Урок – игра (обобщение) в 6 классе по теме «Местоимение.
Путешествие по стране «Местоимения».
Ход урока.
Цель: закрепить и обобщить знания учащихся о местоимении как части речи.
Задачи:
Планируемые результаты:
Предметные: научаться применять полученные знания на практике, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности, способность к самооценке и взаимооценке.
Методы и формы обучения:
Методы: игровая технология, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Формы: фронтальная, групповая.
Тип урока: обобщение изученного, урок-игра.
Основные понятия: часть речи, разряды местоимений, синтаксическая роль, склонение по падежам, фразеологический оборот.
План:
1. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация прежних знаний.
3. Формулировка темы и целей урока.
4. Правила работы в команде.
5. Сообщение критериев оценивания за урок.
6. Командная игра.
7. Физкультминутка.
8. Сообщение домашнего задания.
9. Подведение итогов урока.
10. Самооценивание и взаимооценивание.
11. Рефлексия.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, магнитная доска, раздаточный материал для групповой работы, листы самооценивания и взаимооценивания.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Объяснение правил игры.
3. Игра по улицам.
1.«Паспорт».
- Как считаете, чей паспорт мы должны предъявить, чтобы нас впустили в страну? (местоимения). Приложение 1.
«Портрет» местоимения |
|
1. |
Местоимение – это ….. |
2. |
Местоимения употребляется вместо … |
3. |
Местоимения отвечают на вопросы … |
4. |
Местоимения не называют предмет, а .. |
5. |
Местоимения в предложении могут быть … |
2 улица «Разгадай-ка» .Приложение 2.
Задание: выписать из загадок все местоимения, обозначить их разряд. Работа в группах.
Со времён старинных и доныне
Зовусь я кораблём пустыни.
Неспешно по пескам шагаю
И два горба с собой таскаю.
(верблюд)
По листочку я ползу
И грызу его, грызу!
Нукакой же это вред?
Просто завтрак и обед!
(гусеница)
- Где ты спряталась, подружка?
В чаще леса? На опушке?
Или вон на том суку?
А в ответ: «Ку-ку! Куку!»
(кукушка)
Кто в лесу глухом живёт -
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(медведь)
Если трудно, он скорей
Позовёт своих друзей.
И все вместе по тропинке
Понесут они травинки.
(муравей)
Сколько дней у нас в году,
Столько в нём листков найду.
Как пройдёт один денёчек —
Улетит один листочек.
(календарь)
С нею ночь не так темна,
С неба светит нам она.
(луна)
В это время года
Хмурая погода,
Улетают птицы,
Жёлтый лист кружится.
(осень)
Солнце припекает,
Клубника поспевает,
Мы бежим гулять,
купаться, загорать.
(лето)
- Местоимения каких разрядов вы выписали?
3 улица «Отсебятина». Задание: объяснить значения фразеологизмов.
Сам
с усами (Нисколько не хуже других.)
Сам не свой (Расстроен, потерял душевное
равновесие.)
Сам по себе (Самостоятельно, без помощи, отдельно.)
Само собой (Невольно, непроизвольно, без каких-либо
усилий)
Пришёл в себя (Очнулся)
Ушёл в себя.(Замкнулся)
На себя не похож.(Плохо выгляди
Дополнительно: объяснить значение слова «отсебятина». (эмоционально окрашенное слово, имеет негативный оттенок: «ненужная инициатива»). Местоимения какого разряда употреблены? Какова особенность склонения возвратного местоимения «себя»? (нет формы именительного падежа)
4 улица Соображалка. Я приготовила для вас несколько каверзных вопросов, если вы справитесь со всеми из них, то сможете заработать 11 баллов. Но это ещё не всё. На выполнение я вам даю всего 2 минуты. Вы можете работать сообща, либо разделить вопросы между собой, количество баллов будет выставлено всем членам группы одинаковое. (раздает листочки с заданиями) Итак, готовы? Начали!
1). Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
2). Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)
3). Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение.
А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА)
4). Четвёртое лишнее
5) Какое местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот? ( личное он)
6) Прибавьте к указательному местоимению личное, чтобы получить то, что предлагает учитель, когда ученики пишут сочинения? (те-мы)
7). Из какого указательного местоимения, если прибавите к нему сотню, можно испечь пирог или хлеб? (те-сто)
5 улица «Театральная».
Задание: инсценировать (2 учащихся) эпизод из сказки «Золотой ключик», ответить, какую ошибку совершил Буратино. (неопределённые местоимения «некто» и «нечто» не склоняются)
Образовать все возможные неопределённые местоимения с приставками не-, кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь.
Приложение 3.
-- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, -- сказала девочка и взяла кусочек мела. -- Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока... Буратино хитро подмигнул: -- Врете, ни одного... -- Я говорю, -- терпеливо повторила девочка, -- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок? -- Два. -- Подумайте хорошенько. Буратино сморщился, -- так здорово подумал. -- Два... -- Почему? -- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись! -- У вас нет никаких способностей к математике, -- с огорчением сказала девочка. -- Займемся диктантом. |
6 улица «Ошибочная»
Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт
Улица «Домашнее задание» Записать девять пословиц или фразеологизмов, в которых были бы местоимения.
Девять разрядов- девять пословиц или фразеологизмов
Задание 1: прослушать песенку Винни Пуха
Хорошо живёт на свете Вини Пух.
От того поёт он эти песни вслух.
И неважно, чем он занят.
Если он худеть не станет…
Выписать все местоимения, определив их разряд.
От того –указательное, он – личное, эти – указательное, чем - относительное
Задание 2: прослушать песенку Красной Шапочки.
В Африке горы вот такой вышины.
В Африке реки вот такой ширины
Какое местоимение употребляет Красная Шапочка в припеве? (такой – указат.)
На «Конечной» улице дети делают выводы по теме.
Заполнить лист самооценки
Лист оценивания
Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 3 правильных ответа на вопрос – «5»;
Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 2 правильных ответа на вопрос – «4»;
Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 1 правильный ответ на вопрос – «3»;
Не принимал участия в работе команды, не дал ни одного правильного ответа – «нет отметки».
ФИ |
«5» |
«4» |
«3» |
нет отметки |
1. паспорт |
||||
2.разгадай-ка |
||||
3.отсебятина |
||||
4.соображалка |
||||
5.театральная |
||||
6.ошибочная |
Используемая литература:
1.Г.Александрова. Занимательный русский язык/ серия «Нескучный
учебник». Санкт-Петербург. «Тригон», 1997.– 656 с., илл.
2.Е.А.Быстрова и др..Учебный фразеологический словарь русского языка. Пособие
для учащихся нац.школ.– Л.:Просвещение, 1984.– 271 с.
3.Русский язык: Практика: Сб.задач и упражнений: Учебное пособие для 6-7кл.
общеобразоват.учреждений / Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова. Науч.ред.
В.В.Бабайцева.– 5-е изд.–М.: Просвещение: АО «Моск.учеб.», 1998.– 256 с.: илл.
4.С.Е.Ожегов.Словарь русского языка: 70000 слов (Под ред. Н.Ю.Шведовой.– 22-е
изд., стер.– М.: Рус.яз., 1990.–921 с
Задание 1: прослушать песенку Винни Пуха
Хорошо живёт на свете Вини Пух.
От того поёт он эти песни вслух.
И неважно, чем он занят.
Если он худеть не станет…
Выписать все местоимения, определив их разряд и падеж.
Задание 2: прослушать песенку Красной Шапочки.
В Африке горы вот такой вышины.
В Африке реки вот такой ширины
Местоимение какого разряда употребляет Красная Шапочка в припеве?
«Портрет» местоимения |
|
1. |
Местоимение – это ….. |
2. |
Местоимения употребляется вместо … |
3. |
Местоимения отвечают на вопросы … |
4. |
Местоимения не называют предмет, а .. |
5. |
Местоимения в предложении могут быть … |
«Портрет» местоимения |
|
1. |
Местоимение – это ….. |
2. |
Местоимения употребляется вместо … |
3. |
Местоимения отвечают на вопросы … |
4. |
Местоимения не называют предмет, а .. |
5. |
Местоимения в предложении могут быть … |
«Портрет» местоимения |
|
1. |
Местоимение – это ….. |
2. |
Местоимения употребляется вместо … |
3. |
Местоимения отвечают на вопросы … |
4. |
Местоимения не называют предмет, а .. |
5. |
Местоимения в предложении могут быть … |
«Портрет» местоимения |
|
1. |
Местоимение – это ….. |
2. |
Местоимения употребляется вместо … |
3. |
Местоимения отвечают на вопросы … |
4. |
Местоимения не называют предмет, а .. |
5. |
Местоимения в предложении могут быть … |
«Портрет» местоимения |
|
1. |
Местоимение – это ….. |
2. |
Местоимения употребляется вместо … |
3. |
Местоимения отвечают на вопросы … |
4. |
Местоимения не называют предмет, а .. |
5. |
Местоимения в предложении могут быть … |
«Портрет» местоимения |
|
1. |
Местоимение – это ….. |
2. |
Местоимения употребляется вместо … |
3. |
Местоимения отвечают на вопросы … |
4. |
Местоимения не называют предмет, а .. |
5. |
Местоимения в предложении могут быть … |
Разгадай-ка
Задание: выписать из загадок все местоимения, обозначить их разряд.
Со времён старинных и доныне
Зовусь я кораблём пустыни.
Неспешно по пескам шагаю
И два горба с собой таскаю.
По листочку я ползу
И грызу его, грызу!
Ну какой же это вред?
Просто завтрак и обед!
