Конспект урока "Внешняя политика России в начале XXI века"
Дата:
Класс: 11
«Для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна». Такие слова содержала одна из речей Владимира Владимировича Путина.
О том, как происходило усиление роли России в мире, сегодня и пойдёт речь.
Вопросы занятия будут такими:
разработка новой внешнеполитической стратегии, борьба с терроризмом;
российско-американские отношения;
отношения со странами ближнего зарубежья, Россия и русская диаспора за рубежом;
отношения России со странами ШОС, Россия и страны Латинской Америки;
укрепление позиций России на международной арене.
Летом 2000 года Владимир Владимирович Путин подписал Концепцию внешней политики Российской Федерации.
В её основе лежали следующие принципы:
обеспечение надёжной безопасности страны;
укрепление её суверенитета России;
сохранение её территориальной целостности;
усиление позиций страны в мировом сообществе.
Руководство России исходило из того, что страна сохраняет статус великой державы, поэтому может влиять на общемировые процессы.
В первую очередь с целью формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка. Важное место во внешней политике России отводилось отношениям с ближайшими соседями.
В этой области перед страной стояли следующие задачи:
формирование пояса добрососедства по периметру российских границ;
содействие устранению имеющихся и потенциальных конфликтов в прилегающих к России регионах;
защита прав и интересов граждан РФ и соотечественников за рубежом.
Также были приняты меры по созданию позитивного образа Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России.
В начале 21 века одной из важнейших задач России являлась борьба с терроризмом.
Активнее всего международные террористические организации действовали на Северном Кавказе. Чечня стала плацдармом для дестабилизации Российской Федерации.
Сюда поступала заграничная финансовая и военная помощь. В составе бандформирований действовали иностранные наёмники. После терактов 11 сентября в США Россия примкнула к антитеррористической коалиции западных стран. В 2001 году началась военная операция против движения Талибан в Афганистане. Россия разрешила транзит военных грузов для сил международной коалиции через свою территорию, дала согласие на размещение американских военных баз в Средней Азии.
Эти меры были обусловлены стремлением руководства России обеспечить безопасность южных рубежей страны. Лидеры НАТО высоко оценили шаги российского руководства. Они отметили, что «успех операции в Афганистане был бы невозможен без участия России». Следует отметить, что Талибан оказывал активную поддержку чеченским сепаратистам.
Поэтому свержение режима талибов в Афганистане помогло нормализации обстановки на Северном Кавказе. Одним из главных направлений внешней политики России оставались отношения с США.
США считали себя победителем в «холодной войне» – единственной сохранившейся сверхдержавой. Поэтому в своей внешней политике исходили из идеи однополярного мира.
Такое положение дел позволило администрации Джорджа Буша-младшего взять курс на изменение баланса сил в мире в свою пользу. США заявили о выходе из договора ПРО(Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) подписан 26 мая 1972 года США и СССР. Срок действия договора не ограничивался, однако договор мог быть в любой момент расторгнут любой из подписавших сторон.
Договор зафиксировал обязательство сторон отказаться от создания, испытания и развёртывания систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами, а также не создавать системы ПРО на территории страны
и создании национальной системы противоракетной обороны. Это нарушило баланс сил, существовавший в течение 30 лет. Только под давлением руководства России США согласились на сокращение стратегических наступательных вооружений. В 2002 году был заключён договор СНП.
Тем не менее США продолжали менять стратегического баланс в свою пользу. Важнейшей составляющей этого процесса стало расширение НАТО.
В 2004 году в эту организацию были приняты Румыния, Болгария, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва. В 2009 – Албания, Хорватия. Были озвучены планы по принятию в НАТО Грузии и Украины.
В 2003 году США и их союзники вторглись в Ирак. Россия выступила категорически против этой агрессии. Поводы для нападения были названы надуманными.
Впоследствии это подтвердилось. В Ираке не было найдено оружия массового поражения – данные об его наличии были сфальсифицированы.
В 2006 году обострилась ситуация вокруг ядерной программы Ирана. США обвинили Тегеран в сотрудничестве с террористами. Для борьбы с «иранской угрозой» Джордж Буш объявил о планах развёртывания американской ПРО в Польше и Чехии. Это создавало прямую военную угрозу России. Односторонние шаги Запада противоречили публичным заявлениям о стремлении к партнёрству с Россией. В итоге это привело к ответным мерам российского руководства.
В частности, введение в 2007 году моратория на исполнение Договора об ограничении вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ). Важную роль во внешней политике России играли отношения со странами ближнего зарубежья.
Контакты с соседними государствами выстраивались в соответствии с процессами, имевшими место в этих странах. Например, недовольство России вызывала дискриминация русских в Прибалтике. Вступление НАТО Латвии, Литвы и Эстонии в НАТО. Попытки добиться от России возмещения ущерба за «советскую оккупацию». Глумление над памятью павших в годы Великой Отечественной войны. В итоге экономические, культурные связи между Россией и прибалтийскими странами значительно сократились.
«Цветная революция» – смена правящих режимов, осуществляемая с преимущественным использованием методов ненасильственной политической борьбы (обычно массовых уличных акций протеста).
В начале 21 века в ряде стран СНГ при прямой поддержке из-за рубежа произошла смена власти. В 2003 году в результате «Революции роз» в Грузии в отставку ушёл Эдуард Шеварднадзе.
