Конспект урока русского языка в 4-м классе
«Правописание глаголов в прошедшем времени»
Цель:
1. закрепить знания об особенностях глаголов;
2. развивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени; развивать речь (устную и письменную);
3. развивать орфографическую зоркость; закреплять пройденные орфограммы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Прочитайте готовый текст, укажите спряжение глаголов. 1 спр. (используют, прокладывают, помогают, купает, осматривает). 2 спр. Переносят и платит.
Какие глаголы относятся к 1 спр. (-ешь, ет, ем, ете, ут, ют; н.ф. –ать, ять, еть, ыть, оть, уть, глаголы- исключения: брить, стелить), какие глаголы ко 2 спр. ? ( - ишь, им, ите, ит, ат, ят, н.ф. –ить, глаголы- исключения: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, слышать, дышать, держать, гнать)
Индивидуальная работа
Карточка1. Записать данные глаголы во 2-м и 3-м лице ед. числа; окончания выделить. Указать спряжение.
Пищат( I), ведут( I), вьют( I), летят(I I), бодрят(I I),, несут( I).
Карточка 2. Вставить пропущенные окончания глаголов. Указать лицо, спряжение глаголов, выделить их окончания.
В тихие дни берёзка сбрасыва_т листья ровным кругом4. С пугливой готовностью липа кида_т зубчатые монетки в чёрную воду омута. Красне_т стройный клён. Всегда бедновато одетая лиственница так скупо трат_т свою хвою, что хвата_т и на зимнюю пору. Долго ещё покрыва_т её золотые иголки белоснежную скатерть полей.
Карточка 3. В тексте найди глаголы, обозначь время.
Утром погасли последние звёзды. Вот и солнце встаёт. День вступит в свои права. Ночью на траву выпала роса. Как слезинка скатилась с листочка капелька росы. Пригревает солнце. Ветер и солнце высушат росу.
Карточка 4. Синтаксический разбор предложения. (у доски)
Ласковое солнце согревает(3) землю теплом.
Карточка 5 Определи спряжение глаголов. (у доски)
Полоть(1), смотреть - 2Спр., строить-2Спр., прятать-1 спр, кроить-2 спр., жать-1 спр, бороться-1 спр, топтать-1 спр, прогнать- 2 спр., дышать- 2 спр., брить – 1спр.
III. Минутка чистописания
Вставить пропущенные буквы. Выполнить задание.
мечтаешь помешаете строит клеит
Что общего у этих слов? (глаголы) Что вы знаете о глаголе?
Чем отличаются? (1 и 2 спр.), окончания, вопросы
Составить цепочку из букв Е, И, а так же из букв, которые находятся в алфавите между ними.
еёжзи еёжзи
Словарная работа.
Светил, светила, гореть, светило, светили.
Прочитайте слова. Что общего у этих слов? (глаголы) Какое слово лишнее, докажите? (гореть) . Почему оно лишнее? (сл. слово, неопр.ф.)
Работа с учебником. (словарь)
Выпишите из словаря глаголы в столбик.
Гореть- горел- горела -горело
Желать- желал- желала -желало
Сверкать- сверкал- сверкала -сверкало
Что объединяет эти слова? (они неопр. формы) На какой вопрос они отвечают? (что делать?)
Актуализация знаний.
Прочитайте оставшиеся слова, что у них общего? Подумайте, над какой темой урока мы будем работать.
Чем отличаются глаголы в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени?
(Обозначают действие, которое уже совершено.)
– На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? (карточки) Найдите среди этих слов одно лишнее? Почему?
Какую отличительную особенность большинства глаголов прошедшего времени вы знаете? (Суффикс
Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (По числам, в единственном числе по родам.)
– Что именно указывает на изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по
родам? (Изменение окончаний в зависимости от рода.)
– Что вы можете определить у глаголов пр.вр. ед.ч.? (род)
Запишите глаголы, которые отвечают на вопрос
что делал? что делала? что делало?
