Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Правописание не и ни в разных частях речи"
Оценка 4.9

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Правописание не и ни в разных частях речи"

Оценка 4.9
docx
16.02.2022
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Правописание не и ни в разных частях речи"
не и ни урок в 10 классе.docx

 

Тема: Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

 

Цельа)обобщить и систематизировать знания по теме «Правописания НЕ и НИ  с разными частями речи»;

б) развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения; умения аргументировать ответы;

в)воспитание: любви к родному отечеству, окружающей среде,

 

 

Ход урока.

  1. Организ. моментМотивация к учебной деятельности.

Учитель читает стихотворение, постановка темы, проблемы урока.

 

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положенье!

Но кругом было тихо-тихо,                                             

И во всём была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная.

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

Давайте определим тему нашего урока :

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

Определите цели урока:

 

2.    . Словарный диктант по материалам повторения.

Орфографический практикум .Задание: распределить в 2 столбика словосочетания с раздельным и слитным написанием не-ни с различными частями речи, дать объяснение: какая часть речи

 

 Голубая незабудкане друг, а враг; невоспитанный недоросль, говорить неправду, не высокий, а низкий; ненавидеть врагов, не остался в стороне, не глядя по сторонам, неспетая песняпесня не спетанеисправленные ошибки, не придуманная, а реальная история; улицы не освещены, некого спросить, не у кого взять.

  1. Актуализация изученного материала.

С чего начнем наш урок? ( С повторения, что знаем по теме: «Правописание НЕ  - слитно или раздельно»).

  • В данном вопросе есть своя изюминка: множество слов допускают употребление и НЕ-частицы (пишется раздельно), и НЕ-приставки (пишется слитно).
  • Приставка НЕ это утверждение противоположноговозможна замена синонимом: неправда ложь. Частица НЕ отрицание, возможно противопоставление: не правда, а ложь.
  • НЕ всегда пишется раздельно: с глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, прилагательными в сравнительной степени, числительными, предлогами, союзами, а также со словами, которые обычно выступают в функции сказуемого: рад, должен, обязан, согласен, намерен, надо, нужно.
  • НЕ пишется раздельно:

- с существительными, прилагательными (полными и краткими) и наречиями на О, если есть противопоставление;

-с полными причастиями, если есть противопоставление или зависимые слова.

  • Необходимо различать частицу НЕ перед глаголом с приставкой ДО(не доехать) и приставку НЕДО(недополучить, недоспать). Приставка  -НЕДО используется в глаголах со значением «нехватка чего-либо». Приставка НЕ отрицает действие, обозначенное глаголом с приставкой ДО: не довязать свитер означает «не закончить действие вязания до конца».
  • Глаголы с НЕДО чаще всего без НЕ  не  употребляются, но бывают случаи, когда слитное или раздельное написание НЕ определяется смыслом. Например: Семья у них бедная, они часто недоедают.(мало, недостаточно едят). Дети избалованны. Часто капризничают за столом и не доедают (оставляют пищу на тарелке).
  • Использование презентации
  • Работа с учебником: Стр.237 -местоимение,стр.242-не слитно; стр.244-различение не-ни
  • Выполнение упражнения 359
  • задание 359 автор Власенков русский язык 10-11 класс
  1. Закрепление во внешней речи.

 Раскройте скобки. Объясните слитное раздельное написание НЕ с  разными частями речи.

     (Не) разгаданные тайны влекут нас.(Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).

   Он ехал (не)спеша.(С деепричастием пишем раздельно).

   Анатоль был отнюдь (не) находчив, (не)быстр и (не)красноречив(Есть сигнал раздельности слово отнюдь, следовательно пишу раздельно).

    Как  же (не)находчив и (не)смышлён я тогда был.(Краткое прилагательное. Нет ни противопоставленияни слов сигналов раздельности, значит  пишем слитно).

  Ты мне ничего (не)должен(Краткое прилагательное, пишем раздельно).

5.Работа класса с заданием на  интерактивной доске.

Расставить ударения в выделенных словах и выписать словосочетания

1вариант: НЕ слитно

2 вариант: НЕ раздельно.

Объяснить условия написания НЕ.

Ходатайствовать о (не)знакомце(на 2 слог)

Ржаветь (не)нужно(на 2 слог ударение)-предикатив

Позвонит (не)ожиданно –наречие

(Не)иссиня чёрный асфальт( 1слог)

Ещё (не)набравший запаха воздух-раздельно; причастие

Характерный (не)достаток

Калитка (не) закрыта-краткое прилагательное  (может быть и причастием)раздельно

(Не)напечатанный листок-слитно

Каталог (не)новый(3 слог)- слитно

 

5.    Отрывок из рассказа А.И.Куприна «Мыс Гурон».

Задание: объяснить правописание НЕ. Какова роль НЕ в композиции произведения?

     Морской воздух (не)подвижен и (не)приносит ни атома прохлады. Идёшь купаться, но морская вода тепла и густа, как кисель, как льняная припарка.(Не)куда (предикатив)деваться от жары, а эти гнусные цикады своим (не)престанным(беспрерывный-синоним) яростным стрекотанием точно удесятеряют африканскую температуру.

Но я (не) отчаиваюсь. Я радостно знаю, что придёт вечер, похолодеет воздух, облегчённо вздохнут земля  и виноградники, уйдут с эстрады пиликальщики цикады и зажжёт небесный ламповщик звёзды, и тогда  начнёт свою прелестную песенку маленькая, но настоящая птичка, совушка, которую в Крыму так нежно называли «сплюшка»

Предикативы (слова категории состояниябезлично-предикативные словаслова состоянияпредикативные словапредикативные наречия) — слова, обозначающие статическое состояние и выступающие в функции сказуемого (предикатабезличного предложения. Термин «предикатив» был введён чешскими лингвистами во второй половине XX века и применялся к той группе слов, которая в русской лингвистической литературе ранее получила название «категория состояния».

