Пояснительная записка
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Элективный учебный предмет « Генетика» предназначен для учащихся 11 классов, изучающих биологию на профильном уровне и интересующихся биологией, выбравших данный предмет для прохождения государственной итоговой аттестации и планирующих поступать в медицинские, сельскохозяйственные, ветеринарные и другие профессиональные учреждения биологического и экологического профиля .
Программа разработана учителем на основе:
1. Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (Приложение к приказу МО и НРФ от 05.03.2004 г. № 1089);
2. Примерной программы среднего общего образования по биологии
Срок реализации программы 1 год, 1 час в неделю.
Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям ФГОС.
Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с введением ЕГЭ по биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям ФГОС.
Решение задач по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.
Решение задач по биологии позволяет также углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует слабых учащихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей. Особенностями программы курса является тесная связь его содержания с уроками общей биологии и соответствие требованиям Государственного стандарта. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трёх уровней обученности: репродуктивного, прикладного и творческого.
Цель: 1.Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и навыков решения задач для сдачи ЕГЭ.
2. Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся сформировать/актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.
3. Дать ученику возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, имеющиеся знания и умения в других областях деятельности при выполнении проектной работы.
4. Дать ученику возможность оценить свои склонности и интересы к данной области знания
Курс углубляет и расширяет рамки действующего углубленного курса биологии. Он предназначен для учащихся 11 класса, проявляющих интерес к генетике. Изучение курса направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников.
Задачи:
формирование и развитие интереса к биологии в целом и к генетике в частности;
отработка навыков применения законов наследственности при решении генетических задач
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО элективному курсу «Генетика » НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
создание условий для воспитания активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; формирование приверженности идеям дружбы, равенства, взаимопомощи;
развитие ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности.
Патриотического воспитания: ;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России; осознанную выработку собственной позиции.
Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Приобщения детей к культурному наследию:
эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
Популяризации научных знаний среди детей:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
Воспитание уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Личностные результаты
- ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
- искать и находить обобщенные способы решения задач
- выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними;
- работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую,
- выделять главное в тексте, структурировать учебный материал;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
Коммуникативные УУД
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях;
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
Предметные результаты:
Учащиеся научатся :
- давать характеристику основным типам генетических задач, типам скрещивания;
-применять законы наследования Менделя при моно-, дигибридном скрещивании;
- характеризовать принципы наследования: доминантность, рецессивность, аллельность, сцепленные гены в одной хромосоме, сцепленные с полом гены;
- записывать схему скрещивания, с использованием генетической символики;
-определять типы и число образующихся гамет у гетерозиготных и гомозиготных организмов при скрещивании;
- составлять решётку Пеннета;
- определять соотношение генотипов и фенотипов при расщеплении;
- характеризовать генотип и описывать фенотип;
- ориентироваться в наследовании при полном и неполном доминировании;
- решать задачи на сцепленное с полом наследование, на определение группы крови;
Учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
- характеризовать принципы наследования: кроссинговер, эпистаз, комплементарность, полимерия;
-наиболее обстоятельному анализу материала с целью самостоятельного составления генетических задач и их решения;
- обобщать, систематизировать теоретические знания в области генетики, овладевать приёмами решения генетических задач;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний;
-разбираться в передаче наследственных признаков, задатков, в наследовании и проявлении каких-либо отклонений в организме
Содержание элективного курса « Генетика»
1. Основные методы генетики ( 3 )
гибридологический анализ, заключающийся в использовании системы скрещиваний
для установления характера наследования признаков и генетических различий изучае-
мых организмов; цитологический метод – изучение структур клеток в связи с размножением организмов и передачей наследственной информации;
онтогенетический метод – изучение действия генов и их проявления в индивидуаль-
ном развитии организмов в разных условиях внешней среды;
близнецовый метод – изучение функционирования генов у близнецов в разных усло-
виях внешней среды; статистический метод – изучение статистических закономерностей наследственности и изменчивости организмов.
2. Моногибридное скрещивание (4ч)
Г.И. Мендель – основоположник науки генетики. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики.
Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы.
Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании.
Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества генотипов и фенотипов потомков.
3. Дигибридное скрещивание (4ч)
Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя. Решение задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании. Нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества генотипов и фенотипов потомков.
4.Наследование признаков при взаимодействии генов (7 ч)
Комплементарное действие генов. Эпистатическое действие генов. Рецессивный эпистаз. Полимерное действие генов. Летальные гены и их наследование. Решение задач на наследование признаков при взаимодействии генов.
5. Сцепленное наследование генов и кроссинговер (4 ч)
Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.
Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссинговерных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков
6. Наследование, сцепленное с полом (6 ч)
Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.
Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.
Решение задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества генотипов и фенотипов потомков.
7.Составление и оформление задачника (4ч)
Составление задач на основе документальных данных генетики растений, генетики животных, генетики человека. Оформление задачника.
