Дидактический проект урока.
Класс – 12.
Тема: Разговорная речь. Сферы её использования, назначение.
Цели: формирование ценностного отношения к живому языку; развитие критического мышления учащихся через осмысление языковых особенностей разговорного стиля речи.
ЕК:
№ |
Этап урока. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационный момент. |
Приветствие. |
|
2 |
Озвучивание темы, целеполагание. |
Озвучивает тему урока. |
Совместно с учителем определяют цели урока. |
3 |
Работа с эпиграфом. |
Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят в систему, а писатели только творят на нём сообразно с сими законами. (В. Г. Белинский) - Какие вы знаете художественные произведения, в которых звучит разговорная речь? Какова цель использования разговорной лексики? |
Ответы учащихся. |
4 |
Работа с текстом. |
- Выпишите из предложенного текста (отрывок из письма Пушкина жене) примеры, характерные особенностям разговорного стиля речи (языковые особенности: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, словообразовательные). Фрагмент письма дан в приложении. - В какой форме существует разговорный стиль? - Являются ли слова маршрутка, визитка, сгущёнка, пятиэтажка, газировка словами разговорного стиля?
- Образуйте слова разговорного стиля: холод, вода, худой, голос, вечер, здоровый, работа.
- Применима ли разговорная речь в сфере массовой коммуникации? - В чём ошибка: Они так удачно играли, что их заприметило телевизионное начальство? - Какова основная функция разговорного стиля?
- Кроме диалектизмов, какие слова находят применение в разговорном стиле? |
Читают отрывок и анализируют текст.
В устной и письменной. Да. Маршрутное такси, визитная карточка, сгущённое молоко, пятиэтажное здание, газированная вода. Холодище, водица, худющий, голосище, вечерок, здоровенный, работёнка. - Нет.
- ... заметило руководство телевизионного канала. - Общение, для воссоздания изображения быта или иной социальной среды. - Жаргонизмы. |
5 |
Представление работ. |
|
|
6 |
Подведение итогов. |
Разговорный стиль обладает яркими языковыми примерами. |
|
7 |
Оценивание. |
|
|
8 |
Рефлексия. |
|
|
9 |
Информация о домашнем задании. |
|
|
Приложение.
1. Отрывок из письма Пушкина жене.
«Стыдно, жёнка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня 2 недели без известия о себе и о детях. Я так был смущён, что не знал, что и подумать. Письмо твоё успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтобы видеть скверных актёров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.»
2. Языковые особенности разговорного стиля.
Фонетические особенности: разнообразие темпа речи, выразительность, эмоциональность, неполное произношение звуков и слогов.
Лексические особенности: фразеологизмы, авторские новообразования.
Морфологические особенности: употребление личных местоимений 1 и 2 лица ед. числа; употребление глаголов настоящего времени; употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам); инверсия; лексический повтор слова скверный, обращение, вопросительное предложение. Использованы прилагательные простой формы, междометия, вводные слова.
Словообразовательные особенности разговорной речи: употребление существительных и прилагательных с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными, пренебрежения (ручища), существительных с суффиксами оценки (трудяга, простушка), сложные слова, образованные повтором одного слова (еле-еле, тихо-тихо, давным-давно), однокоренных слов или близких по значению (тихо-мирно, нежданно-негаданно).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.