Урок математики «Решение практико- ориентированных задач»
Автор: Соснина Ирина Михайловна
Организация: МБОУ Верховская ООШ
Населенный пункт: г. Шахунья
класс: 6
«Решение практико-ориентированных задач»
Урок – практикум
«Роль математики в жизни каждой семьи»
Тип урока: урок-практикум с элементами исследования и организации деятельности учащихся по применению знаний на практике
Цели деятельности учителя:
Главная дидактическая цель:
Формировать умение решать практико-ориентированные задачи, умение строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков;
Формировать УУД:
Личностные: развивать интерес к изучению темы и мотивировать желание применять приобретённые знания и умения.
Регулятивные: умение определять, формулировать тему и цель урока с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речи других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Предметные: продолжить формировать умение строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков при решении задач с практическим содержанием.
Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни; расширение кругозора учащихся.
Организация пространства: Форма работы: групповая (группы по 4-5 человек)
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
План урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует детей, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочего места.
-Проверьте готовность к уроку: у всех ли на партах лежат тетради, дневники, ручки. Здравствуйте! Садитесь! Все сейчас мне улыбнитесь!
2. Актуализация знаний.
3,1 |
1,11 |
40 |
100 |
36 |
ь |
м |
с |
я |
е |
1)80% от 50 3)3,7-2,59 5) 1/3 от 300
2)120% от 30 4)8-4,9
0,64 |
40 |
0,4 |
4,13 |
1,75 |
112 |
0,3 |
1000 |
19 |
2,4 |
е |
а |
и |
м |
м |
т |
к |
а |
а |
т |
1)10-5,87 6)4:0,1
2)125*8 7)16*7
3)0,37+2,03 8)0,8*0,5
4)0,7-0,06 9)0,2*1,5
5)3,5:2 10)95:5
Чем же сегодня мы с вами будем заниматься на уроке?
-Ребята сформулируйте тему урока.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
-Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного математика И.Л.Лобачевского
«Математике должно учить еще с той целью, чтобы познания здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей жизни»»
3. Подготовка к работе на основном этапе
-Сегодня мы проведем с вами необычный урок. Мы будем решать задачи с которыми сталкивается в повседневной жизни каждая семья. Тем самым докажем, что математика нужна всем вне зависимости от того, чем человек занимается, какой профессией владеет. Давайте рассмотрим жизнь отдельно взятой семьи. В каждой семье приходится решать много бытовых вопросов: собрать детей в школу, оплатить коммунальные платежи, закупить продукты, отдохнуть на каникулах и т.д. Предлагаю познакомимся с нашей семьёй. Петровы–обычная российская семья, состоящая из мамы Марии Александровны, папы Михаила Владимировича и двух детей Кати и Леши.
Устный счет
· Леше 7 лет, это пятая часть возраста отца. Сколько лет отцу. (35)
· маме было 27 лет, Леше было 2 года. Сейчас ему 7 лет. Сколько лет Лешиной маме? (32)
- День рождение у Кати и Леши в седьмом месяце года. Как он называется? (Июль)
-В доме, в котором живёт наша семья 10 этажей и несколько подъездов. На каждом этаже по 4 квартиры. В каком подъезде находится квартира 117? (3 подъезд)
-Как вы уже заметили нашим брату с сестре в этом году исполнилось 7 лет. А это значит, что родителям предстоят большие затраты, чтобы собрать детей в школу.
4.Применение знаний и умений в новой ситуации
Задача 1
«Сколько стоит собрать ребенка в школу» (раздать карточки с заданием)
- Перед Вами данные о сборе школьников первого класса в школу. Изучите информацию и ответьте на вопросы:
Вопрос 1
Рассчитайте, какой процент от семейного дохода нужно потратить на первоклассников в семье Петровых, если ее суммарный доход 52000 руб.? Ответ округлите до целого
1)19565+18165=37730(руб.)- одежда для детей
2) (1300+2500+1500+1500)∙2=13600(руб.)- общие расходы
3)37730+13600=51330 (руб.)- общие затраты на сборы первоклассников Леши и Кати
4)
Вопрос 2
Рассчитайте, на кого семья потратит больше: на девочку или мальчика? И на сколько процентов? Ответ округлите до целого
1)19565-18165=1400(руб.)- больше на девочку
2)
Задача 2 «Стоимость поездки»
-Вот наши дружные ребята наконец-то пошли в школу, и вскоре наступило долгожданное время каникул. Семья Петровых решила съездить в гости к родственникам в Москву.
