Рабочая программа по элективному курсу " Почвоведение "для 10- 11 класса
Оценка 4.8

Рабочая программа по элективному курсу " Почвоведение "для 10- 11 класса

Оценка 4.8
docx
27.09.2024
Рабочая программа по элективному курсу " Почвоведение "для 10- 11 класса
Рп Почвоведение 10 - 11.docx

 

‌Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
 имени Г.Я. Бахчиванджи‌‌

 

РАССМОТРЕНО

Школьное методическое объединение учителей естественных наук

Фомичева Н.П.

Протокол №1 от «30» августа 2024 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Кравцова М.В

от «30» августа 2024 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Т.Б.Мартыняк

Приказ №1 от «30» августа 2024 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Почвоведение»

для обучающихся 10 -11классов среднего общего образования

2024 год

 

 

 

 

​                                 Составитель :  Фомичева Наталья Петровна,

учитель биологии

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания среднего общего образования, требований к результатам освоения средней образовательной программы среднего общего образования, требований к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Программа элективного курса «Почвоведение »для учеников 10 – 11 классов  разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, имеет практико-ориентированный характер и естественнонаучную направленность.

 

Цель данного курса – формирование систематизированных знаний в области почвоведения; изучение основ почвообразования, принципов организации почвенной массы, классификации и географического распространения почв.

 Задачами почвоведения являются: изучение направленности и типов эволюции почв под влиянием природных и техногенных факторов; поток путей управления, изменениями, происходящими в почве в целях повышения плодородия почв; познание глубины негативных процессов при использовании почв к которым относится эрозия, декальцификация, переуплотнение почв.

 

Объем и срок усвоения программы: срок реализации программы: 2 года (68 часов) (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе)

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО элективному курсу «Почвоведение» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

создание условий для воспитания активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; формирование приверженности идеям дружбы, равенства, взаимопомощи;

развитие  ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности.

Патриотического воспитания:

формирование  патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России; осознанную выработку собственной позиции.

Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Приобщения  детей к культурному наследию:

эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

Популяризации  научных знаний среди детей:

содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:

формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

Воспитание  уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

формирования  умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

содействия профессиональному самоопределению, приобщения  к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Экологическое воспитание:

развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

Личностные  результаты приобретение учащимися социальных знаний:

-осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;

-осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

-сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной   программы основного общего образования являются:

-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;

-умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

-умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, -соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

-умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

-умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

-умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;

-слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

 

Предметные результаты

В результате изучения курса почвоведения в средней школе:

Выпускник научится

- различать типы почв;

- производить морфологическое описание почв;

- анализировать и оценивать сложившуюся экологическую обстановку;

- работать со справочными материалами, почвенными картами, дополнительной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

-формулировать научное понятие о почве;

- рассматривать достижения и открытия в области почвоведения;

- рассматривать образование почв и факторы почвообразования;

- анализировать морфологические признаки и состав почв;

- объяснять поглотительную способность почв;

- знать основные типы почв России;

- объяснять свойства и режим почв;

 

Содержание  элективного курса «Почвоведение»  10 класс

1. Введение в почвоведение.  ( 2 часа )

Содержание почвоведения, задачи и его связь с другими дисциплинами. Краткая история развития науки о почве. Выдающиеся русские ученые-почвоведы. Гипотезы о происхождение Земли. Строение земного шара. Образование и химический состав земной коры.

2.Методы исследования почв ( 1 час )

Сравнительно-географический, сравнительно-аналитический, стационарный.

3.Почвообразование  (2часа )

Сущность почвообразовательного процесса. Факторы почвообразования.

4. Физические свойства почв  (3часа )

Общие физические, физико-механические и водные свойства почвы, их значение для плодородия почвы. Воздушные и тепловые свойства почвы, их значение для плодородия почвы. Проект « Роль дождевых червей в плодородии»

5.Поглотительная способность  ( 3 часа )

Поглотительная способность - функция размерного состава элементных частиц, их минералогического состава и способности вступать с почвенным органическим веществом в прочные связи Учение К.К. Гедройца о видах поглотительной способности. Механическая, физическая, химическая, биологическая и физико-химическая поглотительная способность почв. Емкость катионного обмена. Кислотность и буферность почв.

