Конспект урока технологии в 8 классе по теме "Бюджет семьи"
Оценка 4.6

Конспект урока технологии в 8 классе по теме "Бюджет семьи"

Оценка 4.6
Документация
doc
технология
8 кл
30.11.2020
Конспект урока технологии  в 8 классе по теме "Бюджет семьи"
конспект урока по технологии в разделе "Экономика домашнего хозяйства" с применением игровых технологий
Бюджет семьи.doc

Тема урока:                          Бюджет семьи. Рациональное планирование

                                                расходов.

Задачи:                                  

1. Изучить основные понятия: бюджет, расход, доход, баланс. Ознакомить со структурой семейного бюджета.

  2. Развивать способности к сбалансированному  ведению домашнего хозяйства, умению рационально использовать ресурсы семьи.

  3. Воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.

 

Оборудование:                      компьютеры, мультимедийный проектор, схемы,

                                                документация.

 

Методы обучения:                беседа, рассказ, деловая игра на компьютере, ро-

                                                левая игра

 

Межпредметные связи:        обществоведение, математика, информационные

                                                технологии, экономика

Тип урока:                              объяснение нового материала

                                                Урок – деловая игра

 

 

 

                                          

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Ход урока

 

  I.Организационный момент.

   Приветствие, проверка отсутствующих, наличие всего необходимого.

 

II. Сообщение темы и  целей  урока.

    • Умение вести дом – целая наука, которую изучают всю жизнь. Организация труда, правильное планирование расходов, экономия средств и времени, рациональное использование семейных ресурсов просто необходимы.
    • Тема урока «Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов».

Сегодня мы познакомимся с этими понятиями, составим таблицу доходов и расходов семьи, поучимся планировать бюджет.

·         Нашими помощниками будут компьютеры. Урок наш необычный – урок деловая игра.

 

III.           Новый материал.

  1. Актуализация знаний. Выполнение теста.

- Чтобы лучше понять чему же вы должны научиться, я предлагаю вам тест «Хорошая ли вы хозяйка (хозяин)». Перед вами 11 вопросов, быстро ответьте на них.

( Учащиеся выполняют на листочках)

- Теперь  подсчитайте результаты, выясните, хорошие вы «хозяйки», «хозяева». (Учащиеся  обрабатывают свои результаты).

Итак, вы увидели, что кого – то уже сейчас можно назвать хорошей хозяйкой, хозяином. Кто – то не совсем доволен результатами, но у вас все впереди, вы поняли, что этому нужно учиться.

 

  1. Введение основных понятий.

Презентация в Power Point.

 

-Рациональное планирование денежных средств является необходимым условием нормального существования семьи. Ведь не секрет, как тяжело дотянуть от получки до получки. И это часто приводит  к ссорам между супругами. Как же этого избежать? Прежде всего надо научиться правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом.

 

1 слайд                Бюджет – в переводе с английского означает совокупность доходов и

                              расходов за определенный промежуток времени (месяц, год).

 

2 слайд                Доход – деньги или материальные ценности, получаемые от

                             предприятия, отдельного лица или какого либо рода деятельности.

 

3 слайд                 Расход – затраты, издержки, потребление чего – либо

                             для определенных целей.

 

4 слайд                Баланс – равновесие, сопоставление отдельных сторон какого – либо

                             явления, которые должны уравновешивать друг друга.

                             Например:   доходы – расходы

                                                  ресурсы – потребности

 

- Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую  - расходы.

 

5 слайд               Если весы находятся в равновесии:  доходы = расходам –бюджет

                           сбалансированный.

                           Когда доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.

                           Если расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит

 

6 слайд               Структуру семейного бюджета, как и структуру любого другого

                           Бюджета, можно представить в виде следующей таблицы.

 

7 слайд               Доходная часть семейного бюджета складывается из следующих

                           источников…

 

8 слайд                Расходы складываются таким образом….

                                  Расходы:          текущие

                                                            периодические

                                                            единовременные

                                  А также:           обязательные

                                                            желательные

                                                            нежелательные

 

     9 слайд                Итак, мы познакомились с основными понятиями:

                                                           Бюджет

                                                           Доход

                                                           Расход

                                                           баланс

  1. Игра на компьютере. Заполнение электронных таблиц.

 

- Бездумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать с наибольшей пользой, наука не простая, требующая специальных знаний. Важно, чтобы в управлении бюджетом принимали участие все члены семьи. Это сплачивает семью, учит соизмерять потребности с материальными возможностями.

 

      а). Доходная часть.

 

-  Предлагаю вам разделиться на группы – семьи, распределите игровые роли, имена, выберите общую фамилию. Обсудите место работы, учебы, предполагаемый размер заработной платы, возможные источники других поступлений. Все эти данные каждая семья заносит в компьютер.

 

        Вводный инструктаж:

                     1). Правильно сидеть, сообщать обо всех недостатках, обнаруженных в работе техники. Нельзя выполнять работы, не предусмотренные заданием учителя, самостоятельно устранять неисправности.

                    2). Найдите на рабочем столе ярлык «Мои документы», откройте двойным щелчком левой кнопкой мышки. Найдите папку «Бюджет семьи» с символом Excel, откройте. Мы работаем в специальной программе электронных таблиц.

