«Вводные и вставные конструкции» 8 класс
Учебно-методический комплект: Учебник для общеобразовательных учреждений/Бархударов С.Г.,Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.– М.: Просвещение, 2010. – С. 183–197.
Форма урока: традиционный.
Тип урока: урок повторения и обобщения материала.
Цели урока:
- обеспечить условия для формирования представления о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных, обособленных конструкций, совершенствования произносительной (правильное чтение предложений с вставными конструкциями) и правописной (расстановка знаков препинания на письме) сторон речи;
- содействовать совершенствованию таких универсальных учебных действий, как преобразование (анализ, синтез), сохранение и передача информации, сравнение явления на основе самостоятельно выявленных или указанных признаков; определение цели предстоящей учебной деятельности, свободное, правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме;
- создание условий для возникновения потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремления к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Методы и приемы: эвристическая беседа, работа с текстом учебника, создание проблемной ситуации, сопоставление языковых явлений, выполнение практических заданий, самооценка и т.д
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, групповой деятельности, исследовательской и аналитической деятельности, информационно-коммуникационые, развивающего обучения, педагогики сотрудничества.
Решаемые проблемы: каковы разряды по значению вводных слов и вводных сочетаний, каковы условия выделения на письме вводных слов, вводных сочетаний и вставных конструкций, как уместно и правильно использовать вводные слова в своей речи.
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей, способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала; формирование у учащихся построения и реализации знаний; работа в группах; конструирование лингвистического рассуждения при помощи учителя; контроль и самоконтроль изученных понятий; графический и цифровой диктанты, творческое задание
Планируемые результаты:
1) предметные: развить умение выявлять в тексте вводные слова, предложения, вставные конструкции и обособлять их; развить умение употреблять в своей речи вводные слова различных смысловых групп;
2) ууд: коммуникативные – владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Регулятивные – осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложений с вводными словами, словосочетаниями и вставными конструкциями.
3) личностные: развитие навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы и приемы, используемые на уроке: эвристическая беседа, поисково-исследовательский метод, творческое задание.
Ход урока:
1. Оргмомент. Приветствие класса.
Выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке, вам придется сегодня оценить свои знания самим. Чтобы вам было легче оценить себя, я предлагаю вам лист самооценки
Слайд 1
2. Словарная разминка: бесспорно, безусловно, вероятно, очевидно, к несчастью, по сообщению, во-первых, наконец, напротив, наоборот.
3. Проверка и самопроверка по образцу.
4. А что за слова мы сейчас написали? Никакую тему они вам не напомнили?
5. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, графически объясните их отсутствие или постановку:
Слайд 2
Он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора.
??? Что представляет собой конструкция это было уже в конце сентября?
Слайд 3
6.тема нашего урока: «Вводные и вставные конструкции»
7. Сформулируйте цель нашего урока:
Слайд 4
Систематизирование и обобщение знаний о вводных и вставных конструкциях; (углубление понятия об изучаемом языковом явлении)
8. повторение теоретического материала (работа в группах)
Сравнительная
таблица
Критерии сравнения |
Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения |
|
Вводные слова, словосочетания, предложения |
Вставные слова, словосочетания, предложения |
|
Степень распространенности |
Слово Словосочетание Предложение |
Слово Словосочетание Предложение |
Роль в языке (общее грамматическое значение) |
Выражение говорящим своего отношения к тому, что он сообщает. Указание на источник сообщения. Указание на последовательность изложения. |
Выражение дополнительных замечаний, пояснения, уточнения, поправки |
Связь с другими членами предложения |
Не связано грамматически с членами предложения |
Не связано грамматически с членами предложения |
Выполняемая синтаксическая функция |
+++++++ |
|
Место в предложении |
Начало Середина Конец |
Середина Конец |
Знаки препинания |
, – |
– ( ) |
Интонация |
Интонация водности – паузы, понижение силы голоса и более быстрое произношение вводных слов |
Интонация включения - выделение паузами, произношение с убыстрением и тоном ниже, чем предложение, в которое они вставлены |
9.А теперь проверим на практике
Слайд5
Задание 1
Расставить знаки препинания, определить значение вводных слов.
1.Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.
2. Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.
Слайд 6
Задание 2
Вставьте нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов.
Книги играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации. (безусловно)
Задание 3
Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
Цифровой диктант, который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения. Я диктую предложения, а вы должны указать номера предложений с вводными словами.
1. Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрылённости.
2. Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.
3. Во время концерта Николо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.
4. Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее.
(Ключ: 2,4)
Физминутка
Общение людей происходит не только посредством языка, но и посредством мимики, жестов, позы. Давайте немного отдохнем. Я называю вводную конструкцию, передающее то или иное чувство, вы же это чувство изображаете при помощи мимики, жестов.
Страшное дело (удивление)
Чего доброго (страх)
К несчастью (сожаление)
На радость (радость)
слайд
Задание 4
Вставные конструкции отличаются от вводных конструкций семантикой (они не являются способом выражения субъективной модальности, а передают дополнительную, уточняющую информацию).
