Конспект урока русского языка в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой на тему «Синонимы».
Тема урока: «Синонимы»
Цель урока: формирование представления учащихся о синонимах, их особенностях, функциях в речи.
Тип урока: урок открытия нового знания
Используемые технологии: проблемное обучение с элементами ИКТ.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, в парах, групповая.
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий, находить синонимы в тексте, использовать их в речи;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
- осуществление системно - деятельностного подхода;
- развитие критического мышления, внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
-умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-развивать умение применять новые знания;
-развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-формирование логических умений;
-развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-развитие умения формулировать проблему;
-развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
-воспитание интереса и уважения к слову, к родному языку;
-развитие коммуникативных УУД:
-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
-взаимодействие учащихся в групповой и парной работе; развитие уважения друг к другу.
Цели и задачи учителя: создать условия для достижения образовательных результатов:
личностных: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении, сотрудничестве со сверстниками; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, выдвигать новые задачи в познавательной деятельности, развивать ее мотивы и интересы; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение основами самооценки и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
предметных: расширение и систематизация научных знаний о языке, осознание взаимосвязи его уровней и единиц; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование видов речевой деятельности; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования посредством работы над темой «Синонимы» ( находить синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам, устанавливать связь синонимов с многозначностью слова, наблюдать за использованием антонимов в художественной речи)
Задачи обучащегося:
выявить общую характеристику синонимов;
научиться определять синонимы в предложении, тексте;
раскрыть назначение синонимов в речи;
попрактиковаться в грамотном употреблении синонимов и коррекции речевых ошибок;
произвести самооценку;
осознать свои трудности и подвижки;
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
|
Приветственное слово учителя В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. Правила поведения на уроке - Внимательно слушать. - Не перебивать собеседника. - Поднимать руку, если хочешь ответить. - Быть активным, искренним и улыбаться.
|
Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Принцип психологической комфортности. УУД: - личностные, коммуникативные.
|
II. Актуализация ранее приобретенных знаний и умений. Проверка домашнего задания.
|
1. Раздел науки о языке, изучающий лексику. (лексикография) 2. Слова, имеющие одно лексическое значение. (Однозначные) 3. Слов, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные) 4. Слова, одинаковые по звучанию и написанию. (Омонимы) 1.Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Лексика». На прошлых уроках мы познакомились с удивительными жителями этой страны. Давайте вспомним их. ( Фронтальный опрос) 2.Коллективное обсуждение домашней работы (отредактированных предложений). Результаты работы сравниваются, выявляется наиболее удачный вариант правки. Формулирование вывода. Исправить речевые ошибки можно с помощью омонимов. 3. Но мы раскрыли пока не все секреты страны «Лексика», ведь русский язык необычайно богат. Нам предстоит встретиться ещё с одной особенностью употребления слов. |
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Регулятивные (контроль, коррекция знаний).
|
III. Совместное открытие нового знания.
1). Постановка учебной задачи
2)Решение учебной задачи
|
В языке существуют не только слова одинаковые по звучанию, обозначающие различные предметы (омонимы), но и обратное явление, когда один и тот же предмет, вещь, явление можно назвать различными словами, сходными по смыслу, но различными по звучанию. Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым и храбрым, а врага – неприятелем, противником. Перед вами пословицы. Разговорчивому (болтливому) молчание в тягость. Появится (взойдет) ясно солнце –до свидания (прощай) светел месяц. Замените выделенные слова одинаковыми по значению. Как называются такие слова? Сформулируйте тему урока. А теперь нам нужно по опорным словам определите цели урока. 1.Познакомимся …. 2.Научимся… - Мы познакомимся с синонимами. Мы узнаем, в чем их особенности, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи. Включаются в учебный процесс, концентрируют внимание на новой теме. Работают с пословицами, определяют значения слов и заменяют их близкими по значению. - С чего же начать «открытие нового знания»? Для начала разберёмся, что же это за слово такое – синоним? Откуда оно к нам пришло? Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Из какого языка к нам пришло слово «синоним»? Из каких частей оно состоит? Что оно обозначает на нашем, родном языке? А теперь обратимся к учебнику «Теория». Откройте параграф 60 и изучите самостоятельно, что такое синонимы. -Расскажите правило друг другу, договоритесь, кто из вас будет отвечать первым. - Кто готов еще раз озвучить определение по памяти? |
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) УУД: Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование). Познавательные (формулирование проблемы)
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала) УУД: Регулятивные (поиск и выделение информации). Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения). Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения). |
IV. Применение новых знаний
|
Работа учащихся с учебником, развитие навыков грамотного чтения, постановка задачи для обучения. Найдите в стихотворении слова, одинаковые
по значению и запишите их в тетрадь. Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи – Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для косматых елей. Какие слова вы записали? Чем они отличаются? (Вьюга, пурга, метель – отличаются различными оттенками значения: пурга - сильная снежная буря на открытых пространствах; метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении; вьюга - снежная буря с сильным ветром). - Мы прочитали в учебнике, что синонимы различаются употреблением в разных стилях речи. Давайте поиграем в игру «Установи соответствие». Соотнесите слова первого столбика со словами второго столбика. 1.Разговорное 1.гигантский 2.Книжное 2.здоровенный 3.Нейтральное 3.большой (1-2, 2-1, 3-3) Как называются слова второго столбика? (Синонимы) Чем различаются эти слова? (Употреблением в разных стилях речи). - Посмотрите на данные слова : загрустить, затужить, печаль, пригорюниться (записаны на доске). - Какое слово здесь лишнее? (печаль). Почему? (Это слово – имя существительное, остальные – глаголы). - Какой вывод мы можем сделать? Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи. Игра «Переводчик» Замените в предложениях слова, обозначающие животных, синонимами. Кто быстрее всех это сделает? В лесу мы увидели рыжую плутовку. (лису) Сохатый вышел из чащи на опушку леса. (лось) В зоопарке живёт гиппопотам по имени Кеша.(бегемот) -Словами какой части речи являются записанные вами слова? (именами существительными). - Как вы думаете, какое из слов: бегемот или гиппопотам употребляется в разговорной речи, а какое – в научной? (бегемот – в разговорной, гиппопотам – в научной). 5.Работа со словарем. - Ребята, скажите, зачем нам нужны словари? - На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем - словарем синонимов. - Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен. - Найдите слово большой. - Прочитайте словарную статью. Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой) Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду. Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются. Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе. - Найдите в словаре синонимов синонимический ряд и назовите стержневое слово. Выпишите в тетрадь синонимический ряд.(работа в парах) - А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.) |
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний раздела «Лексика», определение понятия «синоним», знакомство со словарём. УУД: Коммуникативные(взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. Познавательные (наблюдение, поиск информации).
