Конспект урока русского языка. Тема "Мягкий разделительный знак"

  • docx
  • 03.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ь разделительный знак.docx

Конспект урока по русскому языку

 

 

 

Тема: Мягкий разделительный знак.

Тип: урок усвоения новых знаний

Цель урока: определить роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой.

Задачи урока:

1.Обучающие:

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.

2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь - показатель мягкости согласных.

3. Продолжать учить находить и обозначать орфограмму в слове.

2.Коррекционные:

1.Пополнять словарный запас учащихся.

2.Развивать монологическую речь.

3.Развивать мелкую моторику.

4.Совершенствовать зрительное восприятие.

5.Совершенствовать базовые знания и умения учащихся.

3.Воспитывающие:

1.Формировать обще – учебные умения:
а) умение самостоятельно добывать знания;
б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
в) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

Оборудование: тетрадь, ручка, карандаш, карточки-поощрения.

 

 

 

 

 

Ход урока.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I . Оргмомент.

 

 

 

 

 

II Постановка цели и задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

IV Первичное усвоение новых знаний.

 

 

 

 

V Первичная проверка понимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI Первичное закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII

Рефлексия

 

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

 

- У вас на партах карточки.

- Посмотрите и подумайте, какую тему мы будем  изучать
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья
Что в них за правило?

 

- Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь.

- Наша цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь.

 

- Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие  по сказочному городу под названием Мягкий знак.

 

Пальчиковая гимнастика «Путешествие»

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

Наши ушки слышат стук.        возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза

Вот ладошечки шуршат,        потирание ладоней друг о друга

Наши пальчики трещат.        потирание кулачков друг о друга

Теперь в ладоши громко бей,        хлопки

А теперь ты их согрей.        ладони на щеки

К путешествию готовы        кулаки на коленях

Да!                                         руки вверх, ладони раскрыть

В путь отправимся мы снова.   вращательные движения кистями

 

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    Словарный диктант:

– Вспомним правила написания словарного диктанта.
– Где созревает урожай?
– Будем собирать урожай. Куда складываем?

 - Теперь я прочитаю слова, а вы запишите их  в тетрадь.

Огород, корзина, картофель, морковь, огурец, овощи

- Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударную гласную в слове.

 

- А вот и первый житель сказочного города города:

Взяв для подкрепления

Баночку варенья,

Отправляется в полет

Человечек—вертолёт.

- Кто это?  Конечно Карлсон. Пришёл он с угощением. А вот угостить он нас не может. А почему? 

- Посмотри на слова-угощения.

Варене, печене.

- Как вы думаете, что в этих словах не так?

- Запишите эти слова в тетрадь, вставьте ь.

- Получилось (читаем вместе) вареньепеченье

Для чего нам нужен ь?

- Какую функцию выполняет ь в словах ПЕЧЕНЬЕ и ВАРЕНЬЕ?

- Вы молодцы. За каждый правильный ответ на уроке сегодня Карлсон вам будет дарить по баночке варенья. А я вам потом поставлю оценки – чем больше варенья, тем выше оценка!

Подружившись с буквами Н и Е, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем.  Прочитайте слова. ЗДОРОВЬЕ, ЛЬЁТ, ВЬЮГА, ДРУЗЬЯ, ВОРОБЬИ.

- Запишите их в тетрадь.

- Подчеркните разделительный Ь и буквы, которые он разделяет.

ЗДОРОВЬЕ, ЛЬЁТ, ВЬЮГА, ДРУЗЬЯ, ВОРОБЬИ

Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? 

Назови эти гласные буквы. 

Только эти гласные стали дружить с разделительным Ь

Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными второго ряда Е, Ё, И, Ю, Я.

- Прочитаем правило на странице 68

Разделительный мягкий знак (Ь) пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё,  ю, я, и.

В этом случаи буквы е, ё,  ю, я, и обозначают два звука: согласный звук [й’] и последующий гласный звук.

[й’  э ]– Ателье,

[й’ о] – ружьё,

[й’ а] – семья,

[й’ у] – вьюга,

[й’ и] – ручьи.

Физминутка.

Руки согнуты перед грудью. Кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Повернуть кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз. Опустить руки вниз и потрясти расслабленными кистями.

Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1- 4, затем налево на счет 1- 4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1- 4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

 

Самостоятельная работа

- А мы с вами отправляемся дальше и попадаем на торговую площадь. Представь, что  мы идем по торговой площади. Вокруг очень много разных товаров. Давайте купим что-нибудь, но мы можем купить только такой товар, в названии которого есть разделительный Ь. 

–  У вас на столах карточки со словами.

- Запишите в тетрадь только те слова, в которых есть разделительный ь.

Слова: 

Платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья, ружьё.

Проверим, прочитайте слова, которые вы записали… (читает 1 ученик).

- Поднимите руки, у кого также.  (не забываем раздавать карточки с Калслоном!)

Вывод: Повторим правило

Разделительный мягкий знак  ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

 

Продолжаем путешествие. Сейчас на нашем пути улица Предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на улицу и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулку.

-Попробуйте составить предложение.      (в тетради)

ВОСКРЕСЕНЬЕ, ВОРОБЬИ, ИЗ, ВОДИЧКУ, РУЧЬЯ, ПЬЮТ, В.

Проверка. В воскресенье воробьи из ручья водичку пьют.

- Какое слово, по-вашему, здесь лишнее? Почему?

Назовите слова, в которых пишется Ь? 

– Какую роль играет ь в этих словах? 

 - Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое… (проверяем)

 

- Скажите, пожалуйста, над какой темой мы сегодня работали?

- Возникли ли трудности в течение урока?

- Улыбка – все понятно

- Серьезность – не много не понятно

- Грустно – не понятно не чего

 

Ну что ж закончилось наше путешествие по сказочному городу под названием Мягкий знак.

- Посчитайте ваши карточки… (выставление оценок)

 - Урок окончен. Всего вам доброго!

- Приветствуют учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слова с разделительным мягким знаком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На огороде

- В корзину

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- слова написаны с ошибками. Нет Ь

 

- между буквами Н и Е

- для обозначения мягкости согласного, для разделения согласного и гласного.

- разделительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- гласные

- Е,Ё,Ю,Я,И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Водичку

 

разделяет согласный звук от гласных е, ё, ю, я, и

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru