МДК01.01. Технология перевозочного процесса Лекция. Классификация подвижного состава
Оценка 5

МДК01.01. Технология перевозочного процесса Лекция. Классификация подвижного состава

Оценка 5
docx
30.06.2024
МДК01.01. Технология перевозочного процесса Лекция. Классификация подвижного состава
Лекция 1. классификация подвижного состава.docx

Лекция 1. Классификация подвижного состава.

   Подвижной состав пассажирского автомобильного транспорта – самоходные и прицепные технические средства, допускаемые согласно действующему законодательству к эксплуатации на дорожной сети общего пользования и предназначенные для перевозки пассажиров, ручной клади и багажа. Классификация подвижного состава производится по ряду технических и эксплуатационных признаков с целью установить целесообразные для производства и эксплуатации конкретные виды и типы единиц подвижного состава применительно к существующим требованиям и условиям. С точки зрения организации перевозок пассажиров имеет значение пассажировместимость и назначение по виду сообщения.

   К пассажирским автомобилям в зависимости от вместимости относятся автобусы и легковые автомобили.

   Автобусы классифицируются по назначению и пассажировместимости.

    По назначению автобусы подразделяются на городские ( с дальнейшем разделением на внутригородские и пригородные), междугородные и дальнего следования. На базе стандартных автобусов выпускаются модификации, предназначенные для специальных перевозок (детские, для перевозки лиц с ограниченными возможностями, вахтовые, для доставки ремонтных бригад вместе с оборудованием, полицейские автобусы и др.) Выпускаются  также специальные автобусы, например аэродромные, эксплуатируемые  вне дорог общего пользования.

   Назначение автобусов предопределяет планировки по размещению мест для пассажиров, ручной клади и багажа, сопровождающего персонала , номенклатуру оборудования салона и требования, предъявляемые к тягово-мощностным и экономическим качествам силовой установки автобуса.

   Внутригородские автобусы имеют планировку салона, позволяющую провозить большое число как сидя, так и стоя в условиях интенсивного пассажирообмена.  Для этого предусмотрены преимущественно трехрядное расположение сидений ( сиденья полужесткие и имеют упрощенную конструкцию), ровный и низкий пол салона,  минимум невысоких ступеней, несколько широких дверей, накопительные площадки около дверей для ускорения выхода и входа большого числа пассажиров и место для кондуктора.

    На пригородных маршрутах используются как обычные внутригородские автобусы, так и их специальные модификации, отличающиеся четырехрядной планировкой салона с увеличенным числом мест для сидения и небольшими накопительными площадками.  Пригородные автобусы могут также отличаться от внутригородских меньшим числом дверей и их шириной.

   В городских автобусах пассажиры перевозятся как сидя, так и стоя, за исключением автобусов особо малой вместимости.

   Междугородные автобусы предназначены для перевозки только сидящих пассажиров на сравнительно большие расстояния, поэтому в их салонах применяется четырехрядное расположение удобных мягких кресел, как правило, с регулируемой по углу наклона спинкой. На междугородных маршрутах небольшой протяженности могут использоваться автобусы с полумягкими сиденьями, имеющими нерегулируемые спинки.

   Автобусы дальнего следования используются на международных маршрутах большой протяженности и для перевозки групп туристов на большие расстояния, например, в автобусных турах. Пассажиры перевозятся только сидя. Эти автобусы конструктивно близки к междугородным и отличаются повышенной комфортабельностью. Туристские автобусы выпускаются также двухэтажными.

     Пассажировместимость является критерием для различия между  автобусами и легковыми автомобилями. Международной конвенцией о дорожном движении установлено, что к автобусам относятся пассажирские автомобили с числом мест для пассажиров 8 и более, поэтому водители автобусов должны иметь в своем водительском удостоверении отметку о допуске к управлению транспортным средством категории Д, что предполагает существенно более высокую квалификацию и наличие опыта работы, тогда как для управления легковым автомобилем требуется категория В.

   Основным классификационным признаком для автобусов является их пассажировместимость. Для междугородных и туристских автобусов также имеет значение классификация по длине.

   Рациональная структура парка городских автобусов в РФ должна включать в себя все классы по вместимости. По численности парк должен состоят примерно из 7% автобусов особо малого класса, 5% малого класса, 10% среднего класса, 48% большого класса и 30% особо большого класса. Парк междугородных автобусов состоит, в основном, из автобусов большой и средней вместимости.

   Дополнительными классификационными признаками для автобусов являются:

- используемое горючее (бензин, дизельное топливо, газ);

- специальное исполнение (северное, тропическое);

- принятая конструктором компановка (вагонная, капотная, полукапотная, одноэтажная, двухэтажная, с двигателем в заднем свесе, под полом или спереди и др.);

- колесная формула ( привод на заднюю ось или оси либо полный привод).

    В настоящее время используется маркетинговая классификация, согласно которой легковые автомобили различаются по габаритным размерам и особенностям конструкции кузова и шасси.

