Конспект урока русского языка в 4-м классе «Правописание глаголов в прошедшем времени»
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка в 4-м классе «Правописание глаголов в прошедшем времени»

Оценка 4.8
doc
09.05.2023
Конспект урока русского языка в 4-м классе  «Правописание глаголов в прошедшем времени»
user_file_5ced5f620a890.doc

Конспект урока русского языка в 4-м классе

«Правописание глаголов в прошедшем времени»

Цель:

  1. закрепить знания об особенностях глаголов;        

  2. развивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени; развивать речь (устную и письменную);

 3. развивать орфографическую зоркость; закреплять пройденные орфограммы.

Ход урока

I.                      Организационный момент.

II.                    Проверка домашнего задания. Прочитайте готовый текст, укажите спряжение глаголов. 1 спр. (используют, прокладывают, помогают,  купает, осматривает). 2 спр. Переносят и платит.

Какие глаголы относятся к 1 спр. (-ешь, ет, ем, ете, ут, ют; н.ф. –ать, ять, еть, ыть, оть, уть, глаголы- исключения: брить, стелить),  какие глаголы ко 2 спр. ? ( - ишь, им, ите, ит, ат, ят, н.ф. –ить, глаголы- исключения: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, слышать, дышать, держать, гнать)

Индивидуальная работа

Карточка1. Записать данные глаголы во 2-м и 3-м лице ед. числа; окончания выделить. Указать спряжение.

Пищат( I), ведут( I), вьют( I), летят(I I), бодрят(I I),, несут( I).

Карточка 2. Вставить пропущенные окончания глаголов. Указать лицо, спряжение глаголов, выделить их окончания.

В тихие дни берёзка сбрасыва_т листья ровным кругом4. С пугливой готовностью липа кида_т зубчатые монетки в чёрную воду омута. Красне_т стройный клён. Всегда бедновато одетая лиственница так скупо трат_т свою хвою, что хвата_т и на зимнюю пору. Долго ещё покрыва_т её золотые иголки белоснежную скатерть полей.

Карточка 3. В тексте найди глаголы, обозначь время.

Утром погасли  последние звёзды. Вот и солнце встаёт. День вступит в свои права. Ночью на траву выпала  роса. Как слезинка скатилась с листочка капелька росы. Пригре­вает солнце. Ветер и солнце высушат  росу.

Карточка 4. Синтаксический разбор предложения. (у доски)

        Ласковое солнце согревает(3) землю теплом.

Карточка 5  Определи спряжение глаголов. (у доски)

Полоть(1), смотреть - 2Спр., строить-2Спр., прятать-1 спр,  кроить-2 спр., жать-1 спр, бороться-1 спр,  топтать-1 спр,  прогнать- 2 спр., дышать- 2 спр., брить – 1спр.

III. Минутка чистописания

Вставить пропущенные буквы. Выполнить задание.

мечтаешь       помешаете  строит    клеит

Что общего у  этих слов? (глаголы) Что вы знаете о глаголе?

Чем отличаются? (1 и 2 спр.), окончания, вопросы

Составить цепочку из букв Е, И, а так же из букв, которые находятся в алфавите между ними.

еёжзи  еёжзи

Словарная работа.

Светил, светила, гореть, светило, светили.

Прочитайте слова. Что общего у этих слов?  (глаголы) Какое слово лишнее, докажите? (гореть) .    Почему оно лишнее? (сл. слово, неопр.ф.)

Работа с учебником. (словарь)

Выпишите из словаря глаголы в столбик.

Гореть- горел- горела -горело

Желать- желал- желала -желало

Сверкать- сверкал- сверкала -сверкало

Что объединяет эти слова? (они неопр. формы)  На какой вопрос они отвечают? (что делать?)

Актуализация знаний.

Прочитайте оставшиеся слова,  что у них общего?  Подумайте,  над какой темой урока мы будем работать.

  Чем отличаются глаголы в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени?      

 (Обозначают действие, которое уже совершено.)

– На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? (карточки) Найдите среди этих слов одно лишнее? Почему?

Какую отличительную особенность большинства глаголов прошедшего времени вы знаете? (Суффикс  

   Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (По числам, в единственном числе по родам.)

– Что именно указывает на изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по     

   родам? (Изменение окончаний в зависимости от рода.)

–  Что вы можете определить у глаголов пр.вр. ед.ч.? (род)

Запишите глаголы, которые  отвечают на вопрос

 что делал?    что делала?              что делало?

горел             горела                        горело

желал              желала                 желало

        сверкал           сверкала              сверкало

          Выделите окончание

Что вы заметили? ? (Глаголы прошедшего времени изменяются по родам, при этом меняется их окончание.)

