Русский язык. 8 класс. Учитель: Нечаева Н.Е
Тема: Словосочетание. Отработка умений для успешного написания ВПР и ОГЭ. Задания 11 ВПР и 4 ОГЭ.
Тип урока: урок обобщения знаний .
Вид урока: урок-исследование.
Цель: систематизировать знания обучающихся о словосочетании как о синтаксической единице.
Технологии: проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления обучающихся и элементами педагогической мастерской., , дифференцированного похода, индивидуально-личностного обучения.
Планируемые результаты:
Предметные:
Образовательные: закреплять умение обучающихся отличать словосочетания от других синтаксических конструкций;
отрабатывать навык определения способа связи слов в словосочетании;
учить преобразовывать словосочетание в синонимичное другого способа связи.
Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к русскому языку; воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; формировать навыки контроля и самоконтроля.
Личностные: уметь высказывать собственную позицию; слушать других, уважать их мнение; договариваться и приходить к общему суждению в совместной деятельности; адекватно оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.
Познавательные УУД: осознание познавательной задачи; осуществление операций анализа, синтеза, классификации; умение делать выводы, обобщения.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы; осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Метапредметные: уметь определять тему урока; понимать учебную задачу; прогнозировать предстоящую деятельность и намечать пути её решения;
понимать причину своих ошибок.
Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация PowerPoint по теме «Словосочетание», рабочие листы, листы для работы в группе разных цветов, раздаточный материал для рефлексии..
Этапы
1.Индуктор
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто же кто есть –без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет к зависимому слову.
И никогда наоборот запомни как основу.
О чем пойдет речь на нашем уроке?(о словосочетании)
Тема словосочетания очень важна. Во-первых, знание ее позволит выполнить задание 11-ВПР, задание 4-ОГЭ.
II Создание продукта
1)Деконструкция
Игра « Верю- не верю»
Давайте первоначально поиграем в игру, чтобы понять знаете ли вы словосочетание
Я называю словосочетание, а вы отмечаете –верите ли вы, является ли это словосочетанием.
№п\п |
словосочетание |
Веришь ли ты? |
1 |
Хороший друг |
|
2 |
Птицы улетели |
|
3 |
Написанный чернилами |
|
4 |
Льется песня |
|
5 |
Повернуть налево |
|
6 |
Ночь темна |
|
7 |
Листья клена |
|
8 |
Написал на листочке |
|
9 |
Родник журчит |
|
10 |
Глядя в глаза |
|
11 |
День и ночь |
|
Социализация 1Какие номера вы выбрали, прочитайте словосочетания?(хороший друг, написанный чернилами, повернуть налево, листья клена, написал на листочке, глядя в глаза
Какие наборы слов вы не взяли?( птицы улетели, льется песня, ночь темна, родник журчит, день и ночь)
Почему можно было допустить ошибку?(некоторые не учитывают , что предложение(подл. И сказ, однородные члены не являются словосочетанием)
2 Деконструкция
Повторение теории « Закончи предложение»
Вам на группы дается задание , вы должны закончить тезисы о словосочетании.
Ученики:
1. Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий …………….и предложение.
2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по…………………… и ……………………..
3. Словосочетание состоит из ………………….слова и зависимого. Главное слово на письме обозначаем Х.
4. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании:……………, согласование, …………………………………
5 Слова в словосочетании связаны по смыслу, с помощью ………………. , с помощью окончания.
3. Социализация.
Представление вашей работы.
1. Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий …словосочетание………….и предложение.
2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по…смыслу ………………… и ……грамматически………………..
3. Словосочетание состоит из ………главного………….слова и зависимого. Главное слово на письме обозначаем Х.
4. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании:……управление………, согласование, ………примыкание…………………………
4 Деконструкция . Работа с заданием ВПР.
Задание ВПР -2021 №11 звучит так : Выпишите только подчинительные словосочетания.
