Конспект урока русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи"
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи"

Оценка 4.6
docx
01.02.2020
Конспект урока русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи"
Конспект урока русского языка в 7 классе Деепричастие.docx

Конспект урока русского языка в 7 классе

Ф.И.О. учителя: Иванова Алена Вячеславовна

Место работы:   МБОУ «СОШ №2 СУИОП»

Учебник: Русский язык: 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014

Тема урока: «Деепричастие как часть речи»

Цели урока:

 Обучающие: познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями  деепричастий; научить находить деепричастия; определять их грамматические признаки.
Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; развивать познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание.
Воспитательные: воспитание культуры общения; уважения к собеседнику; воспитание интереса к родному языку.

Планируемые УУД:

Предметные: научиться различать деепричастия, глаголы, наречия.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения деепричастий.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Технология:

1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

2. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).

3. Технология обучения в сотрудничестве.

4. Технология развивающего обучения.

Приемы, используемые на уроке:

1. Таблица «Знаю - хочу узнать - узнал»;

2. «Зигзаг»;

3. «Модель Фрайер»;

4. «Cинквейн»;

5. «Авторское кресло».

Формы работы на уроке: индивидуальная, парная и групповая работа

Необходимое оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, листы самооценки.

Демонстрационный материал: электронная презентация

 

 

План урока:

1. Мотивация учебной деятельности (1-2 мин)

2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации и выход из нее (4-5 мин)

3. Постановка цели урока (4-5 мин)

4. Первичное усвоение новых знаний (10 мин)

5. Физкультминутка (2 мин)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(4-5 мин)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (2-3 мин)

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение (4-5 мин)

9. Подведение итогов урока (5-6 мин)

10. Рефлексия (1-2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация учебной деятельности (1-2 мин)

Создание благоприятного  настроя на работу на уроке

- Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Я бы хотела начать наш урок со следующих слов.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что там пропущено?

-Именно об этой части речи мы сегодня будем говорить.

- «Несомненное преимущество …  заключается в их краткости и динамичности». А.Э. Розенталь  

 

(Оценочные листы на каждой парте)

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

- самоопределение (Л);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

 

 

 

2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации (4-5 мин)

 

Стадия вызова

Актуализация опорных знаний

- Прочитайте: 1 вариант - 1 и 3 строчки, а 2 вариант - 2 и 4 строчки                

1) бежит, падает,  подтянувшись, прыгнул.

2) Быстро, изогнув, светло, внизу.

3) искренний, лисья, стеклянный, решившись

4) понимая, развернутая, оклеенный, лечащий

- С какими орфограммами вы столкнулись, когда читали слова? 

- А теперь поиграем!

- Игра «Четвертый лишний».

- Что общего между всеми словами в каждой строке? Подумайте.

-  Обсудите с соседом по парте всё, что вы знаете о словах и заполните колонку «Знаю» таблицы:

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое»

1 – это глаголы…

2 – наречия…

3 – прилагательные

4 – причастия.

 

 

- Какое слово в каждой строчке лишнее? Подчеркните.  Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?

- Что мы не знаем, чтобы ответить на вопрос?  

Обратившись к словарю, узнаём, что термин возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию.                                                                                                  

Это деепричастие.

- Сформулируйте тему урока?

Работают в парах, читают слова

 

 

 

Называют слова и объясняют соседу по парте подчёркнутые в словах орфограммы

Проверка

 

 

 

 

Заполняют графу «Знаю».

(Дают определения частям речи).

 

 

 

 

 

 

Проблема?

Какой частью речи являются слова?

 

 

Формулируют тему урока, записывают в тетради.  

- уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках (П);

 

- уметь определять цель учебной деятельности (Р);

 

- уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (Р);

 

- уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию (К)

 

 

3. Постановка цели урока   (4-5 мин)

Обеспечение принятия цели урока, задач урока

Определите  цель урока.

-Что вы хотите узнать о деепричастии? Заполните  вторую графу таблицы. 

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое»

 

Что такое деепричастие?

Почему эта часть речи так называется?

Что общего у деепричастия с глаголом и наречием?

Как изменяется деепричастие?

 

-  Как вы понимаете слово  «деепричастие»?

Приём «Корзина мнений»

Определяют цель урока, задачи

 

Заполняют графу «Хочу узнать»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение

 

4. Первичное усвоение новых знаний (10 мин)

 

Осмысление

Обеспечение восприятие, осмысление и первичное запоминание информации

Приём «Зигзаг».

1-й этап

- В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая?

-Предлагаю вам самим попробовать разобраться в новом материале. Каждая группа получит текст (Приложение 1), разбитый на абзацы.

2-й этап («зиг»)

- Теперь прошу всех перегруппиро­ваться так, чтоб в одной команде оказались только те, кто работает с одним и тем же абзацем.

 

3-й этап («заг»)

- Прошу вас всех вернуться в свои команды и начать объяснение нового материала друг другу. Потом впишите ваши результаты в таблицу, которая лежит у каждой группы и схематично изобразите полученные результаты в «Модель Фрейера»

-Заполните колонку «Узнал новое»:

 

 

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое»

 

 

Обозначает добавочное действие.

Соединяет в себе два слова: дее + причастие.

Не изменяется…

Действительно, эта форма обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, т.к. не изменяется.

