Предмет: Рсможете усский язык
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык». 3 класс.2-ая часть.
Класс: 3
Раздел: Слово. Состав слова.
Урок: первый в разделе.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Тема: Способы правописания непроизносимых согласных в корне слова.
Цель урока:
1. ученик освоит проверку слов с непроизносимые согласные в корне слова.
2. ученик получит возможность составлять небольшой текс по теме … с использованием 6-7 слов с непроизносимыми согласными.
Задачи урока:
- сопоставлять звуковой и буквенный состав слова;
- выделять сочетания согласных, в которых выпадает звук, на месте звукосочетаний стн, здн, лнц, рдц, вств;
-составлять алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными;
- графически показывать орфограмму непроизносимого согласного в корне.
Метапредметные результаты:
- уметь группировать слова в слабой позиции в корне;
-производить анализ и синтез.
Личностные результаты:
-формирование учебно – познавательного интереса к учебному материалу и способам решения новой задачи;
- самоопределение при выборе домашнего задания.
Коррекционная работа индивидуальные задания
Оборудование: компьютер, проектор, алгоритм правила, карточки с заданиями.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.
Методы: словесный, иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый.
Структура урока:
1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Ход урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
- Добрый день, дети! Я рада вас видеть! У нас на уроке необычные гости из государства Однокоренных Слов - царь Корней Третий и его помощница Дама-Орфограмма. Они просят помочь избавиться от злодейки Ошибки, которая принесла много бед жителям их страны, Однокоренным Словам.
-Поможем нашим друзьям?
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
Корней III решил вас испытать. По классу развешаны карточки со словами, в которых пропущены орфограммы корня ( выделены разным цветом по группам). Необходимо вставить пропущенные буквы,
обозначить орфограммы.
т . жёлый п . чтовый позв . нил |
лё . кий отга. ка улы . ка
|
сер.це радос.ный здра.ствуй |
-Какие правила русской орфографии учат нас правильно писать корень слова?
- безударная гласная, проверяемая ударением
+
- парный согласный
- ………….. согласный
-Какие слова являются проверочными? (однокоренные)
-Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково)
3. Этап выявления места и причины затруднения и проекта выхода из нег
Что я знаю? -непроизносимые согласные - в, д,л,т -они стоят в сочетаниях стн здн рдц лнц вств. -в некоторых сочетаниях сн-зн не пишутся |
Чего я не знаю? -Как их проверить? -Есть ли непроверяемые? - Составить алгоритм проверки непроизносимых согласных. |
- Над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные)
Запишем тему урока в тетради. (на доске)
- Какие задачи мы должны решить, чтобы изучить эту тему? Для этого ответим на вопросы:
Сер.це здра.ствуй чудес.ный ду. ска.ка
- Прочитайте слова. Дама Орфограмма заявляет, что из этих слов ужасная Ошибка похитила согласные буквы. Злодейка Ошибка отказывается, просит произнести слова. Они все пишутся как слышатся? (Да)
- Что же делать? Кто нам поможет? (Однокоренные слова и их формы)
Подбираем формы однокоренные слова. Работаем у доски и в тетради.
сердечко, сердечный – сердце
здравый, здравие – здравствуй
радость – радостный
чудеса, чудесен – чудесный
дубы-дубок-дуб
- Какие согласные буквы не писались в словах, но произносились? (в, д, л, т)
Такие буквы называются непроизносимыми согласными.
- Почему мы пишем эти буквы? (Есть родственные слова, в которых эти согласные произносятся. А корни пишутся одинаково)
Непроизносимые согласные стоят в словах в сочетаниях стн здн рдц лнц вств.
- А какое слово как произносилось, так и писалось? (чудесный)
В некоторых словах в сочетаниях сн - зн согласные д - т не пишутся, потому что их нет в родственных словах.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения.
- Над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные)
Запишем тему урока в тетради. (на доске)
- Какие задачи мы должны решить, чтобы изучить эту тему? Для этого ответим на вопросы:
Что я знаю? -непроизносимые согласные - в, д,л,т -они стоят в сочетаниях стн здн рдц лнц вств. -в некоторых сочетаниях сн-зн не пишутся |
Чего я не знаю? -Как их проверить? -Есть ли непроверяемые? - Составить алгоритм проверки непроизносимых согласных. |
5. Этап реализации построенного проекта
Задание для групп: соединить стрелками однокоренные слова, определить какое из них проверяемое, а какое проверочное, сформулировать правило проверки непроизносимых согласных .
1 группа
местный грусть честный место грустный честь
|
2 группа
чудесный интересы интересный вкусы вкусный чудеса |
3 группа
чувство лестничный праздник чувствовать лестница праздничный |
4 группа
устный участие капустный уста участник участие |
Выводы:
- Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный звук хорошо произносится, или после него стоит гласная.
- Если не произносится в родственном слове, значит не пишется.
- Есть слова –исключения, у них нет однокоренных проверочных слов. Эти слова запоминаем.
-Корней Третий и его помощница просят вас выучить стишок – запоминалку о непроизносимых согласных.
На письме непроизносимый согласный
Очень хитрый и очень опасный:
Порой один не произносится
(праздник, лестница),
Другой же в слово просится
(прекрасный, чудесный).
Чтобы слово с ним правильно написать,
Надо проверочное подобрать
Точно и расчетливо,
Чтобы произносился он отчетливо.
(местный – место, здравствуй - здоровье).
- Сверьте свой вывод с выводом в учебнике на с.28.
6. Этап первичного закрепления
а) Работа по учебнику - упражнение 49 с.24.
Работа в парах. Взаимопроверка.
б) Динамическая физкультминутка.
- Если я назову слово, в котором встретится непроизносимый согласный, то вы хлопаете и топаете. Если нет непроизносимых согласных, то вы поднимаете руки, машете ими, тянетесь вверх.
Здравствуй, ложка, свистнул, солнце, гараж, заяц, честный, поздний, известный, крепкий, лестница, интересный, чудесный, известный, хрустнул, лестный, окрестность.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Задание: подобрать к словам синонимы с непроизносимыми согласными, записать попарно.
Правдивый – (честный)
Печальный – (грустный)
Весёлый – (радостный)
Дождливый – (ненастный)
Знаменитый – (известный)
-Корней Третий доволен. Он хвалит вас за то, что вы так хорошо знаете правила корня и выгнали злодейку Ошибку из его государства и своих тетрадей.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Выучить правило, упражняться в написании слов с непроизносимыми согласными –
на выбор: а) упражнение 51 с.25;
б) карточки в яндекс. учебнике;
в) вкладка «задания от учителя» на сайте Учи.ру
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
-А теперь мы с вами подводим итоги нашего урока.
- Назовите ключевые слова нашего урока. (согласные, непроизносимые, проверка, корень, звук, правило…)
- Что нового узнали на уроке?
- Какие задачи мы собирались решить на уроке? Удалось ли нам это?
- Довольны ли вы тем, как сегодня работали?
- Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед?
Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь.
- Кто поставит цель на следующий урок?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.