Конспект урока русского языка в 6 классе "Притяжательные прилагательные"
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка в 6 классе "Притяжательные прилагательные"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
21.04.2024
Конспект урока русского языка в 6 классе "Притяжательные прилагательные"
Конспект урока русского языка в 6 классе "Притяжательные прилагательные"
11d5-0007da04-c3df2749.docx

 

МОБУ « Селивановская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Конспект урока по русскому языку
в 6 классе

«Притяжательные местоимения»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                           Подготовила:

                                                                                                                                       учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                       Маткова Мария Васильевна

 

                                                     

 

 

 

 

        

                                         

2023 г

Технологическая карта урока по ФГОС

 

Предмет: русский язык.

Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. «Русский язык 6 класс»

Тема урока: Притяжательные местоимения.

Класс: 6

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы урока: учебное занятие.

 

Задачи: 
Образовательные:

- с формировать представление о морфологических признаках притяжательных местоимений.

Развивающие:

-обеспечить развитие у обучающихся умения делать обобщающие вывод;

- содействовать развитию орфографической зоркости, умению творчески подходить к решению учебных задач;

- развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия.

Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к природе, уважения к богатству родного русского языка. 

 

Планируемые результаты 


Личностные: 
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей;

- воспитание интереса и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважения друг к другу.

 

Предметные: будут уметь находить притяжательные местоимения в тексте, научатся правильно употреблять притяжательные местоимения.

 

Метапредметные:
Познавательные: научатся извлекать  нужную информацию, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Регулятивные: смогут принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами.

 

Методы и формы обучения:

-частично-поисковый; 
- наглядно-словесный;

- методы самостоятельной работы;

- индивидуальная;

- парная;

- групповая.

 

Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной и коллективной проектной деятельности обучающихся.  

 

 

Оборудование: рабочий лист (приложение 1), раздаточный материал (приложение 2), презентация PowerPoint (приложение 3)

 

 

Приветствие учителя.  Слайд 1

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Наш урок мне хотелось бы начать с притчи.

Психологический настрой.

«Все в твоих руках»

 «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

- Так вот, ребята, ваши знания в ваших руках.

Давайте же улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Слайд 2

А теперь предлагаю вам прослушать стихотворение и угадать, о чем в нем идет речь? (Предлагает прослушать стихотворение. Отгадать загадку.)

 

Солнце светит, и листочки
Вдруг раскрыли свои почки,
Тает снег, журчит водица,
Прилетают с юга птицы,
Кошкам стало не до сна!
Наступила что? - ..... (Весна)

 

Слайд 3

-Ребята, вы любите весну? (Да!)

-А за что мы любим это время года? (солнце светит, распускаются цветы, деревья зеленеют)

-Действительно, весна - прекрасное время года. Я тоже очень люблю весну. И сегодня на уроке весна станет нашим помощником.

- Перед вами слдайд, на котором изображено дерево. 

83511_html_m61bbe837

- Давайте попробуем дорисовать весну.

-Только дерево пока не трогайте, оно будет расти вместе с вашими знаниями, полученными на уроке.

-Возьмите карандаши и начинайте рисовать.

(Хожу по рядам, проверяю)

-Молодцы, очень красиво, замечательная весна у вас получается!

 

  1. -А теперь поработаем с текстом.(лист с текстом лежит на партах)

(–Перед вами лист с текстом). (приложение 2)

-Внимание на слайд

(Ребенок читает текст)

Слайд 5

Что случилось с природой?  Всё вокруг ожило, словно кто-(то) её раскрасил.   Потрудилась Художница-Весна! У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.

       Голубым она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака. Своим любимым зеленым цветом она раскрасила растущую травку. Таким же цветом покрыла лес, в котором раздаются птичьи голоса.

      Но впереди у нашей Весны ещё столько работы!  Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.

-О чём этот текст? (о весне)

-Почему же весна – художница? (потому что раскрашивает всё во всевозможные цвета после белой зимы)

2.Словарная работа. Слайд 6

-Ребята, есть ли в этом тексте незнакомое вам слово? (Да, ОРНАМЕНТ)

- Если мы не знаем значение слова, то где можно  его  найти (В толковом словаре).(На столе лежит толковый словарь с закладкой)

-(Лиза, открой  словарь и прочти значение слова ОРНАМЕНТ)

ОРНАМЕНТ- живописное, графическое или скульптурное  украшение из  сочетания  геометрических, растительных или  животных  элементов.

- Запишите его в тетради.(Диктую по слогам-ОР-НА-МЕНТ)-Запомните его и произносите правильно!

- Составьте предложение  с этим словом.(Устно)

 (Стены украшали причудливыми орнаментами.  На сарафане был вышит необыкновенный орнамент.)

-Как орнамент украшает предметы, так и части речи украшают наш язык. 

- Ребята, какую часть речи мы изучаем? (местоимение)

-Что такое местоимение? (самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называя их).

-Вспомните, какие разряды местоимений вы уже изучили? (Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные).

-Хорошо. Молодцы.

-Мы повторили разряды местоимений.

