Конспект урока русского языка в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой на тему «Синонимы».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока русского языка в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой на тему «Синонимы».
Иконка файла материала Конспект урока 5 класс Синонимы.docx

Конспект урока русского языка в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой на тему «Синонимы».

Тема урока: «Синонимы»

Цель урока: формирование представления учащихся о синонимах, их особенностях, функциях в речи.

Тип урока: урок открытия нового знания

Используемые технологии: проблемное обучение с элементами ИКТ.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, в парах, групповая.

Задачи урока:

Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий, находить синонимы в тексте,  использовать их  в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

- осуществление системно - деятельностного подхода;

- развитие критического мышления, внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

-умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развивать умение применять новые знания;

-развитие творческих, речевых способностей учащихся;

-формирование логических умений;

-развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

-развитие умения формулировать проблему;

-развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к слову, к родному языку;

 -развитие коммуникативных УУД:

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

-взаимодействие учащихся в групповой и парной работе; развитие уважения друг к другу.

Цели и задачи учителя: создать условия для достижения образовательных результатов:

личностных: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении, сотрудничестве со сверстниками; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, выдвигать новые задачи в познавательной деятельности, развивать ее мотивы и интересы; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение основами самооценки и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

предметных: расширение и систематизация научных знаний о языке, осознание взаимосвязи его уровней и единиц; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование видов речевой деятельности; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования посредством работы над темой «Синонимы» ( находить синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам, устанавливать связь синонимов с многозначностью слова, наблюдать за использованием антонимов в художественной речи)

Задачи обучащегося:

выявить общую характеристику синонимов;

научиться определять синонимы в предложении, тексте;

раскрыть назначение синонимов в речи;

попрактиковаться в грамотном употреблении синонимов и коррекции речевых ошибок;

произвести самооценку;

осознать свои трудности и подвижки;

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

      Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 

Приветственное слово учителя

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

Правила поведения на уроке

- Внимательно слушать.

- Не перебивать собеседника.

- Поднимать руку, если хочешь ответить.

- Быть активным, искренним и улыбаться.

 

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Принцип психологической комфортности.

УУД:

- личностные,  коммуникативные.

 

II. Актуализация ранее приобретенных знаний и умений. Проверка домашнего задания.

 

1.      Раздел науки о языке, изучающий лексику. (лексикография)

2.      Слова, имеющие одно лексическое значение. (Однозначные)

3.      Слов, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)

4.      Слова, одинаковые по звучанию и написанию. (Омонимы)

1.Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Лексика». На прошлых уроках мы познакомились с удивительными жителями этой страны. Давайте вспомним их.

( Фронтальный опрос)

2.Коллективное обсуждение домашней работы (отредактированных предложений).

Результаты работы сравниваются, выявляется наиболее удачный вариант правки.

Формулирование вывода. Исправить речевые ошибки можно с помощью омонимов.

3. Но мы раскрыли пока не все секреты страны «Лексика», ведь русский язык необычайно богат. Нам предстоит встретиться ещё с одной особенностью употребления слов.

 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

 

III. Совместное открытие нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1). Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Решение учебной задачи

 

В языке существуют не только слова одинаковые по звучанию, обозначающие различные предметы (омонимы), но и обратное явление, когда один и тот же предмет, вещь, явление можно назвать различными словами, сходными по смыслу, но различными по звучанию. Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым и храбрым, а врага – неприятелем, противником.

Перед вами пословицы. Разговорчивому (болтливому) молчание в тягость. Появится (взойдет) ясно солнце –до свидания (прощай) светел месяц.

Замените выделенные слова одинаковыми по значению.

 Как называются такие слова?

Сформулируйте тему урока.

А теперь нам нужно по опорным словам определите цели урока.

1.Познакомимся ….

2.Научимся…

- Мы познакомимся с синонимами. Мы узнаем, в чем их особенности, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.

Включаются в учебный процесс, концентрируют внимание на новой теме.

Работают с пословицами, определяют значения слов и заменяют их близкими по значению.

- С чего же начать «открытие нового знания»?

Для начала разберёмся, что же это за слово такое – синоним? Откуда оно к нам пришло?

Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

Из какого языка к нам пришло слово «синоним»? Из каких частей оно состоит? Что оно обозначает на нашем, родном языке? А теперь обратимся к учебнику «Теория». Откройте параграф 60 и изучите самостоятельно, что такое синонимы.

-Расскажите правило друг другу, договоритесь, кто из вас будет отвечать первым.

- Кто готов еще раз озвучить определение по памяти?

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

УУД:

Регулятивные (формулировать   тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

 

 

 

 

 

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала)

УУД:

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

IV. Применение новых знаний

 

Работа учащихся с учебником, развитие навыков грамотного чтения, постановка задачи для обучения.

 Найдите в стихотворении слова, одинаковые по значению и запишите их в тетрадь.
Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

Какие слова вы записали? Чем они отличаются? (Вьюга, пурга, метель – отличаются различными оттенками значения: пурга - сильная снежная буря на открытых пространствах; метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении; вьюга - снежная буря с сильным ветром).

- Мы прочитали в учебнике, что синонимы различаются употреблением в разных стилях речи. Давайте поиграем в игру «Установи соответствие». 

Соотнесите слова первого столбика со словами второго столбика.

1.Разговорное            1.гигантский

2.Книжное                 2.здоровенный

3.Нейтральное           3.большой

(1-2, 2-1, 3-3)

Как называются слова второго столбика? (Синонимы)

Чем различаются эти слова? (Употреблением в разных стилях речи).