   Обсудите и заполните таблицу 1.

                  

- Вы заполняете серое поле. Затем, нажав левую кнопку мыши, выделите все ячейки 5 колонки, нажмите значок  автосуммы  на панели инструментов «Стандартная» и затем значок денежный формат.

 

Итак: вы увидели сумму вашего семейного дохода.

Физминутка. Гимнастика для глаз.

 

 

 

      б). Расходная часть

 

- Предлагаю семьям обсудить какие предстоят расходы и заполнить таблицу 2.

 

(  Учащиеся пользуются раздаточным материалом «Таблица предполагаемых расходов»)

 

Пояснения, комментарии:

  - сначала нужно заполнить налоговые расходы, затем те затраты, которые происходят ежемесячно( обязательные платежи), найдите в таблице, выберите те, которые вам подходят.

  Дальше определитесь с суммой на питание (она составляет примерно 45% от суммы доходов), транспорт, хозяйственно – бытовые нужды, предметы личной гигиены, медикаменты. Возможно,  вы учтете сезонные расходы – подписка, новогодние праздники, подготовка к школе.

 Среди прочих нужно учесть карманные расходы членов семьи.

 Необходимо выделить резерв на «непредвиденные расходы».

Если вычесть все перечисленные деньги из доходов, то получится сумма, которую можно истратить на удовлетворение потребностей каждого члена семьи (одежа, бытовая техника, предметы культурно – бытового значения).

 

Физкультминутка.

 

  1. Подведение итогов игры.

 

- внесите полученные данные в таблицу 3.

 

Вывод    (делают учащиеся) увидели свои доходы и расходы. Получилось: или доходы равны расходам, или доходы больше расходов, или доходы меньше расходов.

 

- Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, семья живет в долг. Объясните, где вы возьмете недостающие деньги?

-  Если баланс положительный – месяц закончился с определенной экономией. Как вы собираетесь потратить эти деньги?

(учащиеся отвечают)

 

-  На чем можно экономить?

(беречь электроэнергию, воду, умение шить, вязать, заготавливать на зиму продукты, мелкий ремонт квартиры, экономно относиться к продуктам).

 

  1. Ролевая игра «Магазин одной покупки»

 

В магазине 3 зала:     1 – зал покупок

                                    2 – зал размышлений

                                    3 – зал возврата

- Нам нужен продавец – консультант. (учащиеся выбирают)

- В этом магазине вам предлагается выбрать одну покупку (на карточках написаны названия товаров) и пройти в зал «размышлений», а затем в зал «возврата». В зависимости от того, какое решение вы приняли во втором зале- вы вернете покупку или оставите.

(на обратной стороне каточки – товара написана цена покупки ( «папе еще год придется ходить в старой куртке», «маме придется считать каждую копейку», «бабушка не сможет заменить поломанные очки», «мама откажется от ежегодного отпуска» и т. д.)

Продавец уговаривает оставить покупку.

 

Вывод: Какие мысли возникли у вас во время этой игры?

                   - Всякое благосостояние не мыслимо без экономного, рачительного ко всему, что добывается трудом .

 

IV.            Обобщение знаний. Закрепление материала.

1.      С помощью слайдов  Презентации повторить основные понятия.

2.      Выполнить тесты на карточках – заданиях. (3 вида контроля знаний)

 

V.               Рефлексия

        Заполнить таблицу – шкалу самооценки работы на уроке.

 

VI.            Домашнее задание.

         Решить кроссворд ( разные)

         Узнать у родителей сколько денег потрачено на вас с января 2006 года, не

         считая питания.

 

VII.        Итог урока.

       - Понравился вам урок?

       - Что особенно запомнилось?

       - С каким настроением вы покинете класс?

       - Всем спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Раздаточный материал

 

 

 

Бюджет семьисовокупность  всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц, год)

 

Доход – деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого – либо рода деятельности

 

Реальный доходколичество товаров и услуг, которые гражданин или семья могут приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.

 

Расходзатраты, издержки, потребление чего – либо для определенных целей.

 

Баланс – равновесие, сопоставление отдельных сторон какого – либо явления, которые должны уравновешивать друг друга.

 

Сбалансированный бюджет расходы равны доходам

 

Дефицит бюджетарасходы превышают доходы

 

Избыточный бюджетдоходы  больше расходов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доход  семьи

1.     заработная плата членов семьи

2.     выплаты и льготы из общественных фондов

3.     пенсии и стипендии

4.     доходы от приусадебного участка

5.     доходы от  сдачи недвижимости и других средств в аренду

6.     доходы от ценных бумаг

7.     доходы от индивидуальной  трудовой деятельности

8.     доходы от других источников

 

 

 

 

 

 

Классификация расходов семьи

группа расходов

содержание

Налоги

Подоходный налог и др.

Обязательные платежи

Плата за квартиру, телефон, электроэнергию, содержание детей в детских садах, обучение в учебных заведениях, выплата кредитов, ссуд и т.д.

Питание

Приобретение продуктов и заготовка их в прок, оплата питания в столовой и т.д.

