Рабочая программа по элективному курсу " Агроэкология" 10- 11 класс 2024 год
Оценка 4.7

Рабочая программа по элективному курсу " Агроэкология" 10- 11 класс 2024 год

Оценка 4.7
docx
27.09.2024
Рабочая программа по элективному курсу " Агроэкология" 10- 11 класс 2024 год
РП-10-агроэкология.docx

 

 

 

 

 

‌Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
 имени Г.Я. Бахчиванджи‌‌

 

 

 

РАССМОТРЕНО

Школьное методическое объединение учителей

________________________

Фомичева Н.П.

Протокол №1 от «30» августа 2024 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Кравцова М.В

от «30» августа2024 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Т.Б.Мартыняк

Приказ №1 от «30» августа 2024 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Агроэкология»

для обучающихся 10 -11классов среднего общего образования

2024 год

 

 

 

 

 

 

​                                 Составитель :  Фомичева Наталья Петровна,

учитель биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Программа элективного курса «Агроэкология»для учеников 10 – 11 классов  разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, имеет практико-ориентированный характер и естественнонаучную направленность.

Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой поставили перед человечеством задачи выращивания экологически чистых продуктов питания. В связи с этим, растениеводство как учебная дисциплина приобретает все большее значение. Изучение растениеводства является одним из наиболее доступных и наглядных способов экологического образования. В процессе освоения программы обучающиеся приобретают практические навыки: по обработке почвы, выращиванию рассады и уходу за растениями. Данная программа создаёт условия для приобретения новых знаний, умений в овощеводстве, цветоводстве, повышает в дальнейшем профессиональную ориентацию обучающихся.

Отличительные особенности, новизна в том, что программа такого типа при работе с детьми ещё не использовалась в данном учреждении. В качестве объекта глубокого и всестороннего изучения выбрано растениеводство, так как практическое изучение культурных растений доступно для обучающихся с раннего возраста, дает обширный материал для размышлений и сопоставлений. Благодаря практической подготовке у обучающихся есть возможность изучить технологический процесс по выращиванию сельскохозяйственных культур, практические навыки они смогут применять на своих домашних приусадебных участках. Практические опыты и исследования на учебно-опытном участке дадут обучающимся полезный материал для использования в различных конкурсах, конференциях.

 

 

Объем и срок усвоения программы: срок реализации программы: 2 года (68 часов) (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе)

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Цель программы: Формирование у подрастающего поколения новых ценностей, ориентации к окружающему миру и своему здоровью, активной жизненной позиции с помощью агроэкологических знаний и посильного труда.

Задачи:

-углубление и расширение знаний по экологическим проблемам производства сельскохозяйственной продукции, а также влияние продуктов питания на здоровье человека;

-раскрытие взаимосвязи компонентов агросистемы с факторами окружающей среды и влияния на них антропогенного фактора;

-изучение состояния полеводства и овощеводства в Краснодарском крае;

-формирование правильных взглядов на взаимоотношения человека и агросистемы.

-развитие организаторской способности, общительности, аналитического мышления;

-развитие наблюдательности посредствам наглядности при проведении опытов, практических работ, наблюдений на экскурсиях;

-привитие навыков общественно-полезного труда, развитие общественной активности, содействие профориентации обучающихся;

-совершенствование трудовой подготовки детей, формирование интереса к труду, потребности овладевать определенными трудовыми навыками, опираясь на региональный компонент;

-обеспечение разнообразной практической деятельности по изучению и охране окружающей среды.

-воспитание экологической грамотности обучающихся;

-формирование нравственной культуры личности;

-воспитание личной ответственности за сохранение природы своего края;

-воспитание потребности в грамотном ведении сельского хозяйства;

-воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, бережного отношения к природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО элективному курсу «Агроэкология » НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

создание условий для воспитания активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; формирование приверженности идеям дружбы, равенства, взаимопомощи;

развитие  ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности.

Патриотического воспитания:  ;

формирование  патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России; осознанную выработку собственной позиции.

Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Приобщения  детей к культурному наследию:

эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

Популяризации  научных знаний среди детей:

содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:

формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

Воспитание  уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

формирования  умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

содействия профессиональному самоопределению, приобщения  к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Экологическое воспитание:

развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

 

Личностные приобретение учащимися социальных знаний:

-осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;

-осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

-сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей.

