Конспект урока
«Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №18»
Данюкова Л.А.
Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любовной лирики поэта; организовать деятельность учащихся по обобщению знаний учащимися творчества поэта; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии (использовать при проведении урока различные наглядные пособия и ТСО; выразительное чтение); развивать навыки выразительного чтения; воспитывать чувство прекрасного.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: портреты (А.С. Пушкина, Е.К. Воронцовой, А. Керн, Н. Гончаровой, Е. Бакуниной, М. Раевской, А. Олениной), иллюстрация «Пушкин у моря» Айвазовского и Репина, аудиозапись романсов («Я помню чудное мгновенье», «Как упоительны в России вечера»), магнитофон, мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация с фотографиями.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся. Постановка цели урока
Сегодня мы поговорим о любовной лирике А. С. Пушкина, попытаемся проникнуть в мир его поэзии, представить тех женщин, кому Александр Сергеевич посвящал свои стихотворения.
Любовь― прекрасное чувство, о котором хочется говорить стихами. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство и верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, но, как всякая буря, угасало, превращалось в «погасший пепел», «цветок засохший, безуханный».
Но в наше тревожное и печальное время, когда не так много духовных пристанищ осталось современному человеку, именно Пушкин для всех нас является уцелевшим островом примирения и вдохновения, символом любви и чести.
Сегодня на уроке будут работать группы литераторов, искусствоведов, журналистов. К концу урока совместными усилиями мы создадим «Рукописный альманах», который назовём «Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина».
3. Восприятие и осознание учащимися нового материала
Эпиграфом к сегодняшнему уроку предлагаю выбрать строки из произведения поэта:
«Мне дорого любви
моей мученье -
Пускай умру, но пусть умру любя!»
4. Восприятие и усвоение нового материала
Открываем первую страницу альманаха «Итак, я счастлив был…», которая посвящается юношеской любви Пушкина Екатерине Бакуниной (фото). Слово – литераторам и искусствоведам.
Литератор 1:
Первую, истинно поэтическую любовь возбудила в Пушкине Катенька Бакунина, сестра одного из лицейских товарищей.
Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг всей лицейской молодежи. Пушкин был покорён. Теперь каждую свободную минуту проводил он у окна в томительном ожидании и, завидев, наконец, вдалеке знакомую девичью фигурку, опрометью бежал на лестницу. Там делал вид, будто вышел невзначай. Мимолетная встреча, несколько ничего не значащих слов, улыбка. Но как это много для влюбленного. Он стеснялся изливать свою душу товарищи, лишь оставшись в своей комнате, доставая дневник и давая волю чувствам:
Как мало я любовь и сердце знал,
Часы идут, за ними дни проходят,
Но горестям отрады не приводят
И не несут забвения флаг.
О милая, повсюду ты со мною,
Но я уныл и втайне я грущу.
Блеснет ли день за синею горою,
Взойдет ли ночь с осеннею луною –
Я все тебя, прелестный друг, ищу.
Засну ли я, лишь о тебе мечтаю,
Одну тебя в неверном вижу сне,
Задумаюсь – невольно призываю,
Заслушаюсь – твой голос слышу мне.
И для меня воскресла радость,
И душу взволновали вновь.
Моя потерянная младость,
Души мучительная сладость,
И сердца первая любовь.
Именно Екатерина Бакунина была первой любовью поэта. Ведь это с ней связан цикл стихов, одно перечисление которых занимает полстраницы печатного текста. Больше ни одна женщина не вдохновила поэта на создание целого поэтического сборника – ни до, ни после. Сила и глубина первой пушкинской любви выдержали экзамен времени. В 1830 году, спустя полтора десятилетия после той дневниковой записи, работая над восьмой главой «Евгения Онегина», поэт вспомнит те дни:
… Когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы и любовь
Младую взволновала кровь
И я, тоскую безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал.
