Конспект урока русского языка. Тема. "Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка. Тема. "Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Оценка 4.6
docx
02.12.2023
Конспект урока русского языка.   Тема.  "Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)
Русский_язык_2_кл_Имена_прилагательные_противоположные_по_значению.docx

Конспект урока русского языка. 

Тема.  "Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

 

Цель: формировать представление о прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; определять и формулировать цель деятельности на уроке; осуществлять поиск необходимой информации; подбирать к су­ществительным прилагательные,  противоположные по смыслу; применять правила правописания; проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; устанавливать аналогии.

 

Оборудование: плакат «Антонимы — это», плакат «Имя прилагательное»,  орфографический словарь, толковый словарь,  карточки с пословицами для парной работы, карточки с заданием.

 

Тип урока: открытие новых знаний

 

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Ребята, прислушивайтесь к ответам одноклассников, чтобы в конце урока оценить работу друг друга.

 

II. Актуализация знаний

 

Откройте тетради. Проследите за своей осанкой, наклоном тетради. Запишите:

       Число

Классная работа.

 

Чистописание.

- Сегодня мы пропишем соединения:  ОЙ  ОЕ  АЯ

- Старательно пропишите одну строку.

 

Повторение пройденного

На экране слова.  (Слайд № 1)

- Прочитайте слова по цепочке.

Родной, далёкий, близкий,
Чужой, знакомый, низкий.
Плохой, хороший, милый, славный,
Весёлый, ласковый, забавный.


- На какой вопрос отвечают эти слова?
- К какой части речи они относятся ? (Прилагательные)

- Что обозначает имя прилагательное?  (Признак предмета)

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Расскажите правило, что такое имя прилагательное.

     (Повесить плакат с правилом на доску.)

 

Поиграем в игру «Угадай зверя».

- Посмотрите на экран. (Слайд № 2-5)

- Прочитайте слова и скажите о каком животном идет речь.

·        Серый, голодный, злой (Волк)

·        Косой, слабый, трусливый  (Заяц.)

 

- Как вы догадались, что речь идёт об этих животных?

- Так для чего нужны в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные в речи нужны для точного описания предмета.)

- На какой вопрос отвечают слова «волк» и «заяц»?

- К какой части речи они относятся?

- С какой частью речи связано прилагательное?  (Имя прилагательное связано с именем существительным.)

Физкультминутка (Жили-были зайчики)

 

IV. Самоопределение к деятельности

«Пословица рассыпалась»: (Слайд № 6)

 большого, лучше, дело, безделья, Маленькое.

(Маленькое дело лучше большого безделья.) (Слайд № 7)

Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

  Запишите.    (Один обучающийся работает у доски.)

Какие орфограммы встретились в этой пословице?

Назовите имена прилагательные в пословице. (маленькое, большого)

На какой признак указывают эти прилагательные?  Какое значение они имеют? (Они указывают на размер предмета, но значение – противоположное).

  Как называются слова, противоположные по значению? (антонимы)

 

 

  Прочитайте правило. (Антонимы -это слова одной и той же части речи с противоположным значением.)

Попробуйте сформулировать тему урока. (Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению.)

(Слайд № 8)

 

V. Работа над новым материалом.

1.  Поиграем в слова.

Я называю слово, а вы назовите слово, противоположное по смыслу:

близкий       (далёкий)

добрый        (злой)

большой      (маленький)

медленный   (быстрый)

грустный     (весёлый)

 

2. Работа со словарём антонимов.

- Ребята, где можно посмотреть правильное написание слова, если мы не знаем как правильно его написать? (В орфографическом словаре)

(Выставить словарь)

- А если не знаем значения слова? (В толковом словаре)

(Выставить словарь)

      Для того, чтобы сделать нашу речь более выразительной, яркой, нам надо использовать антонимы. И не всегда просто их подобрать. Поэтому существует в русском языке словарь антонимов.

