Тема урока : «Уникальное вещество – вода!» 8 класс
Цели урока:
- формирование знаний учащихся о воде как уникальном веществе, через изучение теоретического и наглядного материала;
-формирование системы знаний о строении, свойствах, особенностях воды средствами предметов географии, биологии, химии, экологии;
- активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию познавательной активности, заинтересованности в обучении, расширению кругозора;
- развитие самостоятельности учащихся, их творческих способностей; самопознанию и самореализации учащихся;
- развитие патриотизма, привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности;
-формирование интереса к познаваемости мира.
Планируемые образовательные результаты урока:
Ø знают молекулярную и структурную формулы воды
Ø ознакомлены с физическими и химическими свойствами воды
Ø знают умеют связать применение воды с ее свойствами
Метапредметные:
Ø работают с различными источниками информации;
Ø выражают и аргументируют свои мысли;
Ø анализируют, формулируют выводы;
Ø оценивают правильность выполнения заданий.
Ø формируют понимание практической важности воды на планете
Ø Личностные:
Ø убеждаются в уникальных свойствах воды;
Ø проявляют интерес к изучению химии.
Оборудование: презентация учителя, ПК, мультимедиапроектор, экран, видеофрагменты, презентации, подготовленные учащимися; наборы из четырех стаканчиков для каждого ученика с водопроводной, минеральной, серебряной и талой водой, из 2-х пробирках с CuSO4 u K2Cr2O7, для демонстрации: набор щелочных металлов, кристаллизатор с водой
Ход урока
Мы учителя биологии, географии и химии хотим начать урок с загадок.
Загадки:
1. Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (Лед) 2.
2. Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле
Только ноги на земле. (Дождь)
3. Я пушистая, резная,
На мне юбка кружевная.
Я кружусь, как балеринка,
А зовут меня…(Снежинка)
4. Словно бусинка на вид,
Светлая, хрустальная.
Лес зеленый отразит
Бусинка зеркальная. (Росинка)
5. Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю,
олько очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)
6 В неё льётся, из нее льется, сама по земле плетется (Река.)
7. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут (Облака.)
8. Книзу лечу капелькой, а кверху невидимкой? Вода)
Учителя раздают уч-ся кусочки льда наливают в 4 стаканчик водопроводную воду, включают электрочайник и демонстрируют пар.
Ребята, о каком веществе шла речь в загадках и какое находится у вас на столах?
О воде. Поэтому назовем мы сегодня свой урок
« Какая она Вода?»
Какие вещества самые необходимые для всего живого?
Чем мы дышим? Кислородом. Обозначаем мы это вещество О2
Без какого еще вещества трудно представить нашу жизнь?
Без воды. Формулу воды знают многие еще до того, как начнут изучать химию. Н2О –аш два о
Вещества обозначают формулами, а формулы состоят из химических знаков. Знак в свою очередь обозначается латинскими буквами – одной или двумя Заглавной и строчной)
Итак , мы уже знаем 2 формулы. Что общего у них и что разного?
О2 Н2О
Простое Сложное
У вас на столах стоят 4 стаканчика с водой водопроводной, минеральной, серебряной и талой водой. На демонстрационном столе стоят 3 стакана с разными веществами. Определите что находится в каждом из них?
Фронтальное задание классу. Заполнить таблицу по ходу урока.
№ п.п |
Эксперименты с водой |
Что наблюдали
|
1. |
Определить по запаху что находится в 4-х стаканчиках |
Содержимое всех пробирок не имеет запаха |
2. |
Растворить вещество в пробирке № 1 в воде |
Почти бесцветная соль окрасила раствор в ярко-голубой цвет |
3. |
Растворить вещество металлический натрий в воде |
Металл легко режется ножом, в воде стреляет и бегает по поверхности со стрельбой |
Какие сведения о воде вас потрясли сегодня? Запишите на полученном листочке.
Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды
Биолог
Посмотрим на глобус. Наша планета называется Земля, но суша составляет всего 1/ 4 , а ¾ планеты покрыты водой. Правильно было назвать нашу планету Вода.
Все живые организмы более чем на 60% состоят из воды: растения – 75-93%, рыбы – примерно на 70% животные более чем на 60%
Человек состоит из воды. Больше всего воды в эмбрионе – 97%, во взрослом человеке свыше 60%. В частности, кровь содержит -83%; в клетках мозга – 85%; сердце – 80%; цитоплазма клеток – 60- 95%; кости - 25%; стекловидное тело глаза – 99%. Неудивительно, что человек может достаточно долго прожить без еды – месяц, без воды - около недели.
Чем это можно объяснить? Все жизненные процессы в организме идут в водно-солевых растворах. Вода выделяется из организма с мочой; потом – 0,5 л за сутки, через кожу; с остатками непереваренной пищи; при дыхании. Всего за сутки человек теряет 3л -12 стаканов, значит, такое же количество надо выпить или съесть.
