Конспект урока русского языка. Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Оценка 5

Конспект урока русского языка. Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Оценка 5
docx
03.04.2020
Конспект урока русского языка. Тема:  Правописание слов с непроизносимыми согласными  в корне.
pravopisanie_neproiznosimykh_soglasnykh_v_korne_slova.docx

Конспект урока русского языка.

Тема:  Правописание слов с непроизносимыми согласными  в корне.  

Тип урока: открытие  новых знаний.

 

Цель:  научить детей определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.

 

Задачи:

·      Учить:  группировать орфограммы по типу орфограммы, по месту  орфограммы в слове;

·      Развивать: а) умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;

                        б) умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;

                        в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.

·       Воспитывать аккуратность.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия: 

·         определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

·         корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия: 

·           ориентироваться в учебном материале:

·           определять круг своего незнания;

Коммуникативные универсальные учебные  действия: 

·      Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

 

Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)

 

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ЭОР.

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.

 

План

1. Мотивация (самоопределения) к учебной  деятельности

1.Орг.момент

- Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке.

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Формулирование темы урока


 


На доске слова: известный, вести,  прелестный,  прелести, местный, местечко, завистливый, зависть.

-Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся)

-Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся)

-Что вас удивило, что интересного заметили?

Какой же у нас возникает вопрос? (Везде «Т» пишется,  но не везде произносится. Почему?)

Учебная проблема как вопрос.  Формулирование темы урока

-Почему в некоторых словах «Т» не произносится?

 

Сформулируйте тему урока. ( «Непроизносимые согласные в корне  слова»)

- Какие задачи поставим? (Научимся проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова и грамотно писать.)

-Что придётся выяснить? (Когда и какие согласные в корне могут быть непроизносимыми и надо ли писать букву, которая не произносится.)

 

 3. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

I. -Как проверить парный согласный в корне слова и на конце его?

- А как будем выяснять надо в слове "местный" писать согласный или нет?(изменим форму слова: мес[-]ный -мес[-]ная. Не произносится. Подберём однокоренное слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный: место-местечко. Гласный помогает услышать согласный[т].)

Вывод: Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный.

Сверьте ваше предположение с учебником на странице    --------, прочитав текст в рамке.

- Подтвердилось ваше предположение?

 

4. Физминутка (музыкальная)

IIРассмотрим  ещё слова с непроизносимыми  согласными и узнаем в каких случаях согласный будет непроизносимым, выполнив упр. 223

-Какие согласные не произносятся?(д,т, л, в)

-Сколько согласных букв стоят рядом?(3-4)

-Назовите сочетания букв в слове, где согласный не произносится.

На доске:                здн

вств

рдц

лнц

стн

стл

Вывод: Согласный может не произносится  если в слове встречается сразу 3-4 согласных.

Предложите план , по которому будем действовать.

1.Выделим корень.

2.Смотрим на сочетаемость согласных.

3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем,  произносятся ли все согласные звуки.

4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился  или после непроизносимого согласного стоял гласный.

5.Делаем вывод.

 

5. Закрепление пройденного

Коллективно с проговариванием выполняем задание:

 

Моро… и со…нце день чудес…ный!
Ещё ты дремлешь дру… прелес…ный
.

 

6. Групповая работа (тест и кроссворд).


 

Он прекрасный и чудесный 
В этот день он для тебя
Словно радость и улыбка 
Поздравляют все тебя  
        (Праздник)  

 

День и ночь стучит оно, 
Словно бы заведено. 
Будет плохо, если вдруг 
Прекратится этот стук (Сердце)

 

 

Колобок - горячий бок.
Ох, не любит лежебок.
Тучу-платье надевает
Раньше всех оно встаёт.
    (Солнце)

 

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «
Привет!»

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёж
ик, …» (Здравствуй!)


 

з

 

п

р

а

з

д

н

и

к

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

а

 

 

в

 

 

с

о

л

н

ц

е

 

у

ч

а

с

т

н

и

к

 

 

в

 

 

у

 

 

й

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7. Итог урока

-  Какова тема нашего урока?  (Непроизносимые согласные в корне слова.)

-  Какова цель нашего урока?  (Учимся проверять и грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.) Да, мы учились грамотно писать эти слова.

-  Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?  

   (Посмотреть на сочетаемость согласных в словеНужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал отчетливо слышен)

-  Достигли мы цели?

   

 8.  Домашнее задание.

 

9. Рефлексия деятельности. По оценочной шкале оцените свою деятельность на уроке:


 

Конспект урока русского языка.

Конспект урока русского языка.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Закрепление пройденного Коллективно с проговариванием выполняем задание:

Закрепление пройденного Коллективно с проговариванием выполняем задание:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020