Конспект урока русского языка.
Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: научить детей определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.
Задачи:
· Учить: группировать орфограммы по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове;
· Развивать: а) умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;
б) умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;
в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.
· Воспитывать аккуратность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
· определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
· корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия:
· ориентироваться в учебном материале:
· определять круг своего незнания;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
· Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.
Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ЭОР.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.
План
1. Мотивация (самоопределения) к учебной деятельности
1.Орг.момент
- Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.
На части не
делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Формулирование темы урока
На доске слова: известный, вести, прелестный, прелести, местный, местечко, завистливый, зависть.
-Прочитайте эти слова орфографически (как пишутся)
-Прочитайте эти слова орфоэпически (как произносятся)
-Что вас удивило, что интересного заметили?
Какой же у нас возникает вопрос? (Везде «Т» пишется, но не везде произносится. Почему?)
Учебная проблема как вопрос. Формулирование темы урока
-Почему в некоторых словах «Т» не произносится?
Сформулируйте тему урока. ( «Непроизносимые согласные в корне слова»)
- Какие задачи поставим? (Научимся проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова и грамотно писать.)
-Что придётся выяснить? (Когда и какие согласные в корне могут быть непроизносимыми и надо ли писать букву, которая не произносится.)
3. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
I. -Как проверить парный согласный в корне слова и на конце его?
- А как будем выяснять надо в слове "местный" писать согласный или нет?(изменим форму слова: мес[-]ный -мес[-]ная. Не произносится. Подберём однокоренное слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный: место-местечко. Гласный помогает услышать согласный[т].)
Вывод: Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный.
Сверьте ваше предположение с учебником на странице --------, прочитав текст в рамке.
- Подтвердилось ваше предположение?
4. Физминутка (музыкальная)
II. Рассмотрим ещё слова с непроизносимыми согласными и узнаем в каких случаях согласный будет непроизносимым, выполнив упр. 223
-Какие согласные не произносятся?(д,т, л, в)
-Сколько согласных букв стоят рядом?(3-4)
-Назовите сочетания букв в слове, где согласный не произносится.
На доске: здн
вств
рдц
лнц
стн
стл
Вывод: Согласный может не произносится если в слове встречается сразу 3-4 согласных.
Предложите план , по которому будем действовать.
1.Выделим корень.
2.Смотрим на сочетаемость согласных.
3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем, произносятся ли все согласные звуки.
4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.
5.Делаем вывод.
5. Закрепление пройденного
Коллективно с проговариванием выполняем задание:
Моро…
и со…нце день чудес…ный!
Ещё ты дремлешь дру… прелес…ный.
6. Групповая работа (тест и кроссворд).
Он прекрасный и чудесный
В этот день он для тебя
Словно радость и улыбка
Поздравляют все тебя
(Праздник)
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук (Сердце)
Колобок - горячий бок.
Ох, не любит лежебок.
Тучу-платье надевает
Раньше всех оно встаёт. (Солнце)
Встретив
зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «Привет!»
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
|
7. Итог урока
- Какова тема нашего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова.)
- Какова цель нашего урока? (Учимся проверять и грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.) Да, мы учились грамотно писать эти слова.
- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?
(Посмотреть на сочетаемость согласных в слове. Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал отчетливо слышен)
- Достигли мы цели?
8. Домашнее задание.
9. Рефлексия деятельности. По оценочной шкале оцените свою деятельность на уроке:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.