Конспект занятия по курсу «Истоки»
(1 класс)
Тема: «Мир и лад»
Автор: учитель начальных классов Гаврилова Эльвира Инильевна
Цели:
Образовательные (предметные): формирование и расширение представления у обучающихся понятий «мир», «лад», «согласие», «уважение».
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения анализировать пословицы, тексты, события и поступки героев мультфильмов, сказок; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы.
Регулятивные: формирование умения определять цель деятельности с помощью учителя; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; осуществлять самоконтроль учебной деятельности.
Коммуникативные: формирование умений оформлять мысли в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций; участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки и аргументировать её; эффективно взаимодействовать в парах, группах для получения значимых для индивидуума и группы результатов.
Личностные: формирование и уточнение представлений о нравственных понятиях «согласие», «уважение», формирование умений оценивать поступки героев мультфильмов, сказок с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Материалы и оборудование: учебник Е.Ю. Давыдовой, И.А. Кузьмина «Азбука истоков» для 1 класса, компьютер, проектор, экран, презентация, мультфильмы «Два барана», «Мороз», карточки со словами (мир, лад, уважение, согласие), пословицы на карточках.
Ход занятия:
Этапы занятия |
Деятельность учащихся |
Присоединение |
Упражнение «Ладошки» Потрите свои ладошки, приложите их к ладошкам соседа по парте. Что вы почувствовали? Желаю, чтобы тепло ладошек перешло в ваши души и сохранилось в течение всего дня. Ресурсный круг (встали в круг, в руках солнышко, которое дети передают по кругу и желающие ребята высказывают своё мнение о том, что такое мир, лад, согласие, уважение?) Садятся на свои места. - А теперь будем изучать эти понятия подробнее. |
Целеполагание |
На слайде слова: Клад, мир, большой, лад, и. - А сейчас соберите пословицу. (Мир и лад – большой клад) - Объясните значение этой пословицы. - О чём будет идти речь на занятии? - Сегодня вы узнаете, что значит жить в мире, согласии, уважении и почему эти понятия очень важны в нашей жизни. Знаете ли вы, что между словами ладошки и лад есть историческое родство? Они являются родственными. Например, раньше когда люди какое-либо разногласие решали мирным способом, то после этого пожимали друг другу руки (ладошки). Также во времена Древней Руси слово лад употреблялось в значении мир, умиротворенно. |
Тренинг
|
Фронтальная работа. - Выберите подходящие к этой пословице (Мир и лад – большой клад) ситуации (на слайде сюжетные картинки: семья сажает цветы, одна мама стирает бельё, семья готовит обед, папа ремонтирует машину) - Какие слова в этой пословице главные? Слова мир и лад вывешиваются на доску.
Работа в парах. Прочитайте пословицы и приготовьтесь их объяснить на примерах из вашей жизни. *в зависимости от уровня развития обучающихся, можно усложнить задачу (сначала восстановить деформированную пословицу) (каждой паре по одной напечатанной пословице) Худой мир лучше доброй ссоры. С кем мир и лад, тот мил и брат. Где мир, там и радость. Отчёт пар.
Сейчас вы посмотрите мультфильм. Просьба подумать, о чём главном говорится в этой истории? Чему она нас учит? Просмотр мультфильма «Мороз» (два зверька сначала мерзли по одному, а потом один поделился шарфиком с другим и они вместе согрелись). После просмотра вопросы: - О чём главном говорится в этой истории? Чему она нас учит? - Какие пословицы подходят к этой ситуации? (С кем мир и лад, тот мил и брат. Где мир, там и радость.) - Можно ли сказать, что зверьки пришли к согласию? Что такое согласие? (слово вывешивается на доску)
-Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Два барана». Приготовьтесь ответить на вопросы: -Почему так печально закончилась эта история? Какого качества не хватает баранам? (взаимного уважения, умения уступать). -Что такое уважение? (слово на доску)
Работа в группах. 2 группы получают лист с картинкой, на которой изображены два привязанных друг к другу ослика, которые хотят подойти и съесть сено. Необходимо найти решение: Как поступить осликам, чтобы не остаться голодными?
2 группы работают с сюжетом мультфильма про 2 баранов (даётся картинка с изображением ситуации). Подумайте, какой совет мы можем дать героям этой сказки и придумайте счастливое завершение мультфильма.
Отчёт групп. После отчётов групп показать на слайде решение.
Микровывод: - Ребята, вы понимаете, что на самом деле авторы этих историй, изображая животных, имели ввиду людей. - Так какие качества помогают человеку жить в мире и согласии с окружающими их людьми? Работа по учебнику. -Откройте учебники на с. 11. Рассмотрите рисунок. Кто изображен на рисунке? (мальчик с девочкой) Где находятся ребята? (в поле). Что растет на поле? -Писатель К.Д. Ушинский написал произведения «Поле и школа», «Поле и семья», в которых сравниваются поле и школа, поле и семья. Послушайте, пожалуйста, эти рассказы и скажите, что общего между полем и школой, полем и семьей? Учитель читает рассказы. Правильно, в поле зёрнышки прорастают и вырастает будущий хлеб и в школе дети принимают в душу добрые слова, знания и они прорастают в добрые дела. И в семье доброта и дружелюбие помогают жить в мире и согласии. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. |
- Подведем итоги нашего занятия. - С какими понятиями мы сегодня работали? (мир, лад, согласие, уважение) - Если представить, что счастье человека это солнышко, то можно ли представить понятия лад, мир лучиками, то есть составляющими частями счастья? (на доске учитель или ученик собирает солнышко) - Сделайте вывод, что нужно людям для счастья? - Давайте стараться жить так, чтобы с нами были мир и лад, согласие и уважение и тогда будем счастливы мы и люди вокруг нас! Игра «Весёлое прощание». Встаньте парами (можно кто с кем сидит). Попрощайтесь друг с другом ладошками, спинками, плечиками, носиками. Желаю вам с таким же хорошим настроением заниматься на протяжении всего учебного дня. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.