А)записать предложение, составить простейшую схему
Валерия – так звали девушку, от тоски по которой я сбежал из деревни в Москву,- слушала меня, мечтательно глядя перед собой.
[ -ВК,- ]
Слайд 7(схема)
Задание 5
Класс выполняет графический диктант.
Б)Задание: составить схемы предложений.
а) Всем, я думаю, известно имя великого скрипача и композитора Никколо Паганини.
б) Моцарт, еще не умея писать (ему тогда было четыре года), уже сочинял мотивы.
Задание 6 Творческая работа.
Слайд8
-Распространить данные предложения вводными словами, вводными предложениями, вставными конструкциями.
1.Горный воздух(…)действует благотворно на здоровье человека.
2.(…)у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.
3.Полевая клубника(…)уже поспела.
4.Орловская деревня(…)обыкновенно расположена среди распаханных полей.
Слова для справок: я уверен; мы говорим о восточной части Орловской губернии; без всякого сомнения; одним словом.
Слайд9
Проверь
(1-без всякого сомнения; 2-одним словом; 3- я уверен; 4 – мы говорим о восточной части орловской губернии).
Слайд 10
“Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных”, - писал Иван Александрович Гончаров еще в 19 веке.
А российский журналист 21 века Андрей Мирошниченко в одном из своих интервью заметил: “Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет”.
??? Как вы понимаете эти высказывания?
В советском фильме о школе “Дневник директора школы” есть замечательный эпизод. К Борису Николаевичу Свешникову, директору школы, пришла интеллигентная, обаятельная женщина устраиваться на должность учителя начальных классов. Борис Николаевич задал всего один вопрос, который определил его решение: “Как Вы добирались до школы?” А в ответ услышал: “На транвае”. Через какое-то время пришла устраиваться скромная девушка. На аналогичный вопрос она ответила: “На автобусе”. Директор школы не растерялся и продолжил экзамен: “На каком еще транспорте можно доехать до школы?” “На троллейбусе, на трамвае”. “Пойдёмте, я познакомлю Вас с Вашим классом”
Пожелание.
Лист самооценки.
Теоретический материал |
Задание №1 (значение вводных слов) |
Задание №3 Цифровой диктант
|
Задание №4 Схема предложения |
Задание №5 Графический диктант
|
Задание №6 Творческое |
итог |
|
|
|
|
|
|
|
Лист самооценки
Теоретический материал |
Задание №1 (значение вводных слов) |
Задание №3 Цифровой диктант
|
Задание №4 Схема предложения |
Задание №5 Графический диктант |
Задание №6 Творческое |
итог |
|
|
|
|
|
|
|
Лист самооценки
Теоретический материал |
Задание №1 (значение вводных слов) |
Задание №3 Цифровой диктант
|
Задание №4 Схема предложения |
Задание №5 Графический диктант |
Задание №6 Творческое |
итог |
|
|
|
|
|
|
|
Лист самооценки
Теоретический материал |
Задание №1 (значение вводных слов) |
Задание №3 Цифровой диктант
|
Задание №4 Схема предложения |
Задание №5 Графический диктант |
Задание №6 Творческое |
итог |
|
|
|
|
|
|
|
Лист самооценки
Теоретический материал |
Задание №1 (значение вводных слов) |
Задание №3 Цифровой диктант
|
Задание №4 Схема предложения |
Задание №5 Графический диктант |
Задание №6 Творческое |
итог |
|
|
|
|
|
|
|
Лист самооценки
Теоретический материал |
Задание №1 (значение вводных слов) |
Задание №3 Цифровой диктант
|
Задание №4 Схема предложения |
Задание №5 Графический диктант |
Задание №6 Творческое |
итог |
|
|
|
|
|
|
|
Лист самооценки
Теоретический материал |
Задание №1 (значение вводных слов) |
Задание №3 Цифровой диктант
|
Задание №4 Схема предложения |
Задание №5 Графический диктант
|
Задание №6 Творческое |
итог |
|
|
|
|
|
|
|
Теоретический материал |
Задание №1 (значение вводных слов) |
Задание №3 Цифровой диктант
|
Задание №4 Схема предложения |
Задание №5 Графический диктант
|
Задание №6 Творческое |
итог |
|
|
|
|
|
|
|
Карта самооценивания
Название этапа |
Кол-во заданий |
Кол-во допущенных ошибок |
Самооценка |
Оценка учителя |
Орфографическая разминка |
1 |
|
|
|
Полный синтаксический и пунктуационный разбор простого осложненного предложения |
5 |
|
|
|
Тестовый вопрос |
2 |
|
|
|
Исправь ошибки |
4 |
|
|
|
Сопоставительная таблица |
6 |
|
|
|
Постановка цели урока |
1 |
|
|
|
Заполнение таблицы |
6 |
|
|
|
Запись и анализ предложений |
6 |
|
|
|
Подведение итогов |
2 |
|
|
|
ИТОГО |
36 |
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.