Конспект урока "Согласованные и несогласованные определения"
Оценка 4.6

Конспект урока "Согласованные и несогласованные определения"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл +1
08.07.2024
Конспект урока "Согласованные и несогласованные определения"
урок - открытия новых знаний
Конспект урока Согласованные и несогласованные определение.docx

Тема: Определения согласованные и несогласованные.

Цель: формирование умения находить определение в тексте, различать согласованные и несогласованные, определять способы их выражения, синтаксическую роль.

Задачи:

Обучающие: познакомить с признаками разграничения согласованных и несогласованных определений. Научить находить согласованные определения в тексте. Научить различать несогласованные определения и сказуемое. Научить заменять согласованные определения несогласованными и наоборот.

Развивающие: развивать и совершенствовать умения использовать в речи согласованные и несогласованные определения. Развивать и совершенствовать умения находить согласованные и несогласованные определения в художественном тексте.

Воспитательные: воспитывать бережное, внимательное отношение к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться различать согласованные и несогласованные определения; отработать навыки работы с текстами; овладеть научной терминологией, ключевыми понятиями по теме. 2 уровень – понимание, обоснованное применение операций

Метапредметные: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения. Самостоятельное выполнение действий по алгоритму. Формулировать проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, умение проводить самоанализ и самооценку.

Самостоятельное выполнение действий.

Оборудование:

Русский язык 8 класс учебник в 2-х частях, для общеобразовательных организаций. / Т.А. Ладыжская, М.Т. Баранов и другие – 4-е издание, Москва: Просвещение, 2022.

 

Ход урока

 1. Орг.момент. Доброе утро! Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи.

II . Актуализация опорных знаний.

Сегодня у нас не просто урок – у нас урок прощания с осенью. Художники, писатели, поэты разных эпох воспевали в своих произведениях красоту родной природы, описывали времена года такими, какими они их видели. Давайте посмотрим на экран (презентация ) и постараемся увидеть эти картины глазами поэтов.

1.А теперь, ребята, посмотрите на экран (Презентация) – Прочитайте известные вам стихотворения об осени и скажите кто их автор?

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный ,

И лучезарны вечера…

2) Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Ответы детей: Тютчев Ф.И., Бунин И.А. (дивная, хрустальный, лучезарны, расписной, веселый и др.)

- Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их показал поэт? (Имена прилагательные)

- Какими средствами художественной выразительности представлены эти слова? (Эпитеты)

 - Что такое эпитет? (Художественное определение)

 -А каким членом предложения являются данные слова? (Определением)

2 Повторение теоретического материала

- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об определении и заполним таблицу

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

К каким частям речи относится

Какой частью речи выражено

Виды определений

примеры

Признак предмета

Какой?

Чей?

Существительное

местоимение

Прилагательное

Причастие

Порядковые числительные

местоимение

Согласованное

несогласованное

Зеленый лес

Бегущий человек

Первый урок

 

Мой карандаш

 

Давайте повторим вместе:

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- К каким частям речи относится

- Какой частью речи выражено

- Приведите примеры

Какую колонку вам не удалось заполнить? (Виды определений)

III. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели и задач.

Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. Сегодня мы с вами будем говорить об определении как члене предложения и узнаем какие бывают их виды

Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Согласованные и несогласованные определения»

В конце урока мы с вами проведем самостоятельную работу, поэтому в течение урока будьте очень внимательны.

Сформулируйте цель нашего урока

Ответы детей: Повторить ранее изученное об определении, узнать о согласованных и несогласованных определениях, научиться различать их

Чтобы достичь цели, какие нужно выполнить задачи на уроке? (задачи прописаны на доске)

1.Познакомиться с признаками разграничения согласованных и несогласованных определений.

2.Научиться находить согласованные определения в тексте.

3.Научиться заменять согласованные определения несогласованными и наоборот.

 

Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Зная, что определение всегда относится характеризует что-либо в предложении, мы будем искать словосочетание, в котором определим какой связью связаны слова. Для того, чтобы правильно выполнить следующее задание, нужно вспомнить виды связи слов в словосочетаниях.  

Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.

Например: желтые листья, третий звонок, моя сумка (записать в тетрадь с указанием числа, рода, падежа гл. и зависимого слова)

- По какому принципу строится словосочетание с согласованием? (Определяемое  и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже)

 

Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово. писать (что?) книгу; щелкать (чем?) зубами; три (чего?) гриба; улыбаться (чему?) солнцу.

 

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу. читать быстро, поворот направо,летел кувырком, пойду бегом

 

 

1.Работа с текстом.

Прочитайте тексти выполните задания:

1.      Озаглавьте текст

2.      Определите его стиль речи

3.      Определите его тип речи

4.      Выпишите из текста определения, определите их вид и часть речи.

Старая липа

Думал о старой липе с такой морщинистой корой. Сколько времени она утешала старого хозяина и утешает меня, вовсе и не думая ничего о нас! Я смотрю на ее бескорыстное служение людям, и у меня, как душистый липовый цвет, распускается надежда: может, когда-нибудь и я вместе с ней процвету.

2.Молодцы. А теперь работаем в группах. Выполните задания, которые лежат у вас на партах.

Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и 1 гр – согласование, 2 гр- примыкание, 3 гр– управление. (у доски записывают представители групп)

Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, ее наряд, береза напротив, последние листочки, опустевший сад.

Проверка по ключу

Согласование: золотая береза, наша березка, любое деревце, последние листочки, опустевший сад.