К предикативам относятся слова (или, реже, формы слов) разных частей речи, но не во всех своих лексических значениях, а только в тех из них, которые закреплены за употреблением этих слов в функции сказуемого. Категория состояния некоторыми лингвистами рассматривается как особая часть речи.

Любое составное сказуемое (то есть выраженное не просто одним глаголом) состоит из глагола-связки и предикативной части в виде имениинфинитива или слова состояния.

 

6. Устранение грамматических ошибок.

Цель: формирование навыков грамотной речи.

1. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения

     Играя в шахматы      

Развиваются мыслительные способности

Мне (не) было равных

Вы учитесь логическому мышлению

(не)обходимо внимание

  2. Отметьте номера предложений с грамматическими и речевыми ошибками.

1.(Не)вежа человек, не читающий книг.

2.Он (не) знал, куда девать излишек своей энергии.

3.Грубого человека называют (не)веждой.

4.Человека, живущего за счёт других, называют эгоистом.

Невежа-грубый, неучтивый человек, тот кто позволяет себе грубость. Невежда-несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч

7.Рефлексия

Самостоятельное выполнение теста :

    1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) Нам (не)где было даже разложить свои документы на столе, заваленном книгами.

Б)Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в пасмурные дни.

В)Окно на кухне было (не)занавешено.

Г)(Не)истовый, срывающийся лай наполнил сад.

                 2.  В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

                     А)(Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как      можно  лучше.

                     Б)Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

                     В)Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно.

                     Г)(Не)взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость.

                 3.  В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

                    А)Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

                     Б)Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница.

                     В)Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а слабый, моросящий.

                     Г)В молчании добро должно твориться, но (не)чего об этом толковать.

                4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

                    А)Нужная книга (не)прочитана.

                    Б)Клементьев ушёл, (не)ответив на наш вопрос.

                    В)Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.

                    Г)(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи.

              5. В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется слитно?

                    А)Характер дневниковых записей (не)совсем обычный.

                    Б)Лиза (ни)когда раньше не видела моря.

                    В)Автор (не) просто рассказывает о герое, а описывает его характер.

                    Г)С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю.Лермонтова (не)исчезает.

            6.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?

                   Я н(1)верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2)дающие никакой пищи н(3)глазу, н(4)слуху.

            1)1,3,4       2)1,2,3,4       3)3,4        4)1,2

            5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?

                  Как н(1)требовал врач завершить курс процедур, Илья к вечеру уехал  из санатория, почти н(2) с кем н(3)простившись, чтобы н(4)разжигать понапрасну обиды.

            1)1,2,4       2)2,3             3)1,4           4)3,4

(Ответы: 1-3, 2-2, 3-3, 4-4, 5-2, 6-4,7-4)

 

Задания даны на карточках . Слитно или раздельно? Задания А 18 прошлых лет ЕГЭ [1].

  • Обнаружен (не)опознанный летающий объект.
  • На столе только (не)допитый стакан сока.
  • У самой дороги чернели окнами ещё (не)заселённые дома.
  • (Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет лучшие качества перед лицом смерти.
  • Ключи до сих пор (не)найдены.
  • Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.
  • Тишина была (не)зловещей, а какой-то мягкой, спокойной.
  • Князя Андрея раздражал (не)пропускающий к себе в душу холодный взгляд Сперанского.
  • Марья Гавриловна, (не)ведающая о том, что скрывается под маской Дефоржа, идёт на свидание.
  • Нового слугу хозяйка (не)взлюбила.
  • (Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику.
  • На столе лежала ещё (не)пожаренная рыба.
  • Черты лица (не) лишены приятности.

           В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно

6. Итог урока

7. Домашнее задание. Стр.237 -местоимение,стр.241-242-не слитно; стр.244-различение не-ни; упр 365

 

Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова. В классе частиц объединяются постоянные служебные (незнаменательные) слова, которые: выражают самые разнообразные субъективно-модальные характеристики: побудительности, сослагательности, условности, желательности...

 

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/21656849.jpg

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

задание 365 автор Власенков русский язык 10-11 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

задание 365 автор Власенков русский язык 10-11 класс


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема : Правописание НЕ и

Тема : Правописание НЕ и

Улыбалась царевна Смеяна .

Улыбалась царевна Смеяна .

Дети избалованны . Часто капризничают за столом и не доедают ( оставляют пищу на тарелке )

Дети избалованны . Часто капризничают за столом и не доедают ( оставляют пищу на тарелке )

Объяснить условия написания

Объяснить условия написания

Любое составное сказуемое (то есть выраженное не просто одним глаголом ) состоит из глагола-связки и предикативной части в виде имени , инфинитива или слова состояния

Любое составное сказуемое (то есть выраженное не просто одним глаголом ) состоит из глагола-связки и предикативной части в виде имени , инфинитива или слова состояния

Г )( Не ) взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость

Г )( Не ) взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость

Марья Гавриловна , ( не ) ведающая о том , что скрывается под маской

Марья Гавриловна , ( не ) ведающая о том , что скрывается под маской

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Правописание не и ни в разных частях речи"

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Правописание не и ни в разных частях речи"

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Правописание не и ни в разных частях речи"

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Правописание не и ни в разных частях речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2022