Как вы понимаете слово –подчинительные(одно слово подчиняется другому)
Слова в словосочетании связыны по смыслу, с помощью предлога , с помощью окончания.
Реконструкция
Чтобы правильно выписывать словосочетания, давайте попробуем самостоятельно составить их.
Карточка 1. Глубокий (озеро); встретиться (друзья); лепесток (роза); лежать (трава); мой (книга);
Карточка 2 гулять (парк); смеяться (весело); всматриваться (пристально); заплатить (проезд); очень (веселый)
Карточка 3. Московский (улицы); бассейн (дети); весенний (цветы); украшения (янтарь); дорога (налево);
Карточка 4 ключ (машина); сарафан (ситец); сок (апельсины); осложнение (грипп); подарок (память)
Социализация. Представление работы 4 столов.
Разрыв. Для понимания выполним задания , представленное в ВПР.нНо наоборот
Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.
1. а) на письменном столе б) корабль отплыл в) прыгнули с моста г) громко засмеялся |
2. а) постучать в дверь б) жить по-новому в) вследствие опоздания г) в первых рядах |
3. а) платье в клетку б) проснуться утром в) пропущенный урок г) бить баклуши |
4. а) Солнце и Луна б) сидел молча в) сомневаться в сказанном г) за интересной книгой |
5 Социализация
Представление команд.1 корабль отплыл-не словосочетание(это предложение)
2 вследствие опоздания-это сущ с производным предлогом
3 бить баклуши-фразеологизм –не словосочетание, тк каждое слово во фразеологизме имеет значение только в связанном виде
4Солнце и Луна –не словосочетание, тк это однородные члены
Таким образом дополняем наши сведения, что не являются словосочетанием
1 однородные члены
2 фразеологизмы
3 сущ с производным предлогом
4 подлежащее и сказуемое
6 Задание на ОГЭ отличается от задание на ВПР. Звучит оно так.
Замените словосочетание « обеденный час», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Для выполнения задания нужно помнить виды связи, определять главное и зависимое слово и знать законы преобразования словосочетания на синонимичное .
Заполните кластер.
Напоминаю , виды связи мы определяем по зависимому слову.
Задание –определите, какие части речи станут зависимыми словами в следующих видах связи
1 группа-согласование
2 группа-управление
3группа –примыкание
4 группа-примеры для каждого вида связи (по 2 примера)
Словосочетание
I
1 согласование 2 управление 3 примыкание
6 Социализация.
Представление
Словосочетание
I
1 группа Согласование(зависимое слово-прил, притяж. Мест, причастие, порядковое числительное)
2 группа Управление(завис. Слово –сущ с предлогом, мест. С предлогом
3 группа Примыкание( завис слово –неизменяемые части речи.: нар, деепричастие, н.ф. глагола)
4 группа Примеры( согласование: золотое кольцо, прилетающие журавли, мой тапок, первый номер
Управление: жил на даче, ушел к нему
Примыкание:
Шел быстро, шел напевая, хотел пить.
7 Деконструкция
Чтобы заменить словосочетание на синонимичное нужно определить части речи, указать главное зависимое слово, оставить главное слово а зависимое трансформировать в ту часть речи , которая является зависимой в типе связи
Например : обеденный час-заменить на управление( прил +с ущ, главное слово –час , зависимое слово обеденный трансформировать в сущ с предлогом.
Час обеда
Реконструкция
Работа с текстом
В тексте замените словосочетания на синонимичные.
Чудесный вечер воскресенья. (……………… -согласование) -дано управление.-Заменить управление на согласование., а может день субботы ( …………………………………….-согласование)Заменить управление на согласование.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приятно сидеть на скамейке парка (…………………………………….-согласование)-дано управление-.Заменить согласование на управление. и вдыхать (………………………….._) цветочные ароматы( дано согласование, заменить на управление.
Нравится ощущать на себе новое шелковое платье(
8 Рефлексия. Оцените свое настроение, полученное от урока( смайл в конверт)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.