Конспект урока русского языка в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой на тему «Синонимы».
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой на тему «Синонимы».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
31.01.2020
Конспект урока русского языка в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой на тему «Синонимы».
Конспект урока русского языка в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой на тему «Синонимы».
Конспект урока 5 класс Синонимы.docx

Конспект урока русского языка в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой на тему «Синонимы».

Тема урока: «Синонимы»

Цель урока: формирование представления учащихся о синонимах, их особенностях, функциях в речи.

Тип урока: урок открытия нового знания

Используемые технологии: проблемное обучение с элементами ИКТ.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, в парах, групповая.

Задачи урока:

Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий, находить синонимы в тексте,  использовать их  в речи;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

- осуществление системно - деятельностного подхода;

- развитие критического мышления, внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

-умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развивать умение применять новые знания;

-развитие творческих, речевых способностей учащихся;

-формирование логических умений;

-развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

-развитие умения формулировать проблему;

-развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к слову, к родному языку;

 -развитие коммуникативных УУД:

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

-взаимодействие учащихся в групповой и парной работе; развитие уважения друг к другу.

Цели и задачи учителя: создать условия для достижения образовательных результатов:

личностных: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении, сотрудничестве со сверстниками; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

метапредметных: умение самостоятельно определять цели своего обучения, выдвигать новые задачи в познавательной деятельности, развивать ее мотивы и интересы; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение основами самооценки и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

предметных: расширение и систематизация научных знаний о языке, осознание взаимосвязи его уровней и единиц; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование видов речевой деятельности; понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования посредством работы над темой «Синонимы» ( находить синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам, устанавливать связь синонимов с многозначностью слова, наблюдать за использованием антонимов в художественной речи)

Задачи обучащегося:

выявить общую характеристику синонимов;

научиться определять синонимы в предложении, тексте;

раскрыть назначение синонимов в речи;

попрактиковаться в грамотном употреблении синонимов и коррекции речевых ошибок;

произвести самооценку;

осознать свои трудности и подвижки;

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

      Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 

Приветственное слово учителя

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

Правила поведения на уроке

- Внимательно слушать.

- Не перебивать собеседника.

- Поднимать руку, если хочешь ответить.

- Быть активным, искренним и улыбаться.

 

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Принцип психологической комфортности.

УУД:

- личностные,  коммуникативные.

 

II. Актуализация ранее приобретенных знаний и умений. Проверка домашнего задания.

 

1.      Раздел науки о языке, изучающий лексику. (лексикография)

2.      Слова, имеющие одно лексическое значение. (Однозначные)

3.      Слов, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)

4.      Слова, одинаковые по звучанию и написанию. (Омонимы)

1.Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Лексика». На прошлых уроках мы познакомились с удивительными жителями этой страны. Давайте вспомним их.

( Фронтальный опрос)

2.Коллективное обсуждение домашней работы (отредактированных предложений).

Результаты работы сравниваются, выявляется наиболее удачный вариант правки.

Формулирование вывода. Исправить речевые ошибки можно с помощью омонимов.

3. Но мы раскрыли пока не все секреты страны «Лексика», ведь русский язык необычайно богат. Нам предстоит встретиться ещё с одной особенностью употребления слов.

 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Регулятивные (контроль, коррекция знаний).

 

III. Совместное открытие нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1). Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Решение учебной задачи

 

В языке существуют не только слова одинаковые по звучанию, обозначающие различные предметы (омонимы), но и обратное явление, когда один и тот же предмет, вещь, явление можно назвать различными словами, сходными по смыслу, но различными по звучанию. Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым и храбрым, а врага – неприятелем, противником.

Перед вами пословицы. Разговорчивому (болтливому) молчание в тягость. Появится (взойдет) ясно солнце –до свидания (прощай) светел месяц.

Замените выделенные слова одинаковыми по значению.

 Как называются такие слова?

Сформулируйте тему урока.

А теперь нам нужно по опорным словам определите цели урока.

1.Познакомимся ….

2.Научимся…

- Мы познакомимся с синонимами. Мы узнаем, в чем их особенности, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.

Включаются в учебный процесс, концентрируют внимание на новой теме.

