Конспект урока в 1 классе по курсу "Социокультурные истоки" на тему: "Мир и лад"
Оценка 4.6

Конспект урока в 1 классе по курсу "Социокультурные истоки" на тему: "Мир и лад"

Оценка 4.6
docx
09.12.2023
Конспект урока в 1 классе по курсу "Социокультурные истоки" на тему: "Мир и лад"
Конспект урока по курсу Социокультурные истоки Мир и лад.docx

Конспект занятия по курсу «Истоки»

(1 класс)

Тема: «Мир и лад»

 

Автор: учитель начальных классов Гаврилова Эльвира Инильевна

 

Цели:

Образовательные (предметные): формирование и расширение представления у обучающихся  понятий «мир», «лад», «согласие», «уважение».

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения анализировать пословицы, тексты, события и поступки героев мультфильмов, сказок;  устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы.

Регулятивные: формирование умения определять цель деятельности  с помощью учителя; соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем; осуществлять  самоконтроль  учебной деятельности.

Коммуникативные: формирование умений оформлять  мысли в устной  речи с учетом  учебных и жизненных ситуаций; участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки и аргументировать её; эффективно взаимодействовать в парах, группах для получения значимых для индивидуума и группы результатов.

Личностные: формирование и уточнение представлений   о нравственных понятиях «согласие», «уважение»,  формирование умений оценивать поступки героев мультфильмов, сказок  с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Материалы и оборудование: учебник Е.Ю. Давыдовой, И.А. Кузьмина «Азбука истоков» для 1 класса, компьютер, проектор, экран, презентация, мультфильмы «Два барана», «Мороз», карточки со словами (мир, лад, уважение, согласие), пословицы на карточках.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность учащихся

Присоединение

Упражнение «Ладошки»

Потрите свои ладошки, приложите их  к ладошкам соседа по парте. Что вы почувствовали? Желаю, чтобы тепло ладошек перешло в ваши души и сохранилось в течение всего дня.

Ресурсный круг (встали в круг, в руках солнышко, которое дети передают по кругу и желающие ребята высказывают своё мнение о том, что такое  мир, лад, согласие, уважение?)

Садятся на свои места.

- А теперь будем изучать  эти понятия подробнее.

Целеполагание

На слайде  слова: Клад, мир, большой, лад, и.

- А сейчас соберите пословицу. (Мир и лад – большой клад)

- Объясните значение этой пословицы.

- О чём будет идти речь на занятии?

- Сегодня вы узнаете, что значит жить в мире, согласии, уважении и почему эти понятия  очень важны в нашей жизни.

Знаете ли вы, что между  словами ладошки и лад есть историческое родство? Они  являются родственными. Например, раньше когда люди какое-либо разногласие решали мирным способом, то после этого пожимали друг другу руки (ладошки). Также во времена Древней Руси слово лад употреблялось в значении мир, умиротворенно.

Тренинг

 

 

 

Фронтальная работа.

- Выберите подходящие к этой пословице (Мир и лад – большой клад) ситуации (на слайде сюжетные картинки:  семья сажает цветы, одна мама стирает бельё, семья готовит обед, папа ремонтирует машину)

 - Какие слова в этой пословице главные? Слова мир и лад вывешиваются на доску.

 

Работа в парах. Прочитайте пословицы и приготовьтесь их объяснить на примерах из вашей жизни.

*в зависимости от уровня развития обучающихся, можно усложнить задачу (сначала восстановить деформированную пословицу)

(каждой паре по одной напечатанной пословице)

Худой мир лучше доброй ссоры.

С кем мир и лад, тот мил и брат.

Где мир, там и радость.

Отчёт пар.

 

Сейчас вы посмотрите мультфильм. Просьба подумать, о чём главном говорится  в этой истории? Чему она нас учит?

Просмотр мультфильма «Мороз» (два зверька сначала мерзли по одному, а потом один поделился шарфиком с другим и они вместе согрелись). После просмотра вопросы:

- О чём главном говорится  в этой истории? Чему она нас учит?

- Какие пословицы подходят к этой ситуации? (С кем мир и лад, тот мил и брат. Где мир, там и радость.)

- Можно ли сказать, что зверьки пришли к согласию? Что такое согласие? (слово  вывешивается на доску)

 

-Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Два барана». Приготовьтесь ответить на вопросы:

-Почему так печально закончилась эта история? Какого качества не хватает баранам? (взаимного уважения, умения уступать).

-Что такое уважение?   (слово  на доску)

 

Работа в группах.

   2 группы получают лист с картинкой, на которой изображены два привязанных друг к другу ослика, которые хотят подойти и съесть сено. Необходимо найти решение: Как  поступить осликам, чтобы не остаться голодными?

 

    2 группы работают с сюжетом мультфильма про 2 баранов (даётся картинка с изображением ситуации). Подумайте, какой совет мы можем дать героям этой сказки и придумайте счастливое завершение мультфильма.

 

Отчёт групп. После отчётов групп показать на слайде решение.

 

 

Микровывод:

- Ребята, вы понимаете, что на самом деле авторы этих историй, изображая животных, имели ввиду людей.

- Так какие качества помогают человеку жить в мире и согласии с окружающими их людьми?

Работа по учебнику.

-Откройте учебники на с. 11. Рассмотрите рисунок. Кто изображен на рисунке? (мальчик с девочкой) Где находятся ребята? (в поле). Что растет на поле?

-Писатель К.Д. Ушинский написал произведения «Поле и школа», «Поле и семья», в которых сравниваются поле и школа, поле и семья.

Послушайте, пожалуйста, эти рассказы и скажите, что общего между полем и школой, полем и семьей?

Учитель читает рассказы.

Правильно, в поле зёрнышки прорастают и вырастает будущий хлеб и в школе дети принимают в душу добрые слова, знания и они прорастают в добрые дела. И в семье доброта и дружелюбие  помогают жить в мире и согласии.

 Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Подведем итоги нашего занятия.

- С какими понятиями мы сегодня работали? (мир, лад, согласие, уважение)

- Если представить, что счастье человека это солнышко, то можно ли представить понятия лад, мир лучиками, то есть составляющими частями счастья? (на доске учитель или ученик собирает солнышко)

- Сделайте вывод, что нужно людям для счастья?

- Давайте стараться жить так, чтобы  с нами были мир и лад, согласие и уважение и тогда будем счастливы мы и люди вокруг нас!

    Игра «Весёлое прощание». Встаньте парами (можно кто с кем сидит). Попрощайтесь друг с другом ладошками, спинками, плечиками, носиками. Желаю вам с таким же хорошим настроением заниматься на протяжении всего учебного дня.

 

          

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект занятия по курсу «Истоки» (1 класс)

Конспект занятия по курсу «Истоки» (1 класс)

Также во времена Древней Руси слово лад употреблялось в значении мир, умиротворенно

Также во времена Древней Руси слово лад употреблялось в значении мир, умиротворенно

Тренинг Фронтальная работа

Тренинг Фронтальная работа

Конспект урока в 1 классе по курсу "Социокультурные истоки" на тему: "Мир и лад"

Конспект урока в 1 классе по курсу "Социокультурные истоки" на тему: "Мир и лад"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2023