"Роль кожи в терморегуляции организма"
Оценка 4.9

"Роль кожи в терморегуляции организма"

Оценка 4.9
docx
24.02.2020
"Роль кожи в терморегуляции организма"
Урок кожа.docx

Тема: Роль кожи в терморегуляции организма.

Цель урока: Сформировать представление о роли кожи в терморегуляции, болезнях и травмах кожи. Сформировать представление о гигиене кожных покровов.

Задачи

Образовательные: расширить знания обучающихся о строении организма человека; раскрыть механизм терморегуляции; установить значимость кожи в терморегуляции организма; познакомить с распространёнными кожными заболеваниями и травмами; раскрыть их причину; сформировать представление о правилах гигиены кожи, гигиенических требованиях к одежде и обуви; научить оказывать первую помощь при повреждениях (травмах) кожи, тепловых и солнечных ударах; убедить в необходимости ведения здорового образа жизни; закрепить знания по теме «Строение и функции кожи».

Развивающие: развивать мышление и наблюдательность, познавательные интересы и инициативу обучающихся; развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы; продолжить формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливанием; продолжить развитие элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение обучающихся в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера; продолжить формирование навыков работы с рисунками, таблицами и справочным материалом; формировать умения работы с тестами.

Воспитательные: воспитывать культуру общения и положительную мотивацию к учёбе; формировать познавательный интерес к изучению строения и жизнедеятельности собственного организма; способствовать формированию ценностного отношения к своему здоровью, осознанию необходимости соблюдения правил гигиены кожных покровов; формировать у обучающихся интерес к изучению биологии; использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; показать значимость кожи в терморегуляции организма.

Планируемые результаты

Предметные:

знать:

- механизм терморегуляции;

- роль кожи в терморегуляции организма;

- распространённые кожные заболевания и травмы, их причины и способы профилактики;

- правила гигиены кожи, гигиенические требования к одежде и обуви;

- правила оказания первой помощи при повреждениях (травмах) кожи, тепловых и солнечных ударах;

- основные термины и понятия по теме урока.

уметь:

- описывать механизм терморегуляции;

- доказывать значимость кожи в терморегуляции организма;

- определять кожные заболевания и травмы (по рисункам или описанию), а также их причины;

- оказывать первую помощь при ожогах, обморожениях, солнечных и тепловых ударах;

- доказывать необходимость соблюдения правил гигиены кожи;

- прогнозировать последствия нарушения норм и правил личной гигиены;

- давать определения основных биологических терминов и понятий и объяснять их смысл;

- применять полученные знания на практике.

Личностные:

- формируется валеологическая культура обучающихся;

- формируется гигиеническое воспитание на основе формирования умения ухаживать за кожей, волосами и ногтями;

- формируется бережное отношение к собственному организму, направленное на сохранение здоровья;

- осознание ценности биологических знаний;

- саморазвитие и самообразование обучающихся, восприятие научной картины мира;

- ответственно относятся к выполнению учебных задач;

- проведение самоконтроля своего здоровья;

- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека;

- применение полученных знаний в практической деятельности, самоанализ и самооценка.

Метапредметные:

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели, задачи под руководством учителя и работать в соответствии с ними;

- выдвигают простейшие гипотезы;

- выделяют главное, осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

- умение вести самостоятельный поиск необходимой учебной информации, работать с информацией и преобразовывать её;

- находят причинно-следственные связи;

- оценивают свою работу и работу своих одноклассников;

- владение практическими навыками, уметь применять полученные знания на практике;

- владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Тип урокаосвоение новых знаний.

Методы:

- словесные (беседа, устная монологическая речь, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами);

- проблемно-поисковый (поиск информации);

- практический (составление таблиц, работа со справочным материалом);

- дедуктивный метод (анализ, применение знаний, обобщение).

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в малых группах.

Применяемые технологии обучения: проблемное обучение, диалоговое обучение, здоровьесберигающие технологии, информационно-коммуникативные, системно-деятельностный подход.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска, учебник, справочный материал.

Практическая значимость урока: Возможность применения знаний о роли кожи в терморегуляции организма, мер профилактики и оказания первой помощи для сохранения здоровья и профилактики заболеваний, травм кожи.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивационный этап

 

Приветствие.

Мотивирование обучающихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки.

