Конспект урока русского языка в 9 классе
по теме "Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения".
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: сформировать знания о назначении знаков препинания в сложном предложении, функциях разделения и выделения знаками препинания частей сложного предложения.
Задачи урока:
1) Обучающие:
- актуализировать знания учащихся о сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях, их средствах связи;
- сформировать умения правильно расставлять пунктуацию в сложных предложениях, умение употреблять знаки препинания в различных функциях (выделение и разделение) между частями сложного предложения.
2) Воспитательные:
- воспитывать у учащихся интерес к изучаемому предмету;
- воспитывать трудолюбие, высокую работоспособность школьников.
3) Развивающие:
- содействовать развитию речи учащихся, обогащать их словарный запас;
- совершенствовать навыки анализа и систематизации языкового материала;
- развивать логическое мышление, память, воображение, способность к саморегуляции и самоконтролю;
Учебно-методическое и техническое обеспечение:
1) Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
2) Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. Русский язык: учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2013.
3) Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. — М.: ВАКО, 2008.
4) Ноутбук, проектор.
5) Раздаточный материал.
План урока.
1). Организационный момент (1-2 мин.)
2) Опорное повторение (5-6 мин.)
3) Объяснение нового материала (5-6 мин.)
4) Первичное закрепление знаний, умений (5-6 мин.)
5) Формирование умений (10 мин.)
6) Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений (5-6 мин.)
7) Задавание на дом (1-2 мин.)
8) Подведение итогов (2-3 мин.)
Методическое обоснование урока.
Урок проводится в системе уроков русского языка в 9 классе, является продолжением в изучении раздела "Сложное предложение". Учащиеся научились различать союзные и бессоюзные сложные предложения, называть средства связи между их частями, составлять схемы сложных предложений. Кроме того, по союзам и типу связи между частями сложного предложения (сочинительной или подчинительной), большинство детей научились определить вид союзных сложных предложений. Урок нацелен на формирование умений и навыков правильно расставлять пунктуацию в сложных предложениях, употреблять знаки препинания в различных функциях (выделение и разделение) между частями сложного предложения. При изучении темы следует обратить внимание учащихся на то, что функция знаков препинания в БСП, ССП и СПП различна. Наиболее сложным для учащихся является расстановка пунктуации в БСП, поскольку в таких предложениях встречаются различные знаки препинания. На уроке планируется использование мультимедиа (схемы, таблицы, упражнения проецируются на экране), привлечение раздаточного материала, чередование различных видов учебной деятельности. Учитываются и особенности обучающихся класса (30 % учащихся имеют низкие учебные способности, недостаточную учебную мотивацию), поэтому урок построен на совместную работу учителя и учеников. В результате выполнения определенных действий планируется достижение главной цели урока - сформировать знания о назначении знаков препинания в сложном предложении, функциях разделения и выделения знаками препинания частей сложного предложения.
ХОД УРОКА.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный момент
Метод: слово учителя
Прием: приветственное, ведущее слово учителя (приветствие, выявление отсутствующих в классе, запись в тетради даты и вида работы)
Метод: списывание
Прием: неосложненное списывание
2
Опорное повторение
I. Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Материал для беседы:
1. Какие предложения называются сложносочиненными?
2. Какие предложения называются сложноподчиненными?
3. Назовите средства связи в ССП и СПП.
II. Метод: слово учителя
Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя
(Проецируется текст с заданием: спишите, вставьте пропущенные гласные в личных окончаниях глаголов. Аргументируйте постановку запятых.)
ЕЩЁ ТРОЙКА
Тройка мчится, тройка скач..т,
Вьётся пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плач..т,
И хохоч..т, и визжит.
По дороге голосисто
Раздаётся яркий звон,
То вдали отбрякн..т чисто,
То застон..т глухо он.
Словно леший ведьме втор..т
И аука..тся с ней,
Иль русалка таратор..т
В роще звучных камышей.
(П. А. Вяземский)
I. Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
II. Метод: упражнение (устно)
3
Объяснение нового материала.
I. Метод: проблемная ситуация
Прием: проблемная задача
— Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?
— В каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких — выделяют части сложного?)
Учащиеся исследуют материал на с. 30, п. 9, а также таблицу (упр. 53)
Выводы: знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.
В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.)