Работают с пословицами, определяют значения слов и заменяют их близкими по значению.

- С чего же начать «открытие нового знания»?

Для начала разберёмся, что же это за слово такое – синоним? Откуда оно к нам пришло?

Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

Из какого языка к нам пришло слово «синоним»? Из каких частей оно состоит? Что оно обозначает на нашем, родном языке? А теперь обратимся к учебнику «Теория». Откройте параграф 60 и изучите самостоятельно, что такое синонимы.

-Расскажите правило друг другу, договоритесь, кто из вас будет отвечать первым.

- Кто готов еще раз озвучить определение по памяти?

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

УУД:

Регулятивные (формулировать   тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

 

 

 

 

 

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала)

УУД:

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

IV. Применение новых знаний

 

Работа учащихся с учебником, развитие навыков грамотного чтения, постановка задачи для обучения.

 Найдите в стихотворении слова, одинаковые по значению и запишите их в тетрадь.
Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

Какие слова вы записали? Чем они отличаются? (Вьюга, пурга, метель – отличаются различными оттенками значения: пурга - сильная снежная буря на открытых пространствах; метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении; вьюга - снежная буря с сильным ветром).

- Мы прочитали в учебнике, что синонимы различаются употреблением в разных стилях речи. Давайте поиграем в игру «Установи соответствие». 

Соотнесите слова первого столбика со словами второго столбика.

1.Разговорное            1.гигантский

2.Книжное                 2.здоровенный

3.Нейтральное           3.большой

(1-2, 2-1, 3-3)

Как называются слова второго столбика? (Синонимы)

Чем различаются эти слова? (Употреблением в разных стилях речи).

- Посмотрите на данные слова : загрустить, затужить, печаль, пригорюниться (записаны на доске).

- Какое слово здесь лишнее? (печаль). Почему? (Это слово – имя существительное, остальные – глаголы).

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи.

 Игра «Переводчик»

Замените в предложениях слова, обозначающие животных, синонимами. Кто быстрее всех это сделает?

В лесу мы увидели рыжую плутовку. (лису)

Сохатый вышел из чащи на опушку леса. (лось)

В зоопарке живёт гиппопотам по имени Кеша.(бегемот)

-Словами какой части речи являются записанные вами слова? (именами существительными).

- Как вы думаете, какое из слов: бегемот или гиппопотам употребляется в разговорной речи, а какое – в научной? (бегемот – в разговорной, гиппопотам – в научной).

5.Работа со словарем.

- Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?

- На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем - словарем синонимов.

- Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен.

- Найдите слово большой.

- Прочитайте словарную статью.

Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который   начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой) Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.

Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.

- Найдите в словаре синонимов синонимический ряд и назовите стержневое слово. Выпишите в тетрадь синонимический ряд.(работа в парах)

- А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний раздела «Лексика», определение понятия «синоним», знакомство со словарём.

 УУД:

Коммуникативные(взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. 

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

 

 

 

Личностные результаты

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к изучению языка.

3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей, стремление к речевому совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Релаксация

 

Физкультминутка

 

 

- А теперь пришло время отдохнуть.

 Игра в мяч.  Бросаю мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произношу.

Приятель-друг

Противник-враг

Шагать-идти

Солдат-воин, боец        

Родник-ключ

Доктор-врач

Метель-вьюга, пурга, ураган

Холод-мороз, стужа

Мокрый- сырой,  влажный

Вкусный- аппетитный, лакомый.

Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроках; обеспечить кратковременный активный отдых для учеников в течение урока.

 

V.Закрепление, обобщение и систематизация знаний

 


Давайте прочитаем слова:

Красный, алый; обидеть, оскорбить; сказать, ляпнуть.

-Используя «Словарь синонимов» ( в нем вы можете найти синоним к любому слову, что очень полезно для пополнения вашего запаса слов), определите, какими оттенками смысла различаются данные синонимы. В каких стилях речи они могут быть использованы? Составьте и запишите с ними предложения. (Работа в группах)

Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все ... противника.

    Вся природа ждала ... весны.

    (атака, наступление)

2) Учитель регулярно проводил ... с родителями.