6.Водные свойства и водный режим  ( 11 часов )

Водные свойства и водный режим почв. Систематика форм воды в почве, основанная на возможностях её передвижения. Строение молекулы воды и возможности поверхностных сил твердых минеральных частиц формировать на своих поверхностях водные пленки. Возможности движения молекул воды в пленках в зависимости от удаления от поверхности минеральной частицы. Формы воды в почвах. Гидрологические константы : а) максимальная гигроскопичность, б) влажность устойчивого завядания, в) влажность разрыва капилляров. Водопроницаемость почв - движение воды с поверхности почв, управляемое гравитацией и гидравлическим давлением (напором). Причины и возможности подъема воды. Значение реализации этой способности для формирования водного режима почвы. Сосущая сила почвы и всасывающее давление, экспериментальные методы измерения и численное выражение результатов. Водный режим почв. Связь с влажностным и тепловым режимами климата. Формы его выражения. Практическая значимость. Химический состав почвенной влаги Почвенная вода - результат взаимодействия поступающей атмосферной влаги с продуктами почвообразования. Растворяемые компоненты и кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства почвы. Химический состав растворов в почвах гумидных и аридных природных областей.  Проект « Почвенные растворы в жизни растений».

7.Почвенный воздух и воздушный режим почв (3 часа )

Почвенный воздух и воздушный режим почв Состав почвенного воздуха. Связь его с составом воздуха атмосферы. Причины различия составов. Пути поступления воздуха в поровое пространство почв. Причины задержки обмена воздуха в системе почва-атмосфера и следствия этого явления. Взаимосвязь в почвах содержания воздуха и влаги. Воздушный режим почв, его взаимоотношения с окислительно-восстановительными свойствами почвы и косвенные методы его определения.

8. Факторы и условия почвенного плодородия.  ( 5 часов )

Исторически сложившиеся представление о плодородии. Категории плодородия. Современное представление о плодородии почв. Факторы (элементы) плодородия почвы. Лимитирующие плодородие факторы. Оценка плодородия почв. Нарушения плодородия почв в процессе земледельческого пользования. Понятие об эрозии почв. Эрозия и дефляция. Линейная и плоскостная эрозия. Верховая эрозия и поземка. Вред, наносимый эрозией.

 

9. Удобрение ( 4 часа )

Роль удобрений в плодородии почвы. Рациональное использование удобрений. Минеральные удобрения, органические удобрения, бактериальное удобрение. Способы и время внесения удобрений. Проект « Плодородие почвы и удобрения»

Содержание  элективного курса «Почвоведение»  11 класс

Раздел 1. Основы почвоведения

1. Почвоведение - наука о почве. Основы геологии.( 6 часов )

Почвоведение как наука и ее место в системе земледелия. Понятие о почве, ее плодородии, значение в сельскохозяйственном производстве. Краткая история развития почвоведения. Растения и почва во взаимодействии. Происхождение Земли и строение Земного шара. Процессы выветривания горных пород и минералов. Физическое выветривание. Химическое выветривание. Биологическое выветривание. Почвообразующие породы на территории России

2. Почвообразовательный процесс. Происхождение и состав органической части (гумуса) почвы ( 7 часов )

Общая схема почвообразовательного процесса. Большой геологический и малый биологический круговороты веществ. Факторы почвообразования, выделенные В. В. Докучаевым: почвообразующие (материнские) породы, климат, растительность и животный мир (биологический фактор), рельеф, возраст почв. Почвенный профиль - результат почвообразования. Его строение и морфологические (внешние) признаки: окраска, структура. Механический состав. Сложение. Новообразования. Включения. Влияние хозяйственной деятельности человека на процесс почвообразования. Источники образования гумуса в почве. Состав гумуса. Свойства гумусовых кислот (гуминовых и фульвокислот). Влияние внешних условий на характер превращения органических остатков и состав гумуса (температура, влажность почвы, ее воздушный режим, химические свойства, характер поступления и химический состав органических остатков). Значение гумуса в почвообразовании и плодородии почв. Мероприятия по накоплению гумуса в почве и улучшению его качественного состава. Проект « Докучаев – основоположник  учения о почвах»

3. Гранулометрический состав почвы и его влияние на свойства и плодородие. Физические свойства почвы ( 10 часов )

