МОБУ « Селивановская основная общеобразовательная школа»
Конспект урока по русскому языку
в 6 классе
«Притяжательные местоимения»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Маткова Мария Васильевна
2023 г
Технологическая карта урока по ФГОС
Предмет: русский язык.
Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. «Русский язык 6 класс»
Тема урока: Притяжательные местоимения.
Класс: 6
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы урока: учебное занятие.
Задачи:
Образовательные:
- с формировать представление о морфологических признаках притяжательных местоимений.
Развивающие:
-обеспечить развитие у обучающихся умения делать обобщающие вывод;
- содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач;
- развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к природе, уважения к богатству родного русского языка.
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей;
- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу.
Предметные: будут уметь находить притяжательные местоимения в тексте, научатся правильно употреблять притяжательные местоимения.
Метапредметные:
Познавательные: научатся извлекать нужную информацию, объяснять
языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования.
Регулятивные: смогут принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами.
Методы и формы обучения:
-частично-поисковый;
- наглядно-словесный;
- методы самостоятельной работы;
- индивидуальная;
- парная;
- групповая.
Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной проектной деятельности обучающихся.
Оборудование: рабочий лист (приложение 1), раздаточный материал (приложение 2), презентация PowerPoint (приложение 3)
Приветствие учителя. Слайд 1 -Здравствуйте, ребята. Садитесь. -Наш урок мне хотелось бы начать с притчи. Психологический настрой. «Все в твоих руках» «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». - Так вот, ребята, ваши знания в ваших руках. Давайте же улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Слайд 2 |
А теперь предлагаю вам прослушать стихотворение и угадать, о чем в нем идет речь? (Предлагает прослушать стихотворение. Отгадать загадку.)
Солнце светит, и листочки
Слайд 3 -Ребята, вы любите весну? (Да!) -А за что мы любим это время года? (солнце светит, распускаются цветы, деревья зеленеют) -Действительно, весна - прекрасное время года. Я тоже очень люблю весну. И сегодня на уроке весна станет нашим помощником. - Перед вами слдайд, на котором изображено дерево.
- Давайте попробуем дорисовать весну. -Только дерево пока не трогайте, оно будет расти вместе с вашими знаниями, полученными на уроке. -Возьмите карандаши и начинайте рисовать. (Хожу по рядам, проверяю) -Молодцы, очень красиво, замечательная весна у вас получается!
|
(–Перед вами лист с текстом). (приложение 2) -Внимание на слайд (Ребенок читает текст) Слайд 5 Что случилось с природой? Всё вокруг ожило, словно кто-(то) её раскрасил. Потрудилась Художница-Весна! У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе. Голубым она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака. Своим любимым зеленым цветом она раскрасила растущую травку. Таким же цветом покрыла лес, в котором раздаются птичьи голоса. Но впереди у нашей Весны ещё столько работы! Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент. -О чём этот текст? (о весне) -Почему же весна – художница? (потому что раскрашивает всё во всевозможные цвета после белой зимы) 2.Словарная работа. Слайд 6 -Ребята, есть ли в этом тексте незнакомое вам слово? (Да, ОРНАМЕНТ) - Если мы не знаем значение слова, то где можно его найти (В толковом словаре).(На столе лежит толковый словарь с закладкой) -(Лиза, открой словарь и прочти значение слова ОРНАМЕНТ) ОРНАМЕНТ- живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. - Запишите его в тетради.(Диктую по слогам-ОР-НА-МЕНТ)-Запомните его и произносите правильно! - Составьте предложение с этим словом.(Устно) (Стены украшали причудливыми орнаментами. На сарафане был вышит необыкновенный орнамент.) -Как орнамент украшает предметы, так и части речи украшают наш язык. - Ребята, какую часть речи мы изучаем? (местоимение) -Что такое местоимение? (самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называя их). -Вспомните, какие разряды местоимений вы уже изучили? (Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные). -Хорошо. Молодцы. |
