Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание глаголов прошедшего времени»
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание глаголов прошедшего времени»

Оценка 4.8
docx
07.01.2024
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание глаголов прошедшего времени»
«Правописание глаголов прошедшего времени».docx

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:

«Правописание глаголов прошедшего времени»

 

Цель: актуализировать знания об изменении глаголов по временам; развивать умение определять временные формы глагола, род глаголов в прошедшем времени.

Задачи:

Образовательные:

– совершенствовать умение образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать родовые окончания глаголов единственного числа, закреплять знания о написании глаголов на – чь; сформировать умение образовывать глаголы прошедшего времени из неопределённой формы глагола; формировать навыки грамотного письма;

– обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор.

Развивающие:

– развитие познавательной активности учащихся, орфографической зоркости, речи, внимания, памяти; умения делать выводы и употреблять глаголы в речи.

Воспитательные:

– воспитание интереса к предмету; умения самостоятельно работать в коллективе; создание атмосферы благоприятного психологического климата и успешности для каждого ученика; предупреждение утомляемости детей через проведение на уроке физкультминутки, постоянной смены видов деятельности.

 

Оборудование: использование ИКТ на уроке

 

 

 

 

1.Орг.момент

Ребята! Встали ровно, проверили готовность к уроку.

Сегодня на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их, улыбнемся друг другу и начнем наш урок в отличном настроении.

 

Самостоятельно на карточках поработают ..

 

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

 

-Для того, чтобы грамотно писать нам нужно вспомнить словарные слова , поэтому начнем со словарного диктанта.

-Кто желает поработать за доской. (2 человека)

Остальные работают в тетрадях.

-Записываем!

 

Сеялка, свитер, расстояние, сверкать, председатель,  экскурсия, километр, багаж, агроном,  пассажир, аппетит, правительство, Россия.

Обменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаш, проверьте!

 

Проверяем!

Оцените работу, нет ошибок -5, одна-две – 4, три-пять – 3

 

Верните тетради!

Кто справился без ошибок – поднимите зеленый сигнал, у кого одна-две – желтый сигнал, у кого более красный сигнал.

-Молодцы!

- Посмотрите на словарные слова, записанные в тетради, какое слово лишнее? (сверкать – это глагол, остальные существительные)

 

-Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе:

 

·        Глагол – это….

·        Особый признак глагола ….(особенность изменяться по временам)

·        Точкой отсчета для определения времени глагола является…(момент речи)

·        Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы ….(что делает? Что делают?

·        Глаголы настоящего времени обозначают …(действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи)

·        Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы…(что сделает? Что сделают? Что будет делать? Что будут делать?)

·        Глаголы будущего времени обозначают действия, которые….(произойдут в будущем времени, после момента речи)

·        Глаголы в форме прошедшего времени времени отвечают на вопросы ….(что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?)

·        Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые….( уже произошли в прошедшем времени, до момента речи)

-Молодцы!

 

2. Самоопределение к деятельности

-А теперь определить тему урока нам поможет стихотворение: (на экране)

 

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.

Одёрнул, зажмурился, встал, потянулся.

Взглянул, причесался, намылил, умылся.

Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился.

 

-Что необычного в этом стихотворении? (оно состоит из глаголов)

-В каком времени стоят глаголы? Докажите своё мнение. ( в прошедшем, так как они отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАЛ? И обозначают действие до момента речи)

 

-Какова будет тема урока? Сформулируйте! (Мы повторим всё, что нам известно о глаголах прошедшего времени, узнаем о них новые сведения)

Работа по теме урока

1.     Работа по карточке, в парах

-Ребята, как изменяются глаголы прошедшего времени? (варианты ответов)

-Давайте узнаем, проверим, докажем (в зависимости что ответят дети)

-Для этого надо заполнить таблицу, поставить вопрос к каждому глаголу, выделить окончания в вопросах и в глаголах. Сравнить! Подумайте, как изменяются глаголы в прошедшем времени. Работать вы будете в парах. Не забывайте о правилах работы в парах. (Слушаем друг друга. Не перебиваем. Говорим тихо.)

- Начинаем работу!

 

 

Начальная

форма

Мужской род

ед.ч.

Женский род

ед.ч.

Средний род

ед.ч.

Множественное

число

видеть

видел

видела

видело

видели

записать

записал

записала

записало

записали

 

-Внимание на экран, проверьте свою работу и оцените ее. У кого нет ошибок поднимите зеленую сигнальную карточку, у кого одна-две ошибки – желтую сигнальную карточку, у кого больше –красную

- Что вы заметили, заполняя таблицу? (окончание в вопросе совпадает с окончанием в глаголе, глаголы прошедшего времени изменяются по родам и имеют родовые окончания в мужском роде-нулевое окончание, в женском роде –окончание -а, в среднем роде-окончание- о..)

-Еще что заметили? (глаголы прошедшего времени изменяются по числам)

- какой сделаем вывод? (по числам и в единственном числе изменяются по родам)

-- Откроем учебник на стр.109 и прочитаем правило

Хорошо! Теперь отдохнём.