Понятие о гранулометрическом составе почв. Классификация почв по гранулометрическому составу. Простейшие методы определения гранулометрического состава почвы. Влияние гранулометрического состава на свойства почвы, превращение органических веществ и закрепление в почве элементов питания. Улучшение свойств почв легкого гранулометрического состава. Улучшение почв тяжелого гранулометрического состава. Каменистость почв. Образование почвы и ее структура. Создание, разрушение и восстановление структуры почвы. Агрономическое значение структурного состояния почвы. Общефизические свойства. Плотность сложения (объемная масса) почвы. Пористость (скважность) почвы. Физико-механические свойства почвы: связность, липкость, пластичность, набухание, спелость почвы, сопротивление при обработке. Зависимость свойств от гранулометрического состава, влажности и структуры почвы. Водные свойства и водный режим. Источники воды в почве. Формы воды и доступность ее растениям. Водные свойства почвы: водопроницаемость, влагоемкость. Полная (максимальная) влажность. Полевая (наименьшая) влажность, капиллярная влагоемкость. Гигроскопическая влажность. Капиллярная или водоподъемная способность. Испаряющая способность. Влажность завядания. Водный баланс почвы. Типы водного режима почвы. Влияние древесных насаждений на водный режим почвы. Регулирование водного режима. Гидрологическая роль зеленых насаждений в лесостепи и их водоохранное и почвозащитное значение. Почвенный воздух и воздушный режим почвы. Состав почвенного воздуха. Воздушные свойства почвы. Аэрация.

Раздел 2. Основы земледелия.

1.      Факторы жизни растений и законы земледелия( 7 часов )

 Плодородие почвы как условие жизнедеятельности растений. Сорные растения и борьба с ними.Биологические, агрофизические, агрохимические факторы плодородия почвы. Законы земледелия. Факторы жизни растений. Потребность культурных растений в воде. Потребность корней культурных растений в кислороде. Роль света и тепла в жизни растений. Приемы регулирования теплового режима почвы. Пищевой режим почвы.. Роль почвенных микроорганизмов в пищевом режиме растений. Основные пути регулирования пищевого режима в земледелия. Воспроизводство плодородия почв. Вред, причиняемый сорными растениями. Источники засоренности полей. Биологические особенности сорняков. Классификация сорных растений. Меры борьбы с сорняками.

2.Эрозия почв и меры борьбы с ней в различных регионах России( 4 часа )

Условия проявления эрозионных процессов. Вред, причиняемый эрозией почв. Виды эрозии. Водная эрозия, дефляция. Их распространение. Мероприятия по защите почв от эрозии: почвозащитные севообороты; полосное размещение культур; буферные полосы; гребневидные террасы; противоэрозионная обработка почвы; агрохимические, агрофизические, специальные, агролесомелиоративные мероприятия по зонам. Понятие о системах земледелия. Исторический обзор развития системы земледелия. Система земледелия в различных почвенно-климатических зонах. Проект « Виды эрозии почв»

 

 

 

Тематическое планирование 10 класс

п/п

Название разделов и тем

 

 

     ЭОР

Основные направления воспитательной деятельности

 

всего

 

контрольные

практические

1

Введение в почвоведение

2

 

0

0

 

 

 

2

Методы исследования почв

1

 

0

0

http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования

http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

 

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

3

Почвообразование

2

 

0

1

http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://agronom.ru/

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

4

Физические свойства почв 

2

 

0

1

http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

5

Поглотительная способность 

3

 

0

0

 

 

 

6

Водные свойства и водный режим 

11

 

0

1

http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования

http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

 

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

7

Почвенный воздух и воздушный режим почв

3

 

0

0

http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

8

Факторы и условия почвенного плодородия

5

 

0

0

http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://agronom.ru/

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

 

9

Удобрение

5

 

0

1

 

 

 

 

Итого

34

 

0

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 11 класс

 

№ п/п

 

Наименование разделов и тем программы

 

Количество часов

ЭОР

Основные

направления

воспитательной

деятельности

 

всего

контрольные

практические

1

Раздел 1. Основы почвоведение

Почвоведение - наука о почве. Основы геологии

6

0

0

http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования

http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

 

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

2

Почвообразовательный процесс. Происхождение и состав органической части (гумуса) почвы

7

0

0

http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования

http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

 

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию

3

Гранулометрический состав почвы и его влияние на свойства и плодородие. Физические свойства почвы

10

0

0

http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://agronom.ru/

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

 

4

Раздел 2. Основы земледелия.

