Роль школьной библиотеки в воспитании духовно-нравственных качеств в младшем школьном возрасте
Содержание:
I. Введение.
II. Школьная библиотека и младший школьник.
III. Художественная литература и роль школьной библиотеки в условиях введения ФГОС.
IV. Заключение.
V. Список использованной литературы.
I. Введение.
Если верить статистике, число читающих в нашей стране, да и в мире в целом, к сожалению, из года в год становится всё меньше. Это, в основном, касается чтения художественной литературы. Очень редко человек, разменявший третий десяток жизни, или не достигший ещё пенсионного возраста, берет в руки книгу. Согласно той же статистики, читателями являются люди до 20-25 лет (школьники и студенты) или те, кому за 50. Это можно объяснить и тем, что многие являются пользователями Интернет и информацию добывают в различных социальных сетях, группах по интересам, читают книги в электронном варианте. Врачи, педагоги, родители, конечно же, бьют тревогу: чрезмерное «употребление» такой формы просвещения не пройдет бесследно для здоровья, тем более, для молодого организма.
Отношение к чтению в наше время немного иное, нежели в доброе советское время. Что касается школьной библиотеки и ее пользователей, то скажу, что тоже радоваться особо нечему. Книг на полках библиотеки мало, но они пользуются спросом, что есть хорошо. Частыми пользователями школьной библиотеки является школьники в возрасте от 7 до 10-11 лет, это обучающиеся 1-4 классов. Они заходят в библиотеку по несколько раз в день, ищут дополнительную информацию к уроку, для внеклассного чтения. Читателями библиотеки также являются учащиеся 9-11 классов, их интересует художественная литература по школьной программе, на другие книги у них, зачастую, не остается времени. Заслуга учителей начального звена в том, что каждый из них напоминает, или требует, или просит своих учащихся пойти в библиотеку и найти там ту или иную книгу. Учителя-филологи умеют заинтересовывать ученика, что они приходят за книгой в библиотеку, а не довольствуются кратким пересказом из сети Интернет. Хотя последнее обстоятельство имеет место быть. Несомненно, родители тоже играют немаловажную роль в познании ребенком тех или иных жизненных истин. Благодарность тем родителям и бабушкам, которые посещают нашу библиотеку вместе со своими чадами, перечитывают вместе с ними оставленные в юности воспоминания из школьной программы. К сожалению, таких родителей, радеющих за инициативу «читать книги», по пальцам можно пересчитать… А учителям, конечно же, спасибо за читающих и заинтересованных пользователей библиотеки.
Буквально на этой неделе был проведен опрос старшеклассников, который выявил, что лишь 42% учащихся берут в руки книгу из желания самому познать что-то новое. А вот 68% юношей и девушек читают произведения русских и зарубежных авторов «по принуждению». 21% опрошенных читают на своем родном языке, остальные предпочитают знакомиться с татарскими и башкирскими авторами в русском переводе. Более 50%-ам учащимся не интересно перелистывать энциклопедии, для них важнее мобильность, и необходимую информацию они быстро и легко добывают в интернете. Но при этом, 61 человек из 92х опрошенных предпочитают для чтения литературу не на электронном, а на бумажном носителе, объясняя это тем, что глаза быстро устают, мысль не улавливается, внимание теряется мгновенно. Предпочитающие электронные книги также признают эти недостатки, но для них важно только голое содержание произведения, как факт, а не художественная её суть.
Печально, что из года в год мы всё реже выписываем так любимые нами самими в детстве журналы для своих детей, не пролистываем газеты, не перечитываем русскую или зарубежную классику и не хотим знакомиться с новшествами в мире литературы. Мы, взрослые, своим примером, сами того не понимая, лишаем наших детей общения с книгой, с журналами, детскими газетами, и в этом деле, однозначно, нужна тесная работа школы и родителей.
Озадачивает и то обстоятельство, что в библиотеке очень мало художественной литературы для детей, школа не имеет возможности выписывать для библиотеки детские журналы и газеты. Все упирается в финансы. И поэтому мы предложили нашим учащимся и педагогам принять активное участие в акции «Подари школе книгу!» Акции дан старт с 3 апреля и на сегодняшний день дети принесли около 20 экземпляров детской художественной литературы.
Эстетическое воспитание, уважительное отношение к книге можно привить в детях, при проведении такой акции, как «Книжкина больница». Дети увлеченно клеят вырывающиеся страницы, приводят в порядок переплет. На этой неделе с немногочисленным количеством детских книг работали пятые классы под руководством Светланы Валерьевны.
Тема духовно – нравственного воспитания юного читателя всегда актуальна, ведь нас воспитывает не только влияние родителей, окружающей среды или каких-либо обстоятельств, немаловажную роль в воспитании и становлении человека как личности играет художественное слово, герои книг, действия, происходящие с ними…
II. Школьная библиотека и младший школьник.
Многие из нас, видимо, помнят свой первый поход в библиотеку. Наши учителя и библиотекари старались рассказать и показать в этот день многое, чтобы мир книг не показался скучным, однообразным, чтобы, будучи читателями, мы возвращались сюда вновь и вновь. Работу в данном направлении необходимо начинать уже с первых дней пребывания ребенка в школе, то есть, с первого класса.