 

Метапредметными результатами освоения основной образовательной   программы основного общего образования являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;

умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

 Предметные результаты:

Выпускник научится:

характеризовать        основные        методы           познания:       наблюдение, измерение, эксперимент;

применять знания, полученные при изучении курса в повседневной жизни

уметь выполнять качественный анализ почвы;

различать минеральные и органические удобрения;

применять удобрения для улучшения качества и количества урожая описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм

человека;


Содержание  элективного курса « Агроэкология»  10 класс

1. Введение (1час )

2. Экология растений (3часа )

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Экскурсия . Живой организм, его среда обитания и условия существования. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным организмом и его средой обитания: парк, лес, луг, живой уголок.)

          3. Свет в жизни растений. ( 2 часа )

 Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений .Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету.

Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

 

4. Тепло в жизни растений ( 4 часа )

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян,

роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие

температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу.

Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями.

Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Проект» Температура как экологический фактор»

 

5. Вода в жизни растений ( 3 часа )

 Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений.

Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к

воде. Приспособление растений к различным условиям влажности. Проект «Вода как экологический фактор»

 

6.Воздух в жизни растений  ( 3 часа )

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа.

Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.

Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

 

7.Почва в жизни растений  ( 4 часа )

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв.

Экскурсия. Человек и почва. (Экскурсия проводится в тепличное хозяйство, где в это время

идет подготовка почвы к выращиванию рассады. При отсутствии тепличного хозяйства с

процедурой подготовки почвы можно познакомиться на примере выращивания комнатных

растений.)

 

 

8. Животные и растения ( 3 часа )

 Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники. Проект  « Животные – опылители»

9. Влияние растений друг на друга ( 4 часа )

 Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам. Проект « Виды конкурентных отношений»

10. Грибы и бактерии в жизни растений ( 3 часа )

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни.

Бактериальные и грибные болезни растений.

 

 

11.Растительные сообщества ( 4 часа )

 Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

 

11 класс

 

Тема 1 . Агротехника выращивания растений ( 3 часа )

Агротехнические особенности возделывания полевых культур. Подготовка почвы, внесение удобрений, площадь питания, техника посева и посадки. Значение поливов и подкормок, их связь с фазами развития растений. Практическая работа. Распознавание и описание сортов и видов полевых культур.

Агротехника возделывания овощных культур. Важнейшие сорта и виды овощных культур, возделываемых в Краснодарском крае. Подготовка почвы - внесение удобрений. Площадь питания в зависимости от биологической разновидности культуры. Техника посева и посадки, особенности ухода за посевами. Растения - антагонисты, растения - союзники.

 

Тема 2.Семена – продолжатели жизни растений  ( 10 часов )

Семена - продолжатели жизни растений. Особенности строения семян полевых культур. Абиотические факторы, влияющие на качество семян. Отличительные признаки семян (форма, цвет, величина). Практическая работа. Знакомство с семенами зерновых культур. Определение семян по внешним признакам. Работа с коллекцией семян зерновых культур.

Разнообразие семян овощных культур. Знакомство с семенами. Определение семян по внешним признакам (величина, форма, цвет). Практическая работа. Определение семян овощных культур по внешним признакам. Изготовление коллекции семян овощных культур.

Размножение растений. Распространение плодов и семян. Приспособленность семян к распространению водой, ветром, человеком, животными и т.д. Размножение растений (семена, луковицы, черенок и т.д.). Практическая работа. Знакомство с коллекцией семян, распространяемых различными способами. Практическая работа Укоренение черенков, листьев.

Качество семян и урожай. Значение качества семян на увеличение урожая. Методика определения качества семян. Абсолютный вес семян и его роль в определении нормы высева. Методика определения. Практическая работа. Определение абсолютного веса семян.

Понятие энергии прорастания и всхожести семян.

Лабораторно-практическая работа. Определение энергии прорастания и всхожести семян. Закладка опыта, подсчет проросших семян, подведение итогов, оформление результатов.

Способы повышения качества семян. Намачивание, прогревание семян, сроки, методика проведения. Яровизация - важнейший метод повышения всхожести семян.

Сроки и   методика   проведения   яровизации.   Яровизация   клубней   картофеля.

 

Тема 3  . Азбука земледелия  ( 12 часов )

Почва - естественное богатство Земли, главное средство сельскохозяйственного производства. Образование почв. Понятие о качественном плодородии. Состояние почвы в результате деятельности человека. Механический состав почвы, методика его определения..

