Тема: Части речи. Морфологические признаки частей речи.
Цели: обобщить знания об изученных частях речи, развивать умение различать части речи и определять их признаки.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
· определять самостоятельные и служебные части;
· распознавать части речи и определять их морфологические признаки.
Формируемые УДД:
Познавательные УДД:
· Выделять и формулировать познавательные цели;
· Анализировать, сравнивать, аргументировано отвечать на поставленные вопросы;
· Искать и выделять необходимую информацию о частях речи.
Регулятивные УДД:
· Ставить учебную задачу;
· Оценивать качество и уровень усвоения материала о частях речи.
Коммуникативные УДД:
· Сотрудничать с учителем и сверстниками;
· Контролировать, оценивать и корректировать свою учебную деятельность и одноклассников.
Личностные УДД:
· Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Как называется суп, приготовленный из капусты? ( Щи)
2. Как называется хищная рыба с острыми зубами? (Щука)
3. Как называется детеныш собаки? ( щенок)
4. Чем чистят обувь? ( щёткой)
II. Фоноритмика (Работа со звукои «щ»).
III. Актуализация знаний.
Словарная работа (на доске)
– Прочитайте. Дайте характеристику орфограммам. Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
В.кзал, б.гаж, п.сс.жирский, г.р.зонт, ж.лтый, уж.нать, х.зяйственный, пр.красный, . бедал, ш.фёр, завтр.кать, р.сует.
ИЛЬЯ
Самопроверка ( по словарю)
Вокзал, багаж, пассажирский, горизонт, жёлтый, ужинать, хозяйственный, прекрасный, обедал, шофёр, завтракать, рисует.
–Подумайте и скажите, на какие группы можно разделить данные слова?
–По какому принципу группировали слова? (признаки, общие для каждой группы)
Запись нового словарного слова
Двенадцать
–Какой частью речи является записанное слово?
VI.Самоопределение к деятельности.
–Как вы думаете, какова цель нашего урока? (вспомнить, какие части речи знаем)
–Определите тему урока (будем повторять части речи и их признаки, морфологические признаки, от слова «морфология»)
Зарядка для глаз. (на усмотрение учителя)
V. Работа по теме урока.
Мы ходим в ближний лесок. Воздух в лесу свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная.
ИЛЬЯ записывает текст в тетрадь.
Осень.
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берез легкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.
– На какие две большие группы можно разделить слова русского языка? (карточки с названиями закрепляю на доске)
–К каким частям речи относятся выделенные слова – к самостоятельным или служебным? Докажите. (сам. – отвечают на вопрос и имеют определённое значение)
–Прочитайте предложение без служебных слов.
–Какой вывод сделаем? Для чего нужны служебные части речи?
(Для связи слов в предложении и словосочетании)
– Выполните упражнение письменно.
Взаимопроверка.
VI. Физминутка.
VII. Составление алгоритма определения части речи.
–Составим алгоритм определения части речи.
–Продолжите: для того, чтобы определить часть речи, надо:
1. Поставить вопрос к данному слову.
2. Определить, что обозначает (предмет, признак предмета, действие предмета и т.д.)
3. Определить часть речи.
(Вывешиваю памятку на доске)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
–На какие две большие группы можно разделить слова русского языка?
–Какую роль в языке выполняют служебные части речи?
–Как определить, к какой части речи относится слово?
–Приведите примеры самостоятельных частей речи.
–Что показалось трудным?
–Какое задание было самым интересным?
XI. Дом. задание. Оценивание.
Карточка №1 (На «4» и «5»)
Укажите части речи выделенных слов.
В полях, некошеных косой,
Всё утро дождик шёл косой.
Дочь грома – капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли боясь взглянуть.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.
Карточка №2 (на «3»)
Указать части речи.
Берёзки надели золотые платья. Зарумянились клён и рябина.
Как называется суп, приготовленный из капусты? (Щи)
Как называется хищная рыба с острыми зубами? (Щука)
Как называется детёныш собаки? (щенок)
Чем чистят обувь? (щёткой)
Осень.
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берез легкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.
Мы ходим в ближний лесок. Воздух в лесу свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Не хочется уходить из леса.
Укажите части речи выделенных слов.
В полях, некошеных косой,
Всё утро дождик шёл косой.
Дочь грома – капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли боясь взглянуть.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.
Указать части речи.
Берёзки надели золотые платья. Зарумянились клён и рябина.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.