Факторы жизни растений и законы земледелия

7

0

0

http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

 

5

Эрозия почв и меры борьбы с ней в различных регионах России

 

4

0

0

http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://agronom.ru/

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.

Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

 

 

Итого

34

0

0

 

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  10 КЛАСС

 

 

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

ЭОР

всего

контрольные

практика

1

Содержание почвоведения, задачи и его связь с другими дисциплинами. Краткая история развития науки о почве. Выдающиеся русские ученые-почвоведы.

1

0

0

 

http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования

http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

 

2

Гипотезы о происхождение Земли. Строение земного шара. Образование и химический состав земной коры.

 

1

0

0

 

 

3

Сравнительно-географический, сравнительно-аналитический, стационарный методы

1

0

0

 

 

4

Сущность почвообразовательного процесса. Факторы почвообразования.

 

1

0

0

 

 

5

Проект « Почвообразование»

1

0

1

 

 

6

Общие физические, физико-механические и водные свойства почвы, их значение для плодородия почвы.

1

0

0

 

http://fcior.edu.ru/card/3970/pochva-i-pochvennye-resursy-obrazovanie-pochv-i-ih-raznoobrazie-p1.html

7

Воздушные и тепловые свойства почвы, их значение для плодородия почвы.

1

0

0

 

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863d695c

8

Проект « Роль дождевых червей в плодородии»

 

1

0

1

 

 

9

Поглотительная способность - функция размерного состава элементных частиц, их минералогического состава и способности вступать с почвенным органическим веществом в прочные связи .

 

1

0

0

 

http://agronom.ru/

10

Учение К.К. Гедройца о видах поглотительной способности. Механическая, физическая, химическая, биологическая и физико-химическая поглотительная способность почв.

1

0

0

 

http://fcior.edu.ru/card/3970/pochva-i-pochvennye-resursy-obrazovanie-pochv-i-ih-raznoobrazie-p1.html

11

Емкость катионного обмена. Кислотность и буферность почв.

1

0

0

 

 

12

Водные свойства и водный режим почв. Систематика форм воды в почве, основанная на возможностях её передвижения.

1

0

0

 

1. http://www.agrochemv.ru/

 2. http://www.pochva.com/

3. http://agronom.ru/

13

Строение молекулы воды и возможности поверхностных сил твердых минеральных частиц формировать на своих поверхностях водные пленки.

1

0

0

 

http://agronom.ru/

14

Формы воды в почвах. Гидрологические константы Водопроницаемость почв - движение воды с поверхности почв.

1

0

0

 

 

15

Причины и возможности подъема воды

1

0

0

 

 

16

Сосущая сила почвы и всасывающее давление, экспериментальные методы измерения и численное выражение результатов.

1

0

0

 

http://agronom.ru/

17

Водный режим почв.

1

0

0

 

 

18

Химический состав почвенной влаги

1

0

0

 

 

19

Почвенная вода - результат взаимодействия поступающей атмосферной влаги с продуктами почвообразования.

1

0

0

 

1. http://www.agrochemv.ru/

 2. http://www.pochva.com/

3. http://agronom.ru/

20

Растворяемые компоненты и кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства почвы.

1

0

0

 

http://agronom.ru/

21

Химический состав растворов в почвах гумидных и аридных природных областей. 

1

0

0

 

 

22

Проект « Почвенные растворы в жизни растений».

 

1

0

1

 

 

23

Почвенный воздух и воздушный режим почв.

1

0

0

 

1. http://www.agrochemv.ru/

 2. http://www.pochva.com/

3. http://agronom.ru/

24

Состав почвенного воздуха. Связь его с составом воздуха атмосферы.

1

0

0

 

 

25

Воздушный режим почв, его взаимоотношения с окислительно-восстановительными свойствами почвы и косвенные методы его определения.

 

1

0

0

 

1. http://www.agrochemv.ru/

 2. http://www.pochva.com/

3. http://agronom.ru/

26

Исторически сложившиеся представление о плодородии. Категории плодородия.

1

0

0

 

 

27

Современное представление о плодородии почв. Факторы (элементы) плодородия почвы.

1

0

0

 

http://agronom.ru/

28

Лимитирующие плодородие факторы. Оценка плодородия почв.

1

0

0

 

 

29

Нарушения плодородия почв в процессе земледельческого пользования.

