Урок русского языка в 4 б классе
Дата: 05. 03.2020
Учитель Ладыгина С. Г.
Тема: «Правописание безударных окончаний глаголов 3-го лица единственного числа»
Цель: совершенствование орфографических навыков.
Задачи:
Планируемые результаты:
Предметные: решение орфографических задач правописания безударных личных окончаний глаголов 3 л ед.ч.
Личностные: развитие эстетических чувств на основе материалов курса русского языка
Метапредметные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий
Ход урока
1. Орг.момент.
Учитель:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Ученики:
(на доске записаны слова, сами составляют рифмовук)
Постараюсь все понять –
Буду грамотно писать.
2. Актуализация знаний.
1.Словарная работа.
-Ребята, отгадайте загадку
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
-Месяц.
-Обоснуйте свой ответ.
-Запишем: МЕСЯЦ. Какую гласную запомним? Я. Подчеркните.
-В каком значении может употребляться это слово?
-Одна двенадцатая года. Небесное тело.
-Придумайте предложения, в которых слово МЕСЯЦ употребляется в разных значениях.
-Придумайте однокоренные слова и разберите их по составу.
месячник, ежемесячно.
-Назовите синоним к слову месяц в значении «небесное тело»
- Луна
-Когда так говорят:Показался, как месяц ясный?
2. Разбор предложения.
-Запишите предложение для разбора:
ВЕСЕЛО СИЯЕТ МЕСЯЦ НАД СЕЛОМ. (ученик комментирует у доски).
-Найдите орфограммы и объясните правописание.
-Как проверить безударное личное окончание глагола?
-сиЯТЬ- на –ять, не исключение, значит – 1 спряжение.
-Разберите предложение полным грамматическим разбором
(-Повествовательное, невосклицательное, распространённое, грамматическая основа……, группа подлежащего……, группа сказуемого…… .)
- Выполним морфологический разбор глагола (как части речи) – на доске
3. Постановка учебной задачи.
-О
какой части речи мы с вами говорим на протяжении последних уроках?
Ученики: О глаголе.
Проводится игра“Спроси соседа о глаголе” (развитие устной
научной речи, «Проверялочка»)
- Какую тему мы начали изучать вчера?
-Что нужно сделать, чтобы определить, какая гласная пишется в окончании глагола?
- Как вы считаете, над чем будем работать сегодня?
-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим закрепление правописания безударных личных окончаний глаголов.
- Подробнее о правописании безударных окончаний каких глаголов вы узнаете, ответив на вопрос: Эти глаголы употребляются с местоимениями ОН , ОНО, ОНА.
- Сформулируйте тему урока.
- Какие задачи поставим перед собой?
4. Открытие нового знания
- Какое время года за окном?
- Назовите признаки весны в неживой природе. А в живой?
-Давайте вспомним отрывки стихотворений о весне. Я буду читать. Первый раз мы будем наслаждаться, второй – находить и выписывать глаголы с безударными окончаниями в настоящем времени. (Повторяющиеся глаголы записывать один раз)
З.Александрова. «Скворцы»
День весенний, весёлый,
Светит солнце с утра.
Побежала из школы
По дворам детвора.
Свет..т
Г Ладонщиков, «Весна»
Отшумела
злая вьюга,
Стала ночь короче дня,
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Ду..т, гон..т, та..т.
А Плещеев, «Весна».
Уж тает снег,бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою. Оден..тся.
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...»
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу. Нуд…т, хлопоч…т, хохоч…т
(Ученики объясняют правописание- комментированное фронтальное проговаривание)
-Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!
Минутка релаксации
П.И. Чайковский «Времена года. Март»
5. Первичное закрепление
-Приготовьте карточки спряжений. Я буду называть глагол, а вы определять спряжение и поднимать соответствующую карточку.
НАСТУПАЕТ
ТЕПЛЕЕТ
ВОЗВРАЩАЕТСЯ
ТОРОПИТСЯ
ЛОМАЕТ
ТАЕТ
СПЕШИТ, ТЕМНЕЕТ
-Какое правило вам помогло? Назовите его.
- Составьте 3 предложения о наступлении весны, используя данные глаголы (на доске).
5. Итог урока. Рефлексия.
-Что
нового и интересного вы узнали на уроке?
-Что запомнилось? Понравилось? Не понравилось?
-Какие трудности вам пришлось преодолеть?
-Оцените свою удовлетворённость уроком (приём “Мордашки – солнышки”).
-Оцените свою работу на уроке.
-Спасибо, вы хорошо потрудились!
6. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему «Весна» (5-6 предложений) и указать спряжение глаголов.
· Слабые ученики пишут текст описание, сильные – рассуждение, остальные - повествование
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.