II. Метод: слово учителя
Прием: вводное, инструктирующее, сопровождающее слово учителя (Прочитать теоретический материал на с. 30—31)
I. Метод: наблюдение
Прием: наблюдение за текстовым материалом и материалом таблицы (упр. 53)
II . Метод: работа с теоретической статьей учебника
Прием: критическое чтение
4
Первичное закрепление знаний и умений
I. Метод: слово учителя
Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя
(Выделить основы, указать, какими частями речи они выражены; отметить ряды однородных членов; указать виды сложных предложений, объяснить постановку знаков препинания.
Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. (И. И. Пущин)
Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. (Н. В. Гоголь)
Днем мы заняли город, а уже к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками на руках. (В. П. Астафьев)
Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра.
Обратить внимание: Если предложения, входящие в ССП с одиночным соединительным или разделительным союзом, имеют общий второстепенный член, запятая между ними не ставится.)
I. Метод: списывание
Прием: неосложненное списывание
.
5
Формирование умений
Метод слово учителя
Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя
В упр. 54 на с. 31 выписываются предложения в следующем порядке: а) с разделительными знаками препинания; б) с выделительными знаками препинания.
В упр. 55 нужно составить сложные предложения, подготовить устное сообщение на тему «Знаки препинания в сложных предложениях".
Метод: упражнение
Прием: упражнение
Упр. 54, 55
6
Контроль первичного уровня сформированности знаний и уменийМетод: слово учителяПрием: ведущее, инструктирующее слово учителя (Выполнить тестовые задания в раздаточном материале)
Задание 3. Закончите пословицы, использовав противительные союзы:
1) Не место красит человека, ... (а человек место).
2) Не красна изба углами, ... (а красна пирогами).
3) Мягко стелет, ... (да жестко спать).
4) Делу время, ... (а потехе час).
5) Близок локоть, ... (да не укусишь).
6) Рад бы в рай, ... (да грехи не пускают).
7) Не спеши языком, ... (а спеши делом).
II. Составьте из двух предложений одно сложносочиненное с общим второстепенным членом.
1. Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет. (Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюет.)
2. Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки. (На арене цирка тигры послушны и слоны легки.)
3. Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. (Перед контрольной обязательно зуб запоет или рука разболится.)
I. Метод: упражнение
Задание 1
1.. Составьте из двух предложений одно сложносочиненное с общим второстепенным членом.
1. Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет. (Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюет.)
2. Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки. (На арене цирка тигры послушны и слоны легки.)
3. Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. (Перед контрольной обязательно зуб запоет или рука разболится.)
Задание 2
Закончите пословицы, использовав противительные союзы:
1) Не место красит человека, ... (а человек место).
2) Не красна изба углами, ... (а красна пирогами).
3) Мягко стелет, ... (да жестко спать).
4) Делу время, ... (а потехе час).
5) Близок локоть, ... (да не укусишь).
6) Рад бы в рай, ... (да грехи не пускают).
7) Не спеши языком, ... (а спеши делом).
II. Метод: конструирование
7
Задавание на дом
Метод: слово учителя
Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя
п. 9, упр. 58
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное слушание
8
Подведение итогов
Метод: слово учителя
Прием: комментирующее, обобщающее слово (выставление отметок за урок, подведение итогов урока, выявление учащихся, усвоивших и неусвоивших новый материал)
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное слушание
РЕЗЕРВНЫЙ МАТЕРИАЛ
Запишите под диктовку, расставьте знаки препинания:
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
— Какие виды связи вы заметили в стихотворении А. А. Ахматовой? (В первом сложном предложении двоеточием и первой запятой обозначена бессоюзная связь; второй запятой отделяется предложение с союзом И, связь сочинительная. Во втором сложном предложении первые два предложения связаны сочинительной связью с сочинительным союзом И, третье простое предложение связано со вторым сочинительной связью с сочинительным союзом А. Четвертое простое предложение встроено в третье с помощью подчинительной связи с подчинительным союзом ЧТО.)
Самоанализ проведенного урока.
Урок по теме "Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения" состоялся, был рассчитан на один учебный час. За 40 минут удалось выполнить почти весь запланированный объем работы. Все этапы урока прошли в соответствии с планом, однако на этапе контроля у детей возникли трудности с написанием пословиц. Резервный материал не использовала. В конце урока вместо этапа подведение итогов провела, как и в прошлый раз, этап рефлексии, где учащиеся попытались дать оценку своей работе на уроке. Некоторым было довольно трудно оценивать свою работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.