Цель: обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков (личных окончаний глаголов, Ь после шипящих).
Концепция: закрепить и углубить полученные в 5-6 классах сведения о глаголе
Задачи:
1. Обучающая
1.1. Закрепить и углубить полученные в 5-6 классах сведения о глаголе (его грамматических признаках, правописании безударных личных окончаний, Не с глаголами и др.).
1.2. Закрепление таких лингвистических терминов, как морфема, спряжение, инфинитив, словообразование.
2. Развивающая
2.1. Повторение и углубление знаний об употреблении глаголов в речи.
2.2. Развитие речи учащихся.
2.3. Отработка навыков самостоятельно подбора слов согласно тематике.
3. Воспитывающая
3.1. Формирование представления о средствах выразительности речи с помощью глаголов ( передача мотива движения), а также бессоюзия
Оборудование: интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь
Начинаем урок с поставленной цели:
– Прочитайте тему урока. Как вы думаете, какие цели стоят перед нами сегодня, какие задачи нам нужно решить? Чем мы будем заниматься?
– Да, действительно, на сегодняшнем уроке мы должны повторить всё, что узнали о правописании безударной гласной в личных окончаниях глагола, Ь знака в окончаниях глагола второго лица единственного числа и закрепить умение правильно писать их. Задачи не из легких. Но мы должны их решить.
I. Предлагаю учащимся решить орфографическую задачу.
На интерактивной доске выведены слова, которые нужно разделить с учётом их правописания на две группы.
Ответить на вопрос: По какому признаку каждую группу, в свою очередь, можно разделить на подгруппы? Приведите по1-2 примера.
Слова: раскаиваешься, багаж, молодёжь, сберечь, дач, стеречь, упряжь, пастбищ, ориентируешься.
- Устно произведите морфемный разбор слова сберечь.
II. Закрепление и обобщение по теме.
Слово учителя.
Поскольку глагол по своей употребительности занимает 2-е место, а по данным Т.В. Напольновой, 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями.
1 Задание. На доске записаны слова с пропущенными гласными:
держ…тся , жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, стро…мся, пиш…м, помо…шь,вытр…шь, рису…м.
Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение, пользуясь алгоритмом.
(Алгоритм в виде “дерева” выведен слайдом на интерактивную доску)
Алгоритм:
1. Поставьте глагол читает в форму инфинитива.
2.
Вывод: пиши И.
3.
(Один ученик отвечает, остальные следят по своим работам. Внимательно выслушав своего товарища, дети оценивают ответ и при необходимости устраняют недочёты в нём).
Предлагаю провести взаимоопрос в парах: Рассказать друг другу алгоритм в виде “дерева”.
2 Задание.
Показ слайда. Определите спряжение глагола по форме инфинитива и запишите к каждому глаголу окончание 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.
Сделайте графическое подчёркивание, например:
После проверки показывается слайд с данной записью, чтобы у учащихся зрительный облик слова запомнился не только в форме инфинитива, но и в других личных формах.
3 Задание. (Показывается слайд, с пропущенными буквами в окончаниях)
Из данных пословиц выпишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Графически выделите орфограмму “Мягкий знак в окончаниях глагола 2-го лица единственного числа”
Например, идёшь (2-е л., ед.ч.).
(Один ученик вписывает на доске нужные буквы, делает вывод).
4. Выборочный диктант с классификационным заданием: из текста выписываются в левый столбик глаголы I спряжения, а в правый– II-го. На доске слайд
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль,
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
(С.Есенин)
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
(Н.Некрасов)
Ребята работают в парах и проверяют работы друг у друга.
5. Предлагаю устно решить задачу.
Глагол говорят–II спряжение, хотя инфинитив “говорить”. В чём здесь дело?
(Ответ: в окончании слова говорят гласный под ударением, а правило относится лишь к безударным гласным).
Приведите свои примеры.
III. Подведение итогов урока
Задаю вопрос к учащимся:
– Как мы определяем личные окончания глаголов?
На основе ответов учащихся делаем вывод, который оформляется на доске.
II спряжение И (– ат,– ят)
|
I спряжение Е (– ут,– ют) Все остальные глаголы |
IV. Домашнее задание:
повторить параграф 80 учебника, выполнить упражнение 461 (вставить подходящие по смыслу глаголы в предложения, объяснить в этих глаголах условия выбора Е или И по образцу)
V. Учитель подводит итоги, выставляет оценки и благодарит детей за проделанную на уроке работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.