Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: Части речи. Морфологические признаки частей речи.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока русского языка в 4 классе для детей с ОВЗ по теме: Части речи. Морфологические признаки частей речи.
Иконка файла материала РУССКИЙ ЯЗЫК 15.10.2021..docx

Тема: Части речи. Морфологические признаки частей речи.

Цели: обобщить знания об изученных частях речи, развивать умение различать части речи и определять их признаки.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

·         определять самостоятельные и служебные части;

·         распознавать части речи и определять их морфологические признаки.

Формируемые УДД:

Познавательные УДД:

·         Выделять и формулировать познавательные цели;

·         Анализировать, сравнивать, аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

·         Искать и выделять необходимую информацию о частях речи.

Регулятивные УДД:

·         Ставить учебную задачу;

·         Оценивать качество и уровень усвоения материала о частях речи.

Коммуникативные УДД:

·         Сотрудничать с учителем и сверстниками;

·         Контролировать, оценивать и корректировать свою учебную деятельность и одноклассников.

Личностные УДД:

·         Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

 

Ход урока

I. Оргмомент.

 

1.      Как называется суп, приготовленный из капусты? ( Щи)

2.      Как называется хищная рыба с острыми зубами? (Щука)

3.      Как называется детеныш собаки? ( щенок)

4.      Чем чистят обувь? ( щёткой)

 

II. Фоноритмика (Работа со звукои «щ»).

 

III. Актуализация знаний. 

 

Словарная работа (на доске)

– Прочитайте. Дайте характеристику орфограммам. Запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

 

В.кзал, б.гаж, п.сс.жирский, г.р.зонт, ж.лтый, уж.нать, х.зяйственный, пр.красный, . бедал, ш.фёр, завтр.кать, р.сует.

 

ИЛЬЯ

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/03e1/00079178-405667ab/img10.jpg

 

Самопроверка ( по словарю)

Вокзал, багаж, пассажирский, горизонт, жёлтый, ужинать, хозяйственный, прекрасный, обедал, шофёр, завтракать, рисует.

–Подумайте и скажите, на какие группы можно разделить данные слова?

–По какому принципу группировали слова? (признаки, общие для каждой группы)

 

Запись нового словарного слова 

Двенадцать

–Какой частью речи является записанное слово?

VI.Самоопределение к деятельности.

–Как вы думаете, какова цель нашего урока? (вспомнить, какие части речи знаем)

–Определите тему урока (будем повторять части речи и их признаки, морфологические признаки, от слова «морфология»)

Зарядка для глаз. (на усмотрение учителя)

V. Работа по теме урока.

Мы ходим в ближний лесок. Воздух в лесу свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная.

ИЛЬЯ записывает текст в тетрадь.

Осень.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берез легкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. 

 

– На какие две большие группы можно разделить слова русского языка? (карточки с названиями закрепляю на доске)

–К каким частям речи относятся выделенные слова – к самостоятельным или служебным? Докажите. (сам. – отвечают на вопрос и имеют определённое значение)

–Прочитайте предложение без служебных слов.

–Какой вывод сделаем? Для чего нужны служебные части речи?

(Для связи слов в предложении и словосочетании)

– Выполните упражнение письменно.

Взаимопроверка. 

VI. Физминутка.

VII. Составление алгоритма определения части речи.

–Составим алгоритм определения части речи. 

–Продолжите: для того, чтобы определить часть речи, надо:

1.      Поставить вопрос к данному слову.

2.      Определить, что обозначает (предмет, признак предмета, действие предмета и т.д.)

3.      Определить часть речи.

(Вывешиваю памятку на доске)

 

VIII. Итог урока. Рефлексия. 

–На какие две большие группы можно разделить слова русского языка?

–Какую роль в языке выполняют служебные части речи?

–Как определить, к какой части речи относится слово?

–Приведите примеры самостоятельных частей речи.

–Что показалось трудным?

–Какое задание было самым интересным?

 

XI. Дом. задание. Оценивание.

Карточка №1  (На «4» и «5»)

Укажите части речи выделенных слов.

В полях, некошеных косой,

Всё утро дождик шёл косой.

Дочь грома – капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо земли боясь взглянуть.

Скользнув с небесного стекла,

В ладонь цветка она стекла.

 

Карточка №2  (на «3»)

Указать части речи.

Берёзки надели золотые платья. Зарумянились клён и рябина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/03e1/00079178-405667ab/img10.jpg

 

Как называется суп, приготовленный из капусты? (Щи)

Как называется хищная рыба с острыми зубами? (Щука)

Как называется детёныш собаки? (щенок)

Чем чистят обувь? (щёткой)

 

Осень.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берез легкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. 

 

Мы ходим в ближний лесок. Воздух в лесу свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Не хочется уходить из леса.

 

 

Укажите части речи выделенных слов.

В полях, некошеных косой,

Всё утро дождик шёл косой.

Дочь грома – капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо земли боясь взглянуть.

Скользнув с небесного стекла,

В ладонь цветка она стекла.

 

Указать части речи.

Берёзки надели золотые платья. Зарумянились клён и рябина.


 

Посмотрите также