1

0

0

 

1. http://www.agrochemv.ru/

 2. http://www.pochva.com/

3. http://agronom.ru/

30

Понятие об эрозии почв. Эрозия и дефляция. Линейная и плоскостная эрозия

1

0

0

 

http://www.pochva.com/

 

31

Роль удобрений в плодородии почвы.

1

0

0

 

 

32

Рациональное использование удобрений.

1

0

0

 

 

33

Минеральные удобрения, органические удобрения, бактериальное удобрение. Способы и время внесения удобрений.

1

0

0

 

http://www.pochva.com/

 

34

Проект « Плодородие почвы и удобрения»

 

1

0

1

 

 

 

Итого

34

0

4

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  11 КЛАСС

 

 

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

ЭОР

всего

контрольные

практика

1

Почвоведение как наука и ее место в системе земледелия. Понятие о почве, ее плодородии, значение в сельскохозяйственном производстве. Краткая история развития почвоведения. Растения и почва во взаимодействии. Происхождение Земли и строение Земного шара. Главнейшие минералы земной коры. Физические свойства минералов.

1

0

0

 

http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования

http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://www.pochva.com/

 

2

Краткая история развития почвоведения. Растения и почва во взаимодействии.

1

0

0

 

http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

 

Происхождение Земли и строение Земного шара.

1

0

0

 

 

3

Процессы выветривания горных пород и минералов.

1

0

0

 

http://www.pochva.com/

 

4

Физическое выветривание. Химическое выветривание. Биологическое выветривание

1

0

0

 

1. http://www.agrochemv.ru/

 2. http://www.pochva.com/

3. http://agronom.ru/

5

Почвообразующие породы на территории России

1

0

0

 

 

6

Общая схема почвообразовательного процесса. Большой геологический и малый биологический круговороты веществ.

1

0

0

 

http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

7

Факторы почвообразования, выделенные В. В. Докучаевым

1

0

0

 

 

8

Почвенный профиль - результат почвообразования. Его строение и морфологические (внешние) признаки

1

0

0

 

http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

9

Влияние хозяйственной деятельности человека на процесс почвообразования.

1

0

0

 

http://www.pochva.com/

 

10

Источники образования гумуса в почве. Состав гумуса. Свойства гумусовых кислот (гуминовых и фульвокислот).

1

0

0

 

 

11

Влияние внешних условий на характер превращения органических остатков и состав гумуса

1

0

0

 

1. http://www.agrochemv.ru/

 2. http://www.pochva.com/

3. http://agronom.ru/

12

Проект « Докучаев – основоположник  учения о почвах»

 

1

0

1

 

 

13

Понятие о гранулометрическом составе почв. Классификация почв по гранулометрическому составу.

1

0

0

 

http://agronom.ru/

14

Простейшие методы определения гранулометрического состава почвы. Влияние гранулометрического состава на свойства почвы,

1

0

0

 

 

15

Улучшение свойств почв легкого гранулометрического состава. Улучшение почв тяжелого гранулометрического состава. Каменистость почв.

1

0

0

 

1. http://www.agrochemv.ru/

 2. http://www.pochva.com/

3. http://agronom.ru/

16

Образование почвы и ее структура.

1

0

0

 

 

17

Водные свойства и водный режим. Источники воды в почве. Формы воды и доступность ее растениям.

1

0

0

 

1. http://www.agrochemv.ru/

 2. http://www.pochva.com/

3. http://agronom.ru/

18

Гигроскопическая влажность. Капиллярная или водоподъемная способность.

1

0

0

 

 

19

Типы водного режима почвы. Влияние древесных насаждений на водный режим почвы.

1

0

0

 

http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

20

Регулирование водного режима.

1

0

0

 

 

21

Почвенный воздух и воздушный режим почвы. Состав почвенного воздуха.

1

0

0

 

http://agronom.ru/

22

Воздушные свойства почвы. Аэрация.

 

1

0

0

 

 

23

Гидрологическая роль зеленых насаждений в лесостепи и их водоохранное и почвозащитное значение.

1

0

0

 

http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

24

Плодородие почвы как условие жизнедеятельности растений. Сорные растения и борьба с ними.

1

0

0

 

 

25

Биологические, агрофизические, агрохимические факторы плодородия почвы. Законы земледелия. Факторы жизни растений.

1

0

0

 

 

26

Потребность культурных растений в воде. Потребность корней культурных растений в кислороде.

1

0

0

 

 

27

Роль света и тепла в жизни растений.

