Тема: Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.
Цель: а)обобщить и систематизировать знания по теме «Правописания НЕ и НИ с разными частями речи»;
б) развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения; умения аргументировать ответы;
в)воспитание: любви к родному отечеству, окружающей среде,
Ход урока.
Учитель читает стихотворение, постановка темы, проблемы урока.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
Давайте определим тему нашего урока :
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.
Определите цели урока:
2. . Словарный диктант по материалам повторения.
Орфографический практикум .Задание: распределить в 2 столбика словосочетания с раздельным и слитным написанием не-ни с различными частями речи, дать объяснение: какая часть речи
Голубая незабудка, не друг, а враг; невоспитанный недоросль, говорить неправду, не высокий, а низкий; ненавидеть врагов, не остался в стороне, не глядя по сторонам, неспетая песня, песня не спета, неисправленные ошибки, не придуманная, а реальная история; улицы не освещены, некого спросить, не у кого взять.
С чего начнем наш урок? ( С повторения, что знаем по теме: «Правописание НЕ - слитно или раздельно»).
- с существительными, прилагательными (полными и краткими) и наречиями на –О, если есть противопоставление;
-с полными причастиями, если есть противопоставление или зависимые слова.
Раскройте скобки. Объясните слитное — раздельное написание НЕ с разными частями речи.
(Не) разгаданные тайны влекут нас.(Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).
Он ехал (не)спеша.(С деепричастием пишем раздельно).
Анатоль был отнюдь (не) находчив, (не)быстр и (не)красноречив(Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно пишу раздельно).
Как же (не)находчив и (не)смышлён я тогда был.(Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления, ни слов – сигналов раздельности, значит пишем слитно).
Ты мне ничего (не)должен(Краткое прилагательное, пишем раздельно).
5.Работа класса с заданием на интерактивной доске.
Расставить ударения в выделенных словах и выписать словосочетания
1вариант: НЕ –слитно
2 вариант: НЕ – раздельно.
Объяснить условия написания НЕ.
Ходатайствовать о (не)знакомце(на 2 слог)
Ржаветь (не)нужно(на 2 слог ударение)-предикатив
Позвонит (не)ожиданно –наречие
(Не)иссиня – чёрный асфальт( 1слог)
Ещё (не)набравший запаха воздух-раздельно; причастие
Характерный (не)достаток
Калитка (не) закрыта-краткое прилагательное (может быть и причастием)раздельно
(Не)напечатанный листок-слитно
Каталог (не)новый(3 слог)- слитно
5. Отрывок из рассказа А.И.Куприна «Мыс Гурон».
Задание: объяснить правописание НЕ. Какова роль НЕ в композиции произведения?
Морской воздух (не)подвижен и (не)приносит ни атома прохлады. Идёшь купаться, но морская вода тепла и густа, как кисель, как льняная припарка.(Не)куда (предикатив)деваться от жары, а эти гнусные цикады своим (не)престанным(беспрерывный-синоним) яростным стрекотанием точно удесятеряют африканскую температуру.
Но я (не) отчаиваюсь. Я радостно знаю, что придёт вечер, похолодеет воздух, облегчённо вздохнут земля и виноградники, уйдут с эстрады пиликальщики – цикады и зажжёт небесный ламповщик звёзды, и тогда начнёт свою прелестную песенку маленькая, но настоящая птичка, совушка, которую в Крыму так нежно называли «сплюшка».
Предикативы (слова категории состояния, безлично-предикативные слова, слова состояния, предикативные слова, предикативные наречия) — слова, обозначающие статическое состояние и выступающие в функции сказуемого (предиката) безличного предложения. Термин «предикатив» был введён чешскими лингвистами во второй половине XX века и применялся к той группе слов, которая в русской лингвистической литературе ранее получила название «категория состояния».
К предикативам относятся слова (или, реже, формы слов) разных частей речи, но не во всех своих лексических значениях, а только в тех из них, которые закреплены за употреблением этих слов в функции сказуемого. Категория состояния некоторыми лингвистами рассматривается как особая часть речи.
Любое составное сказуемое (то есть выраженное не просто одним глаголом) состоит из глагола-связки и предикативной части в виде имени, инфинитива или слова состояния.
6. Устранение грамматических ошибок.
Цель: формирование навыков грамотной речи.
1. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения
Играя в шахматы
Развиваются мыслительные способности
Мне (не) было равных
Вы учитесь логическому мышлению
(не)обходимо внимание
2. Отметьте номера предложений с грамматическими и речевыми ошибками.
1.(Не)вежа – человек, не читающий книг.
2.Он (не) знал, куда девать излишек своей энергии.
3.Грубого человека называют (не)веждой.
4.Человека, живущего за счёт других, называют эгоистом.
Невежа-грубый, неучтивый человек, тот кто позволяет себе грубость. Невежда-несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч
7.Рефлексия
Самостоятельное выполнение теста :
А) Нам (не)где было даже разложить свои документы на столе, заваленном книгами.
Б)Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в пасмурные дни.
В)Окно на кухне было (не)занавешено.
Г)(Не)истовый, срывающийся лай наполнил сад.
2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А)(Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.
Б)Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.
В)Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно.
Г)(Не)взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость.
3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А)Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.
Б)Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница.
В)Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а слабый, моросящий.
Г)В молчании добро должно твориться, но (не)чего об этом толковать.
4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
А)Нужная книга (не)прочитана.
Б)Клементьев ушёл, (не)ответив на наш вопрос.
В)Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.
Г)(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи.
5. В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется слитно?
А)Характер дневниковых записей (не)совсем обычный.
Б)Лиза (ни)когда раньше не видела моря.
В)Автор (не) просто рассказывает о герое, а описывает его характер.
Г)С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю.Лермонтова (не)исчезает.
6.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?
Я н(1)верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2)дающие никакой пищи н(3)глазу, н(4)слуху.
1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)3,4 4)1,2
5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?
Как н(1)требовал врач завершить курс процедур, Илья к вечеру уехал из санатория, почти н(2) с кем н(3)простившись, чтобы н(4)разжигать понапрасну обиды.
1)1,2,4 2)2,3 3)1,4 4)3,4
(Ответы: 1-3, 2-2, 3-3, 4-4, 5-2, 6-4,7-4)
Задания даны на карточках . Слитно или раздельно? Задания А 18 прошлых лет ЕГЭ [1].
В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно
6. Итог урока.
7. Домашнее задание. Стр.237 -местоимение,стр.241-242-не слитно; стр.244-различение не-ни; упр 365
Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова. В классе частиц объединяются постоянные служебные (незнаменательные) слова, которые: выражают самые разнообразные субъективно-модальные характеристики: побудительности, сослагательности, условности, желательности...
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.