Конспект урока русского языка в 7 классе
Ф.И.О. учителя: Иванова Алена Вячеславовна
Место работы: МБОУ «СОШ №2 СУИОП»
Учебник: Русский язык: 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014
Тема урока: «Деепричастие как часть речи»
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий; научить находить
деепричастия;
определять
их грамматические признаки.
Развивающие: создать мотивационную
основу для восприятия учебного материала; развивать познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание.
Воспитательные: воспитание культуры
общения;
уважения
к собеседнику; воспитание интереса к родному
языку.
Планируемые УУД:
Предметные: научиться различать деепричастия, глаголы, наречия.
Коммуникативные:
использовать
адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные:
осознавать самого себя
как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения деепричастий.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Технология:
1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
2. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).
3. Технология обучения в сотрудничестве.
4. Технология развивающего обучения.
Приемы, используемые на уроке:
1. Таблица «Знаю - хочу узнать - узнал»;
2. «Зигзаг»;
3. «Модель Фрайер»;
4. «Cинквейн»;
5. «Авторское кресло».
Формы работы на уроке: индивидуальная, парная и групповая работа
Необходимое оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, листы самооценки.
Демонстрационный материал: электронная презентация
План урока:
1. Мотивация учебной деятельности (1-2 мин)
2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации и выход из нее (4-5 мин)
3. Постановка цели урока (4-5 мин)
4. Первичное усвоение новых знаний (10 мин)
5. Физкультминутка (2 мин)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
(4-5 мин)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (2-3 мин)
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение (4-5 мин)
9. Подведение итогов урока (5-6 мин)
10. Рефлексия (1-2 мин)
Ход урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||
1. Мотивация учебной деятельности (1-2 мин) |
Создание благоприятного настроя на работу на уроке |
- Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Я бы хотела начать наш урок со следующих слов. - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что там пропущено? -Именно об этой части речи мы сегодня будем говорить. - «Несомненное преимущество … заключается в их краткости и динамичности». А.Э. Розенталь
(Оценочные листы на каждой парте) |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
- самоопределение (Л); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
||||||
2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации (4-5 мин)
Стадия вызова |
Актуализация опорных знаний |
- Прочитайте: 1 вариант - 1 и 3 строчки, а 2 вариант - 2 и 4 строчки 1) бежит, падает, подтянувшись, прыгнул. 2) Быстро, изогнув, светло, внизу. 3) искренний, лисья, стеклянный, решившись 4) понимая, развернутая, оклеенный, лечащий - С какими орфограммами вы столкнулись, когда читали слова? - А теперь поиграем! - Игра «Четвертый лишний». - Что общего между всеми словами в каждой строке? Подумайте. - Обсудите с соседом по парте всё, что вы знаете о словах и заполните колонку «Знаю» таблицы:
- Какое слово в каждой строчке лишнее? Подчеркните. Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока? - Что мы не знаем, чтобы ответить на вопрос? Обратившись к словарю, узнаём, что термин возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Это деепричастие. - Сформулируйте тему урока? |
Работают в парах, читают слова
Называют слова и объясняют соседу по парте подчёркнутые в словах орфограммы Проверка
Заполняют графу «Знаю». (Дают определения частям речи).
Проблема? Какой частью речи являются слова?
Формулируют тему урока, записывают в тетради. |
- уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках (П);
- уметь определять цель учебной деятельности (Р);
- уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (Р);
- уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию (К)
|
||||||
3. Постановка цели урока (4-5 мин) |
Обеспечение принятия цели урока, задач урока |
Определите цель урока. -Что вы хотите узнать о деепричастии? Заполните вторую графу таблицы.
- Как вы понимаете слово «деепричастие»? Приём «Корзина мнений» |
Определяют цель урока, задачи
Заполняют графу «Хочу узнать»
Высказывают своё мнение |
|
||||||
4. Первичное усвоение новых знаний (10 мин)
Осмысление |
Обеспечение восприятие, осмысление и первичное запоминание информации |
Приём «Зигзаг». 1-й этап - В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? -Предлагаю вам самим попробовать разобраться в новом материале. Каждая группа получит текст (Приложение 1), разбитый на абзацы. 2-й этап («зиг») - Теперь прошу всех перегруппироваться так, чтоб в одной команде оказались только те, кто работает с одним и тем же абзацем.
3-й этап («заг») - Прошу вас всех вернуться в свои команды и начать объяснение нового материала друг другу. Потом впишите ваши результаты в таблицу, которая лежит у каждой группы и схематично изобразите полученные результаты в «Модель Фрейера» -Заполните колонку «Узнал новое»:
Действительно, эта форма обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, т.к. не изменяется.
|
Учащиеся делятся на группы Каждый участник команды работает с одним абзацем текста: читает, переосмысливает, составляет вопросы, если ему что-то непонятно (3-4 мин.) Обсуждают свой материал. Отвечают на вопросы друг друга.