 

 

Приветствуют преподавателя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку, настраиваются на урок.

 

2. Актуализация опорных знаний

 

Организует проверку домашнего задания, готовности к уроку.

Осуществляет индивидуальный контроль. Проводит тестирование по теме "Строение и функции кожи" (приложение 1).

Выполняют работу, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

3. Выявление затруднения

 

Постановка проблемы.

Наша кожа постоянно подвергается разнообразным внешним воздействиям, и далеко не всегда эти воздействия полезны для неё.

Например, известен следующий исторический факт.

В середине XVII в. В богатых итальянских городах любили устраивать пышные празднества. Вельможи стремились превзойти друг друга в пышности и изысканности. В 1646 г. В Милане состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик» - олицетворение «золотого века». Тело ребёнка было покрыто золотой краской. Праздник удался, но вскоре после шествия ребёнок умер. Почему?Преподаватель предлагает высказать предположения.

Ребёнок замёрз ночью, т.к. золотая краска, покрывавшая тело, вызвала резкое расширение сосудов кожи. К чему это привело? Мальчик потерял много тепла, температура тела резко понизилась, мальчик заболел и умер.

Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребёнка. Только в XIX в. Опыт, проделанный над двумя испытуемыми, которых покрыли лаком, показал, что причина в нарушении терморегуляции организма.

 

Отвечают на вопросы. Дополняют друг друга. Доказывают своё мнение.

 

4. Проект выхода из затруднения (целеполагание)

Предлагает сформулировать тему и задачи урока, спланировать учебную деятельность на уроке.

 

 

 

 

 

Формируют тему и цель урока, планируют учебную деятельность.

5. Реализация построения проекта ("открытие" нового знания)

 

1. Терморегуляция организма

Преподаватель объясняет новый материал с демонстрацией и элементами беседы.

В процессе жизнедеятельности в организме человека образуется тепло. Как? (в результате реакций расщепления часть высвободившийся энергии рассеивается в виде тепла) Около 80% тепла выделяется во внешнюю среду через кожу. Но при этом температура нашего тела постоянна, несмотря на температуру окружающей среды. Как же это достигается? Давайте рассмотрим некоторые примеры.

1: когда температура окружающей среды становится высокой, что происходит с сосудами кожи и зачем?

2: когда температура окружающей среды падает, что происходит с сосудами кожи и зачем?

3: в сильную жару, когда расширение сосудов уже не может усилить отдачу тепла, что происходит? (потоотделение)

Действительно, на испарение 1 г пота тратится 0,58 кал энергии. Вот почему даже в самую жаркую погоду температура тела не повышается. Человек мог бы выдержать температуру даже в 70-80 * С, но при этом у него должно выделиться 9-16 л пота за несколько часов.

Преподаватель формирует такие формы мыслительной деятельности, как: доказательство, аргументация, рассуждение, установление причинно-следственных связей.

Преподаватель подводит обучающихся к выводу о значимости кожи в терморегуляции организма. Предлагает сформулировать и записать механизмы терморегуляции, осуществляемые кожей.

Что может нарушить терморегуляцию организма? Тепловой и солнечный удар. Что вызывает их? Какие меры оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе вы можете предложить? Меры профилактики?

2. Травмы кожи

Кожа постоянно подвергается разнообразным внешним воздействиям. Физические и химические раздражители вызывают воспалительные процессы кожи – дерматиты. Наиболее часто встречаемые дерматиты: опрелости, ожоги, обморожения и потёртости.

Преподаватель организует групповую работ класса. Предлагает проанализировать справочный материал (приложение 2) каждой группе и составить таблицу травм кожи (приложение 3).

Учит выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение и анализ фактов и на основе сравнения и анализа устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения. Учит представлять результаты своей работы в классе. Корректирует, дополняет ответы обучающихся.