1

0

0

 

http://agronom.ru/

28

Роль почвенных микроорганизмов в пищевом режиме растений. Основные пути регулирования пищевого режима в земледелия.

1

0

0

 

 

29

Воспроизводство плодородия почв. Вред, причиняемый сорными растениями. Источники засоренности полей.

1

0

0

 

 

30

Классификация сорных растений. Меры борьбы с сорняками.

1

0

0

 

http://agronom.ru/

31

Условия проявления эрозионных процессов. Вред, причиняемый эрозией почв.

1

0

0

 

http://agronom.ru/

32

Виды эрозии. Водная эрозия, дефляция. Их распространение. Мероприятия по защите почв от эрозии

1

0

0

 

 

33

Понятие о системах земледелия. Исторический обзор развития системы земледелия.

1

0

 

 

http://agronom.ru/

34

Проект « Виды эрозии почв»

 

1

0

1

 

 

 

Итого

34

0

2

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

‌1.Методическое пособие к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10—11 классы»
2. Демьянков, Соболев: Биология. 10-11 классы. Сборник задач и упражнений. Углубленный уровень. ФГОС
3. Теремов, Петросова: Биология. 10-11 классы. Биологический системы и процессы. Угл. уровень. Методическое пособие. ФГОС
4.Митина Л.П. Школьникам о профессии агронома // Школа и производство. - 2005.

5. Основы агрогомии: Учебник для нач. проф. образования: Учеб.пособие для сред. проф. образования / Н.Н. Третьяков, Б.А. Ягодин, А.М.Туликов и др.; Под. ред. Н.Н.Третьякова. - М.: Издательский центр "Академия", 2003

6. Семенова Г.Ю. Технология. Основы агрономии: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г.Ю.Семенова. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2013.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

    1. Биология, 10 класс/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и другие; под редакцией Пасечника В.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
 2. Биология, 11 класс/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и другие; под редакцией Пасечника В.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

3.Коваленко В. Ф. Юному плодоводу. Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1985.

4.Комаров А. А. Пособие пчеловода-любителя. М.: Цитадель, 2002.

 

 

Интернет ресурсы

1. http://yadyra.ru/skachat/

2. http://www.megabook.ru/apps.asp?page=applications

3. http://agronomiy.ru/predmet_i_zadachi_rastenievodstva.html

4. http://webfermer.ru/publ/rastenievodstvo/obshhie_voprosy_po_rastenievodstvu/47

5. http://sgmlab.ru/nanotechnology-in-agriculture/sajt-otdeleniya-rastenievodstva-rosselxozakademii/


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 имени

Пояснительная записка Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания среднего общего образования, требований к результатам освоения средней образовательной программы среднего общего образования, требований к…

Пояснительная записка Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания среднего общего образования, требований к результатам освоения средней образовательной программы среднего общего образования, требований к…

Приобщения детей к культурному наследию : эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

Приобщения детей к культурному наследию : эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей

Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей

Выпускник получит возможность научиться: -формулировать научное понятие о почве; - рассматривать достижения и открытия в области почвоведения; - рассматривать образование почв и факторы почвообразования; -…

Выпускник получит возможность научиться: -формулировать научное понятие о почве; - рассматривать достижения и открытия в области почвоведения; - рассматривать образование почв и факторы почвообразования; -…

Факторы и условия почвенного плодородия

Факторы и условия почвенного плодородия

Улучшение почв тяжелого гранулометрического состава

Улучшение почв тяжелого гранулометрического состава

Название разделов и тем

Название разделов и тем

Физические свойства почв 201 http://school-collection

Физические свойства почв 201 http://school-collection

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

Почвоведение - наука о почве. Основы геологии 600http://www

Почвоведение - наука о почве. Основы геологии 600http://www

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Сущность почвообразовательного процесса

Сущность почвообразовательного процесса

Систематика форм воды в почве, основанная на возможностях её передвижения

Систематика форм воды в почве, основанная на возможностях её передвижения

Почвенный воздух и воздушный режим почв

Почвенный воздух и воздушный режим почв

Итого 34 0 4

Итого 34 0 4

Источники образования гумуса в почве

Источники образования гумуса в почве

Плодородие почвы как условие жизнедеятельности растений

Плодородие почвы как условие жизнедеятельности растений

Основы агрогомии: Учебник для нач

Основы агрогомии: Учебник для нач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2024