-Мы повторили разряды местоимений. Слайд 7 Подведение к теме урока. - А сейчас, ребята, обратите внимание на выделенные в тексте слова (Свои, своим, нашей)-назовите их.- На какие вопросы отвечают данные слова? (Чьи? Чьим? Чьей?) -А какая часть речи отвечает на такие вопросы? (притяжательные прилагательные) -Найдите в предложении Таким же цветом покрыла лес, в котором раздаются птичьи голоса. притяжательное прилагательное (птичьи голоса) Слайд 8 Лингвистическое исследование Докажите, что это прилагательное притяжательное (отвечает на ВОПРОС-голоса(чьи? -птичьи и обозначает принадлежность чего -либо) -А теперь посмотрите на выделенные слова. Они что-то обозначают или указывают? (нет, только указывают) Значит, какая перед нами часть речи? (местоимение) - На что указывают эти местоимения? (на принадлежность) Ребята, как можно назвать такие местоимения? (притяжательные) - Так какая же тема нашего урока? ( Тема урока «Притяжательные местоимения») Слайд 9 - Запишите тему в тетрадях(Я записываю на доске) -Как вы думаете, а цели нашего урока какие? Слайд 10 (познакомиться с притяжательными местоимениями, уметь находить их в тексте и правильно использовать в речи, тренироваться в выполнении упражнений) Правильно. -Запишем притяжательные местоимения в тетрадь(Я выписываю на доску и проговариваю: Мой,Свой,Твой,Наш,ВАШ,Его,Её,Их). -Ребята, а где в жизненных ситуациях мы можем использовать притяжательные местоимения?(При оформлении, анкетных данных, различных документов). |
Вернемся к нашему рисунку. - Напишем на стволе слово «притяжательные», чтобы дерево начало расти. - На какие вопросы отвечают? (чей? чья? чьё? чьи?) -Напишем на веточке слова «чей? чья? чьё? чьи?)» и украсим её листочками. -Какова синтаксическая роль притяжательных местоимений(чем является в предложении?) (определение) -Выберем ещё одну веточку и напишем на ней слово «определение», тоже украсив листочками. Дерево оживает. -Изменяются ли притяжательные местоимения по родам, падежам и числам? (Да. Изменяются.).По родам изменяются только в единственном числе! -Используем оставшиеся веточки, пишем на них слова «род», «число», «падеж» и дорисовываем листву. -Ребята, что произошло с деревом? Наше дерево зазеленело и ожило. -Посмотрите, что у нас получилось и попробуйте сформулировать, что же такое притяжательное местоимение? (Притяжательные местоимения указывают на принадлежность. Они изменяются по родам (в ед.числе),числам, падежам(склоняются как прилагательные).В предложении обычно бывают определениями.) Слайд 11 -Посмотрите на экран. Запишите предложения. Разберите их по членам и задайте вопросы от главных слов к зависимым. -Назови местоимение в 1-м предложении(ЕГО) -От какого слова зависит? (Услышали) -На какой вопрос отвечает? (Кого?) -Чем является в предложении? (Дополнением) -Значит какое это местоимение? (Личное)
-Правильно! -Теперь назови местоимение во 2-м предложении(ЕГО) -От какого слова зависит? (Песню) -На какой вопрос отвечает? (Чью?) -Чем является в предложении? (Определением) -Значит какое это местоимение? (Притяжательное) -Правильно! Вывод: - Чтобы отличить притяжательные местоимения его, её, их от омонимичных им форм личных местоимений, нужно задать к ним вопрос. Личные местоимения отвечают на вопросы косвенных падежей и в предложении являются дополнениями. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? (чья?) чьё? чьи? и в предложении являются определениями. -Молодцы! |
Ребята, а сейчас прервём нашу работу и поиграем. Слайд 12
-Русский народ с уважением и любовью говорил о весне, об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки. Если в пословице услышите притяжательное местоимение, поднимите руки вверх, если их не услышите – вытяните руки перед собой:
Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.
Март морозом на нос садится.
Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.
Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.
Одна ласточка весны не делает.
