Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
имени
Г.Я. Бахчиванджи
РАССМОТРЕНО Школьное методическое объединение учителей ________________________ Фомичева Н.П. Протокол №1 от «30» августа 2024 г.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Кравцова М.В от «30» августа2024 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Т.Б.Мартыняк Приказ №1 от «30» августа 2024 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Агроэкология»
для обучающихся 10 -11классов среднего общего образования
2024 год
Составитель : Фомичева Наталья Петровна,
учитель биологии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Агроэкология»для учеников 10 – 11 классов разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, имеет практико-ориентированный характер и естественнонаучную направленность.
Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой поставили перед человечеством задачи выращивания экологически чистых продуктов питания. В связи с этим, растениеводство как учебная дисциплина приобретает все большее значение. Изучение растениеводства является одним из наиболее доступных и наглядных способов экологического образования. В процессе освоения программы обучающиеся приобретают практические навыки: по обработке почвы, выращиванию рассады и уходу за растениями. Данная программа создаёт условия для приобретения новых знаний, умений в овощеводстве, цветоводстве, повышает в дальнейшем профессиональную ориентацию обучающихся.
Отличительные особенности, новизна в том, что программа такого типа при работе с детьми ещё не использовалась в данном учреждении. В качестве объекта глубокого и всестороннего изучения выбрано растениеводство, так как практическое изучение культурных растений доступно для обучающихся с раннего возраста, дает обширный материал для размышлений и сопоставлений. Благодаря практической подготовке у обучающихся есть возможность изучить технологический процесс по выращиванию сельскохозяйственных культур, практические навыки они смогут применять на своих домашних приусадебных участках. Практические опыты и исследования на учебно-опытном участке дадут обучающимся полезный материал для использования в различных конкурсах, конференциях.
Объем и срок усвоения программы: срок реализации программы: 2 года (68 часов) (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе)
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Цель программы: Формирование у подрастающего поколения новых ценностей, ориентации к окружающему миру и своему здоровью, активной жизненной позиции с помощью агроэкологических знаний и посильного труда.
Задачи:
-углубление и расширение знаний по экологическим проблемам производства сельскохозяйственной продукции, а также влияние продуктов питания на здоровье человека;
-раскрытие взаимосвязи компонентов агросистемы с факторами окружающей среды и влияния на них антропогенного фактора;
-изучение состояния полеводства и овощеводства в Краснодарском крае;
-формирование правильных взглядов на взаимоотношения человека и агросистемы.
-развитие организаторской способности, общительности, аналитического мышления;
-развитие наблюдательности посредствам наглядности при проведении опытов, практических работ, наблюдений на экскурсиях;
-привитие навыков общественно-полезного труда, развитие общественной активности, содействие профориентации обучающихся;
-совершенствование трудовой подготовки детей, формирование интереса к труду, потребности овладевать определенными трудовыми навыками, опираясь на региональный компонент;
-обеспечение разнообразной практической деятельности по изучению и охране окружающей среды.
-воспитание экологической грамотности обучающихся;
-формирование нравственной культуры личности;
-воспитание личной ответственности за сохранение природы своего края;
-воспитание потребности в грамотном ведении сельского хозяйства;
-воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, бережного отношения к природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО элективному курсу «Агроэкология » НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
создание условий для воспитания активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; формирование приверженности идеям дружбы, равенства, взаимопомощи;
развитие ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности.
Патриотического воспитания: ;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России; осознанную выработку собственной позиции.
Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Приобщения детей к культурному наследию:
эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
Популяризации научных знаний среди детей:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
Воспитание уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Личностные – приобретение учащимися социальных знаний:
-осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;
-осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
-сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
применять знания, полученные при изучении курса в повседневной жизни
уметь выполнять качественный анализ почвы;
различать минеральные и органические удобрения;
применять удобрения для улучшения качества и количества урожая описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
Содержание элективного курса « Агроэкология» 10 класс
1. Введение (1час )
2. Экология растений (3часа )
Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.
Экскурсия . Живой организм, его среда обитания и условия существования. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным организмом и его средой обитания: парк, лес, луг, живой уголок.)
3. Свет в жизни растений. ( 2 часа )
Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений .Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету.
Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.
4. Тепло в жизни растений ( 4 часа )
Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян,
роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие
температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу.
Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями.
Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Проект» Температура как экологический фактор»
5. Вода в жизни растений ( 3 часа )
Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений.
Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к
воде. Приспособление растений к различным условиям влажности. Проект «Вода как экологический фактор»
6.Воздух в жизни растений ( 3 часа )
Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа.
Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.
Приспособление растений к опылению и распространению ветром.
7.Почва в жизни растений ( 4 часа )
Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв.
Экскурсия. Человек и почва. (Экскурсия проводится в тепличное хозяйство, где в это время
идет подготовка почвы к выращиванию рассады. При отсутствии тепличного хозяйства с
процедурой подготовки почвы можно познакомиться на примере выращивания комнатных
растений.)
8. Животные и растения ( 3 часа )
Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники. Проект « Животные – опылители»
9. Влияние растений друг на друга ( 4 часа )
Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам. Проект « Виды конкурентных отношений»
10. Грибы и бактерии в жизни растений ( 3 часа )
Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни.
Бактериальные и грибные болезни растений.
11.Растительные сообщества ( 4 часа )
Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.
11 класс
Тема 1 . Агротехника выращивания растений ( 3 часа )
Агротехнические особенности возделывания полевых культур. Подготовка почвы, внесение удобрений, площадь питания, техника посева и посадки. Значение поливов и подкормок, их связь с фазами развития растений. Практическая работа. Распознавание и описание сортов и видов полевых культур.
Агротехника возделывания овощных культур. Важнейшие сорта и виды овощных культур, возделываемых в Краснодарском крае. Подготовка почвы - внесение удобрений. Площадь питания в зависимости от биологической разновидности культуры. Техника посева и посадки, особенности ухода за посевами. Растения - антагонисты, растения - союзники.
Тема 2.Семена – продолжатели жизни растений ( 10 часов )
Семена - продолжатели жизни растений. Особенности строения семян полевых культур. Абиотические факторы, влияющие на качество семян. Отличительные признаки семян (форма, цвет, величина). Практическая работа. Знакомство с семенами зерновых культур. Определение семян по внешним признакам. Работа с коллекцией семян зерновых культур.
Разнообразие семян овощных культур. Знакомство с семенами. Определение семян по внешним признакам (величина, форма, цвет). Практическая работа. Определение семян овощных культур по внешним признакам. Изготовление коллекции семян овощных культур.
Размножение растений. Распространение плодов и семян. Приспособленность семян к распространению водой, ветром, человеком, животными и т.д. Размножение растений (семена, луковицы, черенок и т.д.). Практическая работа. Знакомство с коллекцией семян, распространяемых различными способами. Практическая работа Укоренение черенков, листьев.
Качество семян и урожай. Значение качества семян на увеличение урожая. Методика определения качества семян. Абсолютный вес семян и его роль в определении нормы высева. Методика определения. Практическая работа. Определение абсолютного веса семян.
Понятие энергии прорастания и всхожести семян.
Лабораторно-практическая работа. Определение энергии прорастания и всхожести семян. Закладка опыта, подсчет проросших семян, подведение итогов, оформление результатов.
Способы повышения качества семян. Намачивание, прогревание семян, сроки, методика проведения. Яровизация - важнейший метод повышения всхожести семян.
Сроки и методика проведения яровизации. Яровизация клубней картофеля.
Тема 3 . Азбука земледелия ( 12 часов )
Почва - естественное богатство Земли, главное средство сельскохозяйственного производства. Образование почв. Понятие о качественном плодородии. Состояние почвы в результате деятельности человека. Механический состав почвы, методика его определения..
Почва и ее охрана. Пути сохранения и улучшения состояния почвы. Почвы Кубани и их состояние. Эрозия почвы, способы ее предотвращения. Проблемы сохранения плодородия почвы. Удобрения. Виды удобрения, их значение для повышения урожая. Органические и минеральные удобрения и их роль. Питательные вещества в составе почвы. Зеленые удобрения и их значение. Виды загрязнения почвы и их действие на здоровье человека. Экологические проблемы земледелия и пути их преодоления. Практическая работа«Распознавание удобрений простейшими способами (по внешнему виду, растворимости в воде, отношению к углю)».
Сорные растения и их экологическое значение. Важнейшие группы сорняков и их биологические особенности. Вред, причиняемый сорняками, способы борьбы с сорняками в связи с их особенностями развития. Вред и польза сорняков, охрана дикорастущих растений. Семена сорных трав. Учебно-исследовательская работа «Изучение видового состава сорных трав».