Зрительная гимнастика

Глазкам нужно отдохнуть.

(Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть.

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут.

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут

(Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо.

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все!

(Глаза распахнуты.На лице широкая улыбка)

 

2.

 -Ребята, с помощью чего образуются глаголы прошедшего времени??? (варианты ответов)

- Давайте узнаем, проверим, докажем..

-Для это выполним упражнение «Исправь  ошибку»

Положите перед собой карточки под номером 1.

Один мальчик, работая на уроке, допустил ошибки в предложениях. Был невнимателен.

- прочитайте что мальчик написал! Арина прочитай!

1. Петя читать книгу.

2.Мама варить борщ.

3. Солнце  светить в окно.

4. Дети играть на улице.

-Правильно ли написал мальчик? (нет)

-Какую ошибку допустил мальчик? (неправильно написал глаголы)

--Давайте ему поможем, исправьте ошибки в предложениях, работаем на карточках

- проверим. (по одному предложению читают)

-В какое время вы поставили глаголы? (прошедшее)

-Выпишите глаголы в прошедшем времени.

-Павлина  выпиши на доске!

Читал, варила, светило, играли .

-Выделите окончания!

- Какие формы глаголов прошедшего времени вы образовали? (образованы глаголы прошедшего времени мужского, женского, среднего рода, единственного числа и глагол прошедшего времени множественного числа).

Что общего в этих глагола? (суффикс эль)

-С помощью чего образуется форма прошедшего времени? (форма прошедшего времени образуется при помощи суффикса –л)

-Выделите суффикс –эль.

-Мы знаем, что суффиксы образуют новые слова, но есть суффикс, который в основу не входит, так как при изменении по временам меняется форма слова.

Суффикс –л – это формообразующий суффикс, он образует форму прошедшего времени. А формообразующие суффиксы глаголов в основу не входят.

-Выделите основу. (Лена, выдели основу в словах на доске)

-Какой сделаем вывод? (Суффикс –л – это формообразующий суффикс, он образует форму прошедшего времени. А формообразующие суффиксы глаголов в основу не входят)

Прочитайте правило на стр.110

Пальчиковая гимнастика

Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу)

Перетерли, (движение кулачками вперед-назад)

Посолили, (движения по тексту)

И набили плотно в кадку, (постукивание кулачков по столу)

Все теперь у нас в порядке! (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх

Работа по учебнику

-А теперь закрепим свои знания, выполним упражнение 234 в учебнике на стр.111

-Прочитаем задание….

-Что вы должны сделать в упражнение? (списать скороговорки, вставляя пропущенные буквы….)

-Прочитайте первую скороговорку про себя

-Прочитайте скороговорку шепотом, хорошо проговаривая все звуки

-Прочитайте скороговорку в пол голоса

-Теперь прочитает скороговорку Аня, еще быстрее прочитает Соня, и еще быстрее прочитает Ваня.

-выполните письменные задания к упражнению (скороговорка №1)

-Назовите глагол, который соответствует указанной модели (насушила)

-выделите в нем значимые части.

Хорошо!

Разноуровневые задания

-А теперь я предлагаю выполнить задания разного уровня.

-Выберите посильное задание, выполните письменно в тетрадях.

1 уровень

Запишите словосочетания с глаголами прошедшего времени.

 Река, облако, ребёнок, мальчики (бежал).

Куст, клубника, дерево, цветы (отцвёл).

2 уровень

 Запишите текст в прошедшем времени.

  Солнце касается вершин Алтая. Оно погружается в далёкий синий мир. Всё отчётливее рисуются горы. В долине тихо угасает красноватый сумрак. От гор надвигается задумчивая мягкая тень.

Рефлексия

-Итак, давайте обобщим все что мы узнали на уроке. Помогут нам глаголы прошедшего времени.

На уроке я понял…

Я научился…

У меня получилось…

_Сегодня на уроке хорошо работали….

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание глаголов прошедшего времени»

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание глаголов прошедшего времени»

Орг.момент Ребята! Встали ровно, проверили готовность к уроку

Орг.момент Ребята! Встали ровно, проверили готовность к уроку

Глаголы будущего времени обозначают действия, которые…

Глаголы будущего времени обозначают действия, которые…

Начальная форма Мужской род ед

Начальная форма Мужской род ед

Для это выполним упражнение «Исправь ошибку»

Для это выполним упражнение «Исправь ошибку»

Выделите основу. (Лена, выдели основу в словах на доске) -Какой сделаем вывод? (Суффикс –л – это формообразующий суффикс, он образует форму прошедшего времени

Выделите основу. (Лена, выдели основу в словах на доске) -Какой сделаем вывод? (Суффикс –л – это формообразующий суффикс, он образует форму прошедшего времени

Река, облако, ребёнок, мальчики (бежал)

Река, облако, ребёнок, мальчики (бежал)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2024