Тема: Определения согласованные и несогласованные.
Цель: формирование умения находить определение в тексте, различать согласованные и несогласованные, определять способы их выражения, синтаксическую роль.
Задачи:
Обучающие: познакомить с признаками разграничения согласованных и несогласованных определений. Научить находить согласованные определения в тексте. Научить различать несогласованные определения и сказуемое. Научить заменять согласованные определения несогласованными и наоборот.
Развивающие: развивать и совершенствовать умения использовать в речи согласованные и несогласованные определения. Развивать и совершенствовать умения находить согласованные и несогласованные определения в художественном тексте.
Воспитательные: воспитывать бережное, внимательное отношение к родному языку.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться различать согласованные и несогласованные определения; отработать навыки работы с текстами; овладеть научной терминологией, ключевыми понятиями по теме. 2 уровень – понимание, обоснованное применение операций
Метапредметные: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения. Самостоятельное выполнение действий по алгоритму. Формулировать проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные: Самоопределение, смыслообразование, умение проводить самоанализ и самооценку.
Самостоятельное выполнение действий.
Оборудование:
Русский язык 8 класс учебник в 2-х частях, для общеобразовательных организаций. / Т.А. Ладыжская, М.Т. Баранов и другие – 4-е издание, Москва: Просвещение, 2022.
Ход урока
1. Орг.момент. Доброе утро! Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи.
II . Актуализация опорных знаний.
Сегодня у нас не просто урок – у нас урок прощания с осенью. Художники, писатели, поэты разных эпох воспевали в своих произведениях красоту родной природы, описывали времена года такими, какими они их видели. Давайте посмотрим на экран (презентация ) и постараемся увидеть эти картины глазами поэтов.
1.А теперь, ребята, посмотрите на экран (Презентация) – Прочитайте известные вам стихотворения об осени и скажите кто их автор?
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный ,
И лучезарны вечера…
2) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Ответы детей: Тютчев Ф.И., Бунин И.А. (дивная, хрустальный, лучезарны, расписной, веселый и др.)
- Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их показал поэт? (Имена прилагательные)
- Какими средствами художественной выразительности представлены эти слова? (Эпитеты)
- Что такое эпитет? (Художественное определение)
-А каким членом предложения являются данные слова? (Определением)
2 Повторение теоретического материала
- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об определении и заполним таблицу
Что обозначает? |
На какие вопросы отвечает? |
К каким частям речи относится |
Какой частью речи выражено |
Виды определений |
примеры |
Признак предмета |
Какой? Чей? |
Существительное местоимение |
Прилагательное Причастие Порядковые числительные местоимение |
Согласованное несогласованное |
Зеленый лес Бегущий человек Первый урок
Мой карандаш |
Давайте повторим вместе:
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- К каким частям речи относится
- Какой частью речи выражено
- Приведите примеры
Какую колонку вам не удалось заполнить? (Виды определений)
III. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели и задач.
Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. Сегодня мы с вами будем говорить об определении как члене предложения и узнаем какие бывают их виды
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Согласованные и несогласованные определения»
В конце урока мы с вами проведем самостоятельную работу, поэтому в течение урока будьте очень внимательны.
Сформулируйте цель нашего урока
Ответы детей: Повторить ранее изученное об определении, узнать о согласованных и несогласованных определениях, научиться различать их
Чтобы достичь цели, какие нужно выполнить задачи на уроке? (задачи прописаны на доске)
1.Познакомиться с признаками разграничения согласованных и несогласованных определений.
2.Научиться находить согласованные определения в тексте.
3.Научиться заменять согласованные определения несогласованными и наоборот.
Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Зная, что определение всегда относится характеризует что-либо в предложении, мы будем искать словосочетание, в котором определим какой связью связаны слова. Для того, чтобы правильно выполнить следующее задание, нужно вспомнить виды связи слов в словосочетаниях.
Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.
Например: желтые листья, третий звонок, моя сумка (записать в тетрадь с указанием числа, рода, падежа гл. и зависимого слова)
- По какому принципу строится словосочетание с согласованием? (Определяемое и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже)
Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово. писать (что?) книгу; щелкать (чем?) зубами; три (чего?) гриба; улыбаться (чему?) солнцу.
Примыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу. читать быстро, поворот направо,летел кувырком, пойду бегом
1.Работа с текстом.
Прочитайте тексти выполните задания:
1. Озаглавьте текст
2. Определите его стиль речи
3. Определите его тип речи
4. Выпишите из текста определения, определите их вид и часть речи.
Старая липа
Думал о старой липе с такой морщинистой корой. Сколько времени она утешала старого хозяина и утешает меня, вовсе и не думая ничего о нас! Я смотрю на ее бескорыстное служение людям, и у меня, как душистый липовый цвет, распускается надежда: может, когда-нибудь и я вместе с ней процвету.
2.Молодцы. А теперь работаем в группах. Выполните задания, которые лежат у вас на партах.
Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и 1 гр – согласование, 2 гр- примыкание, 3 гр– управление. (у доски записывают представители групп)
Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, ее наряд, береза напротив, последние листочки, опустевший сад.
Проверка по ключу
Согласование: золотая береза, наша березка, любое деревце, последние листочки, опустевший сад.
Управление: накидка из шелка, лист березы, ее наряд.
Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив.
- Как можно назвать определения, связанные с главным словом по способу согласование? (согласованные)
- Как можно назвать определения, связанные с главным словом по способу управления или примыкания ? (несогласованные)
Давайте сформулируем алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений.
-Что нужно сделать для того, чтобы определить вид определения?
1. Определить вид подчинительной связи в словосочетании.
2. Между главным и зависимым словом связь согласование?
3. Если да, то это согласованное определение
4. Если нет, то это несогласованное определение.
IV.Работа по учебнику.
- Откроем учебник и прочитаем правило.
Работа с теорией.
Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями.
Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием. Могут быть выражены существительными в косвенных падежах, притяжательными местоимениями (его, её, их), наречиями, инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием.
V.Первичная проверка понимания.
Вы уже знаете, что второстепенный член определение может выражаться разными частями речи. Проанализируйте предложения и выясните какими частями речи могут быть выражены согласованные и несогласованные определения?
Детям даём предложения, они определяют вид определения и какими частями речи оно выражено. Затем заполняют таблицу.
VI. Работа в группах
Задание№1
Назвать произведение и автора, найти согласованные и несогласованные определения.
1 группа. «В… доме с.. колоннами, антресолью и … балконом жила некогда барыня, вдова. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости».
«С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту… Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из…досок, истинно богатырскую кровать…». И.С.Тургенев «Муму»
2 группа. «Он облюбовал дерево и полез на него. Наметанным глазом определил: там, в густой хвое, упрятались целые выводки смолистых шишек. Он принялся колотить ногами по веткам кедра. Шишки так и посыпались вниз…»
« С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы…»
«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная…Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса.». В.П.Астафьев «Васюткино озеро»
3 группа. «Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца… Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва.»
«На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, … уздечка на коня и путы с бляхами». Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Задание№2
Заменить согласованное определение несогласованным, например:
малиновое
варенье - варенье из малины
деревянный стул - стул из дерева
Обратите внимание, что согласованное определение обычно стоит перед существительным, а несогласованное – после него.
Замените согласованные определения несогласованными
Бумажная работа – работа (из бумаги – с бумагами), шоколадный торт – торт (из шоколада – с шоколадом), шелковый платок - платок (из шелка - как шелк), детская книга – книга (для детей – про детей), зубная паста – паста (для зубов – на зубах), зарубежная командировка – командировка (за рубеж – из-за рубежа), собачья работа – работа (собаки – как у собаки), васильковые глаза – глаза (из василька – цвета василька).
Ответы:
И.С.Тургенев «Муму»
В.П.Астафьев «Васюткино озеро»
Н.В.Гоголь «ТарасБульба»
М.Горький «Детство»
А.С.Пушкин «Дубровский»
- Как вы думаете какую роль выполняют в тексте и в речи согласованные и несогласованные определения? Делают текст и речь ярче, образнее, выразительнее
VI. Работа по развитию речи.
- Как вы думаете, во всех ли стилях речи употребляются определения? ( Во всех.)
- Прочтите и подумайте, одинакова ли роль определений в художественном,
публицистическом, научном, стилях?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса… (А. Пушкин)
Милосердие. Это слово для большинства старомодное, непопулярное сегодня и даже
как будто отторгнутое нашей жизнью.
Чечевица – травянистое однолетнее бобовое растение с круглыми зернами.
Прошу установить мне индивидуальный план сдачи экзаменов в связи с тем, что я
находилась на стационарном лечении.
(В художественном, публицистическом стилях определения чаще всего выступают в
роли эпитетов: унылая пора, сонная березка, задумчивые глаза. В научном –
точность, отличительность признака того или иного предмета.)
VII. Выходное тестирование по теме с проверкой
ТЕСТ
1. Макароны по-флотски
2. Кареглазый юноша
3. Тёмно-синяя туча
4. Желание учиться
5. Наш рассказ
6. Рубашка навыпуск
7. Книга поинтереснее
8. Закрывшаяся дверь
9. Третий ряд
10. Некоторые ученики
11. Девушка с голубыми глазами
12. Дом в три этажа
Проверка
Согласованные определения: 2,3,5,8,9,10
Несогласованные определения: 1,4,6,7,11,12
VIII. Подведение итогов:
- Что называется определением?
- Какими бывают определения?
- Какую роль играют определения в художественном тексте?
- Над чем мы работали в течение урока?
- Что удалось на уроке?
- Над чем еще нужно поработать?
- Зачем нам нужен был этот урок?
IX. Рефлексия: оцените свою работу
1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
2.Урок мне показался интересным /скучным
3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось
4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен
X. Выставление оценок
XI. Домашнее задание: подобрать из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» примеры с разными видами определений.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.