Вредители и болезни сельскохозяйственных растений. Наиболее распространенные вредители и болезни, их биологические особенности. Ущерб, наносимый народному хозяйству. Приспосабливаемость вредных насекомых к условиям окружающей среды. Грызуны - опасные вредители и меры борьбы с ними.
Тема4 .Продукция агроэкосистемы и ее влияние на здоровье человека ( 9 часов )
Качество сельскохозяйственной продукции, как фактор сохранения здоровья человека. Понятие об экологически чистых продуктах питания, способы их производства. Что надо знать о нитратах. Способы снижения количества нитратов в овощах. Виды загрязнения окружающей среды продуктами агросистемы. Практическая работа «Определение количества нитратов в овощах». Методы определения, реактивы, необходимые для проведения опыта.
Овощи - целители. Аптека на грядке. Питательные и целебные свойства овощей. Что такое витамины, история их открытия. Экологическое качество овощей как фактор здоровья человека. Применение овощей в народной медицине. Косметические свойства овощей. Проектная работа. «Такие разные овощи».
Виды загрязнения окружающей среды отходами сельскохозяйственного производства. Основные условия сохранения природного равновесия. Химическое загрязнение продуктов агросистемы.
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п |
Название разделов и тем |
|
|
ЭОР |
Основные направления воспитательной деятельности |
|
||||
всего |
|
контрольные |
практические |
|||||||
1 |
Введение (1час )
|
1 |
|
0 |
0 |
|
|
|
||
2 |
Экология растений
|
3 |
|
0 |
0 |
https://onlinetestpad.com/ |
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию |
|
||
3 |
Свет в жизни растений. |
2 |
|
0 |
0 |
http://www.biodiversity.ru http://moseco.narod.ru http://www.ecosystema.ru http://www.ebio.ru
|
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию |
|
||
4 |
Тепло в жизни растений |
4 |
|
0 |
0 |
https://onlinetestpad.com/ |
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию |
|
||
5 |
Вода в жизни растений |
3 |
|
0 |
0 |
https://onlinetestpad.com/ |
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию |
|
||
6 |
Воздух в жизни растений |
3 |
|
0 |
0 |
https://onlinetestpad.com/ |
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию |
|
||
7 |
Почва в жизни растений |
4 |
|
0 |
0 |
http://www.biodiversity.ru http://moseco.narod.ru http://www.ecosystema.ru http://www.ebio.ru
|
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию |
|
||
8 |
Животные и растения |
3 |
|
0 |
0 |
http://www.biodiversity.ru http://moseco.narod.ru http://www.ecosystema.ru http://www.ebio.ru
|
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию |
|
||
9 |
Влияние растений друг на друга |
4 |
|
0 |
0 |
https://videouroki.net/video/biologia/ |
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию |
|
||
10 |
Грибы и бактерии в жизни растений |
|
3 |
0 |
0 |
https://videouroki.net/video/biologia/ https://onlinetestpad.com/ |
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию |
|
||
11 |
Растительные сообщества |
4 |
|
0 |
0 |
https://videouroki.net/video/biologia/ |
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию |
|
||
Итого |
|
34 |
|
0 |
0 |
|
|
|
Тематическое планирование 11класс
№ п/п |
Название разделов и тем |
|
|
ЭОР |
Основные направления воспитательной деятельности |
|
||
всего |
|
контрольные |
практические |
|||||
1 |
Агротехника выращивания растений |
3 |
|
0 |
1 |
|
|
|
2 |
Семена – продолжатели жизни растений |
10 |
|
0 |
5 |
https://onlinetestpad.com/ |
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию |
|
3 |
Азбука земледелия |
12 |
|
0 |
1 |
http://www.biodiversity.ru http://moseco.narod.ru http://www.ecosystema.ru http://www.ebio.ru
|
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию |
|
4 |
Продукция агроэкосистемы и ее влияние на здоровье человека |
9 |
|
0 |
1 |
https://onlinetestpad.com/ |
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию |
|
|
Итого |
34 |
|
0 |
8 |
|
|
|
Поурочное планирование 10 класс
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЭОР) |
||
всего |
контроль |
практические |
||||
1 |
Введение |
1 |
0 |
0 |
|
|
2 |
Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
3 |
Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет. |
1 |
0 |
0 |
|
|
4 |
Экскурсия . Живой организм, его среда обитания и условия существования. |
1 |
0 |
0 |
|
|
5 |
Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений .Свет как экологический фактор.