Почва и ее охрана. Пути сохранения и улучшения состояния почвы. Почвы Кубани и  их состояние. Эрозия почвы, способы ее предотвращения. Проблемы сохранения плодородия почвы. Удобрения. Виды удобрения, их значение для повышения урожая. Органические и минеральные удобрения и их роль. Питательные вещества в составе почвы. Зеленые удобрения и их значение. Виды загрязнения почвы и их действие на здоровье человека. Экологические проблемы земледелия и пути их преодоления. Практическая работа«Распознавание удобрений простейшими способами (по внешнему виду, растворимости в воде, отношению к углю)».

Сорные растения и их экологическое значение. Важнейшие группы сорняков и их биологические особенности. Вред, причиняемый сорняками, способы борьбы с сорняками в связи с их особенностями развития. Вред и польза сорняков, охрана дикорастущих растений. Семена сорных трав. Учебно-исследовательская работа «Изучение видового состава сорных трав».

Вредители и болезни сельскохозяйственных растений. Наиболее распространенные вредители и болезни, их биологические особенности. Ущерб, наносимый народному хозяйству. Приспосабливаемость вредных насекомых к условиям окружающей среды. Грызуны - опасные вредители и меры борьбы с ними.

Тема4  .Продукция агроэкосистемы и ее влияние на здоровье человека ( 9 часов )

Качество сельскохозяйственной продукции, как фактор сохранения здоровья человека. Понятие об экологически чистых продуктах питания, способы их производства. Что надо знать о нитратах. Способы снижения количества нитратов в овощах. Виды загрязнения окружающей среды продуктами агросистемы. Практическая работа «Определение количества нитратов в овощах». Методы определения, реактивы, необходимые для проведения опыта.

Овощи - целители. Аптека на грядке. Питательные и целебные свойства овощей. Что такое витамины, история их открытия. Экологическое качество овощей как фактор здоровья человека. Применение овощей в народной медицине. Косметические свойства овощей. Проектная работа. «Такие разные овощи».

Виды загрязнения окружающей среды отходами сельскохозяйственного производства. Основные условия сохранения природного равновесия. Химическое загрязнение продуктов агросистемы.


Тематическое планирование 10 класс

п/п

Название разделов и тем

 

 

     ЭОР

Основные направления воспитательной деятельности

 

всего

 

контрольные

практические

1

Введение (1час )

 

1

 

0

0

 

 

 

2

Экология растений

 

3

 

0

0

https://onlinetestpad.com/

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

3

Свет в жизни растений.

2

 

0

0

http://www.biodiversity.ru

http://moseco.narod.ru

http://www.ecosystema.ru

http://www.ebio.ru

 

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

4

Тепло в жизни растений

4

 

0

0

https://onlinetestpad.com/

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

5

Вода в жизни растений

3

 

0

0

https://onlinetestpad.com/

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

6

Воздух в жизни растений  

3

 

0

0

https://onlinetestpad.com/

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

7

Почва в жизни растений  

4

 

0

0

http://www.biodiversity.ru

http://moseco.narod.ru

http://www.ecosystema.ru

http://www.ebio.ru

 

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

8

Животные и растения

3

 

0

0

http://www.biodiversity.ru

http://moseco.narod.ru

http://www.ecosystema.ru

http://www.ebio.ru

 

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

9

Влияние растений друг на друга

4

 

0

0

https://videouroki.net/video/biologia/

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

10

Грибы и бактерии в жизни растений

 

3

0

0

https://videouroki.net/video/biologia/ https://onlinetestpad.com/

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

11

Растительные сообщества

4

 

0

0

https://videouroki.net/video/biologia/

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

Итого

 

34

 

0

0

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 11класс

п/п

Название разделов и тем

 

 

     ЭОР

Основные направления воспитательной деятельности

 

всего

 

контрольные

практические

1

Агротехника выращивания растений

3

 

0

1

 

 

 

2

Семена – продолжатели жизни растений 

10

 

0

5

https://onlinetestpad.com/

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

3

Азбука земледелия 

12

 

0

1

http://www.biodiversity.ru

http://moseco.narod.ru

http://www.ecosystema.ru

http://www.ebio.ru

 

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

4

Продукция агроэкосистемы и ее влияние на здоровье человека

9

 

0

1

https://onlinetestpad.com/

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

 

Итого

34

 

0

8

 

 

 

 

 

Поурочное планирование 10 класс

 

урока

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЭОР)

всего

контроль

практические

1

Введение

 1

0

0

 

 

2

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды.

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

3

Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

1

0

0

 

 

4

Экскурсия . Живой организм, его среда обитания и условия существования.

