ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Класс: 5
Автор УМК: Т.А. Ладыженская и др.
Тема урока: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. ПОВТОРЕНИЕ.
Тип урока: Урок систематизации ЗУН
Цели:
- содержательная: Систематизировать знания о простом и сложном предложении, повторить пунктуацию
- деятельностная:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные члены предложения»,
уметь различать сложное и простое предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Формы контроля |
||||
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. |
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Проверьте, готовы ли вы к уроку? Поверните голову к своему соседу по парте. Поднимите руки вверх, если у вас хорошее настроение. Вам сегодня на уроке понадобятся карты урока. Будьте внимательны. |
Готовятся к уроку. Эмоциональный настрой. |
|
|
||||
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. |
Мы с вами отправляемся в страну русского языка. Мы идём в гости и посетим сегодня два дома. А кто является хозяевами этих домов, вам предстоит догадаться. Взгляните на эту мозайку.
|
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Решение мозайки |
||||
3) Этап выявления места и причины затруднения. |
Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке? Почему вы так думаете?
словосочетание, предложение, текст, простое, сложное, грамматическая основа, второстепенные члены, определение, дополнение, обстоятельство, знаки препинания, завершения, выделения, разделения…
|
Составляют кластер Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы |
Вопросы для уточнения информации |
||||
4) Этап построения проекта выхода из затруднения. |
Ну вот мы и в гостях. Отправимся сначала к словосочетанию. - Давайте вспомним, что такое словосочетание? По модулю OMS повторяют тему и вспоминают, какие сочетания слов не являются словосочетанием. - А давайте поиграем. Я буду называть фразы, а вы хлопайте, если услышите словосочетание и топайте, если фраза таковым не является. Поднятая вверх рука – тишина.
Запишите в карту урока три любых словосочетания, выделите в них главное и зависимое слово.- волшебные слова, отвечать правильно, думать о маме
· Мы изучаем синтаксис. · Простое предложение · Обсуждаем на уроке · Добрые друзья · Скоро начинаются новогодние праздники. |
Отвечают на вопросы, выполняют задания.
Игра. |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Устные ответы, игра, заполнение карт урока. |
||||
5) Этап реализации построенного проекта. |
- Ну а теперь пришла пора отправиться в гости к предложению. - Поработайте в парах, обсудите, какие из этих предложений соответствуют схеме. Запишите эти предложения в карты урока. - С какими предложениями мы столкнулись?(сложными) - Предложение очень любят, когда о нём говорят, дают его характеристику. - Дайте характеристику этому предложению Бесшумно трепетали на клёне разноцветные листочки. (СЛАЙД)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. |
Работают с языковыми единицами. Отвечают на вопросы, под руководством педагога формулируют выводы. |
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
Синтаксический разбор предложения. |
||||
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. |
Самое время отправиться в гости к тексту. У него сейчас в гостях и знаки препинания. Работа по рядам: 1 ряд выписывает предложения с однородными дополнениями 2 ряд выписывает предложения с однородными определениями 3 ряд выписывает предложения с однородными обстоятельствами В городах и деревнях зима наступает по-разному. Вот пришла зима и в наш родной любимый двор. Сразу же вся местность оказалась покрытой снежным покровом, а дети потянулись на улицу. Санки, игры в снежки, снеговики, веселое настроение – все это теперь можно наблюдать в каждом дворе. Зима у многих людей вызывает счастье и чувство радости. |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с одноклассниками делают выводы. |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления |
Устные ответы. Письменная работа |
||||
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
Хозяева дома предлагают нам поиграть в игру «Да-нетка», чтобы проверить, хорошо ли вы запомнили их особенности:
- Дополнение – это главный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей? - Подлежащее может быть выражено именем существительным только в именительном падеже? - Синтаксис изучает пунктуацию? - Грамматическая основа может быть словосочетанием? - Однородные члены предложения разделяются на письме запятыми? - Предложение по цели высказывания бывает восклицательным? • Нет • Да • Нет • Нет • Да • Да • Нет
|
Выполняют задание, отвечают на вопросы.
Осуществляют самопрповерку |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Заполнение таблички, самопроверка |
||||
8) Этап рефлексии учебной деятельности. |
На оборотной стороне карты урока обведите свою ладонь. Ответьте, пожалуйста на вопросы, данные на слайде. Оцените свою работу на уроке. Спасибо за урок! Удачного дня! |
Оценивают свои знания, отвечают на вопросы |
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Заполнение карты. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.