Тема: «Суть Доктрины информационной безопасности»
Цель урока: Формирование представления об информационной безопасности
Задачи урока:
Учебные:
· Рассмотрение законов, регулирующих информационные отношения;
· Знакомство с методами обеспечения информационной безопасности;
· Изучение объектов информационной безопасности РФ и ЛНР.
· Изучение аспектов этических и правовых норм информационной деятельности человека.
Развивающие:
· Развитие познавательного интереса;
· Развитие логического мышления, для оперативного принятия решений.
Воспитательные:
· Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности;
· Воспитание информационной культуры, коммуникационных качеств личности;
· Воспитание ответственности за свои действия.
Тип урока: Изучение нового материала
Основные понятия: Закон «Об информации, информатизации и защите информации», раздел УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации», Доктрина информационной безопасности, методы обеспечения информационной безопасности, проблема информационного неравенства.
Дидактический материал:
Презентация на тему «Информационная безопасность»
Литература:
Информатика и ИКТ: учебник для 10-11классов (И.Г. Семакин, Е. К. Хеннер)
Ход урока.
1.Организационный момент:
· Постановка цели урока.
2. Подготовка к активной учебной деятельности:
· Постановка учебной задачи
· Актуализация знаний
Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
· Какие события и процессы определили четыре информационные революции?
· Что такое информационное общество?
· Сформулируйте критерий, определяющий стадии информационного общества.
· Что такое информационная культура?
· Определите связь между понятиями «информационное общество» и «свобода доступа к информации».
3.Изучение нового материала.
Прежде чем мы приступить к изучению новой темы, давайте обратим внимание на карточки самооценивания, которые лежат у вас на партах. На каждый вопрос в течение урока выставляйте себе баллы.
Карточка самооценивания
1. Опоздал(а) ли ты на урок? (Да – 0 баллов, Нет – 1 балл)
2. Готовность к уроку.
· Домашнее задание выполнено и перед тобой на парте лежат: учебник по информатике, тетрадь по информатике, дневник и пенал – 3 балла
· Домашнее задание выполнено, но на парте не лежит, что то из вышеперечисленного– 2 балла
· На парте есть все, но не выполнено домашнее задание – 1 балл
· К уроку не готов(а) (нет домашнего задания, тетради и учебника) – 0 баллов
3. Твоя активность на уроке (выставляется от 0 до 5 баллов, где 0 – это не был(а) активен на уроке)
4. Получил(а) ли ты замечание во время урока? (Да – 0 баллов, нет – 1 балл)
5. Усвоил(а) ли ты тему? (Да – 2 балла; усвоил, но некоторые вопросы остались не понятны – 1 балл; нет – 0 баллов)
Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня нового?
Что вы должны понять сегодня на уроке?
Молодцы! А теперь давайте обсудим вопрос о том, какие меры правового регулирования информационных отношений есть.
Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу необходимо иметь такие меры. Каждая страна идет в этом направлении своим путем. Юридические вопросы, возникающие в информационной сфере, на сегодняшний день столь сложны и запутанны, что гармоничного законодательства, решающего все соответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира. Приведите примеры информационных отношений.
Давайте теперь познакомимся с некоторыми законами, действующими в этой сфере в РФ.
Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» дает юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определяет, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор (или авторы) имеет исключительное право на выпуск в свет программ и БД, их распространение, модификацию и другое использование.
Кто может назвать имена людей, которые являются обладателями авторских прав на какие – либо программы?
Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.
Для современного состояния нашего общества именно вопросы, связанные с нарушением авторских и имущественных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть ПО, использующегося частными лицами и даже организациями, получена путем незаконного копирования. Эта практика мешает становлению цивилизованного рынка компьютерных программных средств и информационных ресурсов. Как вы думаете почему?
Данный вопрос стал для нашей страны особенно актуальным в процессе вступления России в международные организации и союзы – например, во Всемирную торговую организацию. Несоблюдение прав в сфере собственности на компьютерное ПО стало объектом уголовного преследования на практике.
Закон «Об информации, информатизации и защите информации» частично решает вопросы правового регулирования на информационном рынке защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением персональной информации.
Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. Закон рассматривает информационные ресурсы в двух аспектах: как материальный продукт, который можно покупать и продавать, и как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.
Особое внимание обратим на статью 11 закона «Информация о гражданах (персональные данные)». В ней содержатся гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан, недопустимости использования собранной любым путем информации для дискриминации граждан по любому признаку. Как вы думаете почему важно защищать персональные данные? Приведите примеры, когда персональные данные могут быть использованы не во благо?
В 1996 году в Уголовный кодексбыл впервые внесен раздел«Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений, ставших, к сожалению, распространенными:
· Неправомерный доступ к компьютерной информации;
· Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
· Умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей.
По мере продвижения к информационному обществу все более острой становиться проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред.Скажите, пожалуйста, с какие способами защиты информации вы сталкивались в жизни?
В России в 2000 году принятаДоктрина информационной безопасности Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения.
К объектам информационной безопасности РФ относятся:
· Все виды информационных ресурсов;
· Права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;
· Система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающих в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и т.д.;
· Информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;
· Система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношения между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.
Национальные интересы РФ включают:
а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления России, сохранение и укрепление ценностей общества;
б) информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о гос.политике РФ;
в) развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации;
г) защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны (включая правовые, организационно-технические и экономические методы), а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.
Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляет проблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими его группами населения; поэтому данная проблема имеет прямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление проявлений информационного неравенства в образовании, поскольку:
· Появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
· Велико различие уровней доходов семей учащихся;
· Значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.
Преодоление информационного неравенства является задачей первостепенной государственной важности. Согласны ли вы, с тем, что преодоление информационного неравенства является задачей первостепенной важности? Почему?
4. Ожидаемый результат:
Учащийся должен знать
· зачем нужны законодательные акты в информационной сфере;
· какой закон регламентирует права авторов программ и БД;
· какой закон регламентирует вопросы защиты информационных ресурсов;
· что относится к объектам информационной безопасности РФ;
· что относится к национальным интересам в информационной области;
5. Итог урока.
1. Подвести итоги урока: проанализировать работу всего класса и отдельных учащихся, дать оценку работы класса и выставить оценки.
2. Рефлексия. Ответы на вопросы записываются каждым учеником на обратной стороне карточки самооценивания. После чего заполненные карточки сдаются учителю.
Обратная сторона карточки самооценивания:
· Что нового узнали на уроке?
· Было ли интересно работать на уроке?
· Чему вы научились на уроке?
· Как вы считаете, справились ли вы с поставленной в начале урока целью?
6. Домашнее задание.
Найти и записать в тетрадь, какие существуют методы защиты информации;
________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.