Управление: накидка из шелка, лист березы, ее наряд.

Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив.  

- Как можно назвать определения, связанные с главным словом по способу согласование? (согласованные)

- Как можно назвать определения, связанные с главным словом по способу управления или примыкания ? (несогласованные)

 

Давайте сформулируем алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений.

-Что нужно сделать для того, чтобы определить вид определения?

1. Определить вид подчинительной связи в словосочетании.

2. Между главным и зависимым словом связь согласование?

3. Если да, то это согласованное определение

4. Если нет, то это несогласованное определение.

 

 IV.Работа по учебнику.

- Откроем учебник и прочитаем правило.

 

Работа с теорией.

Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями.

Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием. Могут быть выражены существительными в косвенных падежах, притяжательными местоимениями (его, её, их), наречиями, инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием.

V.Первичная проверка понимания.

 

Вы уже знаете, что второстепенный член определение может выражаться разными частями речи.  Проанализируйте предложения и выясните какими частями речи могут быть выражены согласованные и несогласованные определения?

 

Детям даём предложения, они определяют вид определения и какими частями речи оно выражено. Затем заполняют таблицу.

 

                                                             Picture background

 

VI. Работа в группах

Задание№1

Назвать произведение и автора, найти согласованные и несогласованные определения.

 

1 группа. «В… доме с.. колоннами, антресолью и … балконом жила некогда барыня, вдова. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости».

«С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту… Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из…досок, истинно богатырскую кровать…». И.С.Тургенев «Муму»

 

2 группа.  «Он облюбовал дерево и полез на него. Наметанным глазом определил: там, в густой хвое, упрятались целые выводки смолистых шишек. Он принялся колотить ногами по веткам кедра. Шишки так и посыпались вниз…»

« С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы…»

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная…Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса.».  В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

 

3 группа. «Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца… Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва.»

«На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, … уздечка на коня и путы с бляхами». Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

 

Задание№2

Заменить согласованное определение несогласованным, например:

 малиновое варенье - варенье из малины
деревянный стул - стул из дерева

 

Обратите внимание, что согласованное определение обычно стоит перед существительным, а несогласованное – после него.

Замените согласованные определения несогласованными

 

Бумажная работа – работа (из бумаги – с бумагами), шоколадный торт – торт (из шоколада – с шоколадом), шелковый платок  - платок (из шелка - как шелк), детская книга – книга (для детей – про детей), зубная паста – паста (для зубов – на зубах), зарубежная командировка – командировка (за рубеж – из-за рубежа), собачья работа – работа (собаки – как у собаки), васильковые глаза – глаза (из василька – цвета василька).

 Ответы:

И.С.Тургенев «Муму»

В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

Н.В.Гоголь «ТарасБульба»

М.Горький «Детство»

А.С.Пушкин «Дубровский»

- Как вы думаете какую роль выполняют в тексте и в речи согласованные и несогласованные определения? Делают текст и речь ярче, образнее, выразительнее

VI. Работа по развитию речи.

- Как вы думаете, во всех ли стилях речи употребляются определения? ( Во всех.)

- Прочтите и подумайте, одинакова ли роль определений в художественном,

публицистическом, научном, стилях?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса… (А. Пушкин)

Милосердие. Это слово для большинства старомодное, непопулярное сегодня и даже

как будто отторгнутое нашей жизнью.

Чечевица – травянистое однолетнее бобовое растение с круглыми зернами.

Прошу установить мне индивидуальный план сдачи экзаменов в связи с тем, что я

находилась на стационарном лечении.

(В художественном, публицистическом стилях определения чаще всего выступают в

роли эпитетов: унылая пора, сонная березка, задумчивые глаза. В научном –

точность, отличительность признака того или иного предмета.)

VII. Выходное тестирование по теме с проверкой

ТЕСТ

1.      Макароны по-флотски

2.      Кареглазый юноша

3.      Тёмно-синяя туча

4.      Желание учиться

5.      Наш рассказ

6.      Рубашка навыпуск

7.      Книга поинтереснее

8.      Закрывшаяся дверь

9.      Третий ряд

10.  Некоторые ученики

11.  Девушка с голубыми глазами

12.  Дом в три этажа

 

Проверка

Согласованные определения: 2,3,5,8,9,10

Несогласованные определения: 1,4,6,7,11,12

 

 

 

VIII. Подведение итогов:

- Что называется определением?

- Какими бывают определения?

- Какую роль играют определения в художественном тексте?

- Над чем мы работали в течение урока?

- Что удалось на уроке?

- Над чем еще нужно поработать?

- Зачем нам нужен был этот урок?

IX. Рефлексия: оцените свою работу

1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен

2.Урок мне показался интересным /скучным

3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось

4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен

X. Выставление оценок

XI. Домашнее задание: подобрать из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» примеры с разными видами определений.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Определения согласованные и несогласованные

Тема: Определения согласованные и несогласованные

Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный ,

Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный ,

III. Первичное усвоение новых знаний

III. Первичное усвоение новых знаний

Работа с текстом. Прочитайте тексти выполните задания: 1

Работа с текстом. Прочитайте тексти выполните задания: 1

Откроем учебник и прочитаем правило

Откроем учебник и прочитаем правило

VI . Работа в группах Задание№1

VI . Работа в группах Задание№1

Ответы: И.С.Тургенев «Муму»

Ответы: И.С.Тургенев «Муму»

Некоторые ученики 2.

Некоторые ученики 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2024