Слайд 7

Подведение к теме урока.

- А сейчас, ребята, обратите внимание на выделенные в тексте слова  (Свои, своим, нашей)-назовите их.

- На какие вопросы отвечают данные слова? (Чьи? Чьим? Чьей?)

-А какая часть речи отвечает на такие вопросы? (притяжательные прилагательные)

-Найдите в предложении Таким же цветом покрыла лес, в котором раздаются птичьи голоса. притяжательное прилагательное (птичьи голоса) 

Слайд 8

Лингвистическое исследование

Докажите, что это прилагательное притяжательное (отвечает на ВОПРОС-голоса(чьи? -птичьи и обозначает принадлежность чего -либо)

-А  теперь посмотрите на выделенные слова. Они что-то обозначают или указывают? (нет, только указывают)

Значит, какая перед нами часть речи? (местоимение)

- На что указывают эти  местоимения? (на принадлежность)

  Ребята, как можно назвать такие местоимения? (притяжательные)

 - Так какая же тема нашего урока?

( Тема урока «Притяжательные местоимения»)  Слайд 9

- Запишите тему в тетрадях(Я записываю на доске)

 -Как вы думаете,  а цели нашего урока какие? Слайд 10

(познакомиться с притяжательными местоимениями, уметь находить их в тексте и правильно использовать в речи, тренироваться в выполнении упражнений)

Правильно.

-Запишем притяжательные местоимения в тетрадь(Я выписываю на доску и проговариваю: Мой,Свой,Твой,Наш,ВАШ,Его,Её,Их).

-Ребята, а где в жизненных ситуациях мы можем использовать притяжательные местоимения?(При оформлении, анкетных данных, различных документов).

Вернемся к нашему рисунку.

- Напишем на стволе слово «притяжательные», чтобы дерево начало расти.

- На какие вопросы отвечают?

 (чей? чья? чьё? чьи?)

-Напишем на веточке слова «чей? чья? чьё? чьи?)» и украсим её листочками.

-Какова синтаксическая роль притяжательных местоимений(чем является в предложении?)

(определение)

-Выберем ещё одну веточку и напишем на ней слово «определение», тоже украсив листочками. Дерево оживает.

-Изменяются ли притяжательные местоимения по родам, падежам и числам? (Да. Изменяются.).По родам изменяются только в единственном числе!

 -Используем оставшиеся веточки, пишем на них слова «род», «число», «падеж» и дорисовываем листву.

-Ребята, что произошло с деревом?

Наше дерево зазеленело и ожило.

-Посмотрите, что у нас получилось и попробуйте сформулировать, что же такое притяжательное местоимение?

 (Притяжательные местоимения указывают на принадлежность. Они изменяются по родам (в ед.числе),числам, падежам(склоняются как прилагательные).В предложении обычно бывают определениями.)

Слайд 11

-Посмотрите на экран. Запишите предложения. Разберите их по членам и задайте вопросы от главных слов к зависимым.

-Назови местоимение в 1-м предложении(ЕГО)

-От какого слова зависит? (Услышали)

-На какой вопрос отвечает? (Кого?)

-Чем является в предложении? (Дополнением)

-Значит какое это местоимение? (Личное)

 

-Правильно!

-Теперь назови  местоимение во 2-м предложении(ЕГО)

-От какого слова зависит? (Песню)

-На какой вопрос отвечает? (Чью?)

-Чем является в предложении? (Определением)

-Значит какое это местоимение? (Притяжательное)

-Правильно!

Вывод:

- Чтобы отличить притяжательные местоимения его, её, их от омонимичных им форм личных местоимений, нужно задать к ним вопрос.

Личные местоимения отвечают на вопросы косвенных падежей и в предложении являются дополнениями.

Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? (чья?) чьё? чьи? и в предложении являются определениями.

-Молодцы!

Ребята, а сейчас прервём нашу работу и поиграем. Слайд 12

 

-Русский народ с уважением и любовью говорил о весне, об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки.

Если в пословице услышите притяжательное местоимение, поднимите руки вверх, если их не услышите – вытяните руки перед собой:

 

 Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

 

Март морозом на нос садится.

 

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

 

Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.

 

Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

 

Одна ласточка весны не делает.

 

Весна красна цветами, а осень снопами.

Твоё хоть дороже, краснее, а свое мне милее. 

Закрепление изученного материала

Итак продолжаем работу.

Поработаем в парах, но сначала вспомним правила работы в парах (помогайте  
    друг другу, будьте доброжелательными).
Слайд 13

1.      Работа в парах.

-Весна пробуждает в наших душах самые хорошие чувства, пробуждает нас к жизни. Много стихотворений посвящено этому чудесному времени года. Перед вами стихотворения.

 Ваша задача -найти в них притяжательные местоимения, записать в тетради и определить

род, число, падеж:

 (Взаимопроверка по эталону. Эталон выводится на доску) Слайд 14

-Поменялись тетрадями. Сравнили результаты.

(Дети по одному, читают четверостишия, называют притяжательные местоимения , род, число, падеж)

 

Ступая осторожно в тишине
По белым покрывалам февраля,
Придет сегодня вечером ко мне
Моя Весна, любимая моя. (Ж.р., ед.ч., И.п.)