Новым президентом стал Михаил Саакашвили. Совей главной задачей он назвал вступление Грузии в ЕС и НАТО. В 2004 году произошла «Оранжевая революция» на Украине.
Оппозиции была недовольна результатами президентских выборов. В стране начались массовые протесты и кампания в СМИ, поддерживаемые США и Евросоюзом.
В итоге был проведён очередной тур выборов, по результатам которого победу одержал оппозиционный кандидат Виктор Ющенко. Он выступал за присоединение Украины к НАТО, расширение сотрудничества с ЕС.
Его оппонент, по факту победивший в первых турах голосования Виктор Янукович, выступал за укрепление отношений с Россией. Новое руководство Украины взяло линию на разрыв существовавших до этого связей с Россией. Было заявлено о перспективе проведения учений с участием войск НАТО на Украине.
Обострилась ситуация вокруг Черноморского флота России в Крыму. Сворачивались культурные контакты с Россией. Русский язык усиленно вытеснялся из образования и СМИ.
Ещё острее стала одна из ключевых проблем российско-украинских отношений – «газовый вопрос». Правительство Украины отказалось платить рыночную цену за российский газ.
Переговоры долгое время не приносили результатов.
Итогом этого стали неоднократные перебои поставок энергоносителей из России в Европу. В 2005 году в результате «Революции тюльпанов» был свергнут президент Киргизии Аскар Акаев. В этом же году была предпринята попытка свержения президента Ислама Каримова в Узбекистане.
Ситуация в Прибалтике и «цветные революции» заставили руководство России уделить большее внимание отношениям со странами СНГ, значительно расширить сотрудничество с ними. В начале 21 века усилились контакты России с русской диаспорой за рубежом. В общей сложности, к этому времени за пределами Российской Федерации проживало около 30 миллионов русских и их потомков. В 2006 году была принята программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Переселенцам полагался ряд льгот.
Среди них:
компенсация затрат на переезд;
единовременное пособие на обустройство;
выделение ипотечных кредитов;
упрощённое получение российского гражданства.
Впервые после распада СССР российское общество стало вновь ощущать общность, единство с соотечественниками за рубежом. В начале 21 века новый импульс получило развитие отношений России с восточными соседями.
В 2001 году была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В её состав вошли: Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан.
Организация поставила перед собой следующие задачи:
укрепление стабильности и безопасности на территории стран-участниц;
борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком;
развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства;
взаимодействие в областях науки и культуры.
В рамках ШОС проводятся ежегодные встречи лидеров стран-участниц, совместные военные учения, крепнут экономические связи. Всё это делает Шанхайскую организацию сотрудничества одной из динамично развивающихся международных организаций.
Особенно динамичными стали отношения России и Китая. В 2001 году состоялось подписание российско-китайского договора «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве».
В нём отмечалось отсутствие территориальных претензий сторон друг к другу, провозглашался курс на развитие стратегического партнёрства.
В 2005 году были урегулированы пограничные вопросы между странами. Отмечался значительный рост объёмов товарооборота, научно-технического и гуманитарного сотрудничества. В 2006 году прошёл год России в Китае. В 2007 – год Китая в России. Эти события ещё больше сблизили народы двух стран.
В начале 2000-х годов началось расширение сотрудничества России со странами Латинской Америки. Этот регион являлся одним из самых динамично развивающихся в мире.
Россия также входила в число быстро растущих экономик. Поэтому, в условиях мировой экономической интеграции, это сотрудничество стало закономерным.
Правда, отношения пришлось выстраивать практически с чистого листа.
Тем не менее появилась практика регулярных встреч Президента России с лидерами Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Кубы, Перу, Боливии, Никарагуа.
Постепенно экономические и культурные связи были дополнены военно-политическим сотрудничеством.
В 2008 году в Венесуэлу для совместных учений прибыла эскадра ВМФ России.
Был отменён визовый режим для россиян, посещающих Бразилию, Аргентину, Венесуэлу. Также был подписан ряд контрактов на разработку российскими компаниями месторождений полезных ископаемых в Латинской Америке. Сотрудничество России и государств Латинский Америки создавало дополнительные возможности для реализации идеи многополярного мира.
Провозглашение приоритета национальных интересов российским руководством, твёрдый и независимый курс во внешней политике привели к укреплению международного авторитета России.
В 2003 году состоялось празднование 300-летия Санкт-Петербурга. Это событие приобрело международный размах приняло. На нём присутствовали руководители многих стран мира. Лидеры ведущих мировых держав приняли участие в праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, проходившем 9 мая 2005 года в Москве.
В июле 2006 года Россия в качестве страны-председателя принимала лидеров «Большой восьмёрки».
В 2007 году Международный олимпийский комитет принял решение о проведении Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
В этом же году, выступая на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, в своей речи Владимир Путин отметил:
«Россия – страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня».
Таким образом, в начале 21 века Россия успешно реализовала концепцию внешней политики, исходящей из национальных интересов страны.
Внесла важный вклад в борьбу с международным терроризмом.
Заняла жёсткую позицию в отношениях с США.
Инициировала широкую координацию действий между странами СНГ.
Способствовала становлению многополярной модели современного мира.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.