтобы узнать тему нашего урока, нужно разгадать кроссворд

А какое из этих определений подходит к нашему исследованию? (основная часть слова)

А какое из этих определений подходит к нашему исследованию? (основная часть слова)

Проговорим хором! -Оцените свою работу в парах и поставьте на полях «+» или «-»

Проговорим хором! -Оцените свою работу в парах и поставьте на полях «+» или «-»

Приведите примеры однокоренных слов

Приведите примеры однокоренных слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020