    Легковые автомобили выпускаются преимущественно с колесной формулой 4х2 и предназначены для эксплуатации на дорогах, имеющих хорошее техническое состояние и надлежащее содержание. Схема привода с колесной формулой 4х4 используется в автомобилях, предназначенных для эксплуатации на дорогах заснеженных, горных и с покрытием низкого качества (вседорожные автомобили) или для эксплуатации, вне дорог (внедорожные автомобили).

   Для удержания налога с владельцев автотранспортных средств легковые автомобили подразделяются на категории по мощности двигателя.

   Взимание таможенных пошлин за ввоз легковых автомобилей на территорию РФ производится согласно виду используемого топлива  и объему двигателя.

   Для целей нормирования технических требований к безопасности пассажирских автомобилей Государственным общероссийским стандартом ГОСТ Р 52051 – 2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» установлены следующие категории, на которые подразделяются транспортные средства для перевозки пассажиров:

- М1 – транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения;

- М2 – транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя, более восьми мест для сидения, и максимальная масса которых не превышает 5 тонн;

- М3 – то же, что и М2, но с максимальной массой более 5 тонн.

   Транспортные средства категорий М2 и М3 относятся:

- к одному или более из трех классов 1, 2 или 3 по ГОСТ Р 41.36 – 2004 и ГОСТ Р 41.107 -99;

- одному из двух классов А или В по ГОСТ Р 41.52 – 2005.

    В салонах транспортных средств класса 1 предусмотрены зоны для стоящих пассажиров, обеспечивающие возможность пассажирообмена. Транспортные средства класса 2 предназначены для перевозки, главным образом, сидящих пассажиров, а также стоящих пассажиров, находящихся в проходах и (или) в зонах, которые по своей площади не превосходят пространства, необходимого для размещения двух двойных сидений. В транспортных средствах класса 3 пассажиры перевозятся только сидя. Транспортные средства класса А имеют сидения, но в них может также предусматриваться перевозка стоящих пассажиров. Транспортные средства класса В не предназначены для стоящих пассажиров.

   Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50844 – 95 «Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования»  установлены требования к автобусам, специально предназначенным для перевозки инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций, в том числе в креслах-колясках,  а стандартами ГОСТ 41.36 – 2004 и ГОСТ 41.52 – 2005 – требования к автобусам общего пользования, оборудованным для проезда в них инвалидов в креслах-колясках.  Стандарты устанавливают размеры мест и перечень оборудования салона автобуса для перевозки инвалидов в креслах-колясках, требования к  посадочно - высадочным устройствам и информационному обеспечению.

     Различные специальные требования установлены стандартом ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» к автобусам, предназначенным для перевозки детей. Перевозка детей в специализированных автобусах должна производиться только сидя, а сиденья должны быть установлены по направлению хода автобуса.

   Для нагрузок при перевозки пассажиров и их ручной клади в стандартах используются следующие нормативы:

- масса тела взрослого пассажира – 75 кг;

- масса тела ребенка – 45 кг;

- масса ручной клади – 5 кг на одного пассажира;

- масса кресла – коляски – 20 кг.

Вопрос 2. Классификация по пассажировместимости и габаритной длине автобуса.

В зависимости от пассажировместимости и длины автобусы делятся на 5 классов:

1.     Особо малый класс (8-14  пассажиров), длина до 5 метров;

2.     Малый класс  (15-45 пассажиров),  длина 6-7,5 метров);

3.     Средний класс (46-80 пассажиров), длина 8-9,5 метров;

4.     Большой класс (81-115 пассажиров), длина 10,5 – 12 метров;

5.     Особо большой класс (116 и более пассажиров), длина 16,5 метров и более.

Для междугородных автобусов классификация следующая:

1.     Малый класс (15-34 пассажиров);

2.     Средний класс (35-44 пассажира);

3.      Большой класс (45-59 пассажиров);

4.     Особо большой класс (60 и более пассажиров).

  


 

Лекция 1. Классификация подвижного состава

Лекция 1. Классификация подвижного состава

На пригородных маршрутах используются как обычные внутригородские автобусы, так и их специальные модификации, отличающиеся четырехрядной планировкой салона с увеличенным числом мест для сидения и небольшими…

На пригородных маршрутах используются как обычные внутригородские автобусы, так и их специальные модификации, отличающиеся четырехрядной планировкой салона с увеличенным числом мест для сидения и небольшими…

Дополнительными классификационными признаками для автобусов являются: - используемое горючее (бензин, дизельное топливо, газ); - специальное исполнение (северное, тропическое); - принятая конструктором компановка (вагонная, капотная, полукапотная,…

Дополнительными классификационными признаками для автобусов являются: - используемое горючее (бензин, дизельное топливо, газ); - специальное исполнение (северное, тропическое); - принятая конструктором компановка (вагонная, капотная, полукапотная,…

М2 – транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя, более восьми мест для сидения, и максимальная масса которых не превышает 5 тонн; -

М2 – транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя, более восьми мест для сидения, и максимальная масса которых не превышает 5 тонн; -

Вопрос 2. Классификация по пассажировместимости и габаритной длине автобуса

Вопрос 2. Классификация по пассажировместимости и габаритной длине автобуса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2024