- Посмотрите на данные слова : загрустить, затужить, печаль, пригорюниться (записаны на доске).

- Какое слово здесь лишнее? (печаль). Почему? (Это слово – имя существительное, остальные – глаголы).

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи.

 Игра «Переводчик»

Замените в предложениях слова, обозначающие животных, синонимами. Кто быстрее всех это сделает?

В лесу мы увидели рыжую плутовку. (лису)

Сохатый вышел из чащи на опушку леса. (лось)

В зоопарке живёт гиппопотам по имени Кеша.(бегемот)

-Словами какой части речи являются записанные вами слова? (именами существительными).

- Как вы думаете, какое из слов: бегемот или гиппопотам употребляется в разговорной речи, а какое – в научной? (бегемот – в разговорной, гиппопотам – в научной).

5.Работа со словарем.

- Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?

- На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем - словарем синонимов.

- Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен.

- Найдите слово большой.

- Прочитайте словарную статью.

Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который   начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой) Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.

Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.

- Найдите в словаре синонимов синонимический ряд и назовите стержневое слово. Выпишите в тетрадь синонимический ряд.(работа в парах)

- А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний раздела «Лексика», определение понятия «синоним», знакомство со словарём.

 УУД:

Коммуникативные(взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. 

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

 

 

 

Личностные результаты

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к изучению языка.

3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей, стремление к речевому совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Релаксация

 

Физкультминутка

 

 

- А теперь пришло время отдохнуть.

 Игра в мяч.  Бросаю мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произношу.

Приятель-друг

Противник-враг

Шагать-идти

Солдат-воин, боец        

Родник-ключ

Доктор-врач

Метель-вьюга, пурга, ураган

Холод-мороз, стужа

Мокрый- сырой,  влажный

Вкусный- аппетитный, лакомый.

Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроках; обеспечить кратковременный активный отдых для учеников в течение урока.

 

V.Закрепление, обобщение и систематизация знаний

 


Давайте прочитаем слова:

Красный, алый; обидеть, оскорбить; сказать, ляпнуть.

-Используя «Словарь синонимов» ( в нем вы можете найти синоним к любому слову, что очень полезно для пополнения вашего запаса слов), определите, какими оттенками смысла различаются данные синонимы. В каких стилях речи они могут быть использованы? Составьте и запишите с ними предложения. (Работа в группах)

Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все ... противника.

    Вся природа ждала ... весны.

    (атака, наступление)

2) Учитель регулярно проводил ... с родителями.

    Он оплатил на почте ... по телефону.

    (беседа, разговор)

3) Из окна открывался красивый ... на море.

    ... в романах Тургенева играет важную роль.

(вид, пейзаж).  

Взаимопроверка (Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего

 одноклассника)

На экране синонимические ряды. Расположите их в порядке усиления признака. В случае затруднения можно обратиться к «Словарю синонимов» (по вариантам)

1.Колосс,титан, гигант, великан, исполин.

2.Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый.

3. Страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться.

4. Холод, стужа, мороз.

Сверьте с эталоном на слайде. (Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль).

 

Цель: развивать умения применять новые знания.

Регулятивные: оценка результатов работы.

 Коммуникативные: управление поведением партнера.

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

 

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Соблюдать в практике речевого общения нормы культуры речи.

3. Находить и исправлять речевые недочёты.

4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном)

VI. Контроль за усвоением новых знаний

 

VI. Контроль за усвоением новых знаний

Слайд. Тест

1.Найдите пару синонимов:

П ) пурга -метель                          

М) мир- мир

С) высокий - низкий

2.Найдите неверно составленную пару синонимов:

Л) храбрый – мужественный

В) алый –красный

Я) большой - гигант

3.Найдите однокорневые синонимы:

Т) старый - старческий

М) неправда- ложь

Р) молодость- юность

Ц) говорить - произносить

4.Найдите слово, которое не имеет синонимов:

А) ложь

Э) бежать
Ь)  ложка
Ю) исполинский

Выполните тест.

Обменяйтесь тетрадями, оцените работу своего товарища

1. П

2. Я

3. Т

4. Ь

Ответы обозначены буквами. Кодовое слово «пять». Поставь оценку:

«5» - за 4 правильных ответа «4» - за 3  «3» - за 2  «2» - за 1

 

Цель: обобщить, сделать выводы, самооценка

 

Учащиеся проводят самоанализ по результатам теста.

УУД: познавательные, регулятивные

 

VII. Итоги урока

 

Сделаем вывод.

В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие.

Как называются такие слова?

Чем могут различаться синонимы?

Но синонимы могут различаться еще и оттенками лексического значения.

Использование синонимов в речи помогает избежать  повторение одних и тех же слов. Синонимы являются средством выражения смысловой связи между предложениями.

 Цель: Обобщить, сделать выводы, самооценка.

Обобщают сведения новых знаний.

 Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

 

 

VIII. Рефлексия

 

 Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я узнал…  

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…

(Восстановление учебной мотивации)

Цель: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса, обобщить, сделать выводы, самооценка.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний.

 Коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализации.

IX. Домашнее задание

 

Дифференцированное домашнее задание.

1.      Упражнение № 375

2.       Найти и выписать из художественного произведения синонимы.

3.      Составить для решения на уроке кроссворд на тему «Синонимы»

 

Цель: развивать умения   применять новые знания.

Коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.