1

0

0

 

 

5

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений .Свет как экологический фактор.

 

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

6

Экологические группы растений по отношению к свету.

Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

 

1

0

0

 

 

7

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян,

роста и развития растений.

1

0

0

 

 

8

Температура как экологический фактор. Разнообразие

температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу.

 

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

9

Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями.

Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

10

Проект «Температура как экологический фактор»

 

1

0

0

 

 

11

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений.

 

1

0

0

 

 

12

Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к

воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

13

Проект «Вода как экологический фактор»

 

1

0

0

 

 

14

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа.

 

1

0

0

 

 

15

Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.

1

0

0

 

 

16

Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

 

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

17

Почва как необходимое условие жизни растений.

 

 

1

0

0

 

 

18

Виды почв. Состав почвы.

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

19

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв.

1

0

0

 

 

20

Экскурсия. Человек и почва. (Экскурсия проводится в тепличное хозяйство Бриньковское МУП ЖКХ, где в это время

идет подготовка почвы к выращиванию рассады).

1

0

0

 

 

21

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений.

 

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

22

Значение растений для животных. Растения-хищники.

1

0

0

 

 

23

Проект  « Животные – опылители»

 

1

0

0

 

 

24

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга.

1

0

0

 

 

25

Различные формы взаимодействия между растениями.

1

0

0

 

 

26

Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

27

Проект « Виды конкурентных отношений»

 

1

0

0

 

 

28

Роль грибов и бактерий в жизни растений.

1

0

0

 

 

29

Круговорот веществ и непрерывность жизни.

 

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

30

Бактериальные и грибные болезни растений.

 

1

0

0

 

 

31

Растительные сообщества, их видовой состав.

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

32

Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе.

1

0

0

 

 

33

Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность.

1

0

0

 

 

34

Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

 

1

0

0

 

 

 

Поурочное планирование 11 класс

 

урока

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЭОР)

всего

контроль

практические

1

Агротехнические особенности возделывания полевых культур. Подготовка почвы, внесение удобрений, площадь питания, техника посева и посадки. Значение поливов и подкормок, их связь с фазами развития растений.

 1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

2

Практическая работа. Распознавание и описание сортов и видов полевых культур.

 

1

0

1

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

3

Агротехника возделывания овощных культур. Важнейшие сорта и виды овощных культур, возделываемых в Краснодарском крае. Подготовка почвы - внесение удобрений.

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

4

Семена - продолжатели жизни растений. Особенности строения семян полевых культур. Абиотические факторы, влияющие на качество семян. Отличительные признаки семян (форма, цвет, величина).

 

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

5

Практическая работа.  «Знакомство с семенами зерновых культур. Определение семян по внешним признакам».

 

1

0

1

 

 

6

Практическая работа. Определение семян овощных культур по внешним признакам. Изготовление коллекции семян овощных культур.

 

1

0

1

 

 

7

Размножение растений. Распространение плодов и семян. Приспособленность семян к распространению водой, ветром, человеком, животными и т.д. Размножение растений (семена, луковицы, черенок и т.д.).

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

8

Практическая работа. Знакомство с коллекцией семян, распространяемых различными способами.

1

0

1

 

 

9

Качество семян и урожай. Значение качества семян на увеличение урожая. Методика определения качества семян.

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

10

Абсолютный вес семян и его роль в определении нормы высева Практическая работа. Определение абсолютного веса семян.

 

1

0

1

 

 

11

Понятие энергии прорастания и всхожести семян.

 

1

0

0

 

 

12

Практическая работа. « Определение энергии прорастания и всхожести  семян. Закладка опыта, подсчет проросших семян, подведение итогов, оформление результатов.»

 

1

0

1

 

 

13

Способы повышения качества семян. Намачивание, прогревание семян, сроки, методика проведения. Яровизация - важнейший метод повышения всхожести семян.

Сроки и   методика   проведения   яровизации.   Яровизация   клубней   картофеля.

 

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

14

Почва - естественное богатство Земли, главное средство сельскохозяйственного производства. Образование почв. Понятие о качественном плодородии. Состояние почвы в результате деятельности человека.

 

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

15

Состояние почвы в результате деятельности человека. Механический состав почвы, методика его определения.

1

0

0

 

 

16

Почва и ее охрана. Пути сохранения и улучшения состояния почвы.

1

0

0

 

 

17

Почвы Кубани и  их состояние. Эрозия почвы, способы ее предотвращения. Проблемы сохранения плодородия   почвы.