Хозяйственно – бытовые нужды

Затраты на ремонт одежды, обуви, квартиры, химчистку, прачечную, предметы личной гигиены

Предметы личного пользования

Верхняя одежда, белье, обувь, постельные принадлежности

Предметы комнатного убранства

Мебель, светильники, ковровые изделия, картины, часы, хрусталь и т.д.

Бытовая техника

Плита, кухонные принадлежности, холодильник, посуда, пылесос, стиральная, швейная, вязальная машины

Культурные и информационные потребности

Телевизор, радиоприемник, магнитофон, музыкальный центр, фотокинопринадлежности, диски, кассеты, книги, газеты, журналы и т.д.

Транспорт

Проезд в общественном транспорте,

Приобретение и эксплуатация легковой машины, оплата услуг станции тех. обслуживания.

Спорт, туризм, отдых, увлечения

 Спортивно – туристические принадлежности, предметы, инструменты, материалы для индивидуальных увлечений

Прочее

Детские игрушки, медикаменты и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Карточка – задание

 

Закончить предложение:

         а)если бюджет показывает, что расходы равны доходам, то

__________________________________________________________

 

        б)если расходы превышают доходы, то ___________________

__________________________________________________________

 

 

                                                                                                  Карточка – задание

 

Найти в правой колонке определения, соответствующие понятиям в левой колонке.

 

1. доход

А  Затраты, издержки, потребление чего – либо для определенной цели

2. расход

Б  Равновесие, сопоставление отдельных сторон какого – либо явления, которые должны уравновешивать друг друга

3. баланс

В  Деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого – либо рода деятельности.

 

 

 

                                                                               

 

                                                                                             Карточка – задание

 

Найти правильный ответ.

Бюджет семьи это:

а) деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого – либо рода деятельности.

б) журнал, где учтены все доходы семьи, имущество, ценности, долги и расходы на те или иные потребности.

в) структура всех доходов и расходов семьи за определенный промежуток времени.

г) умение правильно распределять доход семьи.

 

                                                                                          

 

                                                                                      

 

 

 

                              Оценка работы ученика на уроке

 

 

Оценка ученика

Оценка группы

Оценка учителя

Общая

оценка

1. Работа до урока

а) работа в группе

 

 

 

 

б)самостоятельная работа

 

 

 

 

                                               2. Работа во время урока

а) умение проговорить про себя

 

 

 

 

б)умение слушать товарищей

 

 

 

 

в)умение самому сказать, обосновать свою точку зрения

 

 

 

 

г)умение задать вопрос по ходу работы

 

 

 

 

д)умение ответить на вопрос

 

 

 

 

е) твой вклад в коллективное решение проблемы

 

 

 

 

                                                3.Работа после урока

Над каким вопросом подумать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1.     доходная часть бюджета.

3. Нехватка чего – либо.

6. Сопоставление отдельных сторон экономического явления.

7. Запасы средств, где – либо имеющихся

 

По вертикали:

1.     Средство, с помощью которого можно оплатить покупку.

2.     Установление наличия чего – либо путем подсчета.

4.     Совокупность всех денежных средств, находящихся в чьем – либо распоряжении.

5.     Продукт труда, произведенный для продажи.

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1.     То, с помощью чего можно поставить диагноз больному  или определить финансовое состояние семьи.

2.     Баланс, одна часть которого – доходы, другая  - расходы

3.     Тот, кто временно пользуется  каким – либо имуществом.

4.     Слово, которое в переводе с французского буквально означает «весы».

5.     Натуральный обмен одной вещи на другую без денег.

6.     Лицо, предоставляющее деньги в заем.

7.     Посредник между продавцом и покупателем на бирже.

 

 

По вертикали:

1.     Один из участников акционерного общества.

5.Разорившееся предприятие.

7. Затраты, издержки, потребление чего – либо, уменьшение суммы капитала.

8. То, без чего невозможен товарообмен.


Тема урока:

Тема урока:

Ход урока I .Организационный момент

Ход урока I .Организационный момент

Если весы находятся в равновесии: доходы = расходам –бюджет сбалансированный

Если весы находятся в равновесии: доходы = расходам –бюджет сбалансированный

Итак: вы увидели сумму вашего семейного дохода

Итак: вы увидели сумму вашего семейного дохода

Продавец уговаривает оставить покупку

Продавец уговаривает оставить покупку

Раздаточный материал Бюджет семьи – совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц, год)

Раздаточный материал Бюджет семьи – совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц, год)

Классификация расходов семьи группа расходов содержание

Классификация расходов семьи группа расходов содержание

Карточка – задание Закончить предложение: а)если бюджет показывает, что расходы равны доходам, то __________________________________________________________ б)если расходы превышают доходы, то ___________________ __________________________________________________________

Карточка – задание Закончить предложение: а)если бюджет показывает, что расходы равны доходам, то __________________________________________________________ б)если расходы превышают доходы, то ___________________ __________________________________________________________

Оценка работы ученика на уроке

Оценка работы ученика на уроке

По горизонтали : 1. доходная часть бюджета

По горизонтали : 1. доходная часть бюджета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2020