Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Понятие о наречии как части речи"
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Понятие о наречии как части речи"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
09.02.2020
Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Понятие о наречии как части речи"
Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме «Понятие о наречии как части речи.docx

Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме «Понятие о наречии как части речи»

Ирина Владимировна Галынкина, учитель русского языка и литературы

 

 

Цели урока:

·            Образовательные:

-        формирование понятия о наречии как самостоятельной части речи, сопоставление с другими частями речи;

-        научить определять грамматическое значение и морфологические признаки наречий

·            Развивающие:

-         сформировать умение “видеть” наречие в тексте;

-         обогатить синтаксический строй детской речи наречиями, делающими высказывания более точными, выразительными, богатыми;

-         развивать творческое мышление детей, научить выражать свои чувства и настроения.

·            Воспитательные:

-         воспитание чувства прекрасного;

-         способствовать формированию духовной культуры и социально-активной личности.

Оборудование: карточки для работы в группах, учебник, мультимедийный проектор.

 

                                                            Ход урока

1.   Организационный момент.

В конце урока вы должны будете оценить свою работу по 5-ти балльной шкале. (Обратите внимание на листочек под названием «Рефлексия и оценка знаний»).

Я хочу начать урок с обращения к прекрасным строкам из стихотворения Ивана Бунина «Бушует полая вода…» (1892)

 

2.    Актуализация знаний.

Бушует полая вода, шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры, и утром в воздухе нагретом

Густые белые пары напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном по залу «зайчики» трепещут

 

1.    Дома вы должны были поработать с Толковым словарем и найти значение слов: полая, пролетные.

(полая – вода, разливающаяся после ледохода, пролётные – о птицах, появляющихся весной и сенью при пролёте, перелёте)

2.    О каком времени года идёт речь в стихотворении? (О весне)

- Какие приметы весны озвучены автором? (весна, полая – после ледохода, грачи, чёрные бугры, тепло, свет, лужи)

3.    Слова какой части речи помогают нам при описании того или иного времени года? (Прилагательные)

Найдите их в строках. Выпишите в тетрадь словосочетания прилагательное + существительное в столбик, определите главное и зависимое слово.

(Экран) 

Полая вода

Пролётные стада

Чёрные бугры

Белые пары

Солнечным пятном

-На что указывают прилагательные?

(Указывают на признак предмета)

-Как вы нашли прилагательные? (по вопросу и по значению)

-Каким настроением проникнуто стихотворение?

(радостью при встрече весны)

3.  Актуализация индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Мотивация.

1. Найдите в тексте слово, которое выражает данное настроение. (Весело)

    К какой части речи оно относится? (Наречие)

    Встречались ли мы ранее со словами данной части речи?

    Как вы определили часть речи? (По вопросу)

2. Есть ли в тексте другие наречия? Назовите. (глухо, протяжно, важно, утром)

3. Как вы думаете, почему допустили ошибки? (не хватает знаний)

 

4.  Определение темы урока. Целеполагание (планирование действий по достижению целей).

Как выдумаете, какую часть речи мы будем изучать? (Наречие)

Запись темы урока: Понятие о наречии как части речи.

Попробуйте сформулировать цели урока.

1. Узнать, что такое «наречие».

2.Поупражняться в умении отличать наречие от других частей речи.

3.Самостоятельно применять полученные знания.

- Что нужно знать, чтобы отличить одну часть речи от другой? (На какие вопросы отвечает, что обозначает, от какой части речи зависит, как изменяется, каким членом предложения является)

Сверить ответы учеников с экраном.

5.    Открытие новых знаний (практическая деятельность обучающихся).

 

1) Работа с учебником.

2) Чтение параграфа. (несколько человек)

    Вопросы для восприятия

- на какие вопросы отвечает наречие?

