Тема. «Роль прилагательного в тексте»
Цели: дать представление о тексте-описании; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.
Планируемые результаты:
Предметные: повторить знания учащихся об имени прилагательном; сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке; учить выделять имена прилагательные среди других частей речи; развивать орфографическую зоркость.
УУД: Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; доброжелательное отношение к одноклассникам, взаимопомощь, терпение друг к другу.
Регулятивные: формулировать цели своей деятельности, делать выводы; соотносить выполненное задание с образцом; оценка выполнения своего задания и задания одноклассников.
Познавательные: находить нужную информацию в учебнике; самостоятельно делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме; уметь передать содержание изученного правила.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; активно участвовать в диалоге на уроке.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Ребята, прислушивайтесь к ответам одноклассников, чтобы в конце урока оценить работу друг друга.
II. Актуализация знаний
1. Запишите слова. Обозначьте орфограммы. СЛАЙД 2
Солёный, резкий, классный, гладкий, грустный, кленовый, робкий, живой, широкий.
– К какой части речи относятся эти слова?
– Что обозначает имя прилагательное?
– Какие мы задаём вопросы к имени прилагательному?
2. Образуйте от данных имён существительных имена прилагательные и запишите их. СЛАЙД 3
Счастье, берёза, ненастье, звезда, честь.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте текст. СЛАЙД 4
Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
СЛАЙД 5
— Прочитайте этот текст без имён прилагательных.
— Изменился текст? Обоснуйте свой ответ.
— Какую роль играют имена прилагательные в речи?
— Сформулируйте тему урока.
— Какие цели поставим на урок?
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику СЛАЙД 6
Упр. 118 (с. 68).
— Прочитайте текст.
— О ком в нём говорится?
— Докажите, что это текст-описание.
— Найдите в тексте описание внешнего вида. Прочитайте.
— Какой заголовок можно подобрать к тексту?
— Какую роль в тексте выполняют имена прилагательные?
— Выполните задания. (Взаимопроверка.)
Упр. 119 (с. 68).
— Прочитайте тексты.
— Найдите описание цветка в каждом тексте. Прочитайте.
— Сравните имена прилагательные, данные в текстах. Что вы заметили?
— В каком тексте даётся более точное описание? Обоснуйте свой ответ.
— Какая часть речи даёт более полное описание растения?
— Что такое текст-описание?
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)
2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Кто тебя не знает,
Полевой цветок:
Белые реснички,
Золотой глазок. (Ромашка.)
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом ромашка, запишите.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 120 (с. 69).
— Прочитайте текст. О каком растении идёт речь?
— Выполните задание.
(Проверка. Читают по цепочке слова с орфограммами и объясняют их написание.)
— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных».
— О каких «говорящих» названиях цветов идёт речь?
2. Работа со словом из словаря СЛАЙД 7-8
— Отгадайте загадку.
Дышит, растёт,
А ходить не может. (Растение.)
— Объясните значение этого слова. (Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание из воздуха и почвы.)
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом растение, запишите.
VII. Рефлексия
— Прочитайте загадку. Отгадайте. Спишите. Подчеркните имена прилагательные.
Кто по чистой
Мокрой тропке,
Словно мячик,
Скачет ловкий? (Лягушка.)
— Какие слова помогли отгадать загадку? Какая это часть речи?
— Какую роль выполняют прилагательные в тексте?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Домашнее задание
Упр. 121 (с. 69).
- Прочитайте задания.
- Есть у вас вопросы по выполнению?
IX. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
— Какие цели урока мы с вами сегодня ставили?
— Каких достигли?
Взаимооценка работы на уроке.
- Чью работу на уроке можно особенно выделить и поставить пять баллов? Почему?
- Чья работа заслуживает четырёх баллов? Почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.