|
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
6 |
Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.
|
1 |
0 |
0 |
|
|
7 |
Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. |
1 |
0 |
0 |
|
|
8 |
Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу.
|
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
9 |
Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
10 |
Проект «Температура как экологический фактор»
|
1 |
0 |
0 |
|
|
11 |
Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений.
|
1 |
0 |
0 |
|
|
12 |
Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности. |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
13 |
Проект «Вода как экологический фактор»
|
1 |
0 |
0 |
|
|
14 |
Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа.
|
1 |
0 |
0 |
|
|
15 |
Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. |
1 |
0 |
0 |
|
|
16 |
Приспособление растений к опылению и распространению ветром.
|
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
17 |
Почва как необходимое условие жизни растений.
|
1 |
0 |
0 |
|
|
18 |
Виды почв. Состав почвы. |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
19 |
Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. |
1 |
0 |
0 |
|
|
20 |
Экскурсия. Человек и почва. (Экскурсия проводится в тепличное хозяйство Бриньковское МУП ЖКХ, где в это время идет подготовка почвы к выращиванию рассады). |
1 |
0 |
0 |
|
|
21 |
Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений.
|
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
22 |
Значение растений для животных. Растения-хищники. |
1 |
0 |
0 |
|
|
23 |
Проект « Животные – опылители»
|
1 |
0 |
0 |
|
|
24 |
Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. |
1 |
0 |
0 |
|
|
25 |
Различные формы взаимодействия между растениями. |
1 |
0 |
0 |
|
|
26 |
Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
27 |
Проект « Виды конкурентных отношений»
|
1 |
0 |
0 |
|
|
28 |
Роль грибов и бактерий в жизни растений. |
1 |
0 |
0 |
|
|
29 |
Круговорот веществ и непрерывность жизни.
|
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
30 |
Бактериальные и грибные болезни растений.
|
1 |
0 |
0 |
|
|
31 |
Растительные сообщества, их видовой состав. |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
32 |
Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. |
1 |
0 |
0 |
|
|
33 |
Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. |
1 |
0 |
0 |
|
|
34 |
Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.
|
1 |
0 |
0 |
|
|
Поурочное планирование 11 класс
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЭОР) |
||
всего |
контроль |
практические |
||||
1 |
Агротехнические особенности возделывания полевых культур. Подготовка почвы, внесение удобрений, площадь питания, техника посева и посадки. Значение поливов и подкормок, их связь с фазами развития растений. |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
2 |
Практическая работа. Распознавание и описание сортов и видов полевых культур.
|
1 |
0 |
1 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
3 |
Агротехника возделывания овощных культур. Важнейшие сорта и виды овощных культур, возделываемых в Краснодарском крае. Подготовка почвы - внесение удобрений. |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
4 |
Семена - продолжатели жизни растений. Особенности строения семян полевых культур. Абиотические факторы, влияющие на качество семян. Отличительные признаки семян (форма, цвет, величина).
|
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
5 |
Практическая работа. «Знакомство с семенами зерновых культур. Определение семян по внешним признакам».
|
1 |
0 |
1 |
|
|
6 |
Практическая работа. Определение семян овощных культур по внешним признакам. Изготовление коллекции семян овощных культур.
|
1 |
0 |
1 |
|
|
7 |
Размножение растений. Распространение плодов и семян. Приспособленность семян к распространению водой, ветром, человеком, животными и т.д. Размножение растений (семена, луковицы, черенок и т.д.). |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
8 |
Практическая работа. Знакомство с коллекцией семян, распространяемых различными способами. |
1 |
0 |
1 |
|
|
9 |
Качество семян и урожай. Значение качества семян на увеличение урожая. Методика определения качества семян. |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
10 |
Абсолютный вес семян и его роль в определении нормы высева Практическая работа. Определение абсолютного веса семян.
|
1 |
0 |
1 |
|
|
11 |
Понятие энергии прорастания и всхожести семян.
|
1 |
0 |
0 |
|
|
12 |
Практическая работа. « Определение энергии прорастания и всхожести семян. Закладка опыта, подсчет проросших семян, подведение итогов, оформление результатов.»
