Тема: Звук и буква «Кк». Слоги.
Тип урока: «Урок повторение изученного материала»
Цель: закрепить понятие звук и буква «к».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обучать чёткому произношению звука «к»;
- учить выделять в словах и слогах звук и букву «к»;
- формировать графический навык письма;
- учить правильно писать заглавную букву «К», строчную буквы «к» и слоги с «к»;
- обогащать словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие высших психических функций;
- коррекция и развитие фонематического слуха, мелкой моторики;
- коррекция и развитие умения отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать, правильно выполнять инструкции;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
- воспитывать положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности.
Содержание учебного процесса |
|
1. Организационный момент (1 мин) |
|
Работа с числом (календарём) Определить число, месяц, время года, день недели, погода, часть суток. - (Слайд 1) Чему учимся на уроках? (учимся: смотреть, слушать, думать) -Какой урок? (Речь) Посмотрите и скажите, чему учимся на этом уроке? (правильно говорить, читать, писать, радоваться успехам) (Слайд 2) -Я желаю вам успехов! |
|
2. Мотивация учебной деятельности (1 мин) |
|
- А кто хочет научиться разговаривать? Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать, Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. -Вы хотите много знать? - Вспомним наше стихотворение: Чтобы все на свете знать- Буквы будем изучать! - Сегодня мы вспомним ещё одну букву, но сначала выполним упражнения, которые помогут нам правильно говорить. |
|
3. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика (2-3мин) |
|
Упражнение «Мы дышим» Вдох носом, выдох через рот Вдох носом, выдох через нос Вдох, задержка дыхания, выдох Вдох, выдох по порциям. Артикуляционная гимнастика (картинки с надписью) «Качели» (вверх-вниз) 5-10 раз «Кошечка» (полакать из миски) 5-10 раз «Колечко» (О-О-О) 5-10 сек «Комарик» (з-з-з) 5-10 сек. |
|
4. Целеполагание. Сообщение темы. (1мин) |
|
-Посмотрите ещё раз на картинки (качели, кошечка, колечко, комарик). Проговорите эти слова, выделяя первый звук (подчёркиваю маркером букву «к»). -Звук «К» обозначается буквой «к». -Сегодня на уроке мы вспомним, как пишется буква «К», будем составлять слоги с этой буквой, учиться правильно их проговаривать. |
|
5. Самомассаж (1-2мин) |
|
- А чтобы у нас всё получилось, давайте выполним упражнение «Наши ушки слышат всё» Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину (поднимаясь ручками вверх). В конце упражнения разотрите уши руками. |
|
6. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (2мин) |
|
Работа с алфавитом -Мы готовы работать дальше и вспомним наш алфавит. - А теперь возьмите камешки и отметьте те буквы, которые я буду называть (индивидуальная работа, букву «К» называю последней). -Давайте ещё раз произнесём букву «К». Как произносим? (коротко) Какая капелька? (маленькая) - На какой строчке, и в каком столбце живёт буква «К» в алфавите? |
|
7. Актуализация знаний. (5 мин) |
|
- Найдите образ (картинку) этой буквы. Какое слово зашифровано? (карандаш) -Сколько элементов в этой букве? (посчитали - 3), составьте из палочек эту букву (по образцу) - Проверили друг у друга. -Какая эта буква? (печатная) -Где встречаем печатные буквы? (книги, газеты, плакаты, учебники) Работа по учебнику -Найдите по закладке страницу с буквой «Кк», обведите буквы пальчиком, обратной стороной карандаша. - Напишите печатную букву карандашом и пальчиком большую и маленькую в коробочках с крупой. - А какие буквы мы пишем в тетради? (Заглавные, строчные) Работа в парах -Рома и Геля возьмите свой конверт, Денис и Кристина свой, а этот конверт для Вовы. Посмотрите, что там? Как вы думаете, что надо сделать? (Слайд 3) Упражнение «Составь буквы» Разбор заглавной и строчной букв. -Сколько элементов, какие? Заглавная (высокая наклонная линия с петелькой внизу и острым крючком вверху, линия с верхним закруглением вправо, я линия с закруглением вверху и внизу). Строчная (короткая наклонная прямая, крючок с закруглением вправо, крючок с закруглением с двух сторон, вверху с закруглением влево, внизу-вправо). -Посмотрим, кто быстрее и правильно справится с заданием. Проверьте, правильно ли у вас получилось. -Что делали? Кто справился быстрее? - Молодцы! -В этом задании многое зависело от работы ваших пальчиков. Они устали? Давайте их разомнём. |
|
Гимнастика для кисти и пальцев рук (2мин) |