горел горела горело
желал желала желало
сверкал сверкала сверкало
Выделите окончание
Что вы заметили? ? (Глаголы прошедшего времени изменяются по родам, при этом меняется их окончание.)
Назовите родовые окончания глаголов в прошедшем времени.
М.р. ж.р. ср. р.
Запишите глаголы, которые отвечают на вопрос что делали?
Как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему?
Вывод:
глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.
Работа с учебником. (правило) с.107
Физминутка
Потрудились - отдохнуть,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаем,
Выполним движения.
Ж.р. приседают девочки
М.р. приседают мальчики
Ср. р. Наклоны в стороны
Мн.ч. качают головой
Читали, побежал, красило, танцевала, пошёл, играли, рисовала, вышивал, писали, светило.
IV Самостоятельная работа.
Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед. числе? ( по родам)
Что нам помогало в этом? (вопрос)
Работа в парах.
Списать, вставляя окончания глаголов. Определить число и род глаголов.
Выделение в тексте глаголов в прошедшем времени; наблюдение над их особенностями.
Стоял… раннее утро. Солнце освещал… верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка.
– Найдите в тексте глаголы прошедшего времени. Обоснуйте свой ответ.
– Выделите окончания этих глаголов. Одинаковые ли они? Почему? От чего это зависит? (От рода существительного, с которым связан этот глагол.)
– Назовите эти глаголы вместе с существительными, которые связаны с ними в предложении.
Стояло (ед.ч., Ср.р.) раннее утро. Солнце освещало (ед.ч., Ср.р.) верхушки высоких сосен. Длинные тени лежали (мн.ч.) на песке. Лёгкая волна набегала (ед.ч., Ж.р.) на берег. Море сверкало (ед.ч., Ср.р.) в лучах солнца. На берегу сидела (ед.ч., Ж.р.) белая чайка.
Как можно определить род глагола в прошедшем времени?
Вывод: род глагола определяется по вопросу, по роду существительного, с которым этот глагол связан в предложении.
Упражнение в правописании родовых окончаний глаголов прошедшего времени.
Прочитайте текст. Что вы заметили? (глаголы стоят в наст. времени).
Подумайте и скажите, какое задание можно предложить, исходя из нашей темы урока.
(Заменить глаголы настоящего времени на глаголы в прошедшем времени. Определи род и число глаголов)
Стоит ясная погода. Автобус отъезжает от остановки. Дорога сворачивает направо. Кругом сияет осенняя красота. В лесу поблёскивает паутина. Время подходит к полудню.
Проверка:
Стояла (ед.ч., Ж.р.) ясная погода. Автобус отъезжал (ед.ч., М.р.) от остановки. Дорога сворачивала (ед.ч., Ж.р.) направо. Кругом сияла (ед.ч., Ж.р.) осенняя красота. В лесу поблёскивала (ед.ч., Ж.р.) паутина. Время подходило (ед.ч., Ср.р.) к полудню.
Как определить род глагола в прошедшем времени? (По роду существительного, с которым этот глагол связан в предложении.)
Индивидуальная работа
Списывание текста с заданием: поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделить окончания, указать род.
(Наступить) ясное утро. Со_нце ярко (сиять) в г_лубом неб_. Алмаз_ми (сверкать) роса на тр_ве, на лист_ях д_рев_ев. Кругом (стоять) т_шина. В_терок тёпл_й струйк_й (пробежать) (по) моему л_цу.
Списать текст. Выделить окончания глаголов в прошедшем времени, указать число и род.
Наступила тёмная ночь в лесу. Луна освещала лесную поляну. Стрекотали ночные кузнечики. Заливался в кустах соловей. В высокой траве кричали коростели. Чуть слышно журчали лесные ручьи. Приятно пахли ночные фиалки.
Итог урока.
Закончи фразу.
Глаголы в прошедшем времени отвечают … на вопросы: что делал?, что делала?,
что делало? что делали?
Глаголы в прошедшем времени в ед.числе … изменяются по родам и числам
У глаголов прошедшего времени мн.числа нельзя … изменяются по родам и числам
Домашнее задание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.