ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Русский язык
Тема: «Мягкий знак на конце наречий».
Класс: 7
Цель урока: а) побудить к освоению знания; сформировать представление о написании мягкого знака на конце наречий;
б) пополнить словарный запас обучающихся.
Задачи:
- образовательная: овладеть правилами написания мягкого знака на конце наречий;
- развивающая: научить использовать наречия в устной и письменной речи;
- воспитательная: побудить обучающихся обращаться к различным типам словарей для решения лингвистических задач.
Целеполагание:
1. Визуальное (тема-вопрос).
План урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивационный компонент.
3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений.
4. Внедрение нового знания в систему знаний.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
6. Рефлексия учебной деятельности.
7. Постановка домашнего задания.
Оборудование:
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
2. Русский язык. 7 класс.
3. Раздаточный материал: карточки с заданиями, задания для самостоятельной работы.
Литература:
1. Гац И.Ю. Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях
2. Добротина И. Г. Современные модели уроков русского языка в 5–9 классах: пособие для учителя. М., 2014.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Содержание и деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Время |
Организационный компонент |
Слово учителя: «Добрый день! Сегодня мы познакомимся с правилами написания мягкого знака на конце наречий. Но для начала вспомним, что вы знаете о такой части речи как наречие». |
Ученики приветствуют учителя и настраиваются на работу. |
2 минуты |
Мотивационный компонент |
Учитель раздаёт раздаточный материал с загадкой:
Я никогда не изменяюсь |
Ученики отгадывают загадку. Ответ: наречие. |
1 минута |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений |
С помощью учебных действий учитель выясняет, какими знаниями и умениями обладают обучающиеся по теме «Наречие как часть речи».
Вопросы учителя: - что такое наречие? - на какие вопросы отвечают наречия? - назовите особенности наречий. - составьте и запишите 3 предложения с использованием наречий. При необходимости воспользуйтесь учебником. |
Ученики отвечают на поставленные вопросы: - наречие – это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или предмета. - наречия отвечают на вопросы как? где? куда? когда? почему? и др. - особенностью наречий является то, что они не изменяются по родам, числам, падежам. Не склоняются и не спрягаются.
Ученики составляют и записывают в тетрадь 3 предложения с использованием наречий: 1. Сегодня на улице очень красиво. 2. Мы удачно сходили в театр. 3. Картина висит криво.
|
10 минут |
Внедрение нового знания в систему знаний. Применение полученных знаний внутри практической деятельности
|
Слово учителя: «Откройте учебник на странице 134. Прочитайте справку из учебника. Запишите правило в тетрадь.
Вопросы учителя: - скажите, что обозначает слово наотмашь? Используйте словарь.
Ученики выполняют письменно упражнение 249 (из учебника), объясняя правописание пропущенных букв. |
Ученики читают и записывают в тетрадь справку из учебника: - на конце наречий после шипящих пишется Ь: навзничь, сплошь, наотмашь. Исключение: уж, замуж, невтерпеж. Также мягкий знак ставится на конце наречий для обозначения мягкость предшествующего согласного: вплавь, вновь и др. Ученики отвечают на вопрос учителя: - наотмашь – это нареч. Ударить, сильно размахнувшись.
Выполняем упражнение 249. 1. Мы очутились в холмистом (проверочное слово – холм), сплошь (пишем мягкий знак после шипящего на конце наречия) засеянном (причастие, пишем удвоенную НН, так как есть приставка и зависимое слово) пшеницей поле. 2. белый, ужасный (прил., пишем одну Н, так как в основе производящего слова ужас нет буквы н. свет как будто (союз, всегда пишется раздельно) наотмашь (пишем мягкий знак после шипящего на конце наречия) ударил его по лицу. 3. Когда становится совсем уж (исключение, ь знак не пишется) невтерпёж (исключение, ь знак не пишется), судорожно вдыхаешь (на конце глаголов после шипящих пишется мягкий знак) пахнущий жаркой резиной воздух. 4. Отступал до тех пор, пока не поскользнулся и навзничь (пишем мягкий знак после шипящего на конце наречия) не упал в воду. 5. Он мчался вскачь (пишем мягкий знак после шипящего на конце наречия) каким-то лошадиным (прилагательное, в суффиксе -ин- пишется одна буква Н) галопом, оставляя за собой облака пыли.
|
15 минут |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Учитель раздаёт карточки с самостоятельной работой.
|
Ученики выполняют самостоятельную работу на раздаточном материале, опираясь на записи в тетраде. |
10 минут |
Рефлексия. Постановка домашнего задания.
|
Учитель просит оценить учеников свой вклад в урок. Вопросы учителя: - что нового вы узнали сегодня на уроке? - с какими трудностями вы столкнулись? - что больше всего вам понравилось на сегодняшнем уроке? домашнего задание: Повторить правило на стр.134. Выполнить письменно упражнение № 251. |
Ученики рефлексируют, отвечая на вопросы учителя
Ученики записывают домашнее задание. |
7 минут |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.