|
1 |
0 |
1 |
|
|
13 |
Способы повышения качества семян. Намачивание, прогревание семян, сроки, методика проведения. Яровизация - важнейший метод повышения всхожести семян. Сроки и методика проведения яровизации. Яровизация клубней картофеля.
|
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
14 |
Почва - естественное богатство Земли, главное средство сельскохозяйственного производства. Образование почв. Понятие о качественном плодородии. Состояние почвы в результате деятельности человека.
|
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
15 |
Состояние почвы в результате деятельности человека. Механический состав почвы, методика его определения. |
1 |
0 |
0 |
|
|
16 |
Почва и ее охрана. Пути сохранения и улучшения состояния почвы. |
1 |
0 |
0 |
|
|
17 |
Почвы Кубани и их состояние. Эрозия почвы, способы ее предотвращения. Проблемы сохранения плодородия почвы. |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
18 |
Удобрения. Виды удобрения, их значение для повышения урожая. Органические и минеральные удобрения и их роль. Питательные вещества в составе почвы. Зеленые удобрения и их значение. |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
19 |
Виды загрязнения почвы и их действие на здоровье человека. Экологические проблемы земледелия и пути их преодоления. |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
20 |
Практическая работа «Распознавание удобрений простейшими способами (по внешнему виду, растворимости в воде, отношению к углю)».
|
1 |
0 |
1 |
|
|
21 |
Сорные растения и их экологическое значение. Важнейшие группы сорняков и их биологические особенности. |
1 |
0 |
0 |
|
|
22 |
Вред и польза сорняков, охрана дикорастущих растений. Семена сорных трав. |
1 |
0 |
0 |
|
|
23 |
Учебно-исследовательская работа «Изучение видового состава сорных трав».
|
1 |
0 |
1 |
|
|
24 |
Вредители и болезни сельскохозяйственных растений. Наиболее распространенные вредители и болезни, их биологические особенности. Ущерб, наносимый народному хозяйству. |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
25 |
Приспособляемость вредных насекомых к условиям окружающей среды. Грызуны - опасные вредители и меры борьбы с ними |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
26 |
Качество сельскохозяйственной продукции, как фактор сохранения здоровья человека. |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
27 |
Понятие об экологически чистых продуктах питания, способы их производства. |
1 |
0 |
0 |
|
|
28 |
Что надо знать о нитратах. Способы снижения количества нитратов в овощах. |
1 |
0 |
0 |
|
|
29 |
Виды загрязнения окружающей среды продуктами агросистемы. |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
30 |
Практическая работа «Определение количества нитратов в овощах». Методы определения, реактивы, необходимые для проведения опыта. |
1 |
0 |
1 |
|
|
31 |
Овощи - целители. Аптека на грядке. Питательные и целебные свойства овощей. |
1 |
0 |
0 |
|
|
32 |
Что такое витамины, история их открытия. Экологическое качество овощей как фактор здоровья человека. Применение овощей в народной медицине. Косметические свойства овощей. |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
33 |
Проектная работа. «Такие разные овощи».
|
1 |
0 |
0 |
|
|
34 |
Виды загрязнения окружающей среды отходами сельскохозяйственного производства. Основные условия сохранения природного равновесия. Химическое загрязнение продуктов агросистемы. |
1 |
0 |
0 |
|
Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10 |
Учебно-методическое обеспечение курса
Литература для педагога
1. Корзунова А. Целительные сорняки. -М.: ЭКСМО, 2005
2. Корсун В. Целебный огород. - М.: ОНИКС, 2000
3. Малахов ВВ. Биология в вопросах и ответах. - М.: Высшая школа, 1994
4. Машанова ОТ. Эволюция. Основы экологии. - М, 1997
5. Миркин В.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов общеобразовательной школы. - М.: АО МДС, Юнискам, 1995
Литература для обучающихся
1. Коробцова 3. Лесная аптека. - М: "Панорама", 1991
2. Миркин В.М. Растительные сообщества наших полей. - М: Знание, 1990
3. Надеждина НА. Во саду ли в огороде. - М: Детгиз, 1977
4. Обухова Г.С. Агротехника на огороде. - М: "Панорама", 1991
Цифровые образовательные ресурсы
1. www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
2. www.konkurs. dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
3. www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
4.www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.