Конспект урока русского языка
Класс: 3
Тема: Все падежи
Цель: развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам.
Задачи
Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.
Развивающие - развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных действий.
Воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения, аккуратность в работе.
Оздоровительные – формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения, развитие мышц глаз, формирование межполушарного взаимодействия головного мозга..
Планируемые результаты
Личностные:
- осознание значимости отобранного материала;
- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;
- формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
Познавательные УУД:
- развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение находить общее решение;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты:
- закрепление навыка определения падежей имён существительных, правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемых ударением, слов с парными глухими и звонкими согласными, закрепление умения разбора предложения по членам предложения;
- создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
- выведение алгоритма действий.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Форма работы: индивидуальная и коллективная работа, работа в парах.
Методы работы:
словесные (рассказ,беседа),
наглядные (карточки, перфокарты),
практические (работа по карточкам), проблемные, игровые.
Ход урока
I. Организационный момент
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Прояви старание, активность и внимание
С пользой тогда пройдет наш урок,
Скорее в работу включайся дружок.
- Сели…
- Как вы понимаете, что такое старание?
Ученик: Проявить усилие.
- Что такое внимание?
Ученик: сосредоточение мыслей…
- Правильно, это возможное слагаемое нашего успеха.
Учитесь очень старательно,
И не забывайте во всем быть внимательными.
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания, которые вы составили.
— Назовите падеж имён существительных.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите. У коровы молоко на языке.
— Укажите падеж имён существительных.
— Как определить падеж имени существительного?
— Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 102 (с. 57).
— Рассмотрите таблицу.
— Какой падеж с предлогами никогда не употребляется? (Именительный.)
— Приведите примеры.
— Назовите предлоги, которые употребляются в родительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.
— Назовите предлоги, которые употребляются в дательном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.
— Назовите предлоги, которые употребляются в винительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.
— Назовите предлоги, которые употребляются в творительном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.
— Назовите предлоги, которые употребляются в предложном падеже. Назовите вопросы. Приведите примеры.
— Как же определить падеж существительного?
— Расскажите по плану.
— Прочитайте сведения о языке на с. 58.
— Что такое начальная форма имени существительного?
— Какие падежи называются косвенными?
2. Запись под диктовку
— Запишите. Обозначьте орфограммы в словах. Укажите падеж имён существительных.
Подъехал к городу, работает на фабрике, помогает другу, сделано из дерева, подарил книгу, стоит перед домом, посадил около окна, переплыл через речку.
V. Физкультминутка
(показывают и проговаривают хором. Чтобы лучше запомнить падежи, можно использовать жесты)
И. – киваем головой (да) ЕСТЬ - КТО? ЧТО?
Р.п – отрицание (нет) НЕТ - КОГО? ЧЕГО?
Д.п. – подошел (рукой идем по столу) к КОМУ? ЧЕМУ?
В.п. – вижу (жест капитана, смотрим вправо, влево) КОГО? ЧТО?
Тв.п. – доволен (погладить живот после сытного обеда) КЕМ? ЧЕМ?
П.п.- думаю (жест думаю, рука к голове, изобразить мыслителя) О КОМ? О ЧЕМ?
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 103 (с. 58).
— Прочитайте. Как определить падеж имён существительных?
— Назовите падеж имён существительных.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)
Упр. 104 (с. 58).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Какой заголовок подойдёт к этому тексту?
— Назовите падеж выделенных имён существительных.
Упр. 105 (с. 59).
— Прочитайте задание.
— Какой цифрой справа от слова обозначается этот вид разбора?
— Устно разберите имя существительное берёзу.
2. Работа со словом из словаря
— Найдите слово потом в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму,
— Составьте предложение со словом потом, запишите.
— Запомните написание этого слова.
VII. Подведение итогов урока
— Как определить падеж имени существительного?
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
Закончился наш урок русского языка, все старались, кто как мог, и сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.
Красный круг – недоволен своей работой.
Жёлтый круг – есть над чем работать.
Зелёный круг – доволен своей работой.
Домашнее задание
Просклонять имена существительные голова, конь, окно
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.