Как обстоят дела в этом плане в МОБУ СОШ № 1 с. Буздяк? Наши первоклашки, впервые переступив порог библиотеки, сразу дали понять, что перед нами не простой обыватель, а весьма обласканный нынешним многообразием и богатством книжных магазинов, юный книго-«смотритель». Чтобы привлечь юных читателей в библиотеку, необходимо приложить некоторые усилия, как со стороны библиотекаря и учителей, так и со стороны родителей. Нынешнее поколение школьников, начиная с 1-го по 11-й класс, весьма разборчиво в выборе литературы, и угодить их требованию не всегда легко. Книга для нынешнего взыскательного читателя должна отличаться красочностью и яркостью, хорошим шрифтом, интересно иллюстрированной и обязательно с хорошим смысловым текстом. Таких книг в нашей школьной библиотеке достаточно и ежегодно её фонд пополняется новыми поступлениями, дарят школе книги и выпускники школы, в рамках акции «Подари школе книгу» приносят в библиотеку художественную литературу и жители райцентра – родители, бабушки-дедушки обучающихся, учителя и ветераны педагогического труда.
Общаться с книгой интереснее, если её герой или событие из произведения чем-то тебя заинтересует, говоря молодежным сленгом, «зацепит». Значит, задача библиотекаря в том и состоит, чтобы дети захотели взять в руки, прочесть ту или иную книгу. В этом хорошо помогают библиотечные уроки. После каждого из них дети бегут в школьную библиотеку наперегонки. Обязательно ознакомятся с произведением, биографией и творчеством его автора, будут делиться впечатлениями о прочитанном.
Чтобы привлечь младшего школьника в мир книг, библиотекарю необходимо быть педагогом, психологом, организатором и обслуживающим персоналом одновременно. Большинство библиотечных уроков связано с литературными героями, посвящено юбилейным датам авторов и их выдающихся произведений. Презентовать книгу или пропагандировать чтение можно используя в работе электронные ресурсы, выставки книг и журналов, можно также организовать выставку рисунков, иллюстраций к прочитанным литературным произведениям, всевозможные конкурсы. Все эти методы широко используются в школьной библиотеке. Кроме того, в нашей школе проводятся своего рода соревнования «Самый читающий класс», «Активный читатель месяца», «Мама, папа, я — читающая семья». Детям также нравится фотографировать и выставлять в библиотеке фотографии, посвященные различным событиям в жизни страны, республики, района или школы. Так, в стенах библиотеки были организованы выставки, посвященные «Году культуры», «Году литературы», ко Дню Матери, ко Дню защитников Отечества, к Международному женскому дню, ко дню Победы.
III. Художественная литература и роль школьной библиотеки в условиях введения ФГОС.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Немаловажную роль в воспитании нравственной, духовно обогащённой личности играет школьная библиотека. Она является специализированным информационным, культурным, образовательным учреждением, располагающим организованным фондом тиражированных документов для детей и подростков, а также литературой по вопросам детского чтения. По сути, библиотека – педагогическое учреждение, основная цель которого создание максимума условий для комфортного развития личности. Открытие природы детства в детской жизни для успеха воспитания возможна только при том условии, если библиотекарь станет носителем идеи ребенка в обществе. Взаимодействие с ребенком и книгой, детский библиотекарь отчетливо обнаруживает профессиональные и личностные представления о смысле своего труда. Библиотекарь – руководитель чтения, общается не только с юными читателями, но и педагогами, учителями школ.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. А в школьной библиотеке дети должны и могут получать художественно-эстетические, моральные, духовные ценности. В школьной библиотеке обучающиеся школы получают не только художественную и учебную литературу по предметам, но и могут дополнить свои знания в области краеведения, вместе с педагогом – библиотекарем и учителями географии, начальных классов, преподавателем истории и культуры Башкортостана изучать свой регион, малую родину, родословную и т.д.
В нынешнем году, например, изучение своей родословной нашими школьниками тесно связано с историей нашей страны, с участием Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, с ролью каждой семьи в достижениях страны, с их ролью в Победе. Естественно, если ребенок с малых лет будет знать свою родословную, историю своей семьи, сплетенную с историей родины, страны, он будет с почтением относиться как к своим предкам, родным, так и к окружающим; любить свою родину, и в то же время уважать традиции и обычаи других стран, народов и национальностей.
Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений.
Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки должны оставлять у детей ощущение праздника, поэтому случаться не слишком часто.
Выразительное чтение взрослого. Чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки.
Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.
Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения. Она не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения.
Обязательным элементом на библиотечных уроках является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации (В.В. Сериков)
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность взрослого, личность педагога или библиотекаря, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко). Я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности, самостоятельные занятия или же самостоятельное чтение.
Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно педагогу продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка, в данном случае, может помочь даже простой выбор художественной литературы, и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, в стенах школьной библиотеки, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.
