ПРЕДМЕТНЫЙ УРОК С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Ф.И.О. педагога: Севастьянова Татьяна Михайловна
Номинация: предметный урок с учащимися
Предмет: обучение грамоте
Класс: 1 класс
Тема: «Разделительный мягкий знак»
Основные цели:
1. Сформировать у учащихся представление о новой роли буквы «ь»;
2. Сформировать умение писать слова с разделительным мягким знаком;
3.Отрабатывать навыки чтения;
4.Тренировать внимание; развивать мыслительные операции сравнение, классификация; практиковать работу в парах, группе.
Дидактические материалы:
Демонстрационный материал:
· эталоны по курсу Мир деятельности «Как быть внимательным на уроке» (Слушать, видеть, думать. 1.Думай о задании, не отвлекайся. 2.Устал - сделай паузу. 3.Выполняй упражнения на внимание.)
· таблички с надписями «2Го4во6ри8ме1нь3ше5, де7лай91бо2ль3ше4.», «Говори меньше, делай больше.» (Возможно написать мелом на доске и лишние знаки стереть )
· план:
-где?- после мягкого согласного перед гласным |
-зачем? - чтобы разделить |
· Лист с названием темы урока «Разделительный мягкий знак»
· Презентация
Раздаточный материал:
· Чистый лист для выполнения пробного действия (написать слово «семья»)
· Для групп: конверт с именами Марья, Игорь, Софья, Дарья, Татьяна, Ольга, Илья, Альберт, Емельян, Кузьма, Прасковья, Ульяна, Наталья, Эльза.
Оборудование: компьютер, проектор для показа презентации
Краткая аннотация к работе: в данной работе показан один из вариантов ознакомления первоклассников с разделительной функцией мягкого знака. Урок строится в соответствии с этапами деятельностного метода Л.Г.Петерсон. Значительное внимание уделяется работе с материалом учебника.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
-Внимание , начинаем урок. Что значит быть внимательным на уроке? (Слушать, видеть, думать.)
-Какие правила должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным на уроке? (1).Думай о задании, не отвлекайся. 2).Устал - сделай паузу. 3).Выполняй упражнения на внимание.)
-Вот первое упражнение на внимание : исключая цифры, прочитайте еще одно правило для успешной работы. (2Го4во6ри8ме1нь3ше5, де7лай9 1бо2ль3ше4. – Говори меньше, делай больше.)
-Сегодня мы будем работать с волшебной буквой, которая не обозначает звука, вы знаете, что это за буква? (Это мягкий знак.)
-Сможете найти эту букву в словах? ( Да! (Один ученик выходит к доске и показывает на отредактированной фразе указкой «ь» в словах «меньше», «больше».)
-Хотите вместе с этой волшебной буквой превращать слова? (Да!)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
-На доске слова:
МОЛ
УГОЛ
БЫЛ
ПЫЛ
КОН
-Превратите эти слова в новые.
(Ученики по желанию выходят и записывают напротив:
МОЛЬ
УГОЛЬ
БЫЛЬ
ПЫЛЬ
КОНЬ)
-На каком месте в слове здесь пишется ь и для чего? (На конце слова для обозначения мягкости согласного.)
-Откройте Букварь на с.152. Придумайте задание к остальным словам. (гусь, лень, олень, лань , лось , Кремль, Красная площадь, колокольня, церковь, собор. -Прочитать слова из одного слога, из двух, из трех, из четырёх. Прочитать слова с мягким знаком. Прочитать эти же слова без мягкого знака.)
-Что будет, если не написать или не прочитать в словах мягкий знак? (Ничего не понятно!)
-Разгадайте ребус: КОНЬ+КИТ-Т. (Коньки) Слайд 1
-Напечатайте слово в тетради для печатания. Слайд 2
-Где встретился мягкий знак? (В середине слова.)
-Какую работу он выполняет? (Показывает мягкость предыдущего согласного.)
-Составим звуковую схему этого слова. Слайд 3
-Сколько получилось звуков?(5)
-А букв?(6)
-Почему несовпадение? (Мягкий знак звука не обозначает.)