    Он оплатил на почте ... по телефону.

    (беседа, разговор)

3) Из окна открывался красивый ... на море.

    ... в романах Тургенева играет важную роль.

(вид, пейзаж).  

Взаимопроверка (Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего

 одноклассника)

На экране синонимические ряды. Расположите их в порядке усиления признака. В случае затруднения можно обратиться к «Словарю синонимов» (по вариантам)

1.Колосс,титан, гигант, великан, исполин.

2.Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый.

3. Страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться.

4. Холод, стужа, мороз.

Сверьте с эталоном на слайде. (Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль).

 

Цель: развивать умения применять новые знания.

Регулятивные: оценка результатов работы.

 Коммуникативные: управление поведением партнера.

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

 

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Соблюдать в практике речевого общения нормы культуры речи.

3. Находить и исправлять речевые недочёты.

4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном)

VI. Контроль за усвоением новых знаний

 

VI. Контроль за усвоением новых знаний

Слайд. Тест

1.Найдите пару синонимов:

П ) пурга -метель                          

М) мир- мир

С) высокий - низкий

2.Найдите неверно составленную пару синонимов:

Л) храбрый – мужественный

В) алый –красный

Я) большой - гигант

3.Найдите однокорневые синонимы:

Т) старый - старческий

М) неправда- ложь

Р) молодость- юность

Ц) говорить - произносить

4.Найдите слово, которое не имеет синонимов:

А) ложь

Э) бежать
Ь)  ложка
Ю) исполинский

Выполните тест.

Обменяйтесь тетрадями, оцените работу своего товарища

1. П

2. Я

3. Т

4. Ь

Ответы обозначены буквами. Кодовое слово «пять». Поставь оценку:

«5» - за 4 правильных ответа «4» - за 3  «3» - за 2  «2» - за 1

 

Цель: обобщить, сделать выводы, самооценка

 

Учащиеся проводят самоанализ по результатам теста.

УУД: познавательные, регулятивные

 

VII. Итоги урока

 

Сделаем вывод.

В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие.

Как называются такие слова?

Чем могут различаться синонимы?

Но синонимы могут различаться еще и оттенками лексического значения.

Использование синонимов в речи помогает избежать  повторение одних и тех же слов. Синонимы являются средством выражения смысловой связи между предложениями.

 Цель: Обобщить, сделать выводы, самооценка.

Обобщают сведения новых знаний.

 Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

 

 

VIII. Рефлексия

 

 Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я узнал…  

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…

(Восстановление учебной мотивации)

Цель: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса, обобщить, сделать выводы, самооценка.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний.

 Коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализации.

IX. Домашнее задание

 

Дифференцированное домашнее задание.

1.      Упражнение № 375

2.       Найти и выписать из художественного произведения синонимы.

3.      Составить для решения на уроке кроссворд на тему «Синонимы»

 

Цель: развивать умения   применять новые знания.

Коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.

 

 


 

Конспект урока русского языка в 5 классе по

Конспект урока русского языка в 5 классе по

Синонимы» ( находить синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам, устанавливать связь синонимов с многозначностью слова, наблюдать за использованием антонимов в художественной речи)

Синонимы» ( находить синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам, устанавливать связь синонимов с многозначностью слова, наблюдать за использованием антонимов в художественной речи)

Проверка домашнего задания. 1

Проверка домашнего задания. 1

Решение учебной задачи В языке существуют не только слова одинаковые по звучанию, обозначающие различные предметы (омонимы), но и обратное явление, когда один и тот же…

Решение учебной задачи В языке существуют не только слова одинаковые по звучанию, обозначающие различные предметы (омонимы), но и обратное явление, когда один и тот же…

Соотнесите слова первого столбика со словами второго столбика

Соотнесите слова первого столбика со словами второго столбика

Оно является наиболее употребительным

Оно является наиболее употребительным

В каких стилях речи они могут быть использованы?

В каких стилях речи они могут быть использованы?

VI. Контроль за усвоением новых знаний

VI. Контроль за усвоением новых знаний

Как называются такие слова? Чем могут различаться синонимы?

Как называются такие слова? Чем могут различаться синонимы?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020