  Назовите родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

 М.р.     ж.р.  ср. р.

Запишите глаголы, которые отвечают на вопрос что делали?

Как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему?  

Вывод:

глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

      Работа с учебником. (правило) с.107

      Физминутка

      Потрудились - отдохнуть,

    Нужно, без сомнения.

   Дружно быстренько встаем,

  Выполним движения.

Ж.р. приседают девочки

М.р. приседают мальчики

Ср. р. Наклоны в стороны

Мн.ч. качают головой

Читали, побежал, красило, танцевала, пошёл, играли, рисовала, вышивал, писали, светило.

IV Самостоятельная работа.

  Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед. числе? ( по родам)

 Что нам помогало в этом?  (вопрос)

Работа в парах.

Списать, вставляя окончания глаголов. Определить число и род глаголов.

 Выделение в тексте глаголов в прошедшем времени; наблюдение над их особенностями.

       Стоял… раннее утро. Солнце освещал… верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка.

– Найдите в тексте глаголы прошедшего времени. Обоснуйте свой ответ.

– Выделите окончания этих глаголов. Одинаковые ли они? Почему? От чего это зависит? (От рода существительного, с которым связан этот глагол.)

– Назовите эти глаголы вместе с существительными, которые связаны с ними в предложении.

Стояло (ед.ч., Ср.р.) раннее утро. Солнце освещало (ед.ч., Ср.р.) верхушки высоких сосен. Длинные тени лежали (мн.ч.) на песке. Лёгкая волна набегала (ед.ч., Ж.р.) на берег. Море сверкало (ед.ч., Ср.р.) в лучах солнца. На берегу сидела (ед.ч., Ж.р.) белая чайка.

Как можно определить род глагола в прошедшем времени?

Вывод: род глагола определяется по вопросу, по роду существительного, с которым этот глагол связан в предложении.

     Упражнение в правописании родовых окончаний глаголов прошедшего времени.

Прочитайте текст. Что вы заметили? (глаголы стоят в наст. времени).

Подумайте и скажите, какое задание можно предложить, исходя из нашей темы урока.

(Заменить глаголы настоящего времени на глаголы в прошедшем времени. Определи род и число глаголов)

Стоит ясная погода.  Автобус отъезжает от остановки.  Дорога сворачивает направо.   Кругом сияет осенняя красота. В лесу поблёскивает паутина.  Время подходит к полудню.

Проверка:

Стояла (ед.ч., Ж.р.) ясная погода.  Автобус отъезжал (ед.ч., М.р.) от остановки.  Дорога сворачивала (ед.ч., Ж.р.) направо.   Кругом сияла (ед.ч., Ж.р.) осенняя красота. В лесу поблёскивала (ед.ч., Ж.р.) паутина.  Время подходило (ед.ч., Ср.р.) к полудню.

     Как определить род глагола в прошедшем времени? (По роду существительного, с которым этот глагол связан в предложении.)

Индивидуальная работа

Списывание текста с заданием: поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделить окончания, указать род.

(Наступить) ясное утро. Со_нце ярко (сиять) в г_лубом неб_. Алмаз_ми (сверкать) роса на тр_ве, на лист_ях д_рев_ев. Кругом (стоять) т_шина. В_терок тёпл_й струйк_й (пробежать) (по) моему л_цу.

Списать текст. Выделить окончания глаголов в прошедшем времени, указать число и род.

Наступила тёмная ночь  в лесу. Луна освещала лесную поляну. Стрекотали ночные кузнечики. Заливался в кустах соловей. В высокой траве кричали коростели. Чуть слышно журчали лесные ручьи. Приятно пахли ночные фиалки.

Итог урока.

Закончи фразу.

Глаголы в прошедшем времени отвечают … на вопросы:  что делал?, что делала?, 

что делало?  что делали?

Глаголы в прошедшем времени в  ед.числе  … изменяются по родам и числам

         У глаголов прошедшего времени мн.числа нельзя … изменяются по родам и числам

   Домашнее задание.

 


Конспект урока русского языка в 4-м классе «Правописание глаголов в прошедшем времени»

Конспект урока русского языка в 4-м классе «Правописание глаголов в прошедшем времени»

Актуализация знаний. Прочитайте оставшиеся слова, что у них общего?

Актуализация знаний. Прочитайте оставшиеся слова, что у них общего?

Стояло (ед.ч., Ср.р.) раннее утро

Стояло (ед.ч., Ср.р.) раннее утро
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2023