Искусствовед 1:
«Вот такой запечатлел автопортрет «черты живые» Бакуниной, созданный в 1816 году». Вглядываясь в них, ловишь себя на мысли: не то ли это зеркало, что льстит? Само себе. Одно убеждает в несостоятельности таких опасений: учителем Бакуниной – художницы был Карл Брюллов. И этим сказано все.
Учитель: Следующая страница альманаха «Печаль моя светла» посвящена Марии
Раевской (Волконской) (фото).
Литератор 2:
Мария Волконская в своих воспоминаниях о Пушкине написала: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречается… В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел.» Я думаю, можно согласиться с этим утверждением.
Генерал Раевский, герой Отечественной войны 1812 года, показывая портрет своей дочери Марии, произнес: «Вот самая удивительная женщина, которую я когда-либо знал». Действительно, вся ее жизнь является подтверждением этому.
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой. Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
Это стихотворение посвящено необыкновенной женщине, которую Пушкин помнил до конца своих дней и любил – Марии Волконской. В 1820 году поэт находился в южной ссылке. Но судьба подарила ему неожиданную радость – встречу с семейством Раевских. Младшая дочь генерала – Мария пленила поэта.
Однажды молодежь отправилась к морю. Оно открылось внезапно. Мария прекрасная полудетской красотой, сияющая как само солнце, бросилась к нему. Тогда, в 1820 году, рядом с ней был Поэт, который тоже в первый раз увидел южное море…
«Мне вспоминается, как во время этого путешествия, недалеко от Таганрога, я ехала в карете вместе с Софьей… Завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от нее. Пушкин нашел, что эта картина была очень грациозна, и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи: мне было тогда лишь 15 лет...»
Пушкин был поражен красотой моря, грозного неба и прелестью этой девочки играющей с волнами.
Я помню море пред
грозою,
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурною чредою
С любовью лечь к ее ногам! -
так скажет он потом, создавая из мимолетного виденья вечный образ любви.
Образ Марии Раевской долго хранила в душе благодарная память поэта, вдохновляя его творчество: он восторгался ее мужеством, когда она, став женою декабриста С. Волконского, последовала за ним в Сибирь, тем самым обессмертив свое имя.
Искусствовед 2:
Обратите внимание на картину Айвазовского и Репина «Пушкин у моря» (иллюстрация). Она была написана в 1887 году. Пушкин стоит на скале и как бы обращается к морю:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Он полон вдохновения и здесь же, на берегу, создает поэтические строки. Его фигура с развевающимся плащом за спиной, движение поднятых рук и взгляд устремлены к морю, он взволнован и вдохновлен.
Мария Раевская вдохновила поэта на создание многих лирических шедевров. В своем дневнике он написал: «Счастливейшие минуты жизни моей провел я посреди семейства Раевского…»
Учитель: Перевернем лист и перейдём на следующую страницу альманаха «Приметы
верные любви», посвящённую Елизавете Ксаверьевне Воронцовой (фото).
Литератор 3:
Пушкин познакомился с Воронцовой в 1823 году в Одессе. Они виделись довольно часто на приемах, в театре, на балах. Воронцова была приветлива, мила, полна очарования. Пушкин полюбил Елизавету Ксаверьевну, полюбил страстно, на долгие годы. В ее салоне он был принят просто, искренне, с любовью. Рядом с этой женщиной поэт был то насмешлив, то мечтателен, то холоден, то пылок без меры – и всегда оживлен, всегда восхищен ее улыбкой, веселостью. Он любил и был любим!
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно,
Чтобы ты мною
Окружена была, чтобы громкою молвою
Всё, всё вокруг звучало обо мне,
Чтоб, гласу верному внимая в тишине
Ты помнила мои последние моленья
В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.
Предстоял отъезд в ссылку в Михайловское и разлука с Воронцовой. Она подарила ему на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо, которое Пушкин бережно хранил, оно было его талисманом:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья:
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Кода подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, -
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай надежда; спи желанье;
Храни меня, мой талисман.