- Где ты спряталась, подружка?
В чаще леса? На опушке?
Или вон на том суку?
А в ответ: «Ку-ку! Куку!»
Кто в лесу глухом живёт -
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
Если трудно, он скорей
Позовёт своих друзей.
И все вместе по тропинке
Понесут они травинки.
Сколько дней у нас в году,
Столько в нём листков найду.
Как пройдёт один денёчек —
Улетит один листочек.
С нею ночь не так темна,
С неба светит нам она.
В это время года
Хмурая погода,
Улетают птицы,
Жёлтый лист кружится.
Солнце припекает,
Клубника поспевает,
Мы бежим гулять,
купаться, загорать.
Разгадай-ка
Задание: выписать из загадок все местоимения, обозначить их разряд.
Со времён старинных и доныне
Зовусь я кораблём пустыни.
Неспешно по пескам шагаю
И два горба с собой таскаю.
По листочку я ползу
И грызу его, грызу!
Ну какой же это вред?
Просто завтрак и обед!
- Где ты спряталась, подружка?
В чаще леса? На опушке?
Или вон на том суку?
А в ответ: «Ку-ку! Куку!»
Кто в лесу глухом живёт -
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
Если трудно, он скорей
Позовёт своих друзей.
И все вместе по тропинке
Понесут они травинки.
Сколько дней у нас в году,
Столько в нём листков найду.
Как пройдёт один денёчек —
Улетит один листочек.
С нею ночь не так темна,
С неба светит нам она.
В это время года
Хмурая погода,
Улетают птицы,
Жёлтый лист кружится.
Солнце припекает,
Клубника поспевает,
Мы бежим гулять,
купаться, загорать.
Соображайка
1). Какие два местоимения мешают транспорту?
2). Какие местоимения самые чистые?
3). Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение.
А вместе они - овощ.
4). Четвёртое лишнее
5) Какое местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот?
6) Прибавьте к указательному местоимению личное, чтобы получить то, что предлагает учитель, когда ученики пишут сочинения?
7). Из какого указательного местоимения, если прибавите к нему сотню, можно испечь пирог или хлеб?
Соображайка
1). Какие два местоимения мешают транспорту?
2). Какие местоимения самые чистые?
3). Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение.
А вместе они - овощ.
4). Четвёртое лишнее
5) Какое местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот?
6) Прибавьте к указательному местоимению личное, чтобы получить то, что предлагает учитель, когда ученики пишут сочинения?
7). Из какого указательного местоимения, если прибавите к нему сотню, можно испечь пирог или хлеб?
Соображайка
1). Какие два местоимения мешают транспорту?
2). Какие местоимения самые чистые?
3). Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение.
А вместе они - овощ.
4). Четвёртое лишнее
5) Какое местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот?
6) Прибавьте к указательному местоимению личное, чтобы получить то, что предлагает учитель, когда ученики пишут сочинения?
7). Из какого указательного местоимения, если прибавите к нему сотню, можно испечь пирог или хлеб?
Театральная
-- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,
-- сказала девочка и взяла кусочек мела. -- Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
-- Врете, ни одного...
-- Я говорю, -- терпеливо повторила девочка, -- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
-- Два.
-- Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, -- так здорово подумал.
-- Два...
-- Почему?
-- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
-- У вас нет никаких способностей к математике, -- с огорчением сказала девочка. -- Займемся диктантом.
Театральная
-- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,
-- сказала девочка и взяла кусочек мела. -- Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
-- Врете, ни одного...
-- Я говорю, -- терпеливо повторила девочка, -- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
-- Два.
-- Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, -- так здорово подумал.
-- Два...
-- Почему?
-- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
-- У вас нет никаких способностей к математике, -- с огорчением сказала девочка. -- Займемся диктантом.
Театральная
-- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь,
-- сказала девочка и взяла кусочек мела. -- Мы займемся арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
-- Врете, ни одного...
-- Я говорю, -- терпеливо повторила девочка, -- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
-- Два.
-- Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, -- так здорово подумал.
-- Два...
-- Почему?
-- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
-- У вас нет никаких способностей к математике, -- с огорчением сказала девочка. -- Займемся диктантом.
Ошибочная
Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт
Ошибочная
Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт
Ошибочная
Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт
«Паспорт»
«Отсебятина»*
«Разгадай - ка»
Театральная
Соображалка.
Конечная
Ошибочная
Лист самооценки
Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 3 правильных ответа на вопрос – «5»;
Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 2 правильных ответа на вопрос – «4»;
Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 1 правильный ответ на вопрос – «3»;
Не принимал участия в работе команды, не дал ни одного правильного ответа – «нет отметки».
ФИ |
«5» |
«4» |
«3» |
нет отметки |
1. паспорт |
||||
2. разгадай - ка |
||||
3. отсебятина |
||||
4.соображалка |
||||
5.театральная |
||||
6.ошибочная |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.