Личностные результаты 1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. 2. Интерес к изучению языка. 3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей, стремление к речевому совершенствованию.
|
Релаксация
Физкультминутка
|
- А теперь пришло время отдохнуть. Игра в мяч. Бросаю мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произношу. Приятель-друг Противник-враг Шагать-идти Солдат-воин, боец Родник-ключ Доктор-врач Метель-вьюга, пурга, ураган Холод-мороз, стужа Мокрый- сырой, влажный Вкусный- аппетитный, лакомый. |
Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроках; обеспечить кратковременный активный отдых для учеников в течение урока.
|
V.Закрепление, обобщение и систематизация знаний
|
Красный, алый; обидеть, оскорбить; сказать, ляпнуть. -Используя «Словарь синонимов» ( в нем вы можете найти синоним к любому слову, что очень полезно для пополнения вашего запаса слов), определите, какими оттенками смысла различаются данные синонимы. В каких стилях речи они могут быть использованы? Составьте и запишите с ними предложения. (Работа в группах) Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже. 1) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала ... весны. (атака, наступление) 2) Учитель регулярно проводил ... с родителями. Он оплатил на почте ... по телефону. (беседа, разговор) 3) Из окна открывался красивый ... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль. (вид, пейзаж). Взаимопроверка (Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего одноклассника) На экране синонимические ряды. Расположите их в порядке усиления признака. В случае затруднения можно обратиться к «Словарю синонимов» (по вариантам) 1.Колосс,титан, гигант, великан, исполин. 2.Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый. 3. Страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться. 4. Холод, стужа, мороз. Сверьте с эталоном на слайде. (Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль). |
Цель: развивать умения применять новые знания. Регулятивные: оценка результатов работы. Коммуникативные: управление поведением партнера. Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.
Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Соблюдать в практике речевого общения нормы культуры речи. 3. Находить и исправлять речевые недочёты. 4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Логические: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном) |
VI. Контроль за усвоением новых знаний
|
VI. Контроль за усвоением новых знаний Слайд. Тест 1.Найдите пару синонимов: П ) пурга -метель М) мир- мир С) высокий - низкий 2.Найдите неверно составленную пару синонимов: Л) храбрый – мужественный В) алый –красный Я) большой - гигант 3.Найдите однокорневые синонимы: Т) старый - старческий М) неправда- ложь Р) молодость- юность Ц) говорить - произносить 4.Найдите слово, которое не имеет синонимов: А) ложь Э)
бежать Выполните тест. Обменяйтесь тетрадями, оцените работу своего товарища 1. П 2. Я 3. Т 4. Ь Ответы обозначены буквами. Кодовое слово «пять». Поставь оценку: «5» - за 4 правильных ответа «4» - за 3 «3» - за 2 «2» - за 1 |
Цель: обобщить, сделать выводы, самооценка
Учащиеся проводят самоанализ по результатам теста. УУД: познавательные, регулятивные
|
VII. Итоги урока
|
Сделаем вывод. В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие. Как называются такие слова? Чем могут различаться синонимы? Но синонимы могут различаться еще и оттенками лексического значения. Использование синонимов в речи помогает избежать повторение одних и тех же слов. Синонимы являются средством выражения смысловой связи между предложениями. |
Цель: Обобщить, сделать выводы, самооценка. Обобщают сведения новых знаний. Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
VIII. Рефлексия
|
Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения: Я узнал… Мне понравилось… Я открыл для себя… Было интересно… (Восстановление учебной мотивации) |
Цель: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса, обобщить, сделать выводы, самооценка. Личностные: самоопределение. Регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний. Коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализации. |
IX. Домашнее задание
|
Дифференцированное домашнее задание. 1. Упражнение № 375 2. Найти и выписать из художественного произведения синонимы. 3. Составить для решения на уроке кроссворд на тему «Синонимы»
|
Цель: развивать умения применять новые знания. Коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.