Художественно-эстетическое воспитание в младших классах в школе реализуем через занятия в кружке «Смотрю на мир глазами художника». Эти занятия помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию.
На примере первого класса коротко показываем, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в нашей школе интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Существует ясное понятие, что библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости. Вот несколько направлений работы школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения:
- исследовательская деятельность;
- информационная деятельность;
- проектная деятельность;
- литературно-познавательная деятельность;
- мультимедийные технологии;
- работа с УМК;
- работа с фондом художественной литературы.
Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями – предметниками.
Это, прежде всего, театрализованные праздники, конкурсы, обзор литературы. Школьной библиотекой ведется большая работа по привлечению детей к чтению. Приоритетными направлениями работы нашей библиотеки являются: патриотическое, духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Воспитать истинного патриота своей Отчизны – вот цель и задача работы современной школьной библиотеки. Грамотно и правильно подобранная художественная литература способствует гармоничному развитию ребенка, воспитывает в нем нравственные, духовные качества, открывает новые грани его личности, учит добру и справедливости, помогает выбрать верный путь в жизни.
IV. Заключение.
В стандарте второго поколения определён «портрет выпускника начальной школы», и без помощи книг и библиотекаря, здесь не обойтись.
Юные читатели имеют возможность овладевать основами умения учиться в разных направлениях, получать информацию на разных носителях как бумажных, так и электронных. В библиотеке функционируют ноутбуки, которые подключены к сети Интернет, есть возможность работы и с интерактивной доской и телевизором.
Педагоги пытаются пробудить любовь к родному краю, желание увидеть красоту и неповторимость нашей природы, узнать больше о растениях и живом море полей и лесов. Программа патриотического воспитания в нашей школе неразрывно связана с библиотекой и показывает, что формировать детское сознание невозможно без исторической памяти
Библиотека работает в тесном сотрудничестве с родителями, они наши друзья и помощники, уже давно стали привычными конференции на тему «Что читаю я и моя семья», проводимая в младшем звене школы.
Очень хочется, чтобы наши дети были готовы самостоятельно действовать в социуме и уметь отвечать за свои поступки. Любимые герои книг помогут им сделать это в интересной не назидательной форме.
Мероприятия и библиотечные уроки по популяризации здорового образа жизни направлены на воспитание потребности в физической культуре, стремление к созданию семьи, борьбу с вредными привычками, профилактику алкоголизма и наркомании.
Любые библиотечные уроки, будь то по произведениям устного народного творчества или конкретного автора, краеведческие или призванные просто пробудить любовь к чтению, все они в той или иной степени несут характер нравственного воспитания, духовного обогащения детских сердец, ведь сила слова, как и прежде, и сегодня остается самым простым и незыблемым средством воздействия на человека. Ведь не зря и в народных пословицах говорится: «Слова – голос сердца», «Слово – ключ к сердцу»…
У школьной библиотеки есть хорошая ниша – помогать в отборе качественной информации, научить оценивать степень достоверности и полноты источников, развивать информационную компетентность школьников. И помочь стать в жизни человеком доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать своё мнение.
К.Д. Ушинский писал: «Процесс чтения без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветающую душу, делает её слепой к миру образования, глухой к окружающей жизни». Задача школьного библиотекаря достучаться до сердца каждого читателя. Заинтересовать, увлечь, научить сопереживать – вот цель любого мероприятия или библиотечного урока.
Тогда выпускник получит возможность научиться:
Влияние лучших произведений художественной литературы на эстетическое воспитание читателей, в особенности юных, огромно. Воздействуя на эмоции и чувства людей, книги формируют у них суждения о жизни, представления об идеале, нравственном и моральном поведении. Художественная литература учит читателей, прежде всего, восхищаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной природой, воспроизведенной в художественных образах, словах, звуках, красках.
Художественная литература развивает эмоционально-чувственную сферу детей и их познавательную активность, мотивирует осмысление жизни, содействует рефлексии, формирует ценностные ориентации, речевую культуру. Детское чтение как ценность культуры – явление неоднозначное и переменчивое. Оно зависит от качества читаемой литературы и от уровня восприятия читателя. Чем выше уровень читаемого произведения, с одной стороны, и активность восприятия, - с другой, тем более глубокий след оставляет чтение в сознании читателя. Читая, человек получает из книги новые знания и новые впечатления, но, получая, он не просто складирует их в свою память, а отвечает на них – отдает книге свои мысли, свои чувства, свои образы. Субъективный элемент получения-отдачи, называемый иногда читательской рефлексией, и определяет ценность чтения. Чем значительнее он (элемент получения-отдачи), тем и сильнее влияние книги на читателя. В нем, очевидно, и скрыта та духовная сила чтения, которая является зерном национальной культуры.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем из поколения в поколение. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям общества.
V. Список использованной литературы.
1. Журнал «Школьная библиотека», № 5 за 2014 год;
2. Журнал «Современная библиотека», № 2 за 2016 год;
3. Федеральный портал «Российское Образование», edu.ru;
4. Методическая копилка библиотекаря, школбиб.рф
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.