-Итак, что мы знаем про мягкий знак? (Мягкий знак пишется на конце или в середине слова после мягкого согласного, мягкий знак звука не обозначает.)
-Вы молодцы, но мы ещё не всё знаем про мягкий знак.
Мягкий знак – хитрый знак!
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.(Э.Мошковская)
-Будем узнавать новое? (Да!)
-Тогда разгадайте ещё один ребус: Я, Я, Я, Я, Я, Я, Я.(семья). Слайд 4
- Запишите на листочке это слово. (Дети пишут на листочках маркером и поднимают или прикрепляют к доске магнитами.)
-Все одинаково написали?
3. Выявление причины затруднения
-В каком месте возникает затруднение? (Где буквы М и Я получается слог МЯ, читаем «семя», а надо раздельно.)
-В чём причина затруднения? (Не знаем как на письме обозначить, что читать надо раздельно.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
-Какова будет цель урока? (Узнать новое правило, как на письме обозначить, что читать надо раздельно.)
-Как вы думаете, какая волшебная буква поможет? (Мягкий знак.)
-Попробуйте поставить эту букву в слово «семья». Обсудите в группе где можно написать «ь» и понаблюдайте, что произойдёт.
5. Реализация построенного проекта
-Итак, какие у вас предложения? (Надо написать мягкий знак после согласной буквы М перед гласной Я.)
-Зачем? (Чтобы разделить, чтобы согласный не сливался с гласным.)
-Напечатайте это слово правильно в тетради. (семья) Слайд 5
-Прочитайте слова: солю, полю. Придумайте с ними предложения. (Я солю суп. Я полю грядку.)
-Превратите слова «солю», «полю» в новые. Используйте букву «ь» и план: Слайд 6
-где?- после мягкого согласного перед гласным |
-зачем? - чтобы разделить |
-Напечатайте слова парами. (солю→солью , полю→полью) Образец на доске
-Сформулируйте новое правило про мягкий знак: где и зачем он пишется? (Мягкий знак пишется после согласной буквы перед гласной , чтобы их разделить.)
-Как в таком случае называть мягкий знак? (Разделительный)
-Назовём тему урока. (Разделительный мягкий знак)
-Когда пишется разделительный мягкий знак? ( Разделительный мягкий знак пишется после согласной буквы перед гласной.)
- Почитаем ещё слова с разделительным мягким знаком из Букваря с.154. Продолжим работу в группе: читайте слова по очереди и подчёркивайте «ь» - одной чертой, гласную после него – двумя.
-Уточним правило, когда пишется разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак пишется после согласной буквы перед гласными е, ё, ю, я, и.)
-Рассмотрим схему-правило в рамочке в Букваре.
-Смогли мы это правило открыть сами? (Да!)
-Прочитаем ещё раз слова с разделительным мягким знаком, которые вы сами правильно написали. (семья, солью, полью)
-Какую волшебную букву писали? (Разделительный мягкий знак)
-Как читать слова с разделительным мягким знаком? (Мягкий знак не читается, согласный и гласный произносятся раздельно.)
-Поднимите руку, кто теперь знает правило про разделительный мягкий знак? (Все!)
-Сделаем паузу: игра на внимание «Летает - не летает».
6. Первичное закрепление во внешней речи
-Потренируемся на основе текста. (Букварь с.154) Читайте в парах по очереди по одному предложению. По ходу чтения подчёркивайте «ь» - одной чертой, гласную после него – двумя.
-В каких словах «ь» - разделительный? (курьих, слоновьих, заячьих)
-Напечатайте эти слова столбиком в тетради.
-В каких ещё словах есть «ь»? (очень, прыгать, дудеть)
-Какую роль он здесь играет? (Показатель мягкости согласного)
-Напечатайте эти слова вторым столбиком.
-Соотнесите столбики слов и схемы ь ь
(В первом столбике слова с разделительным «ь», подходит вторая схема. Во втором столбике «ь» обозначает мягкость предыдущего согласного, подходит первая схема.)
