Конспект урока русского языка. Тема "Мягкий разделительный знак"
Оценка 5

Конспект урока русского языка. Тема "Мягкий разделительный знак"

Оценка 5
docx
03.04.2020
Конспект урока русского языка. Тема "Мягкий разделительный знак"
ь разделительный знак.docx

Конспект урока по русскому языку

 

 

 

Тема: Мягкий разделительный знак.

Тип: урок усвоения новых знаний

Цель урока: определить роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой.

Задачи урока:

1.Обучающие:

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.

2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь - показатель мягкости согласных.

3. Продолжать учить находить и обозначать орфограмму в слове.

2.Коррекционные:

1.Пополнять словарный запас учащихся.

2.Развивать монологическую речь.

3.Развивать мелкую моторику.

4.Совершенствовать зрительное восприятие.

5.Совершенствовать базовые знания и умения учащихся.

3.Воспитывающие:

1.Формировать обще – учебные умения:
а) умение самостоятельно добывать знания;
б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
в) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

Оборудование: тетрадь, ручка, карандаш, карточки-поощрения.

 

 

 

 

 

Ход урока.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I . Оргмомент.

 

 

 

 

 

II Постановка цели и задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

IV Первичное усвоение новых знаний.

 

 

 

 

V Первичная проверка понимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI Первичное закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII

Рефлексия

 

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

 

- У вас на партах карточки.

- Посмотрите и подумайте, какую тему мы будем  изучать
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья
Что в них за правило?

 

- Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь.

- Наша цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь.

 

- Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие  по сказочному городу под названием Мягкий знак.

 

Пальчиковая гимнастика «Путешествие»

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

Наши ушки слышат стук.        возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза

Вот ладошечки шуршат,        потирание ладоней друг о друга

Наши пальчики трещат.        потирание кулачков друг о друга

Теперь в ладоши громко бей,        хлопки

А теперь ты их согрей.        ладони на щеки

К путешествию готовы        кулаки на коленях

Да!                                         руки вверх, ладони раскрыть

В путь отправимся мы снова.   вращательные движения кистями

 

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    Словарный диктант:

– Вспомним правила написания словарного диктанта.
– Где созревает урожай?
– Будем собирать урожай. Куда складываем?

 - Теперь я прочитаю слова, а вы запишите их  в тетрадь.

Огород, корзина, картофель, морковь, огурец, овощи

- Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударную гласную в слове.

 

- А вот и первый житель сказочного города города:

Взяв для подкрепления

Баночку варенья,

Отправляется в полет

Человечек—вертолёт.

- Кто это?  Конечно Карлсон. Пришёл он с угощением. А вот угостить он нас не может. А почему? 

- Посмотри на слова-угощения.

Варене, печене.

- Как вы думаете, что в этих словах не так?

- Запишите эти слова в тетрадь, вставьте ь.

- Получилось (читаем вместе) вареньепеченье

Для чего нам нужен ь?

- Какую функцию выполняет ь в словах ПЕЧЕНЬЕ и ВАРЕНЬЕ?

- Вы молодцы. За каждый правильный ответ на уроке сегодня Карлсон вам будет дарить по баночке варенья. А я вам потом поставлю оценки – чем больше варенья, тем выше оценка!

Подружившись с буквами Н и Е, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем.  Прочитайте слова. ЗДОРОВЬЕ, ЛЬЁТ, ВЬЮГА, ДРУЗЬЯ, ВОРОБЬИ.

- Запишите их в тетрадь.

- Подчеркните разделительный Ь и буквы, которые он разделяет.

ЗДОРОВЬЕ, ЛЬЁТ, ВЬЮГА, ДРУЗЬЯ, ВОРОБЬИ

Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? 

Назови эти гласные буквы. 

Только эти гласные стали дружить с разделительным Ь

Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными второго ряда Е, Ё, И, Ю, Я.

- Прочитаем правило на странице 68

Разделительный мягкий знак (Ь) пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё,  ю, я, и.

В этом случаи буквы е, ё,  ю, я, и обозначают два звука: согласный звук [й’] и последующий гласный звук.

[й’  э ]– Ателье,

[й’ о] – ружьё,

[й’ а] – семья,

[й’ у] – вьюга,

[й’ и] – ручьи.

Физминутка.

Руки согнуты перед грудью. Кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Повернуть кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз. Опустить руки вниз и потрясти расслабленными кистями.

Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1- 4, затем налево на счет 1- 4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1- 4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

 

Самостоятельная работа

- А мы с вами отправляемся дальше и попадаем на торговую площадь. Представь, что  мы идем по торговой площади. Вокруг очень много разных товаров. Давайте купим что-нибудь, но мы можем купить только такой товар, в названии которого есть разделительный Ь. 

–  У вас на столах карточки со словами.

- Запишите в тетрадь только те слова, в которых есть разделительный ь.

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья, ружьё.

Проверим, прочитайте слова, которые вы записали… (читает 1 ученик).

- Поднимите руки, у кого также.  (не забываем раздавать карточки с Калслоном!)

Вывод: Повторим правило

Разделительный мягкий знак  ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

 

Продолжаем путешествие. Сейчас на нашем пути улица Предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на улицу и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулку.

-Попробуйте составить предложение.      (в тетради)

ВОСКРЕСЕНЬЕ, ВОРОБЬИ, ИЗ, ВОДИЧКУ, РУЧЬЯ, ПЬЮТ, В.

Проверка. В воскресенье воробьи из ручья водичку пьют.

- Какое слово, по-вашему, здесь лишнее? Почему?

Назовите слова, в которых пишется Ь? 

– Какую роль играет ь в этих словах? 

 - Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое… (проверяем)

 

- Скажите, пожалуйста, над какой темой мы сегодня работали?

- Возникли ли трудности в течение урока?

- Улыбка – все понятно

- Серьезность – не много не понятно

- Грустно – не понятно не чего

 

Ну что ж закончилось наше путешествие по сказочному городу под названием Мягкий знак.

- Посчитайте ваши карточки… (выставление оценок)

 - Урок окончен. Всего вам доброго!

- Приветствуют учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слова с разделительным мягким знаком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На огороде

- В корзину

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- слова написаны с ошибками. Нет Ь

 

- между буквами Н и Е

- для обозначения мягкости согласного, для разделения согласного и гласного.

- разделительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- гласные

- Е,Ё,Ю,Я,И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Водичку

 

разделяет согласный звук от гласных е, ё, ю, я, и

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Ход урока. Структура урока

Ход урока. Структура урока

III Актуализация знаний.

III Актуализация знаний.

IV Первичное усвоение новых знаний

IV Первичное усвоение новых знаний

VI Первичное закрепление.

VI Первичное закрепление.

VIII Рефлексия Мы сюда пришли учиться,

VIII Рефлексия Мы сюда пришли учиться,

VIII Рефлексия Мы сюда пришли учиться,

VIII Рефлексия Мы сюда пришли учиться,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020