 

Она найдет дорогу и без карт,
Стремительна, свободна и нежна.
И к нам придет, когда наступит март...
У каждого из нас - своя весна! (Ж.р., ед.ч., И.п.)

 

Тепло на солнышке. Весна
Берет свои права.                         (Мн.ч., В.п.)
В реке местами глубь ясна,
На дне видна трава.

 

Зима недаром злится,
Прошла её пора —                  (Ж.р., ед.ч., И.п.)
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

 

У кого нет ошибок? -Молодцы!

-У кого 1 ошибка? -Нужно немножко потренироваться.

-У кого 2 и более ошибок? -Нужно еще раз внимательно повторить материал.

-В этом задании вы находили притяжательные местоимения и определяли их род, число и падеж.

-А теперь выполните задание, в котором надо употребить притяжательное местоимение в нужном роде, числе и падеже и определить его синтаксическую роль (чем оно является в предложении?).

(Самопроверка по эталону. Эталон выводится на доску) Слайд 15

1\.Я хочу познакомить тебя с (мой) другом. -c моим другом (определение)

2\. Расскажи о (своя) подруга.- o своей подруге (определение)

3\. Это комната (моя) старшая сестра.- моей старшей сестры- (определение)

4\. Вы видели новое здание (наш) университета?- нашего университета- (определение)

5\. Обычно я хожу в кино с (мой) хорошим товарищем.- с моим хорошим товарищем- (определение)

6\. Мы поздоровались с (наш) преподавателем.- с нашим преподавателем- (определение)

7\. Что ты знаешь о (его) планах на завтра?- о его планах на завтра- (определение)

8\. Он принёс цветы (моя) сестра.- моей сестре-(определение)

9\. Я говорил по телефону с (твой) братом.- с твоим братом- (определение)

10\. Я помогаю изучать русский язык (мои) студентам.- моим студентам- (определение)

11\. Он любит (свои) родителей.- своих родителей- (определение)

12\. Мы были в гостях у (наши) старых друзей.- у наших старых друзей- (определение).

-А теперь проверьте самостоятельно по образцу.

У кого нет ошибок? -Молодцы!

-У кого 1-2 ошибки? –Хорошо.

-У кого 3-6 ошибок? -Нужно еще раз внимательно повторить материал

-У кого7 и более ошибок?-Нужно несколько раз повторить материал.

 

-Ребята, а теперь попробуйте написать мини-сочинение из 5 предложений «Моя весна», используя притяжательные местоимения(Хотя бы три).

-Послушаем, что у вас получилось?

-Учащийся читает свое сочинение, а остальные внимательно слушают и называют притяжательные местоимения, которые они услышали.

-Ребята, у вас получились очень красивые, яркие сочинения!Молодцы!

(Итог урока) Слайд 16

-С каким местоимением мы сегодня познакомились?

-Что мы узнали о нём? (указываю на дерево)

-Как применяли полученные знания?

Слайд 17

Продолжите предложения

Рефлексия

1. Сегодня на уроке я узнал(а)…

2. Я понял(а), что…

3. Теперь я могу…

4. У меня получилось…

5. Мне понравилось…

 (Выставление оценок с комментированием)?

Слайд 19

Вы сегодня хорошо поработали. Чтобы закрепить полученные на уроке знания, дома выполните задания по выбору:

1)Упр.467 учебника

2)Подберите 6-8 предложений из художественных произведений, в которых бы встречались притяжательные местоимения; укажите форму этих местоимений.

-Ребята, посмотрите, какое красивое дерево расцвело, благодаря знаниям, которые вы получили сегодня на уроке.

 Вспомните притчу, которую я вам рассказала в начале урока. «Все в ваших руках». Давайте украсим наше весеннее дерево вашими знаниями! Цветами и Бабочками) -Ребята, мне было очень приятно с вами работать! Спасибо за урок! Слайд 20

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МОБУ « Селивановская основная общеобразовательная школа»

МОБУ « Селивановская основная общеобразовательная школа»

Технологическая карта урока по

Технологическая карта урока по

Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами

Коммуникативные: организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами

А теперь предлагаю вам прослушать стихотворение и угадать, о чем в нем идет речь? (Предлагает прослушать стихотворение

А теперь предлагаю вам прослушать стихотворение и угадать, о чем в нем идет речь? (Предлагает прослушать стихотворение

Лиза, открой словарь и прочти значение слова

Лиза, открой словарь и прочти значение слова

Используем оставшиеся веточки, пишем на них слова «род», «число», «падеж» и дорисовываем листву

Используем оставшиеся веточки, пишем на них слова «род», «число», «падеж» и дорисовываем листву

Твоё хоть дороже, краснее, а свое мне милее

Твоё хоть дороже, краснее, а свое мне милее

Мы поздоровались с (наш) преподавателем

Мы поздоровались с (наш) преподавателем

Вспомните притчу, которую я вам рассказала в начале урока

Вспомните притчу, которую я вам рассказала в начале урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2024