Расписание поездов Орел-Москва.
Маршрут |
Отправление из Орла |
Прибытие в Москву |
Цена билетов |
142М Орел- Москва
|
01:43
|
07:34 Восточный вокзал |
Плацкарт-1200 руб Купе-2200 руб |
072В Орел-Москва
|
02:29 |
08:03 Восточный вокзал |
Плацкарт-1700 руб. Купе-2600 руб. |
082В Орел- Москва
|
21:07
|
01:36 Восточный вокзал |
Плацкарт-1300 руб Купе-2000 руб |
Вопрос 1. На каком поезде выгоднее всего будет поездка в Москву для всей семьи?
142М : 1200*4=4800 (руб)
072В: 1700*4=6800 (руб.)
082В: 1300*4=5200 (руб)
Ответ: 142М
Вопрос 2. Сколько минут Петровы будут в пути на выбранном поезде?
Ответ: 5ч 51 мин=5*60+51 =351 мин
Задача 3. «Покупка»
Мама решила приготовить с собой в дорогу «Куриное филе в панировке». Для этого написала список продуктов и их количество. После исследования цен в супермаркетах, составила таблицу, куда выписала цены по каждому наименованию продукта.
Продукт |
«Магнит» |
«Европа» |
«Пятёрочка» |
Куриное филе (1кг) |
300 |
320 |
290 |
Яйца |
70 |
85 |
75 |
Панировочные сухари |
30 |
35 |
45 |
Грецкий орех, 50г |
60 |
90 |
74 |
Соль |
25 |
35 |
27 |
Масло 1л. (подсолнечное) |
98 |
125 |
120 |
- Как вы думаете, в каком магазине выгоднее сделать покупку?
Решение:
«Магнит»:300+70+30+60+25+98=583рубля
«Европа»: 320+85+35+90+35+125=690 рублей
«Пятёрочка»: 290+75+45+74+27+120=631 рублей
Ответ: Выгоднее сделать покупку в магазине «Магнит».
Задача 4. «Платежи»
Перед поездкой папе было поручено оплатить транспортный налог за машину.
Вопрос
В таблице представлены налоговые ставки на автомобиль с 1 января 2021 года.
Мощность автомобиля (в л.с.*) |
Налоговая ставка (в руб.за л.с.в год) |
Не более 70 |
0 |
71-100 |
12 |
101-125 |
25 |
126-150 |
35 |
151-175 |
45 |
176-200 |
50 |
201-225 |
65 |
226-250 |
75 |
Свыше 250 |
150 |
Л.с.*- лошадинная сила.
Сколько должен заплатить отец за свой автомобиль мощностью 106 л.с. в качестве налога за один год?
Решение:
106*25=2650 (руб.)-транспортный налог
- Теперь наша семья готова к путешествию: билеты куплены, платежи оплачены, чемоданы собраны. Счастливого путешествия.
5. Выводы по итогам решения задач
- Скажите, решая повседневные задачи вместе с членами семьи Петровых, мы хоть раз задумывались, какая профессия у мамы или у папы, кем в будущем хочет стать Леша или Катя?(-Нет). Так какой вывод можно сделать?( В повседневной жизни любой человек, любой профессии решает математические задачи. Он ходит в магазин, рассчитывает свой бюджет, оплачивает счета, выбирает тариф интернета, телефонной сети, рассчитывает выгодные покупки, планирует, участвует в ремонте, строительстве, берет кредит и т.д. и т.п.)
6.Рефлексия
-Дополните фразы, выскажите своё отношение к уроку.
Сегодня я узнал …
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
Своей работой на уроке я …
Материал урока мне был…
Я попробую…
Меня удивило…
7. Домашнее задание
Попробуйте составить задачку про ситуацию, с которой вы можете столкнуться в жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.