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

18

Удобрения. Виды удобрения, их значение для повышения урожая. Органические и минеральные удобрения и их роль. Питательные вещества в составе почвы. Зеленые удобрения и их значение.

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

19

Виды загрязнения почвы и их действие на здоровье человека. Экологические проблемы земледелия и пути их преодоления.

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

20

Практическая работа «Распознавание удобрений простейшими способами (по внешнему виду, растворимости в воде, отношению к углю)».

 

1

0

1

 

 

21

Сорные растения и их экологическое значение. Важнейшие группы сорняков и их биологические особенности.

1

0

0

 

 

22

Вред и польза сорняков, охрана дикорастущих растений. Семена сорных трав.

1

0

0

 

 

23

Учебно-исследовательская работа «Изучение видового состава сорных трав».

 

1

0

1

 

 

24

Вредители и болезни сельскохозяйственных растений. Наиболее распространенные вредители и болезни, их биологические особенности. Ущерб, наносимый народному хозяйству.

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

25

Приспособляемость  вредных насекомых к условиям окружающей среды. Грызуны - опасные вредители и меры борьбы с ними

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

26

Качество сельскохозяйственной продукции, как фактор сохранения здоровья человека.

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

27

Понятие об экологически чистых продуктах питания, способы их производства.

1

0

0

 

 

28

Что надо знать о нитратах. Способы снижения количества нитратов в овощах.

1

0

0

 

 

29

Виды загрязнения окружающей среды продуктами агросистемы.

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

30

Практическая работа «Определение количества нитратов в овощах». Методы определения, реактивы, необходимые для проведения опыта.

1

0

1

 

 

31

Овощи - целители. Аптека на грядке. Питательные и целебные свойства овощей.

1

0

0

 

 

32

Что такое витамины, история их открытия. Экологическое качество овощей как фактор здоровья человека. Применение овощей в народной медицине. Косметические свойства овощей.

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

33

Проектная работа. «Такие разные овощи».

 

1

0

0

 

 

34

Виды загрязнения окружающей среды отходами сельскохозяйственного производства. Основные условия сохранения природного равновесия. Химическое загрязнение продуктов агросистемы.

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/06/10

 

Учебно-методическое обеспечение курса

Литература для педагога

1. Корзунова А. Целительные сорняки. -М.: ЭКСМО, 2005

 2. Корсун В. Целебный огород. - М.: ОНИКС, 2000

3. Малахов ВВ. Биология в вопросах и ответах. - М.: Высшая школа, 1994

4. Машанова ОТ. Эволюция. Основы экологии. - М, 1997

5. Миркин В.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов общеобразовательной школы. - М.: АО МДС, Юнискам, 1995

Литература для обучающихся

1. Коробцова 3. Лесная аптека. - М: "Панорама", 1991

 2. Миркин В.М. Растительные сообщества наших полей. - М: Знание, 1990

 3. Надеждина НА. Во саду ли в огороде. - М: Детгиз, 1977

 4. Обухова Г.С. Агротехника на огороде. - М: "Панорама", 1991

Цифровые образовательные ресурсы

1. www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

 2. www.konkurs. dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.

3. www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

4.www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 имени

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса «Агроэкология»для учеников 10 – 11 классов разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, имеет практико-ориентированный характер…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса «Агроэкология»для учеников 10 – 11 классов разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, имеет практико-ориентированный характер…

Родине, чувства патриотизма, бережного отношения к природе

Родине, чувства патриотизма, бережного отношения к природе

Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей

Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей

Содержание элективного курса «

Содержание элективного курса «

Растительные сообщества ( 4 часа )

Растительные сообщества ( 4 часа )

Сорные растения и их экологическое значение

Сорные растения и их экологическое значение

Тематическое планирование 10 класс № п/п

Тематическое планирование 10 класс № п/п

Вода в жизни растений 300 https://onlinetestpad

Вода в жизни растений 300 https://onlinetestpad

Животные и растения 300 http://www

Животные и растения 300 http://www

Растительные сообщества 400 https://videouroki

Растительные сообщества 400 https://videouroki

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

Экология растений и животных как учебный предмет

Экология растений и животных как учебный предмет

Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха

Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха

Устойчивость растительных сообществ

Устойчивость растительных сообществ

Размножение растений. Распространение плодов и семян

Размножение растений. Распространение плодов и семян

Почвы Кубани и их состояние

Почвы Кубани и их состояние

Виды загрязнения окружающей среды продуктами агросистемы

Виды загрязнения окружающей среды продуктами агросистемы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2024