- что обозначает? (Признак действия или признак признака)

- назовите основной морфологический признак наречия. (неизменяемость)

- от каких частей речи может зависеть? (От глагола, прилагательного или наречия)

- назовите синтаксическую роль наречия. (чаще обстоятельством, реже определением)

- в каких случаях наречие является определением? (Если относится к существительному)

3) Историческая справка. Обратимся к этимологическому словарю. Что изучает этимология? (Происхождение слова или выражения)

 

Отвечает подготовленный ученик

Выделяем корень в слове наречие. И если мы продолжим свое исследование и обратимся к словарю Ожегова, то увидим, что в древнерусском языке слово речь имело различные значения, одним из которых было название части речи-глагол. Это значение и сохраняется в корне слова наречие. Значит, между глаголом и наречием существует самая непосредственная связь. А древние римляне (в переводе на наш язык) называли эту часть речи «приглаголие». Русские ученые-грамматисты изменили лишь приставку, но главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе или «накладываться» на глагол, то есть попадать в непосредственную зависимость с глаголом.

Определяем общее грамматическое значение наречия.

Признак действия                                                           Признак признака

аккуратно пишет                                                             очень хороший ответ

выразительно читает                                                       слишком громко говорит

верно рассуждает                                                            удивительно быстро решает

 

(Учащиеся образовывают словосочетания путем подстановки наречий к уже имеющимся словам)

 

4) Синтаксическая роль наречий в предложении. У доски работает ученик.

Маша стала выполнять задание правильно и аккуратно, а Рома – спустя рукава.

(Повторяем понятие фразеологический оборот, подбираем синоним – небрежно.)

 

6. Формирование умения самостоятельно применять и использовать полученные знания.

Задание: - определить части речи, доказать правильность своего ответа

- Что нужно сделать, чтобы правильно определить часть речи?

Беречь тепло – тепло одеться 
Крыша дома – каникулы я провел дома 
Причинить зло – смеяться зло – лицо зло 

Задание: сочетание слов дополнить наречиями, подходящими по смыслу.

Лото

1.Переходить реку(вброд)

2.Распахнуть окна(настежь)

3.Выучить стихотворение(наизусть)

4.Надеть рубашку(навыворот)

5.Заготовлять продукты(впрок)

6.Раскалить металл(докрасна)

7.Надеть фуражку(набекрень)

8.Убить зверя (наповал)

9.Разделить добычу(поровну)

10.Сварить яйцо(вкрутую)

11.Чашка разбилась(вдребезги)

12.Аппарат действует(безотказно)

13.Поезд прибыл(вовремя)

14.Команды сыграли(вничью)

15.Ракета взвилась(ввысь)

16.Всадник пронесся(вскачь)

17.Дом сгорел(дотла)

18.В дороге питались(всухомятку)

19.Держать винтовку(наперевес)

20.Посмотрел на меня(исподлобья)

 

7. Самостоятельная работа с текстом.

Весна.

Весна долго не открывалась. Вдруг изд…ли потянуло тёплым ветром. Надвинулся густой серый туман. В тумане полились воды. Затр…щали льдины. Двинулись вперёд мутные потоки. Небо про…снилось. Тёплый весе(н,нн)ий воздух задр…жал от испарений земли. Залились звонко жаворонки над бархатом зелени. Высоко прол…тели журавли и гуси. Пришла настоящая весна.

Вопрос: Что объединяет данный текст с предыдущим? (тема и основные объекты, через которые авторы показывают приход весны: вода, яркое солнце, воздух, птицы)

Задания:

- вставить пропущенные буквы

- выписать словосочетания с наречиями

- указать, на какие вопросы они отвечают

- продолжить текст 2 - 3 предложениями, используя в них наречия.

(Сверить с экраном)

 

8. Рефлексия и оценка знаний.

1.Я знаю, что такое наречие.

2.Я умею отличать наречие от других частей речи.

3.В самостоятельной работе у меня все получилось.

4.Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

5.Я активно участвовал в открытии нового знания.

Критерии оценивания:

·      Нет ошибок-“5”

·      1-2 ошибки-“4”

·      3-4 ошибки-“3”

·      5 и более ошибок-“2”

9. Завершающим этапом урока может стать стихотворение о наречии.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси-

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым- бело»-

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло»-

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно», ты

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою- сразу вся Россия!

 

10. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме «Понятие о наречии как части речи»

Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме «Понятие о наречии как части речи»

Актуализация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Формирование умения самостоятельно применять и использовать полученные знания

Формирование умения самостоятельно применять и использовать полученные знания

Завершающим этапом урока может стать стихотворение о наречии

Завершающим этапом урока может стать стихотворение о наречии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2020