Цель: формировать представление о прилагательных-антонимах и их роли в речи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; определять и формулировать цель деятельности на уроке; осуществлять поиск необходимой информации; подбирать к существительным прилагательные, противоположные по смыслу; применять правила правописания; проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; устанавливать аналогии.
Оборудование: плакат «Антонимы — это», плакат «Имя прилагательное», орфографический словарь, толковый словарь, карточки с пословицами для парной работы, карточки с заданием.
Тип урока: открытие новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Ребята, прислушивайтесь к ответам одноклассников, чтобы в конце урока оценить работу друг друга.
II. Актуализация знаний
Откройте тетради. Проследите за своей осанкой, наклоном тетради. Запишите:
Число
Классная работа.
Чистописание.
- Сегодня мы пропишем соединения: ОЙ ОЕ АЯ
- Старательно пропишите одну строку.
Повторение пройденного
На экране слова. (Слайд № 1)
- Прочитайте слова по цепочке.
Родной, далёкий, близкий,
Чужой, знакомый, низкий.
Плохой, хороший, милый, славный,
Весёлый, ласковый, забавный.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- К какой части речи они относятся ? (Прилагательные)
- Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета)
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Расскажите правило, что такое имя прилагательное.
(Повесить плакат с правилом на доску.)
Поиграем в игру «Угадай зверя».
- Посмотрите на экран. (Слайд № 2-5)
- Прочитайте слова и скажите о каком животном идет речь.
· Серый, голодный, злой (Волк)
· Косой, слабый, трусливый (Заяц.)
- Как вы догадались, что речь идёт об этих животных?
- Так для чего нужны в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные в речи нужны для точного описания предмета.)
- На какой вопрос отвечают слова «волк» и «заяц»?
- К какой части речи они относятся?
- С какой частью речи связано прилагательное? (Имя прилагательное связано с именем существительным.)
Физкультминутка (Жили-были зайчики)
IV. Самоопределение к деятельности
«Пословица рассыпалась»: (Слайд № 6)
большого, лучше, дело, безделья, Маленькое.
(Маленькое дело лучше большого безделья.) (Слайд № 7)
– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
– Запишите. (Один обучающийся работает у доски.)
– Какие орфограммы встретились в этой пословице?
– Назовите имена прилагательные в пословице. (маленькое, большого)
– На какой признак указывают эти прилагательные? Какое значение они имеют? (Они указывают на размер предмета, но значение – противоположное).
– Как называются слова, противоположные по значению? (антонимы)
– Прочитайте правило. (Антонимы -это слова одной и той же части речи с противоположным значением.)
– Попробуйте сформулировать тему урока. (Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению.)
(Слайд № 8)
V. Работа над новым материалом.
1. Поиграем в слова.
Я называю слово, а вы назовите слово, противоположное по смыслу:
близкий (далёкий)
добрый (злой)
большой (маленький)
медленный (быстрый)
грустный (весёлый)
2. Работа со словарём антонимов.
- Ребята, где можно посмотреть правильное написание слова, если мы не знаем как правильно его написать? (В орфографическом словаре)
(Выставить словарь)
- А если не знаем значения слова? (В толковом словаре)
(Выставить словарь)
Для того, чтобы сделать нашу речь более выразительной, яркой, нам надо использовать антонимы. И не всегда просто их подобрать. Поэтому существует в русском языке словарь антонимов.
В нашем учебнике авторы тоже поместили небольшой словарь антонимов на с. 141.
Откройте учебник на с. 141. Рассмотрите эту страницу.
- Посмотрите на экран. (Слайд № 9)
- Прочитайте слова.
Бодрый - (усталый)
острый - (тупой)
грубый - (вежливый)
простой - (сложный)
крупный - (мелкий)
- Пользуясь словарём антонимов, подберите к данным прилагательным антонимы и запишите их парами.
(Один обучающийся работает на закрытой доске доски.)
- Сверьтесь с доской.
- Оцените свою работу. (! -без ошибок, + - 1 ошибка, – -не справился.
Физкультминутка
3. Работа в парах. Собери пословицу.
Раздаются карточки
Ученики соединяют стрелочками левую часть ( начало пословицы) с правой.
А) Родная сторона – мать, а старых не забывай. Б) Новых друзей наживай, а речь короткая. В) Хороша верёвка длинная, а чужая мачеха. |
- Вам эти пословицы знакомы или они новы для вас?
- Как вы понимаете значение пословиц?
- Найдите имена прилагательные. Подчеркните их.
- Что заметили? Сравните прилагательные по значению.
Родная – чужая, новых – старых, длинная — короткая.
(Эти имена прилагательные имеют противоположное значение.)
VI. Закрепление.
Работа в парах. Творческая работа. (Слайд № 10)
- Прочитайте текст на экране.
Сегодня холодный хмурый день. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Под ногами сырая земля.
- Замените выделенные слова антонимами и запишите новый текст.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Вот такой текст получился у меня. (Слайд № 13)
Сегодня тёплый солнечный день. По небу плывут лёгкие белые облака. Под ногами сухая земля.
VII. Рефлексия.
(У каждого обучающегося лист с заданием.)
- Найдите противоположное по смыслу имя прилагательное в скобках и обведите букву, которая возле него стоит.
1. Горячий - ( Р — вкусный, У — холодный, О — приятный.)
2. Ленивый - ( С — трудолюбивый, Х — злой, О — плохой. )
3. Новый - ( Г — дорого, О — светлый, П — старый )
4. Острый - ( Е — тупой, В — новый, З — дешёвый. )
5. Мокрый - ( П — водный, Х — сухой, К — дождливый )
- Прочитайте буквы по порядку и у вас получится слово. ( УСПЕХ)
VIII. Домашнее задание.
Выполнить упр. 155 на с. 90.
- Прочитайте задания.
- Есть у вас вопросы по выполнению?
IX. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (Делают нашу речь точной, выразительной, яркой, богатой.)
Взаимооценка работы на уроке.
- Чью работу на уроке можно особенно выделить и поставить пять баллов? Почему?
- Чья работа заслуживает четырёх баллов? Почему?
Наш урок хочу закончить высказыванием Ивана Сергеевича Тургенева
(Слайд № 14) : «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»
Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.