Думают, как лучше объяснить то, что узнали, членам своей первичной команды.
Пытаются сделать вывод. |
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других (К)
- уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию (П)
- уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Р)
|
||||||
5. Физкульт-минутка (2 мин) |
Сменить вид деятельности |
- Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть, когда прозвучит деепричастие. Разбивая волны, играющий ребенок, резиновый мяч, сверкая на солнце, живущий в деревне, сделав разворот, вспаханное поле, горячий напиток, преодолев препятствие, кипящий раствор, слыша звуки, растаявший снег, взмахивая крыльями.
|
Отдыхают |
|
||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (4-5 мин) |
Выявить качество и уровень усвоения знаний
|
- Прочитайте текст, запишите 1 предложение. Найдите глаголы и деепричастия. Лето прощалось с землей, медлило перед разлукой, топчась на месте, ласково и внимательно озираясь вокруг. Днем было жарко, но к вечеру резко посвежело, и крупные звезды снижались к самой крыше, сверкая льдистым блеском. Казалось, от их сторожкого дыхания холодеет воздух, зябко ёжатся деревья, и травы по утру сгибаются под матовыми дробинами грузной росы, и резные листья берез грустно шелестят, хваченные по краям вкрадчивой тишиной. (Ф.Нестеров) - Найдите грамматическую основу первого предложения. -Какой объект действует, какое действие совершает? - Какое добавочное действие выполняет глагол? - Поставьте вопрос к добавочному действию. - Объясните, почему необходимо разграничивать главное и добавочное действие? - В оставшихся предложениях выделите слова, обозначающие основное и добавочное действие.
|
Записывают предложение, при этом проговаривая вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.
Слово, обозначающее основное действие, подчеркивают как сказуемое, а добавочное как обстоятельство.
Отвечают на вопросы Подчёркивают глаголы и деепричастия Проверка работы |
- уметь анализировать и исправлять предложения (К) - анализ, сравнение, классификация (П) – построение логической цепи рассуждений (П); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). - самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор (П) |
||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (2-3 мин) |
|
- Цифровой диктант. Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие. 1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома. 2) Много тайн хранят леса, опалённые войной. 3) Не узнав горя, не узнаешь и радости. 4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь. 5) Потрескивая, горел костёр. 6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых. 7) Дробясь о мрачные скалы ,шумят и пенятся валы. 8) Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки. Ответы: 3, 5, 6,7,8. |
На данном этапе ученики самостоятельно выполняют задания, проверяют их по эталону. Задача – создание ситуации успеха для каждого ученика.
Проверяют себя по ключу.
|
– самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); - уметь осуществлять итоговый контроль деятельности (Р).
|
||||||
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение (4-5мин)
|
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание за работу на уроке. |
Проверочная работа. I. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие. 1. Космонавт слушает и улыбается. 2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг. 3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища. 4. Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх. 5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх. II. Найти предложения, в которых есть деепричастие. 1. Мама сидела, откинувшись в кресле. 2. Я открыл окно и залюбовался видом. 3. Брат склонил голову и писал что-то. 4. Разложив игры, дети сели в кружок. 5. Уставшая, она не хотела идти домой. |
Взаимопроверка в парах по ключу на слайде. Для выполнения задания необходимо проанализировать устно пять предложений (они нумеруются арабскими цифрами). Одно-два из них соответствуют правильному ответу. Эти предложения ученик должен найти и записать их номера. Контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке
|
|
||||||
9. Подведение итогов урока (5-6 мин) |
|
- Составьте синквейн по теме «Деепричастие» Приём «Авторское кресло» - Ребята, кто из вас готов прочитать свои творческие работы? Приглашаю занять авторское кресло.
|
Составляют синквейн, читают его перед остальными (3-4 человека)
|
Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Л); - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слышать и понимать речь других (К); -выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К); - уметь выбирать решение, обосновывать выбор (П). |
||||||
10. Рефлексия (1-2 мин) |
-инициировать рефлексию детей по поводу их деятельности по достижении поставленной цели |
Вернёмся к началу урока: найдите колонку «Хочу узнать». Достигнуты ли цели, поставленные вами? - Работа по «Рефлексивному экрану» Домашнее задание: v Параграф 28, стр. 76-78, схема (повторить теорию). v Упражнение 181 (выполнить задание) или v Выписать из художественной литературы 5 предложений с деепричастиями.
|
Работают с таблицей
Высказываются по уроку, используя прием «Рефлексивные экран»
Выбирают Д/З |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.