-Какое правило мы узнали сегодня? (Разделительный мягкий знак пишется после согласной перед гласной, чтобы звуки при чтении не сливались.)
-Кто запомнил?
-Кто не запомнил?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
-Сейчас проверим. Закройте Букварь. Я называю один предмет, а вы запишите то же слово, только во множественном числе. (перо - перья, крыло - крылья, стул - стулья, брат - братья.)
-Откройте Букварь, найдите эти слова над новым правилом и проверьте себя.
-Кто все слова записал правильно?
-У кого есть ошибки? Какие?
8. Включение в систему знаний
-Не переживайте, сейчас мы ещё раз повторим правило и слова с разделительным мягким знаком. Прочитайте слова по темам:
-Растения и их части. (Деревья, листья, сучья)
-Животные и части их тела. (Зверьё, воробьи, муравьи, соловьи, перья, крылья.)
-Получите последнее задание группам (выдать конверт с карточками): прочитайте слова (Марья, Игорь, Софья, Дарья, Татьяна, Ольга, Илья, Альберт, Емельян, Кузьма, Прасковья, Ульяна, Наталья, Эльза.)
-Что общего? (Это имена, во всех есть «ь»)
-Какие имена вы слышите впервые?
-Разделите ребят на две команды, как можно? (Девочки и мальчики, имена с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости .)
-Что нас интересует сегодня? ( имена с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости .)
-Разложите карточки на столе на две группы по этому признаку. Проверим.
Марья |
Игорь |
Софья |
Ольга |
Дарья |
Альберт |
Татьяна |
Кузьма |
Илья |
Эльза |
Емельян |
|
Прасковья |
|
Ульяна |
|
Наталья |
|
9. Рефлексия деятельности на уроке
-Подведём итог урока, вспомните тему. (Разделительный мягкий знак.)
-Какова была цель урока? (Узнать новое правило, как на письме обозначить, что читать надо раздельно.)
- Достигли цели? (Да)
- Почему вы так думаете? (Мы узнали новое правило)
-Кто вам его рассказал? (Мы сами его открыли)
-Кто расскажет новое правило?
-Как вы думаете, почему в начале урока мы вспомнили о том, как быть внимательным? (Мягкий знак звука не обозначает, можно про него забыть. Тогда будет непонятно, что за слово.)
- Оцените результат своей работы на уроке. Если вы поняли и можете рассказать новое правило поднимите обе руки, если поняли, но пока не можете рассказать другим – оставьте 1 руку. Если ничего не поняли – спрячьте руки за спину.
- На сегодня всё. Всем спасибо! Похлопайте себе!
Комментарии к сценарию: Это один из последних уроков обучения грамоте. К этому времени дети знают все буквы и умеют читать. Данный урок не построен в комбинации с уроком русского языка. На уроке русского языка знания о роли разделительного мягкого знака используются для отработки правописания, причём пропедевтическая работа по обозначению орфограммы проведена. Для экономии времени целесообразно познакомить детей с ребусами и отгадками заранее. С целью реализации стандарта образования все учащиеся занимаются по курсу «Мир деятельности» (автор Л.Г.Петерсон) во внеурочной деятельности, на предметных уроках используются эталоны из учебника «Мир деятельности». По техническим причинам урок может быть проведён без презентации, материал располагается на доске. В презентации использованы материалы:
Слайд 1: http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Frud.exdat.com%2Fpars_docs%2Ftw_refs%2F643%2F642745%2F642745_html_59e3f923.jpg&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1263-wh-880-pd-1-wp-5x4_1280x1024&text=%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%83%D1%81%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=0&lr=16&rpt=simage&pin=1
Слайд 4: http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fcat.convdocs.org%2Fpars_docs%2Frefs%2F78%2F77645%2F77645_html_7fc94967.jpg&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1263-wh-923-pd-1-wp-5x4_1280x1024&text=%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%83%D1%81%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F&noreask=1&pos=1&lr=16&rpt=simage&pin=1
На уроке используется отрывок из стихотворения Э.Мошковской «Мягкий знак…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.