Урок № 2 |
6А от 13.09. |
6Б от 13.09. |
6Г от 13.09. |
2021 |
||||||||
Тема |
Язык – зеркало мира и национальной культуры |
|||||||||||
Цель урока: |
развивать представление учащихся о языке как о зеркале культуры; развивать грамотную устную и письменную речь. |
|||||||||||
Задачи: |
||||||||||||
предметные: |
распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; |
|||||||||||
метапредметные: |
формирование умений опознавать, анализировать языковые факты, работать с текстом, извлекать необходимую информацию; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков в создании устных и письменных высказываний; |
|||||||||||
личностные: |
расширить социальный опыт подростка посредством родного языка; способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника; воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русского языка. |
|||||||||||
Тип урока: открытие нового знания. |
||||||||||||
Методы урока: теоретический; урок-лекция с элементами беседы. |
||||||||||||
Технология: педагогического сотрудничества. |
||||||||||||
Оборудование: презентация, РМ. |
||||||||||||
ХОД УРОКА |
||||||||||||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|||||||||||
|
||||||||||||
Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. |
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
|||||||||||
|
||||||||||||
Оформление тетрадей, темы урока, цели, задач. Оформление журнала приема-передачи. |
Оформление записей. |
|||||||||||
|
||||||||||||
Расскажите о том, что вы узнали на прошлом уроке? |
Рассказ с дополнением. |
|||||||||||
|
||||||||||||
Привычному нам русскому языку всего чуть более 300 лет. Это «детский» возраст, но у языка есть родословная, своими корнями уходящая глубоко в историю и насчитывающая более 1000 лет. 24 мая 863 года - официальная дата рождения славянской письменности. В этот день братья Кирилл и Мефодий объявили о создании славянского алфавита. Азбука была названа кириллицей в честь её создателя. С этой даты ведёт своё начало славянская письменность. В кириллице было 43 буквы: 24 буквы заимствованы из греческого алфавита. Самые первые слова, которые святой Кирилл перевёл с греческого на славянский язык, были: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Кириллице более 1150 лет. Некоторые буквы ушли из старославянской азбуки, но их следы остались в современном русском языке. |
Краткая запись. |
|||||||||||
|
||||||||||||
В словарном составе русского национального языка и его организации, в устойчивых выражениях, пословицах и поговорках, в произведениях устного народного творчества, художественной литературе отражаются особенности русской культуры и русского характера, традиций русского народа; сохраняется и передаётся от поколения к поколению его исторический опыт. |
Кратко записывают материал лекции по ходу презентации. |
|||||||||||
Списывание. Язык – зеркало окружающего мира, он отражает действительность и создает свою картину мира, уникальную для каждого народа. За каждым словом стоит предмет реального мира. Но слово отражает не сам предмет, а то его видение, которое навязано носителю языка имеющимся в его сознании представлением. Получается, язык отражает окружающий нас мир не прямо, а через два зигзага: от реального мира к мышлению и от мышления к языку. А вы знаете, какие родственные отношения отражают слова золовка, невестка, шурин, деверь? Разобраться в этом вам поможет рисунок
Итог урока В 2015 году исследователь Игорь Крупник сообщил, что в эскимосском языке (в зависимости от диалекта) словарный запас для обозначения снега составляет 40-50 слов. Эскимосы по-разному называют падающий снег – кана и мягко падающий снег - акилокок. На их языке снег, лежащий на земле – апут; снежный покров, удобный для саней – пигнарток и т.д. Специалисты насчитали у чукчей — 40, а у эскимосов Канады — не менее 53 слов для снега. И ещё больше слов для разных «сортов» морского льда. Та же картина наблюдается у других северных народностей: у народа саами, по данным норвежских филологов, не менее 180 терминов для снега и льда. Но, зато есть другой интересный факт, что в эскимосском нет слов, обозначающих «вчера» и «война». |
||||||||||||
7. Рефлексия |
||||||||||||
Теперь я знаю, что…. Я не забуду о том, что… Я до конца не понял (а) …. |
Анализируют, делают выводы. |
|||||||||||
|
||||||||||||
Выполнить орфографический практикум. (Приложение). |
Запись в дневник. |
|||||||||||
|
||||||||||||
А вы знаете, какие родственные отношения отражают слова золовка, невестка, шурин, деверь? Разобраться в этом вам поможет рисунок
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.