|
Упражнение «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе. |
|
-Наши ручки готовы работать дальше, но прежде чем писать в тетрадях поработаем на карточках (Буквы из бархатной бумаге) |
|
Работа в тетрадях (3 мин) |
|
Письмо строчной буквы «к» Сели прямо, ноги вместе, Под наклон возьмём тетрадь. Левая рука на месте, Правая рука на месте, Можно начинать писать!!! (письмо по обводке, пунктирам, самостоятельно) |
|
Физминутка (1мин) |
|
Вы, наверное, устали? Ну. Тогда все дружно встали. Потянулись, потянулись…. Ножками потопали, ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем. Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
|
Работа в тетрадях (2 мин) |
|
Письмо заглавной буквы «К» (письмо по обводке, пунктирам, самостоятельно) -Карандашом отметьте самую красивую букву. -Рома работает по карточке («Найди букву «Кк», обведи в кружочек») |
|
Вывод: Что мы делали? (Писали буквы, составляли их из палочек, элементов, определяли самые лучшие…) |
|
Развитие фонематического слуха (3 мин) |
|
- А сейчас послушайте, как я произнесу звук «к». — К-к-к! (стучу ладошкой по столу) -Повторите (твёрдо, уверено). Дождик: кап-кап-кап (проговариваем громко, тихо, с усилением и увеличением темпа) - Послушайте, как я сейчас произнесу звук «к». — Кь-кь-кь! (стучу ладошкой по коленке) -Повторите (мягко, ласково). Зовём кошку: кис-кис-кис (аналогичная работа) -Что мы сейчас изображали? (дождик и звали кошку) |
|
- Ребята, а вы хотите поучаствовать в сценке? (Слайд 4) Ролевая игра -Посмотрите на картинку. Кто нарисован? (кукушка, лягушка) А что ещё вы видите? (дождик) -Как кричит кукушка? Кто будет кукушкой? -Что произносит лягушка? Кто будет лягушкой? -А как мы слышим дождь? Все остальные - дождь. -Сейчас каждый из вас будет выполнять ту роль, какую мы сейчас определили. Дождь по листьям: — Кап-кап-кап! — Разбудил лягушку. А лягушка: — Ква-ква-ква! — Позвала кукушку. А кукушка: — Ку-ку! — Закричала на суку. Целый день по лесу: — Кап-кап! — Ква-ква! — Ку-ку! -Вам было интересно, какое настроение, покажите? |
|
Элементы релаксации (1мин) |
|
Упражнение «Качели» -Послушайте спокойную музыку. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед, и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону. -Кач-кач-кач-кач… |
|
Развитие фонематического слуха (2 мин) |
|
-А сейчас я предлагаю вам побыть исследователя и определить, где написано слово «лягушка», а где слово «кукушка». Работа со словами: «кукушка, лягушка» (слова на доске) -Определите место буквы «к» в словах (с помощью капелек) -Какие капельки необходимы? (маленькие) -Где стоит буква «к»? (в начале и середине) |
|
Глазодвигательные упражнения (1мин) |
|
-Вы внимательно смотрели? Глазки устали? Упражнение «Глазки» Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать. |
|
Развитие фонематического слуха (3-4 мин) |
|
-Посмотрите на таблицы, вспомним слоги. - Повторяйте их за мной. Работа по слоговыми таблицам |
|
Работа в кассах (составить слоги на слух) -Звук «К» превращается в капитана и катает на лодочке поющую принцессу «а»; «о»; «у»; «ы»; «э». -Прочитаем получившиеся слоги. |
|
Работа по карточкам (2 мин) |
|
- Запишем составленные слоги, стараемся писать правильно, красиво. -Выделите самые лучшие слоги. -Что делали? Сколько слогов вы обвели? |
|
Обобщение и систематизация знаний (2 мин) |
|
-А сейчас все встали в круг. У меня есть сундучок, в котором лежат предметы. -Вам необходимо определить, один из предметов, назвать его и потом проверить так ли это. Стараемся не ошибаться, сначала хорошо думаем. Игра «Волшебный сундучок» (предметы: карандаш, ключ, конфета, клей, картофель, кисточка, кольцо, кубик) -Мы справились с заданием? У нас всё получилось? Вы рады? Покажите своё настроение. |
|
Итог. Рефлексия (1-2 мин) |
|
-С какой буквой мы сегодня работали? Назовите слова, которые начинаются со звука «к». Каких принцесс взял к себе в лодочку капитан «К»? - Вы хотите научиться составлять слова и предложения с буквой «к»? На следующих уроках мы продолжим работу. Дерево «Успеха» -А сейчас подумайте, всё ли у вас получилось на уроке? -Выбрать листочек и прикрепить его к дереву. Зелёный, если у вас всё получилось и у вас хорошее настроение. Жёлтый, если были небольшие ошибки и вы не всем довольны. Красный, если было много ошибок и вам на уроке было не интересно. -Я рада, что на дереве много зелёных листочков. -Спасибо за хорошую работу! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.