Весна красна цветами, а осень снопами. Твоё хоть дороже, краснее, а свое мне милее. |
Закрепление изученного материала Итак продолжаем работу. Поработаем в парах,
но сначала вспомним правила работы в парах (помогайте 1. Работа в парах. -Весна пробуждает в наших душах самые хорошие чувства, пробуждает нас к жизни. Много стихотворений посвящено этому чудесному времени года. Перед вами стихотворения. Ваша задача -найти в них притяжательные местоимения, записать в тетради и определить род, число, падеж: (Взаимопроверка по эталону. Эталон выводится на доску) Слайд 14 -Поменялись тетрадями. Сравнили результаты. (Дети по одному, читают четверостишия, называют притяжательные местоимения , род, число, падеж)
Ступая осторожно в тишине
Она найдет дорогу и без
карт,
Тепло на солнышке. Весна
Зима недаром злится,
У кого нет ошибок? -Молодцы! -У кого 1 ошибка? -Нужно немножко потренироваться. -У кого 2 и более ошибок? -Нужно еще раз внимательно повторить материал. -В этом задании вы находили притяжательные местоимения и определяли их род, число и падеж. -А теперь выполните задание, в котором надо употребить притяжательное местоимение в нужном роде, числе и падеже и определить его синтаксическую роль (чем оно является в предложении?). (Самопроверка по эталону. Эталон выводится на доску) Слайд 15 1\.Я хочу познакомить тебя с (мой) другом. -c моим другом (определение) 2\. Расскажи о (своя) подруга.- o своей подруге (определение) 3\. Это комната (моя) старшая сестра.- моей старшей сестры- (определение) 4\. Вы видели новое здание (наш) университета?- нашего университета- (определение) 5\. Обычно я хожу в кино с (мой) хорошим товарищем.- с моим хорошим товарищем- (определение) 6\. Мы поздоровались с (наш) преподавателем.- с нашим преподавателем- (определение) 7\. Что ты знаешь о (его) планах на завтра?- о его планах на завтра- (определение) 8\. Он принёс цветы (моя) сестра.- моей сестре-(определение) 9\. Я говорил по телефону с (твой) братом.- с твоим братом- (определение) 10\. Я помогаю изучать русский язык (мои) студентам.- моим студентам- (определение) 11\. Он любит (свои) родителей.- своих родителей- (определение) 12\. Мы были в гостях у (наши) старых друзей.- у наших старых друзей- (определение). -А теперь проверьте самостоятельно по образцу. У кого нет ошибок? -Молодцы! -У кого 1-2 ошибки? –Хорошо. -У кого 3-6 ошибок? -Нужно еще раз внимательно повторить материал -У кого7 и более ошибок?-Нужно несколько раз повторить материал.
|
-Ребята, а теперь попробуйте написать мини-сочинение из 5 предложений «Моя весна», используя притяжательные местоимения(Хотя бы три). -Послушаем, что у вас получилось? -Учащийся читает свое сочинение, а остальные внимательно слушают и называют притяжательные местоимения, которые они услышали. -Ребята, у вас получились очень красивые, яркие сочинения!Молодцы! (Итог урока) Слайд 16 -С каким местоимением мы сегодня познакомились? -Что мы узнали о нём? (указываю на дерево) -Как применяли полученные знания? Слайд 17 Продолжите предложения Рефлексия 1. Сегодня на уроке я узнал(а)… 2. Я понял(а), что… 3. Теперь я могу… 4. У меня получилось… 5. Мне понравилось… (Выставление оценок с комментированием)? Слайд 19 Вы сегодня хорошо поработали. Чтобы закрепить полученные на уроке знания, дома выполните задания по выбору: 1)Упр.467 учебника 2)Подберите 6-8 предложений из художественных произведений, в которых бы встречались притяжательные местоимения; укажите форму этих местоимений. -Ребята, посмотрите, какое красивое дерево расцвело, благодаря знаниям, которые вы получили сегодня на уроке. Вспомните притчу, которую я вам рассказала в начале урока. «Все в ваших руках». Давайте украсим наше весеннее дерево вашими знаниями! Цветами и Бабочками) -Ребята, мне было очень приятно с вами работать! Спасибо за урок! Слайд 20 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.