Если человек теряет 6 – 8% воды ему плохо, а лишние 10% приводит к необратимым изменениям в организме, а при обезвоживании на 15 – 20% наступает смерть. Для нормального существования человек должен в сутки потреблять 2 – 2,5 л воды (10 – 12 стаканов).
Население земного шара каждые сутки потребляет 7 млрд м3 воды. Вода – это единственное вещество на нашей планете, не имеющее заменителей. Для своих нужд человек использует только пресные поверхностные и подземные воды, которые требуют предварительной очистки. На долю пресной воды приходится только 2,6 % ее общих запасов.
. Вода – термостабилизатор и терморегулятор (смягчает влияние на организм перепадов температуры в окружающей среде, т. е. охлаждает организм за счёт потоотделения; позволяет организму поддерживать одинаковую температуру).
Вода – единственное вещество, которое имеет эти свойства. Как мы видим, она имеет намного больше удивительных характеристик, указывающих на то, что вода была спроектирована "в точности" для жизни. Из отрывка в Писании о воде: « Нам всем следует прославлять Бога за чудеса воды и быть благодарными Ему за ее многие полезные свойства и применения».
Какой только вода не бывает на свете. ‘Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. ‘Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, соленая и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная ну в общем разная!
Да, вода бывает очень и очень разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море ,становится холодными льдинками и горячими каплями пара.
Я вам покажу сейчас известные картины знаменитых художников, а вы определите какую воду изобразил художник?
Вода вдохновляла художников на создание прекрасных картин. Самым выдающимся из них является Иван Константинович Айвазовский. Это крупнейший русский художник-маринист, живописец и график. Картины художника поражают своей достоверностью в передаче натуры. Вершиной творчества художника является работа «Среди волн», продолжающая тему, начатую «в Черном море». Но если в полотне «Черное море» море взволнованное, то в полотне «Среди волн» представляет неукротимую и грозную стихию.
Очень много музыкальных произведений о воде создано известными композиторами-классиками. Например, И.А. Римский-Корсаков опера «Садко» и «Сказка о царе Салтане», А.С. Даргомыжский «Русалка».
Вода – краса всей природы! Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке , и в глубине озера , и в синем море. Эта краса и в тонкой струйке холодной воды, которой мы по утрам умываемся из-под крана. Краса эта во всем, что связано с водой в природе.
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете ». Антуан де Сент-Экзюпери.
Вода- труженица, у нее много дел и обязанностей. Она строит сушу и разрушает горы, переносит на себе корабли, опускается на землю теплым туманом, поливает ее теплым дождем, укрывает снегом. Но что бы ни делала вода, в каком бы состоянии ни была — она всегда в пути. Это путешествие — «круговорот воды в природе».
Она и в облаках . А что если бы никогда не было облаков? Об этом даже думать страшно! Не было бы дождя и снега - высохли бы реки, моря и озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека.
Библия предвосхитила современную науку, в которой говорится о водном цикле – испарение, облака, дождь: « Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисчислимо. Он собирает капли воды, они во множестве изливаются дождем: из облаков каплют и изливаются обильно на людей».
Японский исследователь Масару Эмото приводит удивительные доказательства информационных свойств воды. За время работы он сделал более 1000 фотографий.
В своих экспериментах Эмото пытается доказать, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли, эмоции и любую внешнюю информацию-музыку, молитвы, события. Загрязненная и отравленная вода в промышленных и густозаселенных районах и застоявшаяся вода в трубах и водохранилищах представляет собой окончательно искаженную и нерегулярную уродливую структуру. Эти фотографии показывают невероятную реакцию воды, живо и чутко реагирующую на каждую нашу мысль или эмоцию. Очевидно, что вода легко меняется под воздействием вибраций и энергий окружающей среды, будь то ядовитой и загрязненной или девственно чистой, равно как и под воздействием наших мыслей или эмоций или мыслей и эмоций тех, кто нас окружает.
Необычное исследование Масару Эмото – наглядный пример и способ навсегда изменить наше отношение к самим себе и к миру, в котором мы живем.
Демонстрация фильма «Вода»
Вода, как зеркало, реагирует на любые наши эмоции и чувства. Отрицательные энергии создают уродливые формы в воде, а положительные энергии - создают прекрасные картины из кристаллов.
После произнесения таких слов как Любовь, Благодарность вода изменяется. Если ты сказал кому-то добрые слова или помог этому человеку, то вся вода твоего организма и этого человека перестраивается и несет энергию любви. Эта энергия может передаваться от человека к человеку и значит мы своими добрыми мыслями, добрыми делами можем преобразовывать и изменять мир!
«Вода — это жизнь», — гласит
старая
восточная мудрость. Древние китайские философы
приписывали воде высшие моральные качества»
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега...
А время придет — все растает,
И будет простая вода.
А. Фет
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.