Конспект урока в 6 классе по теме "Глагол. Правописание безударной гласной в личных окончаниях глагола, Ь знака в окончаниях глагола второго лица единственного числа " (обобщение)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Концепция: закрепить и углубить полученные в 5-6 классах сведения о глаголе
Иконка файла материала Разработка урока по теме ГЛАГОЛ.doc

Конспект урока в 6 классе по теме "Глагол. Правописание безударной гласной в личных окончаниях глагола, Ь знака в окончаниях глагола второго лица единственного числа " (обобщение)


Цель: обратить особое внимание на совершенствование правописных навыков (личных окончаний глаголов, Ь после шипящих).

Концепция: закрепить и углубить полученные в 5-6 классах сведения о глаголе

Задачи:

1.     Обучающая

1.1.           Закрепить и углубить полученные в 5-6 классах сведения о глаголе (его грамматических признаках, правописании безударных личных окончаний, Не с глаголами и др.).

1.2.           Закрепление таких лингвистических терминов, как морфема, спряжение, инфинитив, словообразование.

2.     Развивающая

2.1.           Повторение и углубление знаний об употреблении глаголов в речи.

2.2.           Развитие речи учащихся.

2.3.           Отработка навыков самостоятельно подбора слов согласно тематике.

3.     Воспитывающая

3.1.           Формирование представления о средствах выразительности речи с помощью глаголов ( передача мотива движения), а также бессоюзия

 

 

Оборудование: интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь

Ход урока

Начинаем урок с поставленной цели:

– Прочитайте тему урока. Как вы думаете, какие цели стоят перед нами сегодня, какие задачи нам нужно решить? Чем мы будем заниматься?

– Да, действительно, на сегодняшнем уроке мы должны повторить всё, что узнали о правописании безударной гласной в личных окончаниях глагола, Ь знака в окончаниях глагола второго лица единственного числа и закрепить умение правильно писать их. Задачи не из легких. Но мы должны их решить.

       I.            Предлагаю учащимся решить орфографическую задачу.

На интерактивной доске выведены слова, которые нужно разделить с учётом их правописания на две группы.

Ответить на вопрос: По какому признаку каждую группу, в свою очередь, можно разделить на подгруппы? Приведите по1-2 примера.

Слова: раскаиваешься, багаж, молодёжь, сберечь, дач, стеречь, упряжь, пастбищ, ориентируешься.

- Устно произведите морфемный разбор слова сберечь.

    II.            Закрепление и обобщение по теме.

Слово учителя.

Поскольку глагол по своей употребительности занимает 2-е место, а по данным Т.В. Напольновой, 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями.

1 Задание. На доске записаны слова с пропущенными гласными:

держ…тся , жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, стро…мся, пиш…м, помо…шь,вытр…шь, рису…м.

Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение, пользуясь алгоритмом.

(Алгоритм в виде “дерева” выведен слайдом на интерактивную доску)

Алгоритм:

1. Поставьте глагол читает в форму инфинитива.

2.

Вывод: пиши И.

3.

(Один ученик отвечает, остальные следят по своим работам. Внимательно выслушав своего товарища, дети оценивают ответ и при необходимости устраняют недочёты в нём).

Предлагаю провести взаимоопрос в парах: Рассказать друг другу алгоритм в виде “дерева”.

2 Задание.

Показ слайда. Определите спряжение глагола по форме инфинитива и запишите к каждому глаголу окончание 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.

Сделайте графическое подчёркивание, например:

  • пишет ( на– ать, I–ое спряжение),
  • слышит (на – ать, 4 гл.,II– ое спряжение)
  • Кле–ить–II спр.,– ишь,– ите,– ит,– ят.
  • Се–ять–I спр.,– ешь,– ете,– ет,–ют.
  • Кол–оть– I спр.,– ешь,– ете,– ет,–ют.

После проверки показывается слайд с данной записью, чтобы у учащихся зрительный облик слова запомнился не только в форме инфинитива, но и в других личных формах.

3 Задание. (Показывается слайд, с пропущенными буквами в окончаниях)

Из данных пословиц выпишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Графически выделите орфограмму “Мягкий знак в окончаниях глагола 2-го лица единственного числа”

Например, идёшь (2-е л., ед.ч.).

  • Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш….
  • По твоим делам о тебе судя…т.
  • Что посе…ш…, то и пожн…ш….
  • Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш….
  • Волков разбуд…ш…–и сам не усн…ш….

(Один ученик вписывает на доске нужные буквы, делает вывод).

4.     Выборочный диктант с классификационным заданием: из текста выписываются в левый столбик глаголы I спряжения, а в правый– II-го.  На доске слайд

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль,
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
(С.Есенин)

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
(Н.Некрасов)

Ребята работают в парах и проверяют работы друг у друга.

5.     Предлагаю устно решить задачу.

Глагол говорят–II спряжение, хотя инфинитив “говорить”. В чём здесь дело?

(Ответ: в окончании слова говорят гласный под ударением, а правило относится лишь к безударным гласным).

Приведите свои примеры.

 III.            Подведение итогов урока

Задаю вопрос к учащимся:

– Как мы определяем личные окончания глаголов?

На основе ответов учащихся делаем вывод, который оформляется на доске.

II спряжение

И (– ат,– ят)

  • Все глаголы на ИТЬ  (кроме брить, стелить)
  • 7 глаголов на – ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть.
  • 4 глагола на – АТЬ: слышать, дышать, держать, гнать.

 

 

I спряжение

Е (– ут,– ют)

Все остальные глаголы

IV.            Домашнее задание:

повторить параграф 80 учебника, выполнить упражнение 461 (вставить подходящие по смыслу глаголы в предложения, объяснить в этих глаголах условия выбора Е или И по образцу)

 

   V.            Учитель подводит итоги, выставляет оценки и благодарит детей за проделанную на уроке работу.