 

Учащиеся делятся на группы

Каждый участ­ник команды работает с одним абзацем текста: читает, переосмысливает, составляет вопросы, если ему что-то непонятно

(3-4 мин.)

Обсуждают свой материал.

Отвечают на вопросы друг друга.

 

 

 

Думают, как лучше объяснить то, что узнали, членам своей первичной команды.

 

 

Пытаются сделать вывод.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других (К)

 

- уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию (П)

 

- уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Р)

 

 

5. Физкульт-минутка

(2 мин)

Сменить вид деятельности

- Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть, когда прозвучит деепричастие.

Разбивая волны, играющий ребенок, резиновый мяч, сверкая на солнце, живущий в деревне, сделав разворот, вспаханное поле, горячий напиток, преодолев препятствие, кипящий раствор, слыша звуки, растаявший снег, взмахивая крыльями.

 

Отдыхают

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(4-5 мин)

Выявить качество и уровень усвоения знаний

 

- Прочитайте текст, запишите 1  предложение. Найдите глаголы и деепричастия.

Лето прощалось с землей, медлило перед разлукой, топчась на месте, ласково и внимательно озираясь вокруг. Днем было жарко, но к вечеру резко посвежело, и крупные звезды снижались к самой крыше, сверкая льдистым блеском. Казалось, от их сторожкого дыхания холодеет воздух, зябко ёжатся деревья, и травы по утру сгибаются под матовыми дробинами грузной росы, и резные листья берез грустно шелестят, хваченные по краям вкрадчивой тишиной.

(Ф.Нестеров)                                 

- Найдите грамматическую основу первого предложения.

-Какой объект действует, какое действие совершает?

- Какое добавочное действие выполняет глагол?

- Поставьте вопрос к добавочному действию.

- Объясните, почему необходимо разграничивать главное и добавочное действие?

- В оставшихся предложениях выделите  слова, обозначающие  основное и добавочное действие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают предложение,  при этом проговаривая вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

 

Слово, обозначающее  основное действие, подчеркивают  как сказуемое, а добавочное как обстоятельство.

 

 

Отвечают на вопросы

Подчёркивают глаголы и деепричастия

                      Проверка работы

- уметь анализировать и исправлять предложения (К)

- анализ, сравнение, классификация (П)

– построение логической цепи рассуждений (П);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

- самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор (П)

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (2-3 мин)

 

- Цифровой диктант.

Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие.

1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома.

2) Много тайн хранят леса, опалённые войной.

3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

5) Потрескивая, горел костёр.

6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.

7) Дробясь о мрачные скалы ,шумят и пенятся валы.

8)  Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.

Ответы: 3, 5, 6,7,8.

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют задания, проверяют их по эталону. Задача – создание ситуации успеха для каждого ученика.

 

 

 

 

 

Проверяют себя по ключу.

 

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

– построение логической цепи рассуждений (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

- уметь осуществлять итоговый контроль деятельности (Р).

 

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение (4-5мин)

 

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание за работу на уроке.

  Проверочная работа.

I. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.

1. Космонавт слушает и улыбается.

2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4. Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

II. Найти предложения, в которых есть деепричастие.

1. Мама сидела, откинувшись в кресле.

2. Я открыл окно и залюбовался видом.

3. Брат склонил голову и писал что-то.

4. Разложив игры, дети сели в кружок.

5. Уставшая, она не хотела идти домой.

Взаимопроверка в парах по ключу на слайде.

Для выполнения задания необходимо проанализировать устно пять предложений (они нумеруются арабскими цифрами). Одно-два из них соответствуют правильному ответу. Эти предложения ученик должен найти и записать их номера.

Контролирует правильность выполнения задания.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

 

 

9. Подведение итогов урока (5-6 мин)

 

- Составьте синквейн по теме «Деепричастие»

Приём «Авторское кресло»

- Ребята, кто из вас готов прочитать свои творческие работы? Приглашаю занять авторское кресло.

 

 Составляют синквейн, читают его перед остальными

(3-4 человека)

 

 

 

Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Л);

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слышать и понимать речь других (К);

-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К);

- уметь выбирать решение, обосновывать выбор (П).

10.  Рефлексия (1-2 мин)

-инициировать рефлексию детей по поводу их деятельности по достижении поставленной цели

Вернёмся к началу урока: найдите колонку  «Хочу узнать».

 Достигнуты ли  цели, поставленные вами?

- Работа по «Рефлексивному экрану»

Домашнее задание:

v  Параграф 28, стр. 76-78,  схема  (повторить теорию).

v  Упражнение 181  (выполнить задание)  или

v  Выписать из художественной литературы 5 предложений с деепричастиями.

 

Работают с таблицей

 

Высказываются по уроку, используя прием «Рефлексивные экран»

 

Выбирают Д/З

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока русского языка в 7 классе

Конспект урока русского языка в 7 классе

План урока: 1. Мотивация учебной деятельности (1-2 мин) 2

План урока: 1. Мотивация учебной деятельности (1-2 мин) 2

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Это деепричастие. - Сформулируйте тему урока?

Это деепричастие. - Сформулируйте тему урока?

Заполните колонку «Узнал новое»: «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое»

Заполните колонку «Узнал новое»: «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое»

Какой объект действует, какое действие совершает? -

Какой объект действует, какое действие совершает? -

Включение нового знания в систему знаний и повторение (4-5мин)

Включение нового знания в систему знаний и повторение (4-5мин)

Конспект урока русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020