Пушкин увозит из Одессы не только память об обидах и тяжких испытаниях, но память о любимой и навсегда потерянной Воронцовой.
Все в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновенной…
И слезы девы воспаленной,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья…
Искусствовед 3:
Сохранился портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, написанный в 1830 году художником Тельчером. На этом портрете мы видим красивую, гордую, очень привлекательную женщину. В настоящее время, этот портрет Воронцовой можно увидеть в Петербурге, во Всесоюзном музее А.С. Пушкина.
Учитель: «Я помню чудно мгновенье» - когда мы слышим эти строчки поэта, то сразу
произносим: Анна Керн. Именно ей посвящается следующая страница нашего
альманаха (фото).
Литератор 4:
Пушкин и Керн познакомились в Петербурге в 1819 году. Пушкин только окончил Лицей. Ему было 20 лет. Она была на год моложе. Шестнадцати лет ее выдали замуж за генерала, который был значительно старше. Встреча с Пушкиным произошла на вечере у Оленина. Молодежь разыгрывала шарады. Красавица Керн исполняла роль Клеопатры. Юный Пушкин не сводил с нее глаз. За ужином он сидел недалеко от нее и сказал громко по-французски: «Можно ли быть столь прелестной?» Но юноше не удалось привлечь внимание красавицы. Когда ужин закончился и гости разъезжались, Пушкин стоял на крыльце и провожал горящими глазами почти не знакомую ему женщину.
Прошло шесть лет, прежде чем они увидели друг друга снова. Теперь Керн знала Пушкина по стихам, восхищаясь ими, и страстно хотела увидеть их автора. И этот день настал.
В Тригорском поэта вновь очаровала красота Анны Петровны, ее пение. Они познакомили ближе. В одну из лунных ночей хозяйка Тригорского предложила своим гостям прогулку в Михайловское. Все весело согласились. Поехали. Пушкин вместе с Керн.
- Люблю луну, когда она освещает прекрасное лицо! – тихо сказал он.
Потом вспоминали первую встречу, Петербург. В Михайловском гуляли по парку. И сейчас одна из старых аллей называется «аллеей Керн».
На другой день она уезжала домой, в Ригу. Рано утром Пушкин пришел в Тригорское проститься. Он принес подарок – экземпляр главы романа «Евгений Онегин». Между страницами лежал вчетверо сложенный листок бумаги со стихами. В них было все: и первая встреча, и тревоги ссылки, и светлая радость их последней встречи:
Я
помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Уже через два дня Пушкин писал Алексею Вульфу: «Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь – камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе, я пишу много стихов – все это, если хотите, очень похоже на любовь, но клянусь вам, что это совсем не то!»
Бродя по аллеям Михайловского парка, Пушкин мучительно переживал охватившее его чувство. Он написал Анне Керн семь пестрых по настроению, полных противоречивых чувств и одновременно насыщенных преклонением перед поразившей его красотой.
«Если вы приедете, я обещаю Вам быть любезным до чрезвычайности: в понедельник, я буду весел; во вторник восторжен; в среду нежен; в четверг игрив; в пятницу, субботу и воскресенье я буду чум вам угодно, и всю неделю у ваших ног».
На одном из писем к Анне Керн Пушкин приписал строки из Байрона: «Видение пронеслось мимо нас, мы видели его и никогда больше не увидим».
Искусствовед 4:
Пройдет много лет и другой русский гений М.И. Глинка переложит эти стихи на музыку. Романс он тоже посвятит своей возлюбленной, Екатерине, которая - так судьбе было угодно! – окажется дочерью Анны Петровны Керн. Полтора века чарует слушателей романс Глинки на слова А.С. Пушкина.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»
Время донесло до нас портрет той, кому поэт посвятил свои бессмертные строки.