      В нашем учебнике авторы тоже поместили небольшой словарь антонимов на с. 141.

Откройте  учебник на с. 141. Рассмотрите эту страницу.

- Посмотрите на экран.  (Слайд № 9)

- Прочитайте слова.

Бодрый -    (усталый)

острый -     (тупой)

грубый -   (вежливый)

простой -   (сложный)

крупный -   (мелкий)

- Пользуясь словарём антонимов, подберите к данным прилагательным антонимы и запишите их парами.

 (Один обучающийся работает на закрытой доске доски.)

- Сверьтесь с доской.

- Оцените свою работу. (! -без ошибок, + - 1 ошибка, -не справился.

Физкультминутка

3. Работа в парах. Собери пословицу.

Раздаются карточки

Ученики  соединяют стрелочками левую часть ( начало пословицы) с правой.

 

А) Родная сторона – мать,      а старых не забывай.

Б) Новых друзей наживай,     а речь короткая.

В) Хороша верёвка длинная,  а чужая мачеха.

- Вам эти пословицы знакомы или они новы для вас?

- Как вы понимаете значение пословиц?

-  Найдите  имена прилагательные. Подчеркните их.

-  Что заметили? Сравните прилагательные по значению.

   Родная – чужая,  новых – старых, длинная — короткая.

(Эти имена прилагательные имеют противоположное значение.)

 

VI. Закрепление.

Работа в парах. Творческая работа. (Слайд № 10)

- Прочитайте текст на экране.

    Сегодня холодный хмурый день. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Под ногами сырая земля.

- Замените выделенные слова антонимами и запишите новый текст.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Вот такой текст получился у меня. (Слайд № 13)

   Сегодня тёплый солнечный  день. По небу плывут лёгкие белые облака. Под ногами сухая земля.

VII. Рефлексия.

(У каждого обучающегося лист с заданием.)

- Найдите противо­положное по смыслу имя прилагательное в скобках и обведите букву, которая возле него стоит.

1. Горячий -  ( Р — вкусный,   У — холодный,  О — приятный.)

2. Ленивый - ( С — трудолюбивый,  Х — злой,   О — плохой. )

3. Новый - ( Г — дорого,  О — светлый,   П — старый )

4. Острый - ( Е — тупой,   В — новый,  З — дешёвый. )

5.  Мокрый - ( П — водный,  Х — сухой,  К — дождливый )

- Прочитайте буквы по порядку и у вас получится слово. ( УСПЕХ)

 

VIII. Домашнее задание.

Выполнить упр. 155 на с. 90.

- Прочитайте задания.

- Есть у вас вопросы по выполнению?

 

IX. Подведение итогов.

- Что нового узнали на уроке?

- С какой частью речи связаны имена прилагательные?

- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (Делают нашу речь точной, выразительной, яркой, богатой.)

 

Взаимооценка работы на уроке.

- Чью работу на уроке можно особенно выделить и поставить пять баллов? Почему?

- Чья работа заслуживает четырёх баллов? Почему?

 

Наш урок хочу закончить высказыванием Ивана Сергеевича Тургенева  

(Слайд № 14) : «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

Спасибо за урок.

 

 

 


 

Конспект урока русского языка

Конспект урока русского языка

На экране слова. ( Слайд № 1) -

На экране слова. ( Слайд № 1) -

Маленькое. ( Мален ь кое дело лучше б о л ь шого бездел ь я

Маленькое. ( Мален ь кое дело лучше б о л ь шого бездел ь я

Для того, чтобы сделать нашу речь более выразительной, яркой, нам надо использовать антонимы

Для того, чтобы сделать нашу речь более выразительной, яркой, нам надо использовать антонимы

Родная – чужая, новых – старых, длинная — короткая

Родная – чужая, новых – старых, длинная — короткая

IX. Подведение итогов. - Что нового узнали на уроке? -

IX. Подведение итогов. - Что нового узнали на уроке? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2023