Конспект урока русского языка в 8 классе "Несклоняемые имена существительные"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Несклоняемые имена существительные 8 кл..docx

Класс: 8 кл.

Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».

Цель: познакомить с понятием «несклоняемые существительные».

Задачи.

Обучающие:

-формирование у учащихся представления о несклоняемых существительных,  

-формирование умения правильного употребления несклоняемых существительных в косвенных падежах.

Коррекционно- развивающие:

- коррекция и развитие слухового восприятия, мышления;

- коррекция и развитие связной письменной речи;

- формировать и развивать навыки самостоятельной работы, стимулировать активную познавательную деятельность

Воспитательные:

-воспитывать интерес к предмету, усидчивость, сдержанность.

Оборудование:

- карточки для самостоятельной работы,

- разноуровневые карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне и ласковому солнышку. Я хочу, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

Начинаем работу.

2.Актуализация знаний 

Над какой большой темой мы с вами работаем?

Какие слова называют существительными?

Как изменяются имена существительные?

Как проверить безударные падежные окончания имён существительных?

3.Постановка проблемы.

Сегодня мы продолжим исследовать имя существительное.

Проблемный вопрос:

-Все ли имена существительные склоняются?

Словарная работа.

Начнём мы наш урок с орфографической разминки

Директор, инженер, тренер, продавец, кафе , агроном.

Самопроверка по слайду.

К какой части речи относятся слова? Докажи.

Какое слово лишнее и почему?

Что такое кафе? (маленький ресторанчик)

4.Работа по теме урока.

 Первый проблемный вопрос.

Составьте предложение.

В, город, центр, кафе, открылось, новое.

В центре города открылось новое кафе.

Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Определите род, число, падеж существительного в центре.

Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

Просклоняем существительное центр.  

Что изменяется при склонении?

 Давайте составим словосочетания со словом кафе.    

Определите падеж.

Что вы заметили?

Изменилась ли какая часть у существительного кафе. 

Так какая же особенность у этого слова? (оно не изменяется по падежам)

Как можно назвать такое существительное?

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема урока «Несклоняемые существительные».

а) Знакомство со смысловыми группами несклоняемых имен существительных. 

Ребята, я хочу пригласить вас на экскурсию в зоопарк. Там есть вольеры с экзотическими животными. А что это за животные мы узнаем, отгадав загадки. 

 А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?

 Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.

 В) Крупный попугай с пестрым хохолком.

 Г) Красивая птица с нежно – розовым оперением.

 Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла?

Как называются эти существительные?

Составьте словосочетания с этими существительными. Укажи падеж.

Работа в парах.

б)Работа с карточками.

 Верхом на ________________,

 в сумке у ____________________,

 в клетку к____________________,

в зоопарке скучно без__________________.

Итак, ответили мы с вами на первый вопрос?

Прочитаем правило на стр.72.

Вывод.

Несклоняемых существительных в русском языке немало.  

Откуда эти слова пришли в русский язык? Они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов.

5.Физминутка

6. Второй проблемный вопрос.

Подберите подходящие по смыслу прилагательные к несклоняемым существительным

Пони        шоссе                                                          маленьк...             широк…                  

Маленьк... пони ,      широк…  шоссе.

Чего не хватает прилагательным? Выберите правильное окончание.

Что нужно знать, чтобы правильно подобрать окончания? (Для этого нужно знать род несклоняемых существительных)

Определите род существительных шоссе и пони.

Вот мы и подошли к исследованию второго вопроса: «Как определить род несклоняемых существительных?»

То, что эти существительные не склоняются, мы выяснили. А как же обстоит дело с категорией рода.

Ребята, тут без правила не обойтись.

Теперь, зная это правило, вы можете определить род несклоняемых существительных. Слайд.

Вернёмся к словосочетаниям.

Маленький пони, широкое шоссе.

Как определить род несклоняемых существительных?

Вывод.

7.Физминутка. 

8.Закрепление полученных знаний.

а).Разноуровневые карточки

 Перед вами карточки с заданиями на выбор по уровню сложности: красная –сложное, а синяя -среднего уровня сложности.

1 уровень.

Дополни словосочетания несклоняемыми существительными. Определи род.

Маленький  … , интересное  … , длиннохвостый …, драповое  …, пестрый  …, крепкий  …, забавный  …  , быстрое  … .

Слова для справок: пони, какаду, кофе, кино, такси, пальто, шимпанзе, кенгуру.

2 уровень.

Определи род несклоняемых существительных.

Маленький пони, интересное кино, длиннохвостый кенгуру, драповое пальто, пестрый какаду, крепкий кофе, забавный шимпанзе, быстрое такси.

б).Творческое задание.

Составление мини-текста по заданному началу и опорным словам. Работа в парах.

Ребята, мы с вами долго гуляли по зоопарку и немного проголодались. Представим, что мы зашли в кафе, сели за столик. Официант нам принёс меню.

Что такое меню? (перечень блюд и напитков)

 В меню закрались несклоняемые существительные.

Выпишите блюда, которые обозначены несклоняемыми существительными.

Составьте текст.

                                                               Обед в кафе.

После прогулки по зоопарку мы зашли в кафе. Официант принёс нам меню. Я выбрал картофельное пюре чашку крепкого кофе. Мой друг заказал овощное рагу и чашку ароматного какао. На десерт нам подали эскимо.

9.Итог.

Результаты исследования.

Все ли имена существительные склоняются?

Как называются такие существительные.

Как определить род несклоняемых существительных?

10.Домашнее задание.


 

Посмотрите также