Крепостной художник Алексей Багоев написал этот портрет в 1840 году. Сегодня он хранится в музее А.С. Пушкина в Москве. С портрета смотрит на нас Анна Керн. Миловидное лицо, открытый, спокойный взгляд, чистые линии высокого лба… Современными утверждениями это была женщина поразительной красоты.
Ах, какая счастливая женщина - Анна Керн!
Все, что было судьбою завещано,
Не забыто никем. …
Дружат старые липы с подростками,
Над прудами сады.
Из Михайловского в Тригорское
Убегают следы.
По знакомой дороге проселочной
Шли они не спеша.
Как смеялась она безоблачно!
Как сияла ее душа!
Он ей – сердце свое,
Не подсудное никакому врагу,
А она лишь мгновение чудное
Подарила ему .
Не попало бы сердце поэта
В удивительный плен,
Мы не знали бы
Имени этого: Анна Керн!
Учитель: XIX век, пушкинская эпоха… Когда мы произносим – 19 век – то сразу представляем себе блестящих красавиц, блистающих на балах, кавалергардов. Прекрасная, романтическая эпоха, эпоха любви, эпоха дуэлей. Как все это далеко и как все это по-своему близко. Почувствовать прелесть этого времени поможет современный романс «Как утомительны в России вечера…»
Звучит романс «Как упоительны в России вечера»
Следующая страница альманаха посвящена Анне Олениной и называется «Я вас любил безмолвно, безнадежно…»
Литератор 5:
В Петербурге Пушкин был благосклонно принят в доме президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина. И часто бывал там. Но ездил в дом Олениных не столько ради ученых диспутов, сколько ради прекрасных глаз младшей дочери президента – Аннет. Власть красоты над ним сильна, как прежде. Стихи рождаются одни изящнее другого.
Она мила — скажу меж нами —
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза,
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля —
В них скромных граций
торжество;
Поднимет — ангел Рафаэля
Так созерцает божество.
Ангельский взгляд и локон золотой, и пенье, и грациозное кокетство, и детская простота Аннеты очаровали Пушкина.
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
Красавица Оленина признавалась в дневнике: «Еще есть у меня достоинство: умею невинно бесить. Не подозревая об этом, а может быть, и зная».
Пушкин увлекся. Он рисовал ее профиль на листах рукописей, писал, выдавая свою мечту “Annett Pushkina” и, сомневаясь, зачеркивал написанное. Осмелился просить ее руки. Ему любезно отказали. Отказ Олениных оказался болезненным ударом и для самолюбия поэта.
Я вас любил: любовь еще,
быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не
тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно,
безнадежно,
То робостью, то ревностью
томим;
Я вас любил так искренно, так
нежно,
Как дай вам бог любимой быть
другим.
Учитель:
Кто были те, кто волновал поэта?
Как пролетали ночи их и дни?
Не в этом суть, да и не важно это.
Все дело в том, что вызвали они!
Пускай горды, хитры или жеманны,
Он не был зря, сладчайший этот плен.
Вот две души, две женщины, две Анны,
Две красоты - Оленина и Керн.
Одна строга и холодно-небрежна.
Отказ в руке. И судьбы разошлись.
Но он страдал, и строки родились:
"Я вас любил безмолвно, безнадежно".
Была другая легкой, как лоза,
И жажда, и хмельное утоленье!
Он счастлив был. И вспыхнула гроза
Любви: "Я помню чудное мгновенье"!
Две Анны. Два отбушевавших лета.
Что нам сейчас их святость иль грехи?!
И все-таки спасибо им за это
Святое вдохновение поэта,
За пламя, воплощенное в стихи!
Переворачиваем последнюю страницу альманаха, посвящена она Наталье Гончаровой – жене поэта (фото). А назовём мы её – «Мадонна».
Литератор 6:
Как
девочка, тонка, бледна,
Едва достигнув совершеннолетья,
В день свадьбы знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертье?
Что сохранится на века
Там, за супружеским порогом,
Все то, к чему ее рука
В быту коснется ненароком.