Аналитическая работа с таблицей. Преподаватель предлагает ответить на вопросы группам:

  • Какое гигиеническое требование к обуви вы можете предъявить? (обувь не должна стеснять движения, т.е не должна быть узкой и, неудобной. Должна быть сухой и тёплой)
  • Какое гигиеническое требование к одежде вы можете предъявить?(одежда не должна мешать дыханию и кровообращению, т.е. должна быть лёгкой, свободной, чтобы пропускать водяные пары и воздух)
  • Бытует мнение, что эффективным способом лечения ожога является нанесение на поражённый участок кожи масла. Согласны ли вы с этим? (Даже если травмирующий агент удалось устранить, начатое им воздействие продолжается – излишек тепла, который был передан участку кожи, не исчезает бесследно, он распространяется на глубокие слои кожи. Масло либо мазь, основой которой является жир, нанесенные на обожженный участок, создает эффект теплицы)
  • Можно ли растирать снегом обмороженный участок кожи?(Дополнительное воздействие холодом приводит к обширному поражению. Кроме этого снег не может быть стерильно чистым, а на коже появляются ранки и микротрещины, через которые и попадают микробы, вызывая инфицирование)
  • Можно ли при обморожении согревать поражённый участок горячей водой? (После обморожения конечность утрачивает чувствительность, в результате чего после воздействия горячей воды можно получить ожог. Кроме этого резкий перепад температур приводит к еще большему поражению кожного покрова и сосудов)

Преподаватель формирует такие формы мыслительной деятельности, как: доказательство, аргументация, рассуждение, установление причинно-следственных связей.

3. Болезни кожи

На кожу постоянно действуют

разнообразные факторы окружающей среды: неправильное питание, несоблюдение правил гигиены, действие бактерий и др.) В результате таких действий могут развиться кожные заболевания.

Преподаватель объясняет новый материал с демонстрацией и элементами беседы.

4. Гигиена кожных покровов

Преподаватель подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения гигиены кожных покровов. Предлагает сформулировать эти правила.

Слушают и анализируют новый материал, излагаемый преподавателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, дополняют друг друга.

 

Рассуждают, устанавливают причинно-следственные связи, доказываю свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют вывод о значимости кожи в терморегуляции организма.

 

 

Определяют механизмы терморегуляции организма и записывают их в тетради.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

Называют меры оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Формулируют меры профилактики теплового и солнечного удара.

 

Слушают и анализируют новый материал, излагаемый докладчиком.

 

 

 

 

 

 

Работают со справочным материалом. Выделяют главное в изучаемом материале, анализируют информацию.

Заполняют таблицу. Представляют результаты своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на проблемные вопросы.

 

Формулируют гигиенические требования к одежде и обуви.

Выявляют ошибки, допускаемые при оказании первой помощи при обморожениях и ожогах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают и анализируют новый материал, излагаемый преподавателем.

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют вывод о необходимости соблюдения гигиены кожных покровов. Предлагают правила гигиены кожи.

 

 

6. Первичное закрепление с проговариванием

 

Обсуждение новой темы (беседа).

Вернёмся к основным этапам нашей темы:

  1. Какие механизмы терморегуляции вы можете назвать?
  2. Какие наиболее распространённые травмы кожи вы знаете?
  3. Какие наиболее распространённые болезни кожи вы знаете?

 

Отвечают на вопросы.

 

Дополняют друг друга. Отстаивают свою точку зрения.

 

Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 

7. Включение в систему знаний и умений

Преподаватель предлагает:

1. Закончить фразы (приложение 4).

2. Сформулировать вывод к уроку.

 

 

 

 

 

Выполняют работу, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Формулируют выводы

8. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание.

Учебник стр. 211-212 читать, выучить основные понятия по теме урока; стр. 213 вопросы устно.

 

Слушают и записывают задание в дневник.

9. Рефлексия.

 

-Возвращаемся к вопросу о золотом мальчике. Объясните причину его гибели.

-Изменились ли ваши мнения по сравнению с началом урока?

- Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?

– В каких профессиях будет востребован материал по теме?

Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, консультант по косметике, парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, массажист и другие специальности.

-Ребята, что для вас было сегодня самым трудным при изучении нового материала?

-Как вы выходили из этих затруднений?

-Дополните предложения:

Теперь я знаю…

Понимаю…

Умею…

 

Участвуют в обсуждении, осознанно формулируют выводы, выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

 

Приложение 1

Тест « Строение и функции кожи»

1. В коже различают:

а) два слоя

б) три слоя

в) четыре слоя

2. Собственно кожа образована:

а) эпителиальной тканью

б) соединительной тканью

в) мышечной тканью

3. Пигмент находится в:

а) собственно коже

б) наружном слое кожи

4. Функции сальных желёз:

а) охлаждение поверхности тела

б) уничтожение бактерий

в) отвечают за чувствительность кожи

г) обеспечение смазки кожи

5. Какую функцию выполняет кожа:

а) защитную

б) опорную

в) выделительную

г) пищеварительную

6. Какое вещество придаёт коже цвет?

а) фермент

б) гормон

в) меланин

г) витамин

7.Где расположены потовые и сальные железы:

а) в эпителиальном слое

б) в собственно коже

9. Волосы и ногти производные:

а) производные эпидермиса

б) собственно кожи

10.Какие раздражения воспринимают кожные рецепторы:

а) обонятельные

б) вкусовые

в) тепловые

г) звуковые

Приложение №2

Травмы кожи:

Кожа постоянно подвергается разнообразным внешним воздействиям, и далеко не всегда эти воздействия полезны для неё. Физические и химические раздражители часто вызывают воспалительные процессы кожи — дерматиты. Наиболее часто встречаемые дерматиты — потёртости, опрелости, ожоги и обморожения.

Потёртость — местное воспаление кожи, возникающее под влиянием механического раздражения. Потёртость чаще всего образуется на пятках и пальцах ног в результате неумелого ухода за кожей ног или при ношении плохо подобранной обуви. При признаках потёртости необходимо сделать ванночку с марганцовкой, затем, просушив больное место, присыпать пудрой, присыпкой или смазать жирным кремом.

Опрелость — воспаление кожи в складках, возникающее в результате трения влажных поверхностей. Опрелость чаще возникает в жаркое время года у тучных людей, а также у грудных детей. При опрелости кожа краснеет, появляются мокнущие участки с неровными контурами. Нередко опрелость осложняется гнойничковой или грибковой инфекцией. Лечение проводит врач. Для предупреждения опрелости необходим регулярный гигиенический уход за кожей. При предрасположенности к опрелости кожные складки после мытья и просушивания мягким полотенцем рекомендуется протирать прокипячённым растительным маслом и присыпать пудрой или тальком.

Ожоги — повреждение тканей, вызванное действием высокой температуры, химических веществ, электрического тока и радиоактивного излучения. Проблема сохранения жизни человеку, получившему обширные ожоги, является одной из самых сложных в современной медицине.

В быту и на производстве наиболее часто встречаются термические ожоги. Повреждающее действие высокой температуры не ограничивается только болезненными проявлениями в месте ожога, а затрагивает ткани кожных покровов, вызывая их омертвение, а в тяжёлых случаях и гибель человека от ожогового шока или ожоговой болезни. Тяжесть состояния пострадавшего от ожога зависит от нескольких факторов: площади ожоговой поверхности, а также глубины ожога. Если площадь поражения превышает 10% всей поверхности тела, то развитие ожогового шока неизбежно!

Площадь ожога можно примерно определить следующим образом. Считается, что поверхность кожи руки составляет примерно 9% общей площади кожных покровов, ноги — 18%, груди и спины — по 9%, живота и поясницы — по 9%. Ожог области промежности, а также ожог пищевого тракта приравнивают к 1% площади покровов тела.

По глубине поражения ожоги бывают четырёх степеней: I степень — покраснение кожи; II степень — появление пузырей, заполненных тканевой жидкостью; III и IV степени — полное разрушение кожи, обугливание с поражением лежащих ниже мышц. Химические ожоги чаще всего являются следствием попадания на кожу концентрированной кислоты (серной, азотной, соляной), реже — едких щелочей (едкого калия или натрия, нашатырного спирта), хлорной извести.

Ожоговый шок развивается в связи с раздражением огромного количества нервных элементов обширной области поражения. Чем больше площадь ожога, тем чаще бывает и тяжелее протекает шок. При ожогах более 50% поверхности тела шок наблюдается у всех пострадавших и является основной причиной смерти. Механизм ожогового шока сходен с механизмом травматического шока (см. с. 53), но связан не только с сильной болью, но и со значительной потерей жидкости организмом через повреждённые ткани. В зависимости от площади ожога, потеря жидкости за несколько часов может составить 3—4 л. Кроме того, разрушенные ткани начинают выделять токсические вещества, которые с кровотоком разносятся по организму, начинают его отравлять и вызывают нарушение работы выделительной системы. Само же нарушение целостности кожного покрова делает организм абсолютно беззащитным перед любой инфекцией. Таким образом, происходит постепенное развитие ожоговой болезни, которая развивается после ожогового шока.

Боль от ожогов доставляет страшные мучения, облегчить которые могут только обезболивающие средства. Поэтому для предотвращения развития шока необходимо как можно скорее ввести пострадавшему обезболивающее средство. Для этого можно использовать препараты, содержащие анальгин, — анальгетики. В больничных условиях могут также применяться другие обезболивающие средства, в том числе газовые смеси на основе закиси азота и кислорода. Кроме того, пострадавшему необходимо компенсировать потери жидкости или хотя бы постараться их уменьшить. Для этого можно обложить обожжённую поверхность пузырями со льдом или целлофановыми пакетами, наполненными снегом или холодной водой, и постараться обеспечить пострадавшего обильным тёплым питьём. В случае получения пострадавшим ожогов, связанных с нарушением целостности кожных покровов, ни в коем случае нельзя: удалять с поверхности ожога остатки сгоревшей одежды; смазывать ожоговую поверхность жиром или посыпать её мукой или крахмалом; вскрывать пузыри; бинтовать обожжённую поверхность. Все эти действия только усугубят положение травмированного, усилят шок или спровоцируют проникновение инфекции.

Обморожение — повреждение тканей тела под влиянием холода. Основная причина повреждения тканей при обморожении — стойкие изменения в кровеносных сосудах, вызванные их длительным спазмом, являющимся защитной реакций организма на охлаждение. Чаще всего обмораживаются ушные раковины, пальцы рук и ног. Кровообращение в них постепенно замедляется, а затем и вовсе прекращается. Наступает момент, когда организм уже не может противостоять действию холода, и в тканях происходят глубокие изменения, ведущие к гибели клеток, кожа теряет чувствительность и белеет. К числу факторов, способствующих обморожению, относятся ношение тесной, затрудняющей кровообращение одежды и обуви, сырая одежда, обувь и перчатки, ослабление организма в результате болезни.

Приложение №3

Травма кожи

Симптомы

Первая помощь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

«Закончите фразы»

1. Терморегуляция – это способность организма поддерживать…

2.Температура на поверхности кожи здорового человека составляет…

3.Когда температура окружающей среды становится высокой, кровеносные сосуды…, через них протекает …. крови, кожа…, отдача тепла в окружающую среду ….

4. На потоотделение влияет несколько причин. Это ….воздуха, его …и ….

5.Температура тела у человека…

6.При напряженной мышечной работе теплоотдача…

7.Повышенная температура больному организму ускоряет…,увеличивает ….,повышает активность…


 

Тема: Роль кожи в терморегуляции организма

Тема: Роль кожи в терморегуляции организма

Личностные: - формируется валеологическая культура обучающихся; - формируется гигиеническое воспитание на основе формирования умения ухаживать за кожей, волосами и ногтями; - формируется бережное отношение к…

Личностные: - формируется валеологическая культура обучающихся; - формируется гигиеническое воспитание на основе формирования умения ухаживать за кожей, волосами и ногтями; - формируется бережное отношение к…

Оборудование: мультимедийный проектор,

Оборудование: мультимедийный проектор,

Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребёнка

Долгое время никто не мог объяснить причину гибели ребёнка

Действительно, на испарение 1 г пота тратится 0,58 кал энергии

Действительно, на испарение 1 г пота тратится 0,58 кал энергии

Учит выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение и анализ фактов и на основе сравнения и анализа устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения

Учит выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение и анализ фактов и на основе сравнения и анализа устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения

Можно ли растирать снегом обмороженный участок кожи? (Дополнительное воздействие холодом приводит к обширному поражению

Можно ли растирать снегом обмороженный участок кожи? (Дополнительное воздействие холодом приводит к обширному поражению

Преподаватель объясняет новый материал с демонстрацией и элементами беседы

Преподаватель объясняет новый материал с демонстрацией и элементами беседы

Рефлексия. -Возвращаемся к вопросу о золотом мальчике

Рефлексия. -Возвращаемся к вопросу о золотом мальчике

Волосы и ногти производные: а) производные эпидермиса б) собственно кожи 10

Волосы и ногти производные: а) производные эпидермиса б) собственно кожи 10

По глубине поражения ожоги бывают четырёх степеней:

По глубине поражения ожоги бывают четырёх степеней:

Приложение №3 Травма кожи

Приложение №3 Травма кожи
Скачать файл