3.Тематическое планирование 11 класс
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
ЭОР |
Основные направления воспитательной деятельности
|
||
всего |
контрольные |
практические |
||||
1 |
Основные методы генетики |
3 |
0 |
0 |
http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
|
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей. Популяризация научных знаний среди детей ,. физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение,. экологическое воспитание. приобщение детей к культурному наследию |
2 |
Моногибридное скрещивание
|
4 |
1 |
0 |
http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
|
|
3 |
Дигибридное скрещивание |
4 |
1 |
0 |
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
Гражданское воспитание, . Патриотическое воспитание Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей: Популяризация научных знаний среди детей Физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
|
4 |
Наследование признаков при взаимодействии генов
|
7 |
1 |
0 |
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
|
5 |
Сцепленное наследование генов и кроссинговер
|
4 |
0 |
0 |
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
|
Гражданское воспитание, . Патриотическое воспитание Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей: Популяризация научных знаний среди детей Физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
|
6 |
Наследование, сцепленное с полом
|
6 |
0 |
0 |
http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
|
Гражданское воспитание, . Патриотическое воспитание Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей: Популяризация научных знаний среди детей Физическое воспитание и формирование культуры здоровья: Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
|
7 |
Составление и оформление задачника |
6 |
0 |
1 |
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология". |
|
Итого |
|
34 |
3 |
1 |
|
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
ЭОР |
||
всего |
контрольные |
практика |
||||
1 |
гибридологический анализ |
1 |
0 |
0 |
|
http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
|
2 |
цитологический метод ; онтогенетический метод
|
1 |
0 |
0 |
|
http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
|
3 |
близнецовый метод статистический метод – изучение статистических закономерностей наследственности и изменчивости организмов.
|
1 |
0 |
0 |
|
http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
|
4 |
Г.И. Мендель – основоположник науки генетики. Генетика – наука о акономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. |
1 |
0 |
0 |
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
5 |
Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы.
|
1 |
0 |
0 |
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
6 |
Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании. КР |
1 |
1 |
|
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
7 |
Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества генотипов и фенотипов потомков.
|
1 |
0 |
0 |
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
8 |
Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя. |
1 |
0 |
0 |
|
|
9 |
Решение задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании. |
1 |
1 |
0 |
|
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://chashniki1.narod.ru/uchutil4htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
|
10 |
Нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. Определение количества генотипов и фенотипов потомков. |
1 |
0 |
0 |
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
11 |
. Решение задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании. |
1 |
0 |
0 |
|
|
12 |
Комплементарное действие генов. |
1 |
0 |
0 |
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
13 |
Эпистатическое действие генов |
1 |
0 |
0 |
|
|
14 |
Рецессивный эпистаз |
1 |
0 |
0 |
|
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
|
15 |
Полимерное действие генов. |
1 |
0 |
0 |
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
16 |
Летальные гены и их наследование |
1 |
0 |
0 |
|
|
17 |
Решение задач на наследование признаков при взаимодействии генов.
|
1 |
0 |
0 |
|
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://chashniki1.narod.ru/uchutil4htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
|
18 |
Решение задач КР |
1 |
1 |
0 |
|
|
19 |
Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. |
1 |
0 |
0 |
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
20 |
Полное и неполное сцепление. |
1 |
0 |
0 |
|
|
21 |
Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. |
1 |
0 |
0 |
|
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://chashniki1.narod.ru/uchutil4htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
|
22 |
Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссинговерных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков
|
1 |
0 |
0 |
|
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://chashniki1.narod.ru/uchutil4htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
|
23 |
Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.
|
1 |
0 |
0 |
|
|
24 |
Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов..
|
1 |
0 |
0 |
|
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://chashniki1.narod.ru/uchutil4htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
|
25 |
Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов |
1 |
0 |
0 |
|
|
26 |
Решение задач на сцепление признака с Х-хромосомой. |
1 |
0 |
0 |
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
27 |
Нахождение вероятности появления потомков с определенными признаками. |
1 |
0 |
0 |
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
28 |
Определение количества генотипов и фенотипов потомков.
|
1 |
0 |
0 |
|
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
29 |
Составление задач на основе документальных данных генетики растений, генетики животных, генетики человека..
|
1 |
0 |
1 |
|
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология". |
30 |
Решение задач по генетике животных |
1 |
0 |
0 |
|
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология". |
31 |
Решение задач |
1 |
0 |
0 |
|
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология". |
32 |
Оформление задачника.
|
1 |
0 |
0 |
|
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология". |
33 |
Решение задач |
1 |
0 |
0 |
|
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология". |
34 |
Итоговое повторение |
1 |
0 |
0 |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Методическое пособие к учебнику А. А.
Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология.
Базовый уровень. 10—11 классы»
2. Демьянков, Соболев: Биология. 10-11 классы. Сборник задач и упражнений.
Углубленный уровень. ФГОС
3. Теремов, Петросова: Биология. 10-11 классы. Биологический системы и
процессы. Угл. уровень. Методическое пособие. ФГОС
4. Биология. Биологические системы
и процессы. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (профильный
уровень). А.В. Теремов, Р.А. Петросова
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Биология, 10 класс/ Пасечник В.В.,
Каменский А.А., Рубцов А.М. и другие; под редакцией Пасечника В.В., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Биология, 11 класс/ Пасечник
В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и другие; под редакцией Пасечника В.В.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования
2. http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
3. http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
5. http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
6. http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.
7. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
имени
Г.Я. Бахчиванджи
РАССМОТРЕНО Школьное методическое объединение учителей естественных наук Фомичева Н.П. Протокол №1 от «30» августа 2024 г.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Кравцова М.В. от «30» августа 2024 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Т.Б.Мартыняк Приказ №1 от «30» августа 2024 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Генетика»
для обучающихся 11класса среднего общего образования
2024 год
Составитель : Фомичева Наталья Петровна,
учитель биологии
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.