И даже строки письмеца,
Что он писал, о ней вздыхая,
Похитит из ее ларца
Его вдова. Вдова другая.
Непогрешимая вдова —
Святая пушкинская слава.
Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и испытание быть любимой Пушкина?
Искусствовед 5:
Акварель Брюллова является единственным известным портретом Натальи Николаевны. Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет своей молодой жены Натальи Николаевны. Он звал ее просто – Натали. Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть длительным. Потому Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков. Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд, нежность в каждом движении… А платье Натали надела то, в котором Александр Сергеевич впервые ее увидел и полюбил.
Учитель: Это был самый счастливый день в их жизни… Натали стала для поэта
божеством, которому он поклонялся.
Литератор 6:
Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года. Красавице было 16 лет. «Когда я увидел ее в первый раз, я полюбил ее, голова у меня закружилась», - писал он. Встреча произошла зимним вечером на балу. Я увидел ее – в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников. Я шагнул навстречу своей судьбе.
Пушкин просил руки Натальи Николаевны, но не получил ни согласия, ни решительного отказа. Затем он сделал следующее предложение, и на этот раз оно было принято.
18 февраля 1831 года в Москве в церкви у Никитских ворот венчался А.С. Пушкин с Н.Н. Гончаровой. 24 февраля Пушкин писал: «Я женат и счастлив. Одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось, лучшего не дождусь».
О большом чувстве поэта к жене говорят его письма. Вот одно из них: «Мой ангел! Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица»…
И еще одно письмо: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив…»
Судьба испытывала сердце Пушкина счастьем и горем сразу. Счастливая судьба, когда первый романтический поэт женится на первой романтической красавице.
«Мадонна» - так озаглавлен сонет, посвященный поэтом невесте.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Чувство глубокой любви поэт сохранил на протяжении всей их совместной жизни. Защищая ее честь, он погиб на дуэли. О Натали говорили разное в веке прошедшем и в веке нынешнем. Кто-то завидовал, кто-то злословил, кто-то пытался очернить ее. С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего прекраснее и дороже ее.
Учитель: И просто ли
испить такую чашу -
Подругой гения вдруг стать в осьмнадцать лет?
Наталья Николаевна, Наташа,
И после смерти вам покоя нет!
Была прекрасна - виновата значит,
Такое ясно каждому, как день.
И негодуют, сетуют, судачат,
И судят-рядят все, кому не лень.
А просто ли испить такую чашу?
И так ли весело и гладко шли
Дела у той, что сестры звали «Таша»,
А мы - великосветски! - «Натали»?
Коль не любила бы – не ревновала.
В неё влюблялись? В том дурного нет!
Вот криминал в осьмнадцать, двадцать лет!
Бледна, тонка, застенчива – мадонна,
Как будто бы сошедшая с креста…
А сплетни, анонимки – все законно:
Всегда их привлекала красота.
Но повторять наветы нам негоже,
Забыли мы, что, уходя с земли,
Поэт просил Наташу не тревожить –
Оставим же в покое… Натали!
И кто знает, может быть, где-то там, в необъятных просторах Вселенной встретились две маленькие звездочки, два любящих сердца, которые с высоты небосклона освещают нам жизнь, воспевая настоящую силу любви…
5. Закрепление материала
Журналист:
1. Как сегодня молодежь воспринимает творчество А.С. Пушкина?
2. Современна ли поэзия А.С. Пушкина?
6. Поведение итогов урока. Рефлексия
Завершается еще один урок на пути к обретению Пушкина. Хочется верить, что, познакомившись с пушкинской поэзией, вы не впустите в свои души пошлость, жестокость, неверие в красоту человеческих отношений. Я думаю, что каждый из вас после сегодняшнего урока возьмет в руки сборник стихотворений А.С. Пушкина, почувствует и оценит по-настоящему слово поэта в современном мире.
7. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение «Что значит для меня
лирика Пушкина?»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.