"Разговорная речь. Сферы её использования, назначение.
Оценка 5

"Разговорная речь. Сферы её использования, назначение.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
06.01.2024
"Разговорная речь. Сферы её использования, назначение.
Дидактический сценарий урока в 12 классе. Урок строится на материале письма великого поэта А. С. Пушкина своей жене Н. Гончаровой.
Разговорная речь. 12 класс.docx

Дидактический проект урока.

Класс – 12.

Тема: Разговорная речь. Сферы её использования, назначение.

Цели: формирование ценностного отношения к живому языку; развитие критического мышления учащихся через осмысление языковых особенностей разговорного стиля речи.

ЕК:

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

Приветствие.

 

2

Озвучивание темы, целеполагание.

Озвучивает тему урока.

Совместно с учителем определяют цели урока.

3

Работа с эпиграфом.

Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят в систему, а писатели только творят на нём сообразно с сими законами. (В. Г. Белинский)

- Какие вы знаете художественные произведения, в которых звучит разговорная речь? Какова цель использования разговорной лексики?

Ответы учащихся.

4

Работа с текстом.

- Выпишите из предложенного текста (отрывок из письма Пушкина жене) примеры, характерные особенностям разговорного стиля речи (языковые особенности: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, словообразовательные). Фрагмент письма дан в приложении.

- В какой форме существует разговорный стиль?

- Являются ли слова маршрутка, визитка, сгущёнка, пятиэтажка, газировка словами разговорного стиля?

 

 

 

- Образуйте слова разговорного стиля: холод, вода, худой, голос, вечер, здоровый, работа.

 

- Применима ли разговорная речь в сфере массовой коммуникации?

- В чём ошибка: Они так удачно играли, что их заприметило телевизионное начальство?

- Какова основная функция разговорного стиля?

 

- Кроме диалектизмов, какие слова находят применение в разговорном стиле? 

Читают отрывок и анализируют текст.

 

 

 

 

 

В устной и письменной.

Да. Маршрутное такси, визитная карточка, сгущённое молоко, пятиэтажное здание, газированная вода.

Холодище, водица, худющий, голосище, вечерок, здоровенный, работёнка.

- Нет.

 

- ... заметило руководство телевизионного канала.

- Общение, для воссоздания изображения быта или иной социальной среды.

- Жаргонизмы.

5

Представление работ.

 

 

6

Подведение итогов.

Разговорный стиль обладает яркими языковыми примерами.

 

7

Оценивание.

 

 

8

Рефлексия.

 

 

9

Информация о домашнем задании.

 

 

 

Приложение.

1.     Отрывок из письма Пушкина жене.

«Стыдно, жёнка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня 2 недели без известия о себе и о детях. Я так был смущён, что не знал, что и подумать. Письмо твоё успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтобы видеть скверных актёров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.»

2.     Языковые особенности разговорного стиля.

Фонетические особенности: разнообразие темпа речи, выразительность, эмоциональность, неполное произношение звуков и слогов.

Лексические особенности: фразеологизмы, авторские новообразования.

Морфологические особенности: употребление личных местоимений 1 и 2 лица ед. числа; употребление глаголов настоящего времени; употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга  (по Калугам); инверсия; лексический повтор слова скверный, обращение, вопросительное предложение. Использованы прилагательные простой формы, междометия, вводные слова.

Словообразовательные особенности разговорной речи: употребление существительных и прилагательных с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными, пренебрежения (ручища), существительных с суффиксами оценки (трудяга, простушка), сложные слова, образованные повтором одного слова (еле-еле, тихо-тихо, давным-давно), однокоренных слов или близких по значению (тихо-мирно, нежданно-негаданно).


 

Дидактический проект урока.

Дидактический